-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Natal_Alex

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Всё_для_блога


Без этого пленительного света не кружится от счастья голова... Женский образ в живописи Фешина Николая Ивановича (Россия - США, 1881-1955)

Воскресенье, 05 Марта 2017 г. 14:58 + в цитатник
Цитата сообщения ovenca Без этого пленительного света не кружится от счастья голова... Женский образ в живописи Фешина Николая Ивановича (Россия - США, 1881-1955)

 

И снова художник - эмигрант из России... Ранее я уже рассказывла о мастерах живописи мирового уровня, вынужденных покинуть родину после революции 1917 года, таких как: Л. Бакст, С. Сорин, С. Колесников-Одесский, Н. Гончарова, П.Челищев, К. Коровин, К. Сомов. Сегодня речь пойдет о Фешине Николае Ивановиче (1881-1955) - одном из самых выдающихся рисовальщиков первой половины ХХ века.

missis-kreg-1923 (654x626, 577Kb)
Миссис Крэг. 1923

Елена Анненкова - Вы


С небес полночных падает звезда, И птицы улетают в край далекий, Но с вами остается навсегда Свет женщины, прекрасный и высокий. От сердца к сердцу, от мечты к мечте Свет женщины проложит путь незримый, Открытый только вечной Доброте, И Правде и Любви неповторимой... Воистину бессмертные слова: "Без этого пленительного света Не кружится от счастья голова, Не будет ни героя, ни поэта". Сверкают росы, тают облака, Приходит новый день обыкновенно. И светится Вселенная, пока Свет женщины расплёскан во Вселенной!

© Павел Кашаев (р. 1948)

Портрет Веры Фокиной. 1926 (651x664, 325Kb)
Портрет Веры Фокиной. 1926

dama-v-chernom-portret-a.n.feshinoj-1924 (626x700, 567Kb)
Дама в сером (Портрет А.Н. Фешиной). 1924



feshin (169x218, 9Kb) Фешин Николай Иванович (1881-1955) - один из самых выдающихся рисовальщиков первой половины ХХ века, академик живописи, действительный член Петербургской Академии Художеств (1916), член Товарищества передвижных художественных выставок (1916), представитель импрессионизма и модерна.

Родился Николай Иванович в Казани в семье, причастной к художественному мастерству. Его отец, резчик иконостасов, стал рано привлекать мальчика к своим работам. В четырнадцать лет Фешин поступил в Казанскую художественную школу, а в 1901 г. по ее рекомендации был принят в Высшее художественное училище при АХ, где вскоре перешел в мастерскую И.Е. Репина.


dama-za-manikyurom-portret-m-lle-zhirmond-1917 (623x700, 672Kb)
Дама за маникюром (Портрет м-ль Жирмонд). 1917

- (626x700, 250Kb)
Миссис Фешина с дочерью. 1922


В Казань он вернулся преподавателем. Здесь, в Казани, он создал свои самые выдающиеся произведения российского периода жизни. Здесь он стал действительным членом Академии художеств. Но Казань, город, хотя и являвшийся в то время культурным и административным центром Поволжья, все же не был городом столичным.

portret-ii-1923 (656x640, 641Kb)
Портрет Ии. 1923

portret-lilian-gish-v-roli-romoly-1925 (639x700, 597Kb)
Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы. 1925


Вот что пишет сам Фешин в своей автобиографии: "В Казани мы, студенты, варились все время в собственном соку, никогда не видя ни последних выставок, ни картин, которые заслуживали того, чтобы их посмотреть. Нетрудно представить, каким чудодейственным городом представлялся мне Петербург с его первоклассными музеями, театрами и другими ценностями".

portret-m.v.evlampievoj-1914 (652x598, 480Kb)
Портрет М.В. Евлампиевой. 1914

portret-n.m.sapozhnikovoj.-etyud-1915 (653x679, 622Kb)
Портрет Н.М. Сапожниковой. Этюд, 1915


Но странно то, что, учась в Петербургской Академии художеств, он не выполнил ни одной работы, связанной с этим прекрасным и величественным городом. Будучи посланным Академией художеств за границу, он не был очарован ни Парижем, ни Германией, ни Италией. Дочь художника Ия вспоминала: "Не было ничего такого особенного, чем бы отец был восхищен. Ему не нравился Париж. Там не было ничего, что впечатлило бы его. Он был в Италии, и только в Неаполе рыбный базар заинтересовал его".

portret-t.a.popovoj-1917 (653x500, 543Kb)
Портрет Т.А. Поповой. 1917

portret-zheny-arhitektora-sidorchenko-1915 (642x700, 591Kb)
Портрет жены архитектора Сидорченко. 1915


Фешин во время учебы в Академии почти в каждом году его пребывания в ней брал отпуск для поездок по России "с целью художественных работ с натуры". За исключением 1903 года, когда он побывал в Сибири, основные места его поездок - все то же, родное ему, среднее Поволжье и Нижегородский край.

vesna-v-stepi-portret-a.n.feshinoj-1913 (618x700, 710Kb)
Весна в степи (Портрет А.Н. Фешиной). 1913

zolotye-volosy-1914 (652x690, 678Kb)
Золотые волосы. 1914


Черты зрелого стиля Фешина ясно проявились уже в произведениях 1908 года, в бытность его еще студентом Академии: «Дама в лиловом», «Портрет Н.М. Сапожниковой», «Черемисская свадьба». В 1909 году была написана конкурсная «Капустница», давшая ему право пенсионерской поездки за границу. В этих картинах определился не только язык, но и главная тема творчества Фешина - человек в его разных ипостасях: создание природы и творение культуры.

За самоваром. Портрет О.М.Ясеневой. 1913 (654x513, 484Kb)
За самоваром. Портрет О.М.Ясеневой. 1913

+Портрет мадемуазель Подбельской. (655x679, 687Kb)
Портрет мадемуазель Подбельской


Фешин  художник во многом парадоксальный. Он индивидуален и неповторим, и одновременно его художественный язык соединяет в себе многочисленные стилевые направления. Ясно читается и академическая основа, и реалистические традиции передвижников, и импрессионистические элементы, и экспрессионистические тенденции. Все трансформировано в единую систему... Процесс важнее результата, поэтому работы часто не закончены, либо «как бы» не закончены; создание произведения не останавливается во времени и свершается на наших глазах.

Портрет жены с дочерью. 1920-е (655x672, 683Kb)
Портрет жены с дочерью. 1920-е

Портрет Н.М.Сапожниковой. 1916 (656x622, 615Kb)
Портрет Н.М. Сапожниковой. 1916


С 1908 года Фешин подписывает контракт на работу преподавателем в Казанской художественной школе и после Европы возвращается в родной город. Активная педагогическая практика не обрывает творческой жизни. В это время созданы два больших жанра: «Обливание» и «Бойня», великолепные работы 1910-1918 годов: «Портрет архитектора П. Абрамычева», портреты Вари Адоратской, отца...

Портрет Вари Адоратской (1914). (652x616, 473Kb)
Портрет Вари Адоратской. 1914

portret-ulyany-kitaevoj-1912 (614x700, 562Kb)
Портрет Ульяны Китаевой. 1912


Революция повлияла на смену тем. Фешин пишет серию исторических портретов по заказам советских учреждений: деятели революции и великие музыканты. Мысль об эмиграции возникает не столько по причине разрухи и голода, сколько из-за невозможности сохранить себя как творческую личность.

russkaya-devushka-portret-ariadny-mikeshinoj-19231926 (610x700, 676Kb)
Русская девушка (Портрет Ариадны Микешиной). 1923-1926

+Portrait of Mary Kiker, 1931 (611x700, 534Kb)
Портрет Мари Кикер. 1931


Следующий период творчества Фешина связан с США. Первые четыре года эмиграции, проведенные в Нью-Йорке (1923-1926), были крайне важным этапом. Успех пришел быстро: его сразу признали и публика, и профессионалы - Фешин даже вел специальный мастер-класс.

aleksandra-na-volge-1912 (549x700, 545Kb)
Александра на Волге. 1912

dama-v-sinem-19231926 (559x700, 440Kb)
Дама в синем. 1923-1926


Он участвовал во всех выставках русского искусства и устраивал персональные показы в крупнейших галереях. Работы покупали чуть ли не с мольберта. Его моделями хотели быть кинозвезда Лилиан Гиш, популярная романистка Уилла Катер и многие другие. Среди безусловных шедевров, созданных в Нью-Йорке, - портрет Давида Бурлюка, «Ия с дыней», «Мать и дочь».

obnazhennaya-so-spiny-ok.-1915 (571x700, 657Kb)
Обнаженная со спины. Ок.1915

portret-aleksandry (572x700, 564Kb)
Портрет Александры. 1927-1933


Но все же главным местом в Америке и наиболее продуктивным периодом творчества для художника стал Таос, где им выполнены самые великолепные произведения - портреты местных жителей. Он возник в жизни Фешина из-за болезни: открывшийся туберкулез требовал другого климата. Семья Фешиных объездила половину Америки в поисках подходящего варианта, но все было не то. Друг - художник Янг-Хантер попросил Мэйбл Додж Люхан - богатую даму, покровительницу искусств, пригласить Фешиных в Нью-Мексико, в Таос.

portret-izabel-1923-1927 (573x700, 614Kb)
Портрет Изабель. 1923-1927

portret-m.g.medvedevoj-1912 (599x700, 646Kb)
Портрет М.Г. Медведевой. 1912

Они приехали на лето 1926 года и поняли, что уезжать не хотят. Это происходит почти со всеми, кто оказывается в Таосе, небольшом поселении, окруженном горной цепью Сангри де Кристо, от которой начинается пустыня, пересекаемая Рио-Гранде. Мощь природы, индейская культура, испанские поселения - все смешалось в особый коктейль.

portret-n.m.sapozhnikovoj-u-royalya-1916 (607x700, 562Kb)
Портрет Н.М. Сапожниковой у рояля. 1916

princessa-1940-e (585x700, 563Kb)
Принцесса. 1940-е


Таос привлек к себе внимание художников еще в конце XIX века. Решая проблему идентификации американского искусства, они начали здесь селиться, чтобы писать природу, индейцев, ковбоев, испанскую архитектуру. К моменту приезда Фешиных это была цветущая художественная колония, которая, благодаря Мэйбл Додж, превратилась в международную и стала одним из центров американского модернизма.

Девочка с острова Бали (1938) (559x700, 502Kb)
Девочка с острова Бали. 1938

+Nude Woman, 1923 (569x700, 479Kb)
Обнаженная женщина. 1923


Шесть лет в Таосе были самыми яркими и плодотворными в американской жизни Фешина. Его рисунки индейцев Таоса - одни из самых романтических, возвышенных образов «людей земли». Самые нежные чувства открывались в портретах жены и дочери. Интенсивнее работать просто невозможно.

+Portrait of Duane, 1926 (561x700, 485Kb)
Портрет Дианы. 1926

+iya-v-kimono-kon.1930-h (527x700, 521Kb)
Ия в кимоно. Кон.1930-х


Все кончилось в 1934 году, когда жена Александра подала на развод, устав жить в тени мужа и терпеть его вспыльчивый импульсивный характер. Впоследствии художник с дочерью переедут в Нью-Йорк и Лос-Анджелес, а Александра Фешина до конца жизни проживет в их таосском доме.

+Дама в лиловом(Портрет_неизвестной). 1908 (532x700, 483Kb)
Дама в лиловом (Портрет_неизвестной). 1908

+portret-devushki-1940-enach.-1950-h (579x700, 454Kb)
Портрет девушки. 1940-е - нач.1950-х


Оставив дом и мастерскую, они с дочерью, которая предпочла быть с отцом, оказались ни с чем. Все опять нужно было начинать заново. Фешина вновь спасло искусство. И он будет еще двадцать лет жить в Лос-Анжелесе, будут новые работы, поездки и увлечение Востоком. К концу жизни художник остался без сбережений и зарабатывал на жизнь частными уроками рисования.

+iya-ser.1930-h (572x700, 301Kb)
Ия. Сер.1930-х

+devochka-s-ostrova-bali-posle-1938-2 (590x700, 153Kb)
Девочка с острова Бали. После 1938


Древние греки считали, что, если человек умирает во сне, значит, он отмечен богами. Фешин тихо умер во сне в Санта-Монике (ныне в составе Лос-Анджелеса) 5 октября 1955, за месяц до своего 75-летнего юбилея. Исполняя волю отца, его дочь художник Ия Николаевна Фешина-Бренхам в 1976 году привезла прах отца в Казань и захоронила на Арском кладбище. В 1981 в его доме в Таосе был основан Институт Фешина - с музеем и образовательным центром.

По материалам статьи Тулузаковой Г.П. "Русский американец Николай Фешин"
Журнал "Русское искусство" за 2004 год.


_______________

 

 

 

Серия сообщений "ЖЗЛ":
Часть 1 - Без этого пленительного света не кружится от счастья голова... Женский образ в живописи Фешина Николая Ивановича (Россия - США, 1881-1955)
Часть 2 - Крутится, вертится шар(ф) голубой?
Часть 3 - К 75-летию Муслима Магомаева
...
Часть 11 - Лев Гумилёв. Мыслитель, сын поэтов
Часть 12 - «Русский Эзоп» Иван Крылов
Часть 13 - Счастье, радость на холсте. И органическое стремление к празднику.

Серия сообщений "Женский образ":
Часть 1 - Она любила блюзы и сонеты...А он любил...А он любил её...
Часть 2 - Без этого пленительного света не кружится от счастья голова... Женский образ в живописи Фешина Николая Ивановича (Россия - США, 1881-1955)
Часть 3 - Живопись, имитирующая чеканку. Художник Ковалёв Сергей Анатольевич.
Часть 4 - Внутри меня живет мoя Bсeленная...
...
Часть 13 - В капризах Женщины – величие царицы
Часть 14 - Клубничным ароматом пахнет ночь...
Часть 15 - В ней невозможное смеется и грустит... | Herman Richir - часть 1.

Рубрики:  Живопись
Художники

Понравилось: 1 пользователю