Согласно теории Роланда Барта происходящее в кино базируется на взаимодействии 5 кодов: enigma, action, semic, symbolic, cultural.
И вот этот самый последний код представляет собой культурный багаж зрителя. На примитивном уровне это, например, тот случай, когда вы не сможете оценить «Очень страшное кино», не посмотрев перед этим фильмы, над которыми в нем стебутся. В более общем смысле это подразумевает, что зритель знаком с данным жанром, знаком с той темой, которая раскрывается в фильме, вообще смыслит в кинематографе и может, например, понять в каком месте, что было процитировано. Это довольно любопытно, потому что получается, что чтобы полностью понять фильм, нужно иметь за плечами внушительную коллекцию просмотренных фильмов, прочитанных книжек, изученных картин и прочее, прочее. И на самом деле, когда я читаю аналитические эссе о том или ином фильме то мурашки идут по коже от осознания того, насколько мне до этого далеко.
Blue Velvet:
AS IF IN SUPERMARKET LYNCH SELECTS SIGNS FROM CINEMA AND APPROPRIATES THEM FOR HIS OWN PURPOSES:
THE IDEAS OF SMALL TOWN INNOCENCE BORROW HEAVILY FROM HITCHCOCK'S SHADOW OF A DOUBT, THE OPENING HEART-ATTACK SEQUENCE REFERS TO THE LUMIERE BROTHERS' L'ARROSEUR ARROSE. THE BADALAMENTI SCORE SEEMS DERIVATIVE OF THE MUSIC IN EXPERIMENT IN TERROR (BLACK EDWARDS 62), A FILM SET IN A SUBURB CALLED TWIN PEAKS (TWIN PEAKS ALSO FEAUTURES HEAVY BORROWING WITH SPECIFIC REFERENCES TO PREMINGER'S LAURA (44), HITCHCOCK'S VERTIGO (58) AND ROBERT WISE'S BORN TO KILL (47))
И опять же это доказывает, что все–таки для того, чтобы высказывать какое-то суждение о фильме нельзя руководствоваться просто понравилось - не понравилось или ой, как красиво или о, боже, тут играет тот самый актер. Все таки, нужно пытаться понять насколько этот фильм действительно хорош – на сколько хорош сценарий, актерские работы, операторская работа, режиссерская и прочее. На самом деле мне кажется это даже во сто крат интереснее, чем просто смотреть фильм, отдавшись эмоциям и картинке. Потому что кинематограф вмещает в себя и изобразительное искусство, и театральное, и писательское, и музыкальное. И когда каждый аспект фильма идеален, но перед нами действительно шедевр искусства, а не просто какая-то поделка. И также как важно научиться понимать, в чем же прелесть Джоконды, 5 симфонии Бетховена и Моби Дика, также важно разобраться во всем том, что вмещает в себя фильм. Может быть, у вас резко сократиться количество фильмов, которые вам нравятся, потому что вы поймете, что это просто халтура, но вместе с тем от по-настоящему хороших фильмов вы получите удовольствие ни с чем не сравнимое.