Марина Тимашева
28.06.06
Отборщики конкурсных фильмов обещали, что фестиваль не будет политизированным. Действительно, политики ни в одной из уже показанных картин нет, зато социальных проблем хоть отбавляй. В очень симпатичной легкой бельгийской комедии «Как все» (режиссер Пьер-Поль Рендерс) показана диктатура без диктатора. С его ролью успешно справляется телевидение и средства массовой информации, которые бесцеремонно вторгаются в человеческую жизнь и превращают людей в подопытных кроликов. В довольно заурядной шведской ленте «О Саре» (режиссер Карим Отман) затронута, тем не менее, животрепещущая тема: феминизм в его нынешней версии. Главная героиня воспитана в уверенности, что сама может совладать с любой ситуацией. В какой-то момент выясняется, что это не так, но она продолжает упорствовать в своем заблуждении, едва не разрушив свою и чужую жизнь. В умной, стилизованной под документальное кино, филиппинской картине «Букмекер» (режиссер Джеффри Джетуриан) опора и надежда семьи – пожилая женщина – вынуждена зарабатывать, принимая ставки в нелегальной лотерее. А играют в нее такие же полуголодные и нищие, как она сама. Наконец, в мексиканском фильме «Больше всего на свете» (режиссеры Андрес Леон Беккер и Солар Кортес Хавьер) показаны отношения матери и дочери, которым не хватает времени на общение друг с другом. Вообще, образ женщины, как единственной опоры в жизни семьи и общества, представлен почти во всех фильмах конкурса.
Из 17 конкурсных картин кинокритики посмотрели уже 9. Вице-президент Гильдии киноведов России Леонид Павлючик оценил общий уровень конкурсных картин на фестивале как не слишком высокий: «Конкурсные фильмы, которые мы смотрим, у меня, например, в своей массе рождают ощущение дежа вю – все это я уже однажды видел. Одна картина отсылает к «Шоу Трумэна», другая к известной южнокорейской картине «Оазис», третья картина известного режиссера напоминает самого известного режиссера, только его более удачной, яркой, так сказать, поры. Мы посмотрели только половину, и, может быть, припасено некое секретное оружие, я на это сильно надеюсь».
Возможно, секретное оружие появится уже сегодня, когда будет показан российский фильм Алексея Мурадова «Червь». Режиссер так говорит о своем фильме: «История обыкновенная. Человек среднего возраста, мужчина, который получил звание полковника спецслужб, вдруг понимает, что он к жизни не имеет никакого отношения. И вот попытка его адаптироваться к этой жизни и понять, что это такое, что есть суть его и что есть суть жизни, это и есть предмет этого фильма».
Алексей Мурадов с фильмами «Змей» и «Правда о щелпах» дважды удостаивался наград «Кинотавра».
--------------------------------------------------------------------------------------------
Марина Тимашева
26.06.06
В конкурсной программе Московского кинофестиваля показано еще три фильма. Фильм итальянского режиссера Умберто Мариино «Лед и пламень», японский фильм «Самурай, которого я любила», снятый Мицуо Куроцути, и немецкая кинолента - «Страхование жизни» режиссера Бюлента Акинчи.
Режиссеру Умберто Марино, автору картины «Лед и пламень», как и многим его европейским коллегам, видимо, не дают покоя лавры «Человека дождя» и Дастина Хофмана. Герой-аутист, спасти которого может не медицина, а только любовь, - этот образ давно стал общим местом мировой кинематографии. Сам режиссер, однако, не признает свой фильм данью моде: «Болезнь я старался показать метафорически. Герой носит в себе те же проблемы, что и самые обычные люди. Мы рассказываем историю человека, который лишен дара любви и пробует его обрести с помощью женщины. Лед - это он, она - пламень. Его таяние и есть предмет нашего интереса.
Название следующего фильма конкурсной программы – «Самурай, которого я любила». Красивая история из древних времен, совершенно доступная для зрителя, ничего не знающего о бусидо и особенностях японской культуры. Необычно в фильме то, что любовь совершенно целомудренна, боевых сцен не так уж много, а самураи заняты на чиновничьей службе, да еще они дорожат человеческой жизнью и не рвутся пролить кровь врага. Режиссер Мицуо Куроцути говорит, что этим обязан книге писателя, имя которого известно в России по «Сумрачному самураю», а по другой его книге и сделан фильм «Самурай, которого я любила». Мицуо Куроцути так прокомментировал свой фильм: «Вы приучены к самураю-супермену, а я хотел представить вам обычного человека. Он - такой же, как мы».
Логика у итальянского и японского режиссеров похожа: аутист и самурай ничем не отличаются от нас с вами. На самом-то деле, отличается только герой немецкой экзистенциальной драмы «Страхование жизни». Превосходный молодой актер Йенс Харцер играет страхового агента, вся жизнь которого проходит в машине и общении с потенциальными клиентами. В какой-то момент идеальным материалом для работы оказываются люди, склонные к самоубийству, - в случае их смерти жены и дети получат большие деньги. Жизнь застрахована, но жизни нет. Атмосфера социальной депрессии очень точно отражена в фильме, который снял Бюлент Акинчи: «Жизнь в Германии прекрасна. Это уж точно. Но я хотел показать те сущностные, глубокие проблемы, которые существуют во внешне очень благополучном обществе».
На приз фестиваля пока может претендовать только этот фильм - один из вообще немногих, смысл которых не исчерпывается кратким пересказом сюжета.
--------------------------------------------------------------------------------------------
Елена Фанайлова
3.07.06
В конкурсе экспериментального и дебютного кино «Перспективы» на Московском международном кинофестивале победила узбекская лента под названием «Чашма» («Источник»).
Глава жюри конкурса «Перспективы» чешский режиссер Петр Зеленка на церемонии награждения лауреатов сказал, что решение было принято быстро и единогласно: выбрали «человечный и искренний фильм, сделанный к тому же не в Москве». Решение жюри во многом может рассматриваться как благотворительное: приз конкурса «Перспективы» представляет собою 20 тысяч долларов и 10 тысяч метров кинопленки для съемок следующей картины. «Искренних и человечных фильмов», к тому же по художественному уровню явно выше узбекской ленты, на конкурсе «Перспективы» было примерно четыре: это чешский «Ре-старт», российский «Маяк», польский «Это я» и австралийский «Современная любовь». Однако по их технической оснащенности понятно, что создатели этих лент не останутся без внимания своих государств и неправительственных фондов. Российская кинокомпания «Андреевский флаг», которая произвела фильм «Маяк», вообще сослужила не очень хорошую службу его фестивальной судьбе, устроив пышную презентацию с прочувствованными речами чиновников, что совсем не соответствовало ни скромному, интеллигентному духу фильма, ни рабочей атмосфере конкурса «Перспективы».
Победителю конкурса, двадцатидевятилетнему Ёлкину Турчиеву, снявшему фильм на базе «Узбеккино», на пресс-конференции приходилось отвечать на вопросы о государственном давлении на кинематограф в Узбекистане: «По поводу контроля творчества и Госкино всегда возникают определенные вопросы, которые надо выяснить и творческому человеку и государству. Когда этот вопрос выяснен, дальше уже нет никакого давления. Главное, чтобы государство и творческий человек понимали друг друга, вот и все. Что касается давления, я никогда не чувствовал, что на меня давят. Я, например, снял то, что хотел. И то, что хотелось сказать, все это на пленке».
Ёлкин Турчиев снял фильм о девушке и, более того, глазами девушки. Это один день из жизни невесты, которая по-новому увидела своих односельчан. Фильм несколько наивен, по-своему поэтичен, отсылает к узбекскому лирическому кинематографу 70-х годов. Ёлкин Турчиев говорит: «Жизнь человека может быть всякой. Люди бывают хорошие и плохие, и это не значит, что они не должны жить. Они все питаются от чего-то - от хорошего или от плохого, но духовное развитие происходит. И именно в этом смысле я хотел сказать, что источник жизни – надежда».
Мораль фильма: нужно придерживаться корней и семейных ценностей. Фильм практически лишен политических и социальных реалий, изображение в нем приукрашено на грани гламура. Главную роль исполняет Нигора Каримбаева, актриса театра Ильхом и узбекская телезвезда. Режиссер Ёлкин Турчиев с успехом работает в узбекском коммерческом кино, однако свой новый фильм относит к категории кино авторского.
---------------------------------------------------------------------------------------
Марина Тимашева
3.07.06
Вечером 2 июля в Москве в кинотеатре «Пушкинский» были подведены итоги 28-го Московского Международного кинофестиваля.
Звезд на закрытии церемонии было больше, чем на ее открытии, но все равно не густо: Николай Бурляев, Наталья Белохвостикова, Евгений Лазарев и Светлана Немоляева, Людмила Гурченко, Олег Табаков и Марина Зудина и – главное – Жерар Депардье. Днем он общался с кинопрессой, был дружелюбен, не высокомерно, очень серьезно отвечал на вопросы. Мой касался премии, которую на торжественной церемонии закрытия фестиваля и получил выдающийся актер. Премия эта носит имя Станиславского (ее полное название «Специальный Приз за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы К. Станиславского "Верю. Константин Станиславский"»), и я спросила, когда Жерар Депардье впервые услышал это имя и следовал ли системе Станиславского. Жерар Депардье ответил: «Я знаю имя Станиславского с 1965 года, когда начал работать в театре. Я не сторонник, вообще-то, никаких методов, но, в принципе, мне эта личность нравится. Я чувствую, как мне кажется, душу русского народа. Здесь, в вашей стране есть какая-то сумасшедшинка, но как можно остановить ветер, если он гуляет по равнине, а гор нет?»
То, что Депардье получил премию Станиславского, было известно заранее. О том, кого из участников конкурса выберут два жюри, никто не пробовал даже гадать. От имени жюри, которое судило основную программу конкурса, выступал его председатель Анжей Жулавский. Он сказал, что жюри не ссорилось и не заседало до пяти часов утра, но интересные дискуссии вело. «Критерии выбора были такими, - продолжил пан Жулавский, - Купили бы вы билет на тот фильм, за который голосуете?».
Итак, «Серебряный Святой Георгий» вручен исполнительнице роли в фильме «Уроки вождения» Джули Уолтерс, она – представитель старой театральной британской актерской традиции. Лучшим исполнителем мужской роли признан Йенс Харцер, фантастический актер, сыгравший главную роль в немецком фильме «Страхование жизни», которую многие кинокритики считали лучшей конкурсной картиной. Если бы Бертран Блие остался до конца Московского фестиваля, то из рук Алексея Учителя он получил бы награду за лучшую режиссуру. В конкурсной программе фестиваля участвовал его фильм «Сколько ты стоишь», кстати, с Жераром Депардье и с Моникой Белуччи. Специальный приз жюри уехал в Британию, и опять за тот же самый фильм «Уроки вождения», приз достался режиссеру Джереми Броку.
Гран-при, «Золотой Святой Георгий» из рук Анжея Жулавского принял Осман Карим, режиссер шведского фильма «О Саре». Судя по тому, что происходило в кулуарах, кинокритики не стали бы покупать билет на этот фильм и уж точно не пошли бы на него второй раз.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Марина Тимашева
2.07.06
Последние два дня пополнили конкурсную афишу Московского Международного кинофестиваля еще четырьмя фильмами, сделанными знаменитыми режиссерами - Иштваном Сабо и Раулем Руисом, польским актером Анджеем Севериным и британским режиссером Джереми Броком.
Анджея Северина киноманы знают по ролям в фильмах Анджея Вайды, а театралы - по работе в «Комеди Франсез». На сей раз он выступил в качестве режиссера и показал очередную умозрительную историю про священника, который помогает наркоманам.
Британский режиссер Джереми Брок представил на суд зрителей милейшую картину «Уроки вождения» с очень хорошими актерами - Джули Уолтерс, Лорой Линней и Рупертом Гринтом. Как и в израильской «Полурусской истории», мы имеем дело с фильмом воспитания. В нем юноша - выходец из религиозной семьи - учится радоваться жизни под руководством сумасбродной старушки, бывшей актрисы. История напоминает повторение многократно пройденного - от пьесы «Гароль и Мод» до «Оскара и Розовой дамы».
Большие ставки делались на фильм Рауля Руиса «Климт». И режиссер известный, и художник, все более популярный, да еще Джон Малкович в главной роли. Результатом стала очередная историко-костюмная спекуляция на личной жизни и истории болезни выдающегося художника. Этот фильм может понравиться члену жюри Алексею Учителю, поскольку отчасти напоминает его собственный фильм про Бунина.
Возможно, в качестве претендента на награду будет рассматриваться и новая картина классика венгерской кинематографии Иштвана Сабо. Единственный конкурсный фильм, в котором речь идет о политике. Правда, за основу взят роман Морица Джигмунда «Родственники», изданный в 1930 году, но - будто вчера написанный. Главный герой – наивный и честный молодой мужчина - становится главным прокурором маленького города. Помимо своей воли он вовлекается в игры циничных политиков и предпринимает попытку покончить жизнь самоубийством. Иштван Сабо, отвечая на мой вопрос о том, что все происходящее сильно напоминает современную ситуацию, сказал: «За основу взят роман выдающегося представителя венгерской литературы, который мы в 15-16 лет изучали в школе. Герой фильма наивен. Он не видит того, что происходит вокруг. Он не сознает всей меры политического цинизма и того простого факта, что все решают деньги. Мэр этого города только делает вид, что руководит, на самый деле, он – карманный мэр, полностью зависящий от банкиров. Иное дело, что 70 лет назад люди еще соблюдали некие моральные правила. Венгерские аристократы могли, в случае скандала, покончить с собой. Сегодня, если бы такой человек потерпел неудачу в одном городе, но пристроился бы на ту же должность в другом месте. Вот что случилось за 70 лет, которые прошли со времени издания романа»
Предположить, кто окажется лауреатом, совершенно невозможно. Уровень конкурса ровный и средний, все больше фильмов, приятных во всех отношениях. Киноведы в кулуарах обсуждают немецкую ленту «Страхование жизни» , филипинскую картину «Букмекер», российский фильм «Червь» и «Сколько ты стоишь». Пока именно эта картина Бертрана Блие лидирует в зрительском рейтинге.
--------------------------------------------------------------------------------------------
30.06.06
До конца Московского Международного кинофестиваля осталось два дня. За предыдущие два дня были показаны фильмы из Греции, Израиля, Америки и единственная конкурсная российская лента – «Червь» Алексея Мурадова.
Американская картина «Спроси у пыли», казалось, должна порадовать. И продюсер Том Круз, и в ролях - красавица Сальма Хайек и выдающийся актер Дональд Сазерленд. А рассказана вялотекущая любовная история. Некий господин, отчего-то называющий себя писателем, и его умирающая от чахотки возлюбленная. Просто итальянская опера, но без мысли, чувства и страсти.
Греческая картина «Пробуждение» - что-то невообразимо скучное про полицейского, который покрывал подпольные бордели - наверное, была отобрана в конкурс потому, что проститутки там все русские и время от времени переходят на родной язык.
Израильский фильм вообще называется «Полурусская история», в нем говорят на двух языках, а главные роли сыграны ныне живущими в Израиле актерами - Евгенией Додиной и Кириллом Сазоновым. Это фильм-воспитание, в котором мальчик становится не только хорошим партнером по бальным танцам, но и настоящим мужчиной. Пока он - единственный на конкурсном экране герой, который считает своим долгом защищать женщину, будь то его мама или его подруга. Режиссер Эйтан Аннер говорит, что много ездил по школам бального танца в поисках благородного юноши: «Пока я занимался подбором исполнителей, я понял, что бальный танец - прекрасная модель любви. Когда девочки и мальчики становятся в пары, они оказываются мужчиной и женщиной в миниатюре. Но, в отличие от взрослых, они более открыты в проявлении своих эмоций. Я хотел сказать в своем фильме, что две культуры - русская и израильская - могут танцевать друг с другом. Пока что они танцуют танго, но словно бы спиной друг к другу. И этот танец двух культур я старался показать в фильме».
Если израильская картина понятна любому человеку, то после российской киноведы выясняли друг у друга, что же все-таки происходит в фильме «Червь». «Червь» - это компьютерный термин. Так называют вирус, разрушающий программы. Видимо, Мурадов хотел сказать, что когда-то дал сбой сервер огромной страны, а за ним стали ломаться подключенные к нему компьютеры, то есть люди. Те, которые выросли на определенной программе, в определенной системе координат и ценностей, и теперь не понимают, кто они и зачем. Герой фильма (его играет Сергей Шнырев) - полковник спецслужбы и хакер, впутавшийся в какую-то большую политическую игру. Спасаясь от преследователей, он пробует нащупать уходящую из под ног почву и вновь обрести понимание смысла существования. В фильме есть все признаки детектива, но, видно, стесняясь низкого жанра, режиссер размазал их по экрану, будто ластиком по бумаге. А жаль. Если бы зрителей не вынуждали разгадывать шарады, им было бы легче вникнуть в суть истории, и вышел бы тогда не арт-хаус, а хороший фильм.
Алексей Мурадов – автор фильмов «Змей» и «Правда о щелпах», которые в свое время были награждены премиями «Кинотавра» – рассказал, как он стал автором фильма «Червь»: «На самом деле очень любопытная ситуация. Андрей и Антон Малышевы – продюсеры этого фильма, пригласили Андрея Мигачева для того, чтобы он написал сценарий на уже готовый или почти готовый сценарий, который написал Игорь Талпа - режиссер, который умер. И, в общем, это был сценарий для него. Пригласили Андрея, попросили в память об этом человеке довести этот проект до конца. В принципе, ко мне тоже обратились именно с этой просьбой в память этого человека... Я этого человека не знал, но это режиссер, это человек из моего цеха, и если у меня есть возможность хоть такой памятник ему поставить, то я очень рад тому, что это произошло»
В связи с фильмом «Червь» я позволила себе еще один вопрос к режиссеру. В «Змее» героем был мужчина средних лет, и в «Правде о щелпах» было несколько мужчин средних лет, и была та же попытка приспособиться к жизни тем или другим способом, людей совершенно к ней неприспособленных. Это существенная тема?
Алексей Мурадов ответил: «Для меня это существенная тема. Я думаю, что для моего поколения существенная тема. Я когда-то говорил, что наше поколение очень странное. Оно еще советское, но уже не то, которое делает сейчас нашу страну. Да, я свое поколение очень люблю. А так исторически случилось, что оно попало в какие-то "ножницы", из которых ему достаточно сложно выбраться».
--------------------------------------------------------------------------------------------
Елена Фанайлова
28.06.06
На Московском международном кинофестивале продолжается показ фильмов конкурса экспериментального кино «Перспективы». Российская лента «Маяк», немецкий фильм «Возьми себя в руки» и чешский «Re-start» сделаны не дебютантами и имеют отчетливые признаки национальных киношкол.
И чешский, и российский фильмы - ленты, если можно так сказать, «дизайнерские». Это касается и работы операторов, и художников обоих фильмов, и заставок, и монтажа. Молодые герои фильма «Re-start» работают в рекламном мире, и фильм, соответственно, сделан с некоторым технологическим шиком, в нем много стильных монтажных приемов, высокая, но не раздражающая зрителя визуальная динамика; в нем город Прага представлен не туристическими видами, а именно что городским дизайном. Герои фильма, несмотря на тусовки в ночных клубах, не являются типичными представителями мира гламура и пиара. Они не фальшивы, они умны и талантливы, и в их жизни есть место личной катастрофе. Главная героиня в непростые минуты жизни ходит к матери на кладбище, а с утра может сообщить любимому человеку: у меня ноги стали, как у старухи. В фильме достаточно фирменного чешского юмора. Автор фильма «Re-start» - двадцативосьмилетний Юлиуш Шевчук, учился в Нью-Йоркской киноакадемии. Он отмечен наградой Британской киноакадемии.
Начальные сцены российского фильма «Маяк» также выполнены с удивительным, почти вызывающим визуальным изяществом. Титры сделаны профессиональным каллиграфом, они смываются водой, буквы превращаются в размытые чернильные черные тучки на фоне облаков и гор Кавказа. Лента поставлена двадцатишестилетней выпускницей ВГИКа Марией Саакян (мастерская Владимира Кобрина). Ее дипломная работа «Прощание» была удостоена нескольких международных наград, «Маяк» - ее вторая картина по сценарию Гиви Шавгулидзе (ВГИК мастерская Ю. Н. Арабова и Т. А. Дубровиной).
Действие происходит то ли в Нагорном Карабахе, то ли в Абхазии во время вооруженных конфликтов начала девяностых, в основе истории – личный опыт сценариста и режиссера. Однако режиссер сознательно избегает показа ужасов войны, ужас имеет скорее бытовой и ежедневный характер: в доме гаснет свет, не ходят поезда, по ночам стреляют. Лента, в изобразительном отношении наследующая Иоселиани и Тарковскому, так красива, что у зрителя поневоле возникают определенные сомнения в уместности всей этой красоты.
Свое впечатление от фильма филолог Дарья Ли сформулировала так: «Большая проблема, в общем, заключается в том, как отливается в кино память о войне. Для меня все время при просмотре возникал такой зрительский конфликт: можно ли об этой войне, не проделав рефлексивной работы, социальной работы, начать снимать такую чистую лирику? Здесь нет врагов, здесь есть просто, возможно, даже красота какого-то разрушенного мира, и природная красота сохраняется, красота этих женщин, этих детей. Думаю, это достаточно, конечно, тонкое кино. Но проблема есть в выборе темы и соответствия киноязыка этой теме».
А вот в ленте «Возьми себя в руки» никакого противоречия между формой и содержанием нет. Этот фильм в жанре черной комедии и народной мистерии сделан восточной немкой Сабиной Михель, которая училась и работала в Париже и Лиссабоне. Это ее уже восьмая работа в кино.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Елена Фанайлова
27.06.06
Третий год на ММКФ вместе с основным конкурсом работает конкурс «Перспективы». О его принципах напоминает кинокритик, эксперт фестиваля Алексей Медведев: «Мы предлагаем вниманию нашего жюри и нашим зрителям работы дебютные, экспериментальные и новаторские. Они не обязательно должны быть дебютами, но главное это должно быть нечто отличающееся от мэйнстрима. Это должны быть фильмы, которые любопытны прежде всего людям, которые знают и ценят кино. Жюри у нас небольшое, в него входят три человека. Председатель жюри - Петр Зеленка. Начинал он с фильма «Пуговичники», который победил на Роттердамском кинофестивале. Все его помнят, я думаю, по прошлогодней конкурсной картине «Хроники обыкновенного безумия» или, как он больше любит его называть - «заурядного сумасшествия».
За этот фильм чешский режиссер Петр Зеленка в прошлом году на Московском кинофестивале получил главный приз Жюри российской кинокритики. Вот первые официальные слова Петра на посту председателя жюри конкурса «Перспективы»: «Когда работаешь в жюри, всегда надеешься, что коллеги окажутся хорошими, рассудительными и симпатичными людьми, что фильмов придется смотреть немного, одиннадцать – это в самый раз, и мы дадим только один приз, как говорит нам Никита Михалков, тому фильму, который ближе всего нашему сердцу. Поэтому, я думаю, никаких сложностей не будет».
Уже на пресс-конференции жюри конкурса «Перспективы» стало понятно, что сложности будут. Стоило посмотреть на то, как держится и что говорит каждый из членов жюри. Председатель его Петр Зеленка, помимо работы в кино, – театральный и телережиссер, независимый, изящный европейский художник, которого, прежде всего, интересуют человеческие истории с типично чешским привкусом юмора и абсурда. Второй член жюри - режиссер Николай Лебедев, автор патриотического блокбастера «Звезда», лауреат Государственной премии России, в недалеком прошлом – автор книг и фильмов криминального жанра; к двум столь разным людям присоединилась македонская актриса Лабина Митевска, которая снимается у Майкла Уинтерботтома, работает в Европе и Америке, и, видимо, от ее голоса и будет зависеть, кто из одиннадцати молодых режиссеров получит приз – 10 тысяч метров пленки и 20 тысяч долларов для следующей работы.
На первом же просмотре Петр Зеленка отделился от коллег и смотрел фильм с последнего ряда.
Конкурс «Перспективы» открылся австрийским фильмом под названием «Котч». Сделал его режиссер, творческая биография которого отчасти напоминает биографию Зеленки. Это – руководитель театральной группы из австрийского города Грац Хельмут Кеппинг. Словечко «котч» придумали четверо молодых раздолбаев, которые хотели бы уехать из маленького города, но по разным причинам в нем остаются и каждый вечер проводят в забавах, иногда по-настоящему уморительных, а иногда граничащих с нарушением закона. Котч – это стиль жизни, и это отразилось на монтаже: динамичном, иногда рваном, имитирующим домашнее видео, иногда пародирующем «большое» кино. Хельмут Кеппинг так рассказал о своем фильме: «Это мой первый фильм, и основная задача моя была поработать с людьми, которых я знаю и чей юмор мне понятен, и показать это в разных формах. Я полагаю, фильм скорее трагикомедия, чем чистая комедия, я пытался совместить то, что смешно, и то, что задевает за живое».
Фильм Котч – не вполне традиционное, скажем так, для мрачного австрийского кинематографа, по-настоящему забавное зрелище. Особенно комичны эпизоды появления в ресторанном туалете феи в розовом платье, которая пытается помочь одному из главных героев, и оперные арии, которыми объясняются молодые люди. Музыку к фильму писал русский композитор, живущий в Вене, Артем Денисов: «Изначально предполагалось, что все время должны звучать Моцарт и Штраус, и они есть в фильме, но потом мы придумали более современную идею. Действие происходит в 1999 году, и с помощью музыки мы создавали колорит времени. В итоге получилась такая концептуальная смесь. В фильме развиваются две музыкальные линии: в сказочных эпизодах звучит классика и ее вариации, а современная музыка соответствует эпизодам реальной жизни».
Лента при всем ее артистизме оставляет ощущение некоторой идейной вторичности по отношению, например, к фильму «Трейнспоттинг»; как и второй фильм конкурса «Перспективы», также довольно грамотно сделанная испанская картина «Велосипеды», которая не только напрямую отсылает к «Похитителям велосипедов», но и заставляет вспомнить множество современных молодежных лент о трудном счастье.
Были показаны и две картины, которые не упрекнуть во вторичности, но они вызывают скорее острое чувство неловкости за оригинальность создателей. Француз Нильс Тавернье, сын известного режиссера Бертрана Тавернье и автор получивших признание в Европе документальных лент о танцовщиках Гранд-Опера и лагерях беженцев, снял фильм «Аврора». Это гламурная сказка с непроработанными характерами и сюжетными ходами, но с Кароль Буке в главной роли.
Клипмейкер Михаил Сегал сделал картину по рассказу классика советской военной прозы Алеся Адамовича. Там, где следы этой прозы прочитываются, фильм еще держится, но вынести эпизоды сожжения белорусской деревни под музыку «Ах, мой милый Августин», сусальную патетику и отвратительную работу гримера человеку с мало-мальски развитым вкусом, поверьте, довольно трудно.
--------------------------------------------------------------------------------------------
ну и
т.д. ...