-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MZero

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Ссылочки_малятам О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.02.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 1640


Альбрехт Дюрер (1471 - 1528) - Мастер Северного Возрождения

Вторник, 21 Мая 2013 г. 15:26 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка

Автопортрет (1500) написан по закону идеальных пропорций. Дюрер совметил в нем облик Христа и свой. В этом можно видеть характерное для того времени стремление человека к единению с Богом и в то же время — высокое понимание миссии художника.

  Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. В семье росло 8 детей, Альбрехт был третьим ребёнком и вторым сыном. Учился он сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-1490). Обязательные для получения звания мастера «годы странствий» (1490-94) Дюрер провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. В Кольмаре, не застав в живых М. Шонгауэра, у которого намеревался совершенствоваться в технике гравюры на металле, изучал его работы, общаясь с его сыновьями, также художниками.     

  Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, Альбрехт Дюрер женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую. Вскоре он отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95; Венеция и Падуя).

Творчество.

Дюрер и Италия

  Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его искусство. Оно аккумулирует в себе богатство и своеобразие немецких художественных традиций, постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, далеком от классического идеала красоты, во внимании к индивидуальным деталям, в предпочтении острохарактерного. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. Он — единственный мастер Северного Возрождения, который по направленности и многогранности своих интересов, стремлению овладеть законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения.



Рисунки

  Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Рисование было, видимо, частью каждодневной его жизни. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Это инструмент изучения характерных типов — крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. К прославленным акварелям относятся «Кусок дерна» и «Заяц».



Творческая зрелость. Живопись 1494-1514

  Первая значительная работа Дюрера — серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию. Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами — первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства. Ровное, ясное настроение, стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 века — начала второго десятилетия 16 века («Алтарь Паумгартнеров», около 1498).

durer25. Durer, Albrecht

В картине «Поклонение волхвов» (1504) Дюрер объединяет группу Мадонны и трех волхвов, спокойным круговым ритмом, плавностью силуэтов, подчеркнутой многократно повторяющимся в архитектурной декорациимотивом арки

 Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди «Адам и Ева» (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок. 1507, Прадо). К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции — выполненный для одной из венецианских церквей «Праздник четок» (1506) и «Поклонение св. Троице» (1511).

 «Праздник четок» («Праздник венков из роз») — одна из самых больших (161,5 х 192 см) и наиболее мажорных по интонации работ Дюрера; она близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов, полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции.

  В небольшой алтарной картине «Поклонение св. Троице» сонм святых, отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют, как в «Диспуте» Рафаэля, ритмические полукружия, перекликающиеся с арочным завершением алтаря.

Портреты и автопортреты

  Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Уже в раннем портрете Освальда Креля (около 1499) Дюрер предстает как сложившийся мастер, блестяще передающий своеобразие характера, внутреннюю энергию модели. Уникальность Дюрера и в том, что ведущее место среди его ранних портретов занимает автопортрет. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика («Автопортрет», 1484, рисунок серебряным штифтом) получает дальнейшее развитие в  живописных автопортретах 1493,  1498, 1500 годов.



Гравюры

  Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве), и в области резцовой гравюры на меди. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. В них получил выражение беспокойный, мятущийся дух его творческой натуры, волновавшие драматические нравственные коллизии. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). В гравюрах Дюрер в большей мере, чем в живописных работах, опирается на немецкие традиции, которые проявляются в чрезмерной экспрессии образов, напряженности резких, угловатых движений, ритме ломающихся складок, стремительных, клубящихся линий. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х). Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей, интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера «Жизнь Марии» (ок. 1502-05, ксилографии). Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа - «Большие страсти» (ксилографии, около 1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11); они получили наибольшую известность у современников.

Меланхолия

Изображение
На этой гравюре - первый в Европе " магический квадрат". Дюрер сумел так вписать числа от 1 до 16 в расчерченный квадрат, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четвертях центрального четырех-угольнике и даже при сложении четырех угловых клеток. Дюрер также заключил в таблицу год создания «Меланхолии». При рассматривании средних квадратов 1-ой вертикали, видны внесённые исправления цифр: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. И ведь не случайно Дюрер обогатил "магический квадрат" такими деталями, которые нельзя не заметить?!

Рыцарь, Смерть и Дьявол

Изображение

 

Святой Иероним в келье

Изображение

  Образующие своеобразный триптих гравюры Дюрера «Меланхолия» (1514), «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513), «Св. Иероним в келье» (1514), выполненные в технике резцовой гравюры на меди с виртуозной тонкостью, отличает редкая образная сосредоточенность и лаконизм. Гравюры, возможно и не задуманные как единый цикл,  имеют сложный морально-философский подтекст. Величественную, крылатую Меланхолию, окруженную нагромождением орудий ремесла, символов наук, быстротекущего времени, и погруженную в мрачное размышление, трактуют обычно как олицетворение мятущегося творческого духа, ибо гуманисты эпохи Возрождения в людях меланхолического темперамента видели воплощение творческого начала, «божественной одержимости» гения. Образ сурового немолодого воина, движущегося к неведомой цели на фоне дикого скалистого пейзажа, невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола, навеян, по-видимому, трактатом Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина». Св. Иероним, углубившийся в ученые занятия, предстает как олицетворение самоуглубленности и созерцательной жизни. 



Поздние работы

  После 1514 Дюрер был при дворе императора Максимилиана I. Самым трудоемкой работой Дюрера явилась колоссальная, отпечатанная на 192 досках, раскрашенная литографии «Арка Максимилиана I» (кроме него в работе участвовала большая группа художников). Начало нового творческого подъема связано с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», 1520; «Лука Лейденский», «Агнес Дюрер», 1521). В 1520-е портрет занимает ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени — Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526), и в живописи («Портрет молодого человека», 1521, Картинная галерея, Дрезден; «Мужской портрет», 1524; «Иероним Хольцшуэр», 1526). Эти небольшие подгрудные портреты отличаются классической завершенностью, безупречной композицией, чеканностью силуэта, эффектным усложнением очертаний огромных бархатных беретов или широкополых шляп. Их композиционным центром является данное крупным планом лицо, вылепленное тонкими переходами света и теней. В легкой, едва заметной мимике, очертаниях полуоткрытых или чуть изогнутых в улыбке губ, взгляде широко раскрытых глаз, движении нахмуренных бровей, энергичном рисунке скул проступает отблеск напряженной духовной жизни.

  Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе — большом диптихе «Четыре апостола» (1526).

Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, по свидетельству некоторых современников Дюрера, олицетворяющие четыре темперамента, трактуются с монументальностью, сопоставимой только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения.

  В последние годы жизни Альбрехт Дюрер издал свои теоретические работы: «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Наставление к укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человека» (1528). Эти труды являлись частью задуманной Дюрером теоретической энциклопедии искусства, называемой "Пища для изучающих живопись". Ее цель - создание новой дисциплины, основанной на универсальном законе природы и на практике - на знании и на значении искусства. В его черновиках мы находим: "Желание много знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заключено в нас от природы. Наш слабый разум не может достигнуть полного совершенства во всех науках, искусствах, истине и мудрости. Это не значит, однако, что нам вообще не достигнуть мудрость. Если бы мы захотели отточить учением наш ум и упражнялись бы в этом, мы могли бы, следуя верным путем, искать, учиться достигать, познавать и приближаться к некой истине".

  Недолог был век немецкого Возрождения. Тридцатилетняя война (1618-1648) надолго задержала развитие немецкой культуры. Но в истории культуры эта эпоха осталась как целостное явление миру плеяды мастеров слова и живописи и включившая народы северных стран в общеевропейский культурный процесс.

http://www.elsa.gorod.tomsk.ru/users/user.php?id=41829

Рубрики:  О ВЕЛИКИХ И ПРОСТО ИЗВЕСТНЫХ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку