PHANTASMAGORIUM DR. MORIAKOFF .
глава 3 ( может показаться интересной )
СИНДРОМ СТЕНДАЛЯ .
" Я видел шедевры искусства , порожденные энергией страсти , после чего все стало бессмысленным , маленьким ,
ограниченным , так , когда ветер страстей перестает надувать паруса , которые толкают вперед человеческую душу ,
тогда она становится лишенной страстей , а значит , пороков и добродетелей..."
Стендаль .
Сегодня принято ругать художников ... Дескать творят они свои произведения либо в состоянии психического расстройства ,
либо
под воздействием психотропных средств и алкоголя ; непонятно как ,
непонятно чем и - зачем . Особенно достается тем художникам , которые
работают в тех направлениях , что принято называть : современным
искусством , сюрреализмом ,
фантастическим реализмом и проч . Причем ругают все кому не лень , и только ленивый не плюнул в сторону этих бедолаг ...
Но эту главу я посвятил не защите художников или их порицании , а предлагаю рассмотреть противоположную сторону ,
а именно наших дорогих и любимых потребителей , нашего дорогого и не очень , изобразительного искусства . А конкретнее , тому ,
что может случиться от контакта человека с произведениями искусства в больших дозах - синдрому Стендаля . Данных в литературе
по этому вопросу крайне мало , все они разрознены и , в основном , написаны иностранными авторами . Но предупрежден - значит
вооружен . Поэтому , хочу вооружить наших зрителей знаниями по этой патологиии .
Синдром Стендаля ( синдром Давида , Флорентийский синдром ) - психосоматическое расстройство , характеризующееся
возбуждением , головокружениями , эйфорией , агрессией , галлюцинациями , тошнотой , тахикардией .
Симптоматика проявляется тогда , когда человек находится под воздействием произведений искусства ; поэтому синдром возникает
в местах их наибольшего сосредоточения - картинных галереях , на выставках , в музеях ...
Синдром получил название по имени французского писателя XIX века Стендаля описавшего в книге " Неаполь и Флоренция :
Путешествие из Милана в Реджио " свои ощущения , во время посещения Флоренции в 1817 г. На северном трансепте церкви
Santa Crose , Стендаль мог видеть своды куполов , украшенные фресками Вольтеррано , его охватили эмоции , граничащие с
экстазом : "... Я испытал сердцебиение , жизненные силы во мне иссякли , я едва двигался , боясь упасть ."
Синдром был описан в 1979 г . итальянским психиатром Грациэллой Магерини .
Описание основано на наблюдениях Магерини за иностранными туристами , которые она проводила в качестве главного врача
отделения психического здоровья больницы " Санта Мария Нуова " г. Флоренция . Было исследовано , описано и классифицировано
107 случаев . Впервые диагноз был выставлен в 1982 г. Чаще всего кризис наступал во время визита в один из 50 музеев
Флоренции , колыбели Ренессанса .
Внезапно посетитель оказывается поражен глубиной чувств , которые художник вложил в свое произведение . При этом он
необычайно
остро воспринимает все эти эмоции , как бы переносясь в пространство
изображения . Реакции жертв синдрома различны , вплоть до истерии или
попыток разрушить произведение .
Туристам
доставленным в больницу , зачастую требовалась госпитализация и
неотложная психиатрическая помощь . Но расстройство , как правило ,
носило кратковременный характер и длилось от 2 х до 8 дней и
характеризовалось следующими
вариантами клинических проявлений :
1. Психические , в виде дереализации и деперсонализации . Наблюдались изменения восприятия звуков и цвета ,
иногда зрительные галлюцинации и бред преследования .
2. Психосоматические : тахикардия , потливость , неприятные ощущения в животе .
Симптоматика сопровождалась беспокойством и тревогой . Магерини составила среднестатистический портрет своих
пациентов : не состоящие в браке , впечатлительные , относительно молодые люди ( 25 - 40 лет ) преимущественно женщины ,
чаще иностранцы из Восточной Европы , которые путешествуют в одиночку . Как правило , эти люди стремятся за несколько дней
поездки увидеть максимум достопримечательностей и сталкиваются с произведениями искусства без сопровождения гида .
Синдром Стендаля актуален и сегодня . В своих крайних формах синдром проявляется в агрессии в отношении произведений
искусства вплоть до вандализма .
Научного обоснования происхождения синдрома до сих пор не получено , существующие гипотезы основаны на предположениях .
В 1996 г. итальянский режиссер Дарио Ардженто ( Dario Argento ) снял
триллер Stendhal Syndrome , в котором действия разворачиваются во
Флоренции . Маньяк - убийца играет в кошки - мышки с полицейским -
детективом Анной , страдающей
синдромом Стендаля . Зная эту слабость Анны , преступник назначает ей свидание в картинной галерее ...
Существует мнение , что триллеры и ужастики являются профилактическим средством от стресса .
Вы , вполне резонно можете спросить : а не наблюдал ли я подобные
состояния у своих зрителей и не испытывал ли подобную симптоматику сам ?
Не скрою , я чувствую себя не вполне комфортно в больших городах , при
больших скоплениях
людей , где тебе могут в любую секунду наступить на ногу , случайно стукнуть локтем под ребро или залезть в карман ...
Но симптомов , которые описывает доктор Магерини не испытывал . Видимо это связано с тем , что родился я в семье
художника и нахожусь в этой среде до сих пор . Так что иммунитет у меня , на этот случай , и врожденный и приобретенный .
Что же касаентся моих любимых зрителей , фанатов , посетителей , покупателей ... короче , тех кто пытается понять мое
творчество , то постараюсь описать несколько случаев проявления синдрома Стендаля у них .
1. Женщина 40 лет , замужем , имеет двоих детей , в анамнезе псих. заболевания отрицает . При рассматривании работы
" Осязание " испытала сильное эмоциональное волнение , сопровождающееся бессвязной речью и слезами . На следующий
день причину такого поведения обьяснить не смогла ...
2. Женщина около 45 лет , глядя на картину " АД " , пришла в состояние
веселья и заявила , что хочет приобрести эту работу
" сейчас или никогда ". На мои аргументы , что тема в работе поднимается серьезная и требует понимания сказала :
" Я понимаю , что здесь показана какая - то катастрофа , но цвета и расположение фигур меня веселят ."
3. Трое мужчин от 30 до 40 лет рассматривая сразу несколько картин в
одном зале , долго , без движений стояли на одном
месте , не говоря ни слова . Затем один из них в ультимативной форме ( поскольку , как он объяснил , что денег на картину у
него нет ) стал требовать чтобы я ему срочно дал фото работы " Мученичество Святого Петра ". Я ему ответил , что в настоящее
время не располагаю фотографиями этой работы и что отдам фото как только оно у меня появится . Но мужчина не унимался
несколько дней , пока я не нашел старую фотографию картины и не отдал ему . Через какое -то время , этот мужчина , так как
он был сварщиком , выполнил для меня большой объем сварочных работ и категорически отказался взять деньги за работу .
4. Женщина около 30 лет , просматривая картину " Святой Себастьян " в интернете , испытала сильное огорчение и
тошноту ( о чем мне и написала ) перестала контактировать со мной около полугода . Через полгода она вернулась и как ни в чем
не бывало пояснила , что ничего не помнит и ничего " такого " не писала . Очень сильно удивилась , что я удалил ее из списка
своих друзей ...
5. Молодой человек около 30 лет просматривая мою работу " 1993г." в
интернете обрушил на меня поток немотивированной агрессии и начал
успокаиваться только после того , как я стал описывать его симптоматику с
медицинской точки зрения...
6. Студентка мед.
вуза около 20 лет рассматривая мою картину " ФармацИя " "пришла в
непонятное состояние". Приезжала несколько раз и настаивала на том ,
чтобы я немедленно нарисовал ее в белом халате . После моих резонных
замечаний о том ,
что я не рисую людей в спец. одежде не успокаивалась . Пришлось прятаться ...
7. Мужчина 50 лет , мой однокурсник и даже одногруппник по мед.
институту , просматривая мою работу " Искушение Христа "
в интернете вдруг в грубой , беспардонной форме заявил , что ни на одну из женщин изображенных на картине он не "залез" бы
даже в "голодный год". Мои объяснения , что это аллегории бесов и что о сексуальной подоплеке здесь не может быть и речи ,
никакого эффекта не возымели ...
Я бы мог описать немало случаев необъяснимого поведения моих зрителей , но формат главы не позволяет . Поэтому
напоследок , опишу случай , который произошел совсем недавно .
Около месяца назад , ко мне обратились двое владельцев - модераторов с двух разных сайтов , как я их называю ,
домохозяек и попросили познакомить их пользователей с моим творчеством .
Одному из них я отказал сразу , сославшись на занятость , а в другом случае согласился , после личных заверений жесткой
защиты
в "случае чего ". Согласился потому, что модератор рассказала мне
историю о том , что год назад , она на одном из форумов принимала
участие в обсуждении моей работы с , как она написала , "расчлененным
человеком "... Картина вызвала у нее сильные чувства , о которых она
хотела поведать мне лично , много раз переписывала комментарий , но так и
не решилась отправить .
Но , с ее слов , в настоящее время , она сильно продвинулась в понимании современного искусства и готова к восприятию сама ,
а
также хотела бы познакомить своих читателей . Я решился ! Начал очень
осторожно , с простых композиций , дозированно показывая работы в малых
форматах , дотошно разъясняя сюжеты , отвечая практически на каждый
комментарий , делая
промежутки в несколько дней между показами . Первые 4 - 5 работ прошли прекрасно ! Я получил массу теплых отзывов . Хотя
несколько женщин написали мне , что приняли работы "близко к сердцу" и что при просмотре некоторых картин они вспоминали
свое детство и сопереживая плакали . Расслабившись я решил , что аудитория получив своеобразную "прививку" от простых
композиций приобрела иммунитет , и вывесил картину , которую закончил недавно , да еще в формате XL ... Моя беспечность
была мгновенно наказана . Эти прекрасные , милые женщины , которые совсем недавно , утирая слезы умиления , чуть ли
не объяснялись мне в любви , вдруг набросились на меня как разъяренные фурии ...Пришлось все стереть и поспешно
ретироваться .
И
примерно в тоже время , друг - фотограф написал мне о том , что
столкнулся со случаем немотивированной агрессии по отношению к своим
работам со стороны зрителя , казалось бы на фоне общей
благожелательности , описывая симптоматику
синдрома Стендаля .
В свете всего вышеизложенного , я хотел бы предупредить людей
творческих , особенно работающих с большими формами и в стиле
современного искусства , чтобы они помнили о синдроме Стендаля ,
показывая свои произведения различным
аудиториям , особенно неподготовленным . Необходимо подходить к процессу демонстрации произведений с осторожностью ,
деликатностью и дозированно ( и во времени и в объемах ) А также не считаясь со временем, подробно разъяснять сюжеты
произведений . Что же касается галерей и музеев , то необходимость наличия опытных гидов очевидна .
Зрителям хотел бы напомнить , что процесс общения с произведениями искусства требует подготовки и внутренней
культуры . Опасно осваивать музеи площадями ; невозможно объять необъятное ...
Заканчиваю восточной мудростью : " Главное , не какой ты кусок откусишь , а сможешь ли ты его переварить ."
Продолжение следует :-):-)