-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в milena488

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.12.2011
Записей: 2303
Комментариев: 465
Написано: 3286


"Ты ни в чем не виновата"

Понедельник, 10 Июня 2024 г. 01:56 + в цитатник
Цитата сообщения Харитоныч "Ты ни в чем не виновата"

https://dzen.ru/a/Zl5yJdA-jxLsBe5K?from_site=mail

"Ты ни в чем не виновата", - сказал поэт перед смертью своей "мадонне" Натали

Перед смертью Пушкин сказал любимой о том, чего не разглядели в ней ни современники, ни потомки

Точного определения гениальности, говорят, не существует. Но из всего известного меня поразила когда-то фраза Шопенгауэра: "Талант поражает цель, в которую никто другой не может попасть, гений поражает цель, которую никто другой даже не видит".

Надо ли говорить, что это целиком относится к творчеству Пушкина? Но вот подумалось - а только ли к творчеству? Ведь если талантливые люди, как гласит расхожее мнение, талантливы во всем, то гениальные - гении и в жизни. И разве не он, единственный, вопреки мнению злоязычного света увидел в 16-летней девочке Гончаровой все те богатства души, которые не видело в ней и его окружение, и добрый десяток поколений критиков ее впоследствии. А он, величавший ее "мадонна", "муза", "мой ангел", "царица", "женка", "душка", "бой-баба", - видел. И оказался прав вопреки будущим мнениям Цветаевой, Ахматовой, Вересаева и скольких еще. Более того - это подтверждают и новые открытия: и в 1990-х, и в 2000-х.

Ведь и впрямь - "ни в чем не виновата" и никак не запятнала себя до конца жизни...

Не ошибся гений!

Летаргия

(Петербург, Мойка, 12)

Ранним утром 16 февраля 1837 года отсюда, от дома, где скончался поэт, отъехало два экипажа. Вдова с детьми, ее сестра Александрина и два брата их - Дмитрий и Сергей. Путь держали в Полотняный Завод, в калужское имение Гончаровых. Так, следуя завету поэта "Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека", решила сама вдова, похожая в те дни и на "ходячий призрак", и на "живой труп".

Дуэль, смерть Пушкина, отпевание его, царское прощение поэту, хлопоты друзей и горе родных - все это описано не только с хронологической точностью, но предельно реалистично. Но что касается вдовы его, здесь и поныне многое выглядит фантастично, каким-то провидением, чуть ли не вмешательством высших сил.

 

Вот "летаргия", например, словечко, вырвавшееся у Веры Вяземской, друга дома Пушкиных, в первую ночь после поединка поэта? Чудо ведь, забота небес!

Ну, помните, врач Арендт уже сказал поэту, что рана его смертельна? Помните, что Владимир Даль посоветовал Пушкину для "облегчения боли" стонать, а поэт ответил: "Смешно же, чтобы этот вздор меня пересилил"? Но ночью, когда даже тайно спрятал под подушкой пистолет, чтобы застрелиться, не выдержал и - закричал. Этого не забыли все. Все - кроме Натали. Она и Александрина находились за тонкой дверью, и все трое могли слышать даже "малейшие шорохи". Но, пишет Вяземская, как только поэт закричал, Наталья Николаевна вдруг... "провалилась в сон". Вяземская даже испугалась - не умерла ли. Но это была летаргия, и длилась она - невероятно! - ровно столько, сколько стонал поэт. Жуковский скажет потом: "Что было бы с бедною женою, если бы она в течение двух часов могла слышать эти крики: я уверен, что ее рассудок не вынес бы этой душевной пытки..."

Вот что это? Божественная воля, непостижимая умом физиология? Или все-таки великая любовь! И гения Пушкина, и его гениальной - да, гениальной! - жены. Любовь и к их общим детям, наконец: к 4-летней Машке, 3-летнему Сашке, 2-летнему Гришке и 8-месячной Наташке, как звал их сам поэт.

Вот кому нужны были и рассудок, и силы матери.

Монашка... без монастыря

(Петербург, Почтамтская ул., 12/6)

И второй факт. Она, которую свет уже заклеймил как "пустую кокетку", почему-то не захотела покидать этот дом, не дождавшись всего-то листочка бумаги. Листка со стихами Лермонтова на смерть поэта, ходившими уже "в списках". Впрочем, это "нетерпение сердца" еще можно объяснить; ей было дорого все, связанное с гибелью мужа. Необъяснимым здесь было то, что мы знаем ныне, а она и умрет, не узнав. Что никому еще не известный автор стихов о дуэли, был, как теперь установлено, не только племянником Пушкина "в десятом колене", но и пятиюродным братом самой Натальи. И если помнить это, то уже неудивительна та встреча, которая состоится у них и о которой я еще расскажу.

Обо всем этом невозможно не думать у дома на Почтамтской, где с осени 1838-го, после Полотняного Завода, поселилась с детьми и неизменной Александриной пушкинская вдова. Невозможно, потому что строже монастыря, чем собственноручно "выстроенный", трудно и вообразить.

Она не рвалась в Петербург, что делает ей честь. Ее почти заставила вернуться в город родня. В переписке братьев ее говорится об их тетке, которая "уже сняла дом, чтобы заставить сестер приехать". Заставить! Да, тут на втором этаже поселилась вдова поэта с сестрой и детьми, а на третьем - их тетушка, Софья Ивановна Местр (Загряжская) и ее муж, секретарь австрийского посольства Ксаверий де Местр. Резоны у родни были: надо давать образование детям (старшей, Марии, было уже 6 лет) и что-то делать с "засидевшейся в девках" 27-летней Азей, сестрой Натали.

Но, господи, что это была за жизнь?! "Таша и Сашенька не очень веселятся, - сообщал их брат Иван. - Они мало выходят и проводят все вечера в гостиной тетушки Местр, хотя и богато обставленной, но скучной до невозможности". Плетнев, друг Пушкина, навестив их, написал: "Живут... монашески. Никуда не ходят и не выезжают... Пушкина очень интересна. В ее образе мыслей и особенно в ее жизни есть что-то трогательно возвышенное". А сама она в письмах сообщала, что "ничего особенно хорошего" сказать не может: "Все почти одно и то же, время проходит в беготне сверху вниз и от меня во дворец. Не подумай, однако, что в царский; мое сиятельство ограничивается тем, что поднимается по лестнице к тетушке".

Через год напишет: "Здесь тягостно, чем дальше, тем тяжелее. Дети растут. Маше 8 лет, и пора доверить ее воспитателям. Но чем расплачиваться? На самое необходимое уже не всегда хватает. Подчас голова у меня идет кругом... Редки те дни, когда сердце у меня не щемит". Да-да, подтверждала Азя: "Силы ей изменяют, она теряет остатки мужества, бывают дни, когда она совершенно падает духом".

Изредка дом навещали родные и друзья. Был как-то отец Пушкина (пришел проведать внуков), бывала баронесса Евпраксия Вревская ("Г-жа Пушкина меня просто очаровала") и уже упоминавшийся Плетнев. А однажды на пороге возникло родное лицо из прошлого - "дядька" Пушкина, Никита Козлов. Он, служивший теперь рассыльным в "Современнике", принес 8 томов посмертного собрания сочинений поэта.

Нет, царь не обманул и не обманет памяти Пушкина. Помните его записку:

"1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочерям до замужества. 4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу. 5. Сочинения издать на казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 т."?

Все будет исполнено до буквы. Но денег и благости в ее "монастыре" это, увы, не прибавляло. А единственным украшением существования стала та последняя встреча в последний, 1841-й год ее жизни тут.

Я говорю о Встрече (именно так, с большой буквы!) с Лермонтовым - с братом по духу.

Победа сердца

(Петербург, Гагаринская ул., 16)

Встречи были весной и все здесь - в салоне Софьи Карамзиной. Тут, "за чаями Софи", виделась с Вяземским, с Баратынским, с поэтессой Ростопчиной, даже с близким приятелем ее мужа Соболевским.

И тут впервые увидела Лермонтова.

Не знаю, слышала ли здесь чтение его поэмы "Демон", но все встречи до последней они "сидели по разным углам". Александра Арапова, ее дочь от брака с Ланским, вспоминала потом по рассказам матери, что только "один частый посетитель как будто чуждался ее, и за изысканной вежливостью она угадывала предвзятую враждебность... Матери, - пишет, - это было тем более чувствительно... но врожденная застенчивость, смутный страх сковывали уста". И лишь в последний вечер (12 апреля 1841 г.), когда Лермонтов перед ссылкой на Кавказ приехал проститься с друзьями, преграда пала.

"Уступая какому-то необъяснимому побуждению, поэт, к великому удивлению матери, завладел освободившимся около нее местом и с первых слов завел разговор, поразивший ее своей необычайностью... Он точно стремился заглянуть в тайник ее души и, чтобы вызвать ее доверие, сам начал посвящать ее в мысли и чувства, так мучительно отравлявшие его жизнь... Мать поняла, что это исповедь... и простыми, прочувствованными словами пыталась ободрить, утешить его...

- Я чуждался вас, малодушно поддаваясь враждебным влияниям, - признался ей поэт. - Я видел в вас только холодную неприступную красавицу... и только накануне отъезда надо было мне разглядеть под этой оболочкой женщину, постигнуть ее обаяние искренности... Но, когда я вернусь, я сумею заслужить прощение и, если не слишком самонадеянна мечта, стать когда-нибудь вам другом.

- Прощать мне вам нечего, - ответила она, - но если вам жаль уехать с изменившимся мнением обо мне, то поверьте, мне отраднее оставаться при нем...."

Дом этот цел. И там за полукруглым окном на последнем этаже и случилась эта встреча. Отсюда 12 апреля поэт и уехал на Кавказ, где через 3 месяца и 3 дня будет убит. И здесь же, прощаясь с друзьями, он, подойдя к тому самому окну, откуда, говорят, видна была тогда и Фонтанка, и Летний сад, и сочинил самый горький по символике экспромт, стихи "Тучки небесные...". Говорят, что при этом глаза его блеснули слезой!..

   Л. Пастернак. Портрет М. Лермонтова. 1891 год.

Л. Пастернак. Портрет М. Лермонтова. 1891 год.

Это видела и Натали. Она не упомянет об этом, но, узнав о гибели поэта, грустно, но и счастливо заметит: "Случалось в жизни, что люди поддавались мне, но я знала... из-за красоты. Этот раз была победа сердца. Даже и теперь мне радостно подумать, что он не дурное мнение обо мне унес с собою в могилу..."

И горе, и радость! Нет, так могла сказать только она.

Увидеть... память

(Петербург, Мойка, 11)

Вдова Пушкина еще в Полотняном Заводе, "выписав себе" все сочинения мужа, честно призналась, что "пыталась их читать", но у нее "не хватило мужества: слишком мучительно они волнуют, читать его - все равно что слышать его голос, а это так тяжело!" Слова эти известны. Их даже пытались "использовать" против нее: дескать, "пустельга", могла ли она понять гения. Но никто почему-то не отметил, что из тысячи домов города, она, разъехавшись в 1841-м с Местрами, выбрала для себя именно этот старый тогда еще 4-этажный дом лампового мастера Себастьяна Китнера.

Пишут, что переехала, чтобы быть поближе к ее тетке, Екатерине Ивановне, которая заботилась о ее детях. И - не обращают внимания на адрес: Мойка, 11. На то, что окна ее не только упирались через реку в Конюшенную церковь, где отпевали когда-то Пушкина, но и позволяли видеть на том берегу дом N 12, где жила сама и где скончался поэт. А ведь это и значит - увидеть дорогую тебе память. Ровно так же, как годами раньше она "слышала" ее же - свою память, перечитывая сочинения мужа. Как тут не вспомнить Шопенгауэра с его формулой гениальности?..

Пушкин, знаем, умер в пятницу. Но многие ли помнят, что ровно 26 лет после него она каждую пятницу (!) не только одевалась в черное, но и держала пост? Даже оказавшись как-то в провинции, где всю ее семью пригласили на прием, люди запомнили: когда "всех, наконец, позвали к столу", она тихо ушла "в другую залу и там ходила взад-вперед до окончания ужина". Траур! Надо ли говорить, что в этом уже доме она, что ни день водила Машку, Сашку, Гришку и Наташку (как звал их, повторяю, Пушкин!) молиться в Конюшенную церковь и пройтись вдоль повзрослевшей Мойки мимо окон бельэтажа, где скончался их отец, где счастливо жила сама и против которых, пишут, восхищаясь ее красотой, часто проезжал сам Николай I.

С царем, кстати, виделась. Они случайно столкнулись в Английском магазине (Петербург, Невский пр., 16/7), где оба выбирали подарки на Рождество 1841 года. Впервые после смерти Пушкина, через четыре года. "Милостиво поговорив с вдовой", царь, пишут, через ее тетку, Е.И. Загряжскую, пригласил ее вновь "бывать при дворе".

Ей это было без надобности, это больше было нужно Азе, которая получила шифр фрейлины и жаждала хоть какого успеха в поисках жениха. Иногда Натали сопровождала сестру на балы (той по правилам, как незамужней, нельзя было появляться на них без сопровождения либо высокородных теток, либо дамы-вдовы), но, как подсмотрел свидетель, она пряталась на хорах и сверху смотрела на танцы сестры.

Но однажды, и то лишь через год после приглашения, теперь уже по приказу двора, ей пришлось посетить костюмированный бал в Аничковом.

 

Последний бал

К тому дню ей, жившей стесненно, тетка подарила наряд в "библейском стиле": фиолетовый кафтан, широкие шаровары и легкое покрывало из белой шерсти. Немудрено, что, вступив во дворец, она приковала к себе всеобщее внимание, что заставило ее искать "укромный уголок". Увы, император сам отыскал ее, подвел к императрице и торжественно провозгласил: "Смотрите и восхищайтесь!.." - "Да, прекрасна, - улыбнулась в ответ царица, - в самом деле прекрасна!.." И даже велела придворному художнику тут же запечатлеть ее в этом наряде: "для потомства".

Портрет этот не уцелел, но сохранились слова ее, сказанные потом дочери: "Мне легче было провалиться сквозь землю, чем выстоять перед всеми, точно впившимися в меня взглядами..." Она и позже, уже в письме мужу Ланскому, напишет: "Втираться в интимные придворные круги - ты знаешь мое к тому отвращение... Я нахожу, что мы должны появляться при дворе только когда получаем на то приказание, в противном случае лучше сидеть дома..."

Она и сидела в этом доме почти взаперти три года: возилась с детьми, ублажала как могла сестру Азю, которая с годами становилась раздражительней и нетерпимей, терпела теток, навещавших по вечерам детей, изредка принимала гостей - родню и друзей Пушкина. "В понедельник обедал у Natalie Пушкиной с отцом и братом поэта, - писал уже в 1842-м все тот же Плетнев другу Гроту. - Все сравнительно с Александром ужасно ничтожны. Но сама Пушкина и ее дети - прелесть". В другом письме сообщит: "Ей хочется даже мальчиков, до университета, не отдавать в казенные заведения. Но они записаны в пажи - и у нее мало денег для исполнения этого плана".

Да, денег не хватало катастрофически. И, несмотря на это, она, еще в этом доме, отвадила аж трех богатых женихов. С друзьями шутила: «Во-первых, не пойдет замуж, а, во-вторых, никто не возьмет", но когда тот же Грот упрекнул ее тем, что "в сердце рана уже зажила", друзья дружно вступились: "Не обвиняйте ее. Она святее и долее питает меланхолическое чувство, нежели бы сделали это многие другие..."

Один из женихов, богатый дипломат Николай Столыпин, "отскочил" от нее якобы из-за "грозного призрака четырех детей" (на деле ей было известно, что в "дуэльной истории" он был на стороне Дантеса), другой, секретарь неаполитанского посольства, граф Гриффео, "потеряв надежду на легкий роман с вдовой", отвалил сам, а третий, невероятный богач, князь Александр Голицын, получил от ворот поворот, когда посланный им человек высказал его предложение отдать детей Пушкина в "закрытые учебные заведения".

Тут наша "бой-баба", уже не стерпела. Она, как пишет ее дочь, с жаром воскликнула: "Кому мои дети в тягость, тот мне не муж!.."

И да ведь! Вступила в конце концов в брак, но в тот, который ядовитый Модинька Корф, лицейский друг Пушкина, ехидно назовет потом союзом "голода с нуждою"...

Ай да Пушкин! - хочется воскликнуть здесь его же словами. Не ошибся, нет, не ошибся в выборе "женки"!

"Вы оба достойны счастья..."

(Петербург, ул. Труда, 8/26)

"Двери закрываются. Следующая станция Ланская" - так, наверное, звучит ныне объявление в уходящих с Финляндского вокзала электричках. В моем детстве объявлений не было - мы просто проезжали первую от города Ланскую, когда ехали купаться в Озерки или Шувалово. Но разве мы знали тогда, что станция называлась так по имени богатых землевладельцев этой окраины, далеких предков Петра Ланского, ставшего счастливым мужем Пушкиной? И главное - догадывались ли, что отсюда рукой было подать до Черной речки, на которой стрелялись Пушкин и Дантес? А ведь это опять нечаянная символика, но опять - и горестная, и радостная. И смерть, и жизнь!..

Петр Ланской, дослужившийся до генерал-майора, был по тогдашним понятием беден, от предков ему, увы, не досталось ничего. А кроме того, он никогда бы не стал мужем Пушкиной, если бы не случайная посылка, доставленная им на Мойку...

Он отпросился в отпуск "по болезни" и в 1844 году в Баден-Бадене, случайно подружился с братом вдовы Иваном. Тот и попросил Ланского передать сестре письмо и небольшую посылку. Так, осенью 1844-го генерал, убежденный 44-летний холостяк и, кстати, ровесник Пушкина, оказался в квартире на Мойке. И - потерял голову. Всю зиму он лишь учащал свои визиты сюда, хотя и понимал - его военного жалованья не хватит, чтобы содержать такую большую семью. У него и перспектив-то не было, кроме возможного повышения, но тогда уже в провинцию, куда, мучился он, не поедет уже она, которой надо было давать образование детям.

Но, говорят, счастливым везет! Второй раз он "потерял голову" 9 мая, когда император неожиданно для него назначил его командиром столичного лейб-гвардии Конного полка, шефом которого сам и являлся. Мало того, что зарплата его увеличивалась, но теперь ему полагались большая служебная квартира в расположении полка, дача, выезд и многое другое "по мелочи", включая, пардон, казенные дрова на зиму.

Никто не пишет, увы, как он попросил руки у любимой уже "монашки", но согласие было получено. А когда он, как было положено, явился к царю с просьбой о разрешении вступить в брак, Николай I сказал: "От души радуюсь твоему выбору!.. Что она красавица, это всякий знает, но ты сумел оценить в ней честную и прямую женщину. Вы оба достойны счастья... Передай ей, что я хочу быть у нее посаженым отцом и сам благословить ее на новую жизнь..."

Удивительно, но вдова Пушкина уклонилась от приглашения царя на свадьбу. Смело? Не то слово. И это, к ее чести, было не в первый раз. Она, пишут, сделала все, чтобы свадьба прошла в "узком семейном кругу". А когда Ланской попытался оправдаться за это, царь прервал его: "Довольно! Я понимаю и одобряю те соображения, которые делают честь чуткости ее души. На другой раз предупреждаю... я хочу и буду крестить твоего первого ребенка".

И почти сразу прислал нашей ослушнице бриллиантовую брошь с подвеской.

Вторая свадьба

Эх, эх, сколько сплетен, досужих вымыслов и грязи породила жизнь вдовы гения после его смерти. Тот же Дантес, писали, якобы хвастался во Франции, что добился ее в постели. Ложь! Опубликованные в 1995 году два десятка писем его к Геккерну говорят об обратном: "Она осталась чиста... Нет другой женщины, которая повела бы себя так же. Это ангел, сошедший с небес".

Тот же Вересаев, писавший о ней, заметив, что она "держала императора в должных границах, так что ему ничего больше не оставалось, как изображать добродетельно-попечительного отца и давать благожелательные советы", не удержавшись, добавил, что "с большой вероятностью" можно говорить, что у царя завязались с ней "очень нежные отношения", и дал повод иным исследователям считать эту "вероятность" фактом. О, сколько таких любителей "держать свечку" развелось после его слов! Хорошо, что в 2000-х им и всем ответил директор Пушкинского дома Николай Скатов:

"Если бы Марина Цветаева, Викентий Вересаев или Анна Ахматова знали в свое время хоть часть из того, что стало известно о жене Пушкина нам, то не появились бы из-под их пера уничижительные строки об этой незаурядной женщине".

Да и будь все иначе, не было бы "нужды, постоянных поисков денег для содержания семьи, страха за будущее детей, ведь царская пассия царила бы в обществе и имела бы все, что только можно пожелать..."

Свадьба состоялась 16 июля в маленькой церкви в Стрельне, чтобы "пищи для злословия, - по ее словам, - оказалось как можно меньше". И почти сразу семья поселилась в служебной квартире мужа на нынешней ул. Труда. Это и был тот "подходящий разумный союз" ради детей, который ей советовал когда-то Вяземский. Похвалил ее, но курьезно, даже генерал Врангель, дальний родственник Пушкина, гаркнувший: "Хвалю! По крайней мере, муж - генерал, а не какой-то там Пушкин, человек без имени и положения". А Азя, переехавшая с сестрой, сообщала родным, что Ланской "джентельмен", что у него "благородное сердце и самые прекрасные достоинства", а его "обожание Таши и интерес, который он выказывает к ее детям, являются большой гарантией их общего счастья".

Они и проживут в счастье все отпущенные Наталье Николаевне 19 лет. "Мой добрый Пьер", "мой прекрасный муж", "душа моя" - так обращалась она к мужу. "Благодарю тебя за заботы и любовь, - писала в разлуке. - Целой жизни не хватило бы, чтобы их оплатить. В самом деле, когда я иногда подумаю о том тяжелом бремени, что я принесла тебе в приданое, и что я никогда не слышала не только жалобы, но что ты хочешь в этом найти еще и счастье, - моя благодарность еще больше возрастает, я могу только тобою восхищаться и тебя благословлять".

Она привечала его друзей, "болела" за него, когда он, генерал, не чинясь играл во дворе с офицерами в лапту, надоумила его, когда жили в командировке в Вятке, вызволить из ссылки Салтыкова-Щедрина, и тот не раз бывал потом в этом доме, наконец, молилась за отношение мужа к детям, к ее "малому народцу". "Мое призвание, - смеялась, - быть директрисой детского приюта: бог посылает мне детей со всех сторон".

Она родила Ланскому троих и к их семерым, вообразите, прибавила еще семерых, приемных. Троих племянников Ланского, когда умерли их родители, двоих сыновей еще одного брата его, а также Левушку Павлищева, племянника, но уже Пушкина и сына друга его, Нащокина, который стал своим в их доме. И ведь с радостью писала мужу: "Если бы ты знал, что за шум и гам меня окружают, это бесконечные взрывы смеха, от которых дрожат стены дома". И впрямь ведь "чистейший прелести чистейший образец"...

Она умерла в 1863 году, едва перешагнув за свое 50-летие. Умерла в доме по адресу: канал Грибоедова, 10. Я, увы, ничего не знаю об этом доме. Знаю, что Ланской, оставив полк, был одно время генерал-губернатором города, вернее, одного из трех районов его, знаю, что после служебной квартиры они, не имея своего жилья, снимали квартиры, знаю, что вместо почетного военного кладбища генерал завещал похоронить себя в их общей могиле. И знаю, наконец, что Бартенев, пушкинист, в некрологе сказал, что ее имя "долго будет произноситься в наших общественных воспоминаниях и в самой истории русской словесности..."

Пророчески ведь сказал.

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку