Apocalypse Now |
Апокалипсис сейчас... Что это за фильм? Военный? Антивоенный? Если он военный, то откуда эта небрежность к важным деталям во время сцен боевых столкновений? (то, что этот фильм шедевр я принимаю сразу как аксиому) Если он антивоенный, то откуда это насмешливое название? "Апокалипсис сейчас"? Будто специально в противовес хиппанскому лозунгу "нирвана сейчас"!
Как мне кажется, этот фильм скорее антихиппанский, чем анти*что-нибудь еще*. "Герои путешествуют вверх по реке, встречая все более сюрреалистичный мир войны" - так, кажется, написано в чьей-то рецензии раскопипастившейся по всем просторам интернета. Но куда они путешествуют на самом деле? Почему все чаще главный герой задает встретившимся солдатам один вопрос: "кто здесь командир?"? И не получает на него ответа. Они путешествуют не только в глубину джунглей Юго-Восточной Азии, они идут в глубь человеческой сущности, вскрывая то, что остается от человека, если попытаться снять с него наносное(притворное, ненастоящее) Это похоже на снимание слоев с луковицы. Что от нее останется, если снять все слои? Ничего.
Они идут вверх по реке и теряют самоконтроль. Они убирают с себя все лишнее, и оно уже не работает, оно их не удерживает. Грань безумия стерта. Командира нет. И не зря солдат у моста отвечает капитану: "Я думал вы здесь командир. Разве нет?" Но как руководить своим собственным расчленением и анализом самого себя? Как руководить собой, продолжая проникать скальпелем в свои внутренности? А есть ли смысл плыть вверх по реке? Убить взбесившегося полковника? А если этот полковник - ты сам. Часть тебя, необъяснимая, но сильная, скрытая, но реальная? Как бороться с ним? По каким правилам играть, если противник иррационален, если ты сражаешься с ним на его территории? В глубине джунглей, куда ты сам забрался?
Тут немного отойду от темы самого фильма, вспомнив о своих экспериментах над собой и своим сознанием. Я давно пришел к выводу, что сдвинуть свою крышу - легко и просто. Ты всегда знаешь как это сделать, но никогда не знаешь что получится. При этом я никогда не использовал запрещенные наркотики(разве что травку), зато во всю мощь использовал: недосыпание, алкоголь, музыку, компьютер, книги, холлотропное дыхание. И этого хватало для того чтобы доводить себя до состояний от глубочайшего отчаяния и апатии, до эйфории, до полетов фантазии, когда я мог лежать в полудреме по десять-пятнадцать часов и не просто видеть яркие сны, но и управлять ими, учитывая каждую мелочь. Собственно поэтому война в этом фильме - это скорее очень удачный фон, чем сам смысл фильма. И именно здесь скрывается главное отличие: мои эксперименты были в моей власти. Я был в них командиром. А война - не во власти ее рядовых участников. Но вспомнил свои опыты я здесь все-таки не зря, так как они показывают, что уйти в глубины себя, потерять над собой самоконтроль - очень легко. В этом главная борьба тех, кто попадает в условия военного времени. И если в фильме "Взвод" главный герой борется с этим, то в "Апокалипсисе сейчас" герои полностью теряют контроль разума, полностью отдаются тому немногому что остается от человека в его безумии.
Делаю выводы: для меня этот фильм оказался прежде всего антихиппанским, показывающим, что наш разум, самконтроль и те моральные устои, которые важны для нас - это и есть мы. Не надо пытаться убрать их как "наносное", чтобы достичь свободы, или какого-то натурального, природного состояния. Более того, за себя, за свою личность надо бороться, иначе она просто исчезнет, отомрет. Свобода - это и есть борьба. А возможность бороться - это свобода. И хотя этот фильм против "нирваны сейчас", он и против полусумасшедших военных режимов. Не зря "освободившиеся от всего" герои в конце пути встречают именно такое образование. С солдатами, почитающими сумасшедшего полковника как Бога...
А все потому, что сон разума рождает чудовищ. И человеком быть больно.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |