Всем бы так “отставать”, как Белоруссия сегодня
Автор Редсовет
22.05.2009 г.
Временный поверенный в делах США в Белоруссии Джонатан Мор (их посла Белоруссия выдворила) пожаловался латвийской газете "Телеграф": "Очевидно, что Беларусь сильно отстаёт в развитии от всех своих соседей, не использует свой потенциал". Как жалко Белоруссию: ведь, наверное, этот парень знает, о чём говорит.
Тем более во время мирового кризиса, когда все соседи Белоруссии уже провалились в глубокую яму и их экономика разваливается на глазах. А если ещё и отставать...
Эстония первой начала сползать в яму ещё в четвертом квартале 2007 года. Падение ВВП за 2008 год составило 9,7%, промышленного производства - 30,3%, безработица (пока) - 7,6%. Другой сосед - Литва: падение ВВП - 2,2%, промышленного производства - 17,9%, розничного товарооборота - 32%, безработица составила 7,9%.
Не отстаёт и Латвия. ВВП в четвертом квартале 2008 года упал на 10,3%, промышленность - на 24,2%, розничный товарооборот - на 26,8%, безработица составила 10,1%. Но правительство продолжает "структурные реформы": массовое сокращение тысяч учителей, медиков, пожарных, закрытие школ и больниц. Рост рядов новых безработных. Такие мы "успешные".
Соседка с другой стороны - Россия. "Мировой экономический кризис, который только разворачивается, показал исчерпанность модели роста российской экономики, которая у нас была в предыдущие годы", - сообщила глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина на заседании Госдумы в ноябре 2008 года. И верно: с ноября начался спад, а в январе уже ВВП снизился на 8,8% относительно января 2008 года. Эксперты Минэкономразвития заявили, что главными причинами снижения явились значительное сокращение промышленного производства, спад в строительстве, снижение инвестиционной активности и потребительского спроса...
Всё в порядке: на эти страны Джонатан Мор не может обижаться. Другое дело - Белоруссия. Она действительно в 2008 году сильно отстала от соседей, старательных учеников заокеанского "большого брата", устроивших по его примеру у себя финансовый кризис. Белорусов совершенно не интересовала спекуляция недвижимостью (она там невозможна: земля принадлежит государству). Вместо этого они развивали производство (по-другому не заработать) и получили за 2008 год прирост ВВП на 10%, промышленного производства - на 10,8%, продукции сельского хозяйства - на 8,9%, розничный товарооборот повысился на 20,5%. Жилья республика построила 5 миллионов 146 тысяч квадратных метров - на 10,3% больше, чем в 2007 году, бюджет выполнила с профицитом в 1,5%, и безработных в ней всего 0,8%.
Такое вот "отставание". Пока соседи катятся вниз, она просто идёт в другую сторону. Это-то и беспокоит "большого брата".
В самый расцвет нашей всеобщей спекуляции недвижимостью латвийские руководители (профессионалы!) всем, непричастным к этому процессу, с восторгом объясняли, что так развивается наша экономика, и их переполняла гордость за успехи. Правда, тогда Белоруссия продавала Латвии товаров в 4 раза больше, чем Латвия ей, а в ЕС - на 65% больше, чем ЕС Белоруссии.
Прошло три года, и мы получили банкротство: Латвию уже с декабря 2008 года содержит МВФ и руководит нашим "независимым" правительством. Денег - 589,6 миллиона евро - он дал только до июня. Если не перечислит очередной транш, все бюджетники останутся без зарплаты и пенсий: дефицит бюджета за первый квартал 2009 года достиг 199,4 миллиона латов, или 29%. А Белоруссия уже продаёт товаров Латвии в 5 раз больше, чем Латвия ей. Развиваемся!
Но для нашей элиты белорусский пример неприемлем. Ведь, к примеру, спекулянтам недвижимостью, а это в Латвии примерно 5-6 тысяч человек (все исключительно уважаемые люди), пришлось бы горбатиться где-нибудь на производстве, поскольку в промышленности у белорусов работает 26,9% населения, а в торговле - только 13,8%.
Почему у белорусов всё так странно и не по-нашему? Очень просто. Там государство не стало уходить из экономики и бросать её на произвол комбинаторов, не способных ею эффективно управлять из-за отсутствия образования и опыта. Белоруссия ещё в 1994 году провалила на выборах своего Шушкевича (белорусского аналога Горбачёва) и пошла по китайскому пути, сохранив высокоразвитую государственную промышленность и крупное, высокомеханизированное, продуктивное сельское хозяйство.
Сейчас уже все развитые страны, залетев в кризис, признали необходимость государственного регулирования экономики. Государство возвращается в экономику.
Латвийскому государству возвращаться некуда: брошенная им в 1992-1994 годах реальная (не спекулятивная) экономика умерла, и восстановить её - не по нашим финансам. Мелкие и мельчайшие предприятия, которые что-то производят, ничего не решают - они неконкурентоспособны. Разговоры о помощи им или о гарантиях - просто создание видимости деятельности для различных департаментов и министров (чтобы не сократили). А наш опыт "возвращения" государства в лопнувший банк "Парекс" уже подорвал все государственные финансы.
В Белоруссии государству никуда не надо возвращаться, оно присутствует в своей экономике и регулирует её. В результате республика сейчас производит грузовые автомобили, тракторы, автобусы, троллейбусы, стиральные машины, телевизоры и видеоаппаратуру, оптические приборы, велосипеды, холодильники, стальной прокат, удобрения, микроэлектронику, часы, мясо, молоко, яблоки... Вплоть до искусственных клапанов сердца.
Не хватает Белоруссии только энергоносителей: получаемые из России дорогие нефть и газ приводят к дефициту внешней торговли с восточным соседом. С остальными рынками баланс положительный. Для преодоления этой зависимости она начинает строительство атомной электростанции, а белорусские организации ведут разведку и добычу нефти в Венесуэле. Вот примеры государственного подхода к экономике.
Упомянутый Джонатан Мор назвал это "командной экономикой советского типа". И что в этом плохого? Вот Литва, Латвия и Эстония уже 8 лет обсуждают, что "хорошо бы построить новую Игналинскую АЭС", чтобы не сидеть в темноте: ведь уже последний год её работы идёт. Но без всякого толку: правительства меняются каждый год, команду подать не успевают. Пора готовиться к скачку цен на электричество: покупать его будем в Швеции. Как и всё остальное из-за рубежа везём.
Хотя Белоруссия не замешана в спекуляциях, приведших к мировому финансовому кризису, но от потери триллионов долларов рыночным миром она тоже страдает. У её покупателей нет денег, и спрос на белорусский экспорт упал. Его объём в первом квартале 2009 года составил 55,1% к первому кварталу 2008 года. Снизился и импорт - до 60,6%. Это привело к падению темпов экономического роста. За первый квартал 2009 года прирост (а не падение) ВВП составил 1,1%, безработица достигла 1% (цифра просто смешная по латвийским меркам).
Белоруссия сразу приняла меры: девальвировала на 20% свою валюту, чтобы поддержать падающий спрос на свой экспорт. Она это может делать, так как в основном сама обеспечивает свой внутренний спрос, а не живёт на импорте, как Латвия. И долгов в иностранных банках не набирала. И получила у МВФ кредит 2,46 миллиарда долларов, первым платежом которого компенсировала возникший в первом квартале дефицит внешней торговли в 815 миллионов долларов.
Кредит Белоруссия получила без проблем. Глава миссии МВФ К. Джарвис, посетивший Минск, заявил: "Решение об обеспечении сбалансированности бюджета в 2008 и 2009 годах, а также работа, которую проводит Министерство финансов для достижения этой цели, служат надежной основой для макроэкономической стабильности". Вот и всё. Командная экономика! А наши правители всё сочиняют "реформы", увеличивая безработицу.
Белоруссия тоже переживает кризис из-за своих непутёвых соседей и покупателей, которые, пустившись в спекулятивные комбинации, остались без средств на жизнь и им не на что покупать белорусские товары. Но масштаб потерь совсем другой. Она не планирует, как Латвия, закрывать школы и больницы или уменьшать финансирование университетов. В Белоруссии образование и здравоохранение бесплатные. А расходы на жилищно-коммунальную сферу государство финансирует из бюджета на 70%. И при этом сохраняется профицитный бюджет!
Как ей это удаётся? Всё очень просто. В капиталистических странах народные массы живут на то, что им оставляют на жизнь их хозяева, распределяющие заработанные этими массами деньги. Характеризуется это коэффициентом распределения доходов. В Латвии состоятельная часть населения - 10% - имеет доходы в 11,6 раза больше, чем 10% бедных. В Белоруссии - только в 6,9 раза. Это близко к Швеции, там 6,2. Для регулирования экономического неравенства в Белоруссии действует прогрессивная шкала налогообложения. Бедные платят только 9% от своих доходов, а богатые - до 30%.
Может быть, и нам пора поучиться у них чему-нибудь? Ведь деньги на возврат кредитов придётся зарабатывать, а не просто печатать, как это делает наш "большой брат". Да и не брат он нам вовсе.
Эрнест БУЙВИД.
г. Рига.