-Я - фотограф

Коктебель

Римский форум
1 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в mena_muria

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.10.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 2532





22 июня. Из дневника Н.А. Дмитриевой во время войны

Четверг, 22 Июня 2017 г. 11:37 + в цитатник

. Запись сделана 24 июля 1941 года в Моршанске, куда Нина Александровна с маленьким ребенком на руках уехала в эвакуацию

Ночью опять бомбили Москву. Нападало 150 самолетов, прорвалось 8--10. Были пожары, убитые и раненые. От наших все еще ничего нет..

Вспомнилось, как началась эта война. Мы были дома. Мама пошла что-то купить, папа укладывал чемодан – собирался ехать в Пензу в командировку. Вдруг по радио объявили (после того, как кончились последние известия), что сейчас выступит Молотов. И я слушала его с Мишкой на руках. За окнами на улицах сразу началось какое-то оживление, все забегали, кто-то плакал. Пришла мама. Она купила букет сирени и этот букет был последнее, что осталось от довоенного времени. Да, это был довоенный букет и, хотя я поставила его в воду, но все-таки он уже стал ненужен, так как настала война. Только что – в довоенное время – я говорила по телефону с Тилли и он собирался приехать, говорила по телефону с одной нашей аспиранткой – сговаривалась с ней вместе готовиться к диамату, в довоенное время папа укладывал чемодан, а мама купила сирень. И все это сразу кончилось. И мне кажется иногда: вот кончится война и снова сцена перевернется и на сцене опять будет наша комната и папа опять будет собирать чемодан, а я спокойно заниматься диаматом и смотреть на букет, который мама купила. Только тяжесть спадет с сердца.

На самом деле всего этого уже не будет, победа достанется дорого, страшно дорого, каждый должен будет заплатить за нее, как в сказке про обезьянью лапку.

Бедная моя мама, бедный Тилли!<…>

Почему они не пишут? Вероятно телеграммы идут медленно, может быть совсем не идут.



Понравилось: 35 пользователям

К 80-летию Натальи Апчинской

Четверг, 01 Июня 2017 г. 21:11 + в цитатник

1 июня – день рождения Натальи Вячеславовны Апчинской (1937-2014).
Диссертация ее была о Майоле, но также блестяще она знала все французское искусство 18-20 вв.,
Более 35 лет – сотрудник Музея искусства народов Востока, занималась Кавказом, Закавказьем, Средней Азией, ездила в творческие командировки, добралась до Тувы и до легендарного музея в Нукусе в каракумских песках (помню ее восторженные рассказы об этой коллекции невиданных шедевров), написала по теме: "Русские художники о Востоке" ряд монографий и статей о Р. Фальке, Р. Мазеле, А. Волкове, ст. и мл. Е. Кравченко, В. Волкове и др, писала об искусстве ХХ в. – Матисс, Филонов, Шагал, О нем у нее довольно много статей и две монографии – в любимом художнике, как и в ней, было скрещение разных начал.
Среди разнообразных выставок, куратором которых она был (более 30) и эпохальная "Средняя Азия-Москва-Иерусалим в творчестве еврейских художников" (2008),

Библиография Н.В. Апчинской (весьма не полная) приводится в Википедии и на сайте АИС. Сами же работы частично выложены на персональном сайте Apchinskaya, поддерживаемом Наташиными родственниками https://apchinskaya.wordpress.com/
Привожу (впервые) одно из писем Н. В. Апчинской к обожаемой ею Н. А. Дмитриевой. Оно написано под впечатлением от первой поездки в начале 80-х в Ереван и Тифлис, от Пиросмани (она вскоре стала членом Грузинского общества Н.Пиросмани).

Дорогая Нина Александровна!
Вчера прилетела из Тбилиси и застала Ваше письмо. Надеюсь, Вы еще успеете получить мое.
Я была 5 дней в Ереване, ездила оттуда опять в Гарни и Гегард, а также в довольно далекий монастырь ХП века со средневековыми фресками.
Позже провела неделю в Тбилиси –одну из лучших в моей жизни. Познакомилась с несколькими замечательными людьми, побывала во многих мастерских: там сейчас очень сильные художники (покажу Вам несколько слайдов). Но самое
потрясающее – Тифлис. Такие улицы и дома, что с ума можно сойти. Рядом с грузинском собором, где дивное пение, армянская церковь и синагога, около которой бродят еще не уехавшие рыжие дети. В музее большая галерея замечательных средневековых фресок, это была христианская страна! Среди этих фресок есть неожиданные повторения испанских (романских и до) или каролингских. И зал Пиросмани, куда я ходила каждый день. Мне кажется, это самое сильное мое впечатление от искусства за всю жизнь. У него как бы в чистом виде явлены все чары искусства и способность прорыва в другой мир. От этого он кажется страшным, долго смотреть нельзя. И еще эта магия и поэма черного цвета, бездонного, бархатного (никакие репродукции не передают). У грузин вообще этот цвет доминирует, но только Пиросмани явил всю его «метафизику». По-моему, такой симфонии черного нет больше нигде в мире. Другие краски на этом фоне нежно светятся, он очень полихромный, живописный и бесконтурный.
Была также в Мцхете, в театре Руставели (на Брехте) и даже у Параджанова в гостях.
После всего виденного, после южной теплоты (там было в среднем 25 гр.), фруктов, красивых, щедрых грузин Москва кажется особенно мрачной и античеловеческой. Там все еще сохранились традиции и близость к земле …
Давайте поедем в следующем году вместе. У меня теперь и в Ереване, и в Тбилиси есть друзья, которые нам все покажут (а Генрих Игитян даже Ваш поклонник).
Надеюсь скоро увидеть Вас в Москве.
Ваша Н.А.


Портрет Н.В. Апчинской (работа Инги Леви) 2012

Фото Svetlana Chlenova.


Понравилось: 1 пользователю

Владимир Рубин "Девушка пела в церковном хоре"

Понедельник, 22 Мая 2017 г. 21:23 + в цитатник

 Вчера в БЗК слушала "Девушка пела в церковном хоре". Это была новая позма для хора и солистки на слова А.Блока моего любимого композитора Владимира Ильича Рубина,
"Блок для меня -- это человек, живущий в духе, редчайшее явление", -- написал в своем дневнике Пришвин. Он же далее: " Есть люди, от которых является подозрение в своей ли неправоте или даже в ничтожестве своем, и начинается борьба за восстановление себя самого, за выправление своей жизненной линии"
Эти слова можно отнести и к Рубину.
В его музыке, как и в поэзии Блока, красота, истина, добро, вселенская необъятность, тайна, известная плачущему Младенцу: "никто не придет назад", По сути, стихотворение Блока о девушке в белом, голосе, летящем в купол, луче, сияющем на белом плече--Ектения, молитва о плавающих и путешествующих.
До БЗК сочинение Рубина впечатляюще прозвучало в московском соборе Петра и Павла.

Рубин посвятил поэму памяти А.С. Пономарева, создателя грандиозной Детской хоровой школы "Весна",

Заключительный концерт этого года завершился исполнением всеми пятью хорами школы кантаты В.Рубина (слова народные) "Кому песню поем" и, конечно, величанием "Многая лета!"

Многая, многая лета, дорогой Владимир Ильич!

Фото Svetlana Chlenova.

Метки:  

Виктория Любицкая "ДУша танца": вечер фортепианной музыки

Среда, 17 Мая 2017 г. 12:38 + в цитатник

16 мая ВЛ (201x300, 19Kb)

«Душа танца»-- так Виктория Любицкая назвала свой фортепианный вечер, имевший место в элегантном Камерном зале Филармонии 16 мая.
«Душа танца» --почти оксюморон, ведь разве не ощущаешь себя в танце телом музыки? Можно, конечно, было бы вспомнить (тем более, что одним из героев интеллектуальной преамбулы пианистки был Касьян Голейзовский) расхожее «душой исполненный полет», но у Любицкой акцент не на хореографии, а на хореографе, музыкальным богом которого был Скрябин. Танец у нее метафора жизни и смерти, любви, творчества, мук, танец относится к человеку как к части Вселенной, танцующей в своих ритмах.
И здесь понятно желание в открытие причудливой программы концерта взять пьесы из цикла «Образы» К. Дебюсси: «Колокола сквозь листву», «Золотые рыбки» и между ними прелюдия «Дельфийские танцовщИцы» (отдельный поклон Любицкой за это ударение).
За Дебюсси шел уже упомянутый (и очень сходный с ним, как мне показалось) Скрябин: Четыре прелюдии и Ноктюрн для левой руки (каюсь, никогда ранее мной не слышаный, но ведь и в концерте Любицкой, проходившем в том же зале год назад под знаком Софроницкого, не было ничего популистского).
Из Мазурок Шопена, выбранных пианисткой, тоже как-то до этого не выделяла фа-минорную, последнюю, автограф которой, не до конца разбираемый, хранится в музее композитора в Варшаве..
Последнее заключающее программу вечера сочинение-- «Адажиетто» из Пятой симфонии Малера, на музыку которого Ролан Пети поставил для Майи Плисецкой балет "Гибель розы", прозвучало в транскрипции для ф-но Яна Флинта. Признаюсь, несмотря на глубокое впечатление от его исполнения этой очень «отдельной» пианисткой, предпочитаю оркестровый—прозрачно-небесный -- вариант (в звучании же рояля, даже при всей бестелесности звука у Любицкой, есть какая-то материальность).
На бис, с извинениями сложив едва удерживаемую охапку цветов на пол («к ногам»,- как кто-то выкрикнул из зала), пианистка сыграла (и тоже оказавшиеся очень созвучными) три сочинения: Рахманинов «Мелодия» из цикла «Фантазии», Шуман «Грезы» и Скрябин «Листок из альбома».
Подчеркну еще раз: составленная Любицкой программа, при всей изысканности и оригинальности, отличалась единством, завораживающей целостностью того высшего свойства, когда открываются «тонкие пленительные связи меж контуром и запахом цветка».

 

http://meloman.ru/concert/vecher-fortepiannoj-muzykidusha-tanca/


Памяти Евгения Федоровича Светланова

Среда, 03 Мая 2017 г. 11:07 + в цитатник

Евгений Федорович Светланов (6 сентября 1928 – 3 мая 2002)
15 лет.
Спасибо «Орфею» --отозвался в «Музыкальном календаре»
Дирижёр, пианист и композитор, общественный деятель, просветитель, критик-публицист (им написано более 150 статей и очерков), Народный артист СССР. Евгений Светланов –один из гениальных творцов XX века, ставших не только олицетворением национальной российской культуры, но и выразителем общечеловеческих духовных ценностей.
С 1965 по 2000 Евгений Светланов -- художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра СССР. «Бриллиантовый дирижер», «русский Караян», «последний романтик ХХ века»,--писали о нем западные критики до 2000 года.
С его именем связана одна из лучших страниц биографии Госоркестра.
Увы!-- даже назначенный (после чехарды с худруками этого непростого оркестра) нынешний, как теперь говорят, «креативный» и «концептуальный», амбициозный Владимир Юровский, не вернул Госоркестру узнаваемого -- наполненного, необыкновенной красоты и чувственной одухотворенности --звучания, которое было при Светланове.
Прощальный московский концерт Светланова состоялся в БЗК 28 февраля 2002 года. Звучала музыка Вагнера. Но стоял дирижер за пультом Российского национального оркестра, а не Госоркестра, от которого приказом министра культуры был отлучен в 2000. Зал стоя приветствовал великого дирижера, в воздухе витало предчувствие трагедии.
Памятником Светланову стала его три десятилетия создававшаяся «Антология русской симфонической музыки» -- от Глинки до Рахманинова (более 200 дисков на фирме «Мелодия»),
Наиболее масштабным проектом, представляющим западноевропейскую музыку всех эпох и стилей, стали программы Госоркестра и Евгения Светланова «Сокровища западноевропейской музыки».
Слушала его в концертах. Особенно впечатлил его Малер, помню его цикл из всех симфоний в БЗК. Изумительно звучал и Рахманинов, его кумир, отзывавшийся и в его собственных сочинениях--Светланов, в первую очередь, ощущал себя композитором: «Мне нравятся обширные мелодические арки, яркие, богатые, сочные гармонии и вытекающая из них полифония…», - говорит он в документальном, снятом к годовщине его смерти, фильме «Самосожжение». У него была установка -- предельная самоотдача, стремление к недостижимому совершенству.
Евгений Федорович Светланов похоронен на Ваганьковском и по дороге (очень недальней) к своим могилам, всегда у него останавливаюсь.
Вечная Светлая Память!

3 мая Светланов (700x657, 84Kb)


Метки:  

К 45-летию Николая Луганского

Четверг, 27 Апреля 2017 г. 22:42 + в цитатник

26 апреля 2017 года

Почетному академику

Российской академии художеств,

Народному артисту России,

Профессору

Московской консерватории

Н.Л.ЛУГАНСКОМУ



Дорогой наш Николай Львович!


    В славный День Вашего 45-летия примите поздравления Президиума Российской академии художеств и мои лично!

    Прославленный Артист, Музыкант редчайших профессиональных достоинств, русский Художник истинного благородства, покоряющего масштаба и проникающего чувства, чистая душа в современном пространстве, Вы, Николай Львович, по справедливости вошли в избранный круг вдохновенных людей искусства, чья жизнь и творчество  делают  честь  отечественной культуре.

    Академия художеств гордится своим Почетным академиком Николаем Луганским.

    Сердечно желаем Вам, Николай Львович, радости художественного существования и здоровья.

    Пусть жизнь и впредь оберегает Вас для искусства.

    Пусть искусство хранит Вас для жизни.



        Президент

Российской академии художеств                    З.К.Церетели

29 июня Nikolai-Lugansky- (600x400, 50Kb)

Николай Луганский: записки о детстве и юности музыканта

Воскресенье, 02 Октября 2016 г. 20:36 + в цитатник

1.10 15 (457x700, 174Kb)

День Музыки --прекрасный повод для сообщения о недавно выпущенной при содействии Музея-усадьбы С.В. Рахманинова «Ивановка» книги: А.Н. Луганская Мальчик и музыка. Тамбов: Издательство Першина Р. В., 2015.
Эта книга – записки о ничем не замутненной «чистой музыке бытия» сына-музыканта, летопись его музыкального пути с первых шагов до Конкурса Чайковского (1994) .
Заметим, на этом пути были не только любовь, восхищение и поддержка--даны уникальные портреты Татьяны Евгеньевны Кестнер и Татьяны Петровны Николаевой,--но и разнообразные неблагопрятности и даже неблаговидности, многие упоминания о которых Коля перед изданием из рукописи (она была для него сюрпизом)-вычеркнул... Ведь Николай Луганский, поистине, -- эталон во всем!

Nikolai-Lugansky_0240 (700x466, 25Kb)

01.07 Юный луганский (509x700, 85Kb)


День памяти Тютчева

Четверг, 28 Июля 2016 г. 01:36 + в цитатник

  27 июля –день памяти Тютчева.  «Хрупкость человеческой жизни, – говорил он, – единственная вещь на земле, которой никакие фразы и напыщенные рассуждения не в состоянии преувеличить».

Как все связано-- на днях ( как впрочем, как всегда, в последние годы, занимаясь оцифровкой архива Н.А. Дмитриевой) ввела вот это ее "тютчевское" стихотворение:

В жизни не каждый день рубежи
И не каждые полвека в истории.
Удалось же людям всю жизнь прожить
На фоне единственной королевы Виктории.

Он родился потомком знатного рода,
Умер – и попадает в предки.
Видел смены кабинетов, перемены погоды.
А другие перемены сравнительно редки.

Или можно родиться в глинобитной хижине,
И в той же хижине встретить конец,
Трудясь все время над той полоской выжженой,
Над которой трудились дед и отец.

Где родиться, когда, -- это дело случая:
Неудачно родившимся он велит
Торопясь, задыхаясь, мучаясь
Пыль глотать из-под чьих-то копыт.

Куда как блаженна такая участь,
Когда копыта слепят и мнут.
Ты ошибался, великий Тютчев:
Не нужно нам роковых минут.
1967

 

 


Тем, кто любит театр : Юбилейный номер журнала "Сцена"

Четверг, 21 Апреля 2016 г. 18:56 + в цитатник

Вышел   № 100 журнала «Сцена»-- весом в 100 страниц  интересного и полезного чтения.  Разнообразно, серьезно, актуально о театре. визуальной культуре,  проблемах и целях творчества. Вопреки модному утверждению, что никто никому ничего не должен,  и  в  «Наследии»,  и «Премьерных  спектаклях» авторы –  писатели, режиссеры, художники--  обнаруживают свою  заинтересованность  в жизни общества  и новых формах взаимодействия с публикой. Начиная с диалога главного редактора  Дмитрия Родионова и Валерия Фокина об общественном статусе искусства  до приветствия новорожденному театральному журналу «Замыслы»,  многое притягивает внимание.  А прямая речь художников – 32 ответа на вопросы журнала -  просто  внушает веру в искусство!

 Углубляюсь в чтение и очень советую тем, кто любит театр,   ознакомиться с юбилейным выпуском  журнала "Сцена"Журнал продается в Бахрушинском музее, музее-мастерской Боровского и в магазине СТД

Вложение: 4988223_cover_2_20162.pdf


Светоносное пространство Елены Утенковой-Тихоновой

Суббота, 17 Октября 2015 г. 02:09 + в цитатник



До 25 октября-- в Доме Гоголя, Никитский бульвар, д.7а, в небольшой галерее  открыта выставка Елены Утенковой-Тихоновой "Тетрадь для рисования" .
Вот что пишет она в аннотации: "Это своего рода разрозненные страницы моей жизни -- лето в Тарусе, поездка в зимний Тутаев, санаторный пляж на Чёрном море или холодное весеннее утро в Люксембургском саду....
В сумке я всегда ношу с собой тетрадь для рисования. Я не рисую в ней каждую минуту, но мне важно знать, что она у меня есть... Чем больше в альбоме рисунков, тем полнее, осмысленнее была жизнь. ..."
На стенах и витринах работы ближайшего времени, проходящего 2015 года-- живопись (пастель,см. техника, холст. масло), но в основном это - листы из альбомов и тетрадей, рисунки на бумаге углём. Рисунки из более ранних тетрадей (" Детская тетрадь", "Берлин" , "Лес" и др.) также представлены на выставке, под какую-то изысканную музыку они крутятся на небольшом мониторе.
Независимо от техники, размера во всех работах при конкретности запечатленного эпизода из жизни природы, людей совершается выход во вневременные, бытийные смыслы. Целостное пространство, уравновешенное, ритмически организованное как бы лишено земного притяжения, даже те несколько картин, у которых в атрибуции х.м.,не кажутся написанными маслом ( чем-то жирным).
Всё из светоносного воздуха. В общем --"Божеское"!
(Замечу, что дежурившей на выставке дамой с книжечкой, моё, последнего в тот вечер посетителя, впечатление было воспринято благосклонно)






Метки: Елена Утенкова-Тихонова, Дом Гоголя

  •  

Шимон Якерсон: Легко ли быть абсолютно счастливым?

Суббота, 03 Октября 2015 г. 12:59 + в цитатник






Совершенство недостижимо, но к нему нужно стремиться (трюизм из области истинного))
И вот Шимон Якерсон:«Мне удивительным образом абсолютно все удалось» (?!--здесь смутно, из студенческих лет, вспоминается критика гегелевских исключений из своей же Диалектики).
Однако рассказ незаурядного Человека о своей абсолютно счастливой жизни в неблагоприятнейших обстоятельствах восхитительно убедителен! Спасибо!! Снимаю шляпу!

http://www.lechaim.ru/6155


Метки:  

Шагал в Малаховке

Воскресенье, 20 Сентября 2015 г. 15:37 + в цитатник


Недавно впервые побывала в Витебске, после войны сохранилась одна  его десятая часть. но кое-что реконструировано, довольно деликатно (без новорусской товарной новизны).
Сохранилась большая часть родной улочки Шагала -- Покровской-- и его дом со двором и избушкой-складом. В этом одноэтажном доме-крошечке в три окошечка было всё маленькое - лавка, столовая, кухня, 3 спальни--родителей, мальчиков (старшего Моисея, ставшего позже Марком, и Давида) и девочек (сестёр было пятеро). Сёстры позже в конце 20=х и продали дом,так что скромная обстановка реконструирована по рисункам Шагала, были подобраны предметы быта рубежа Х1Х-ХХ, из аутентичных, семейных, вещей немного кухонной утвари, посуды, их передали Музею, открытому в 1997г, племянницы Шагала из Питера.



Что же касается России, то здесь имеется всего 3 памятных знака в честь этого знаменитого российского белорусского французского художника еврейского происхождения :

*Лайнер Airbus A321 (VP-BUP) авиакомпании "Аэрофлот" «М. Шагал»*

*Мемориальная доска ( в виде палитры) на фасаде дома 7 по Перекупному переулку в Питере, где проживали с 1915 по 1918 Шагал с Беллой (установлена в 2014 году 28 марта, в ДР художника).

* В подмосковной Малаховке, где с 1920 по 1920 знаменитый мастер с семьёй жил и работал в местной колонии имени III Интернационала, обучая детей-сирот рисованию, к 125-летию Шагала в 2012 на подворье еврейского общинного центра был установлен Памятный Знак «Летящая палитра» Автор работы (практически подаренной)--белорусский кульптор Александр Слепов. Его «Летящее время» стоит у Арт-центра М. Шагала в Витебске.



 

И Памятный знак, и многое другое --часть авторского  проекта "Бонжур, товарищ Шагал!" журналиста -пенсионера Анны Юдашкиной, живущей в Малаховке, автора и одноименной книжечки (выпущенной за свой счёт). В рамках этого просветительского  проекта планируется и уже делается -- проводить праздники "Дни Шагала", мастер-классы, творческие и научные встречи, устраивать выставки, открыть студию-галерею и ещё многое с тем,  чтобы возродить интерес общественности к культурному наследию знаменитой Малаховки и  Подмосковья в целом.
Уважаемые почитатели Марка Шагала, дорогие друзья! Огромная просьба --проголосуйте за Шагаловский проект на сайте http://наше-подмосковье.рф/projects/483923/
Премия губернатора Подмосковья была бы хорошей поддержкой энтузиастам-бессребреникам


Метки:  

Выставки в ГМИИ: "Вокруг Мункачи" сегодня последний день

Воскресенье, 23 Августа 2015 г. 13:55 + в цитатник



Вчера заглянула в ГМИИ --там в ближайшее время закроются несколько выставок..
Пробежалась по сказочным иллюстрациям: В Конашевича, Э. Булатова, О Васильева, И Кабакова, В. Пивоварова (так любимых с малолетства детей) и по ретроспективной выставке изобретательного Александра Колдера (не стало дожидаться, как советовала мне интеллигентная смотрительница, пока одна из движущихся подвешенных скультур повернётся так, что все её цветные лопасти покажут свою оборотную-- чёрную-- сторону).
Довольно долго кружила по выставке Михая Мункачи (!844-1900), вполне оправдывающего титул самого знаменитого венгерского художника, особенно прославившегося своими портретами, жанрами. Его талант (т.е большие способности) и фантастическое мастерство на уровне достижений самых выдающихся художников второй половины Х!Х века,. -- на выставке "Вокруг Мункачи" не только его картины, но также представлены некоторые работы, так сказать, из его контекста, имеющиеся в ГМИИ. Ранние картины Мункачи в духе передвижников и русской пейзажной живописи ( левитановской, саврасовской), много импрессионистических вещей.--изумителен неотличимый от Писсаро, СВЕТОНОСНЫЙ "Пейзаж с деревьями и двухэтажным домиком" (1882)., а "Пыльная дорога"(1874-83) -- типичный Тёрнер! В общем, хотелось бы вернуться в Галерею, да жаль, 23 августа --последний день..
Ну вот уж что совсем нельзя пропустить, так это выставку "Русское искусство XIX–XX веков из собрания А.Н. Володчинского" (закрывается 6 сентября). Практически это коллекция шедевров, выдающих в их собирателе человека из артистической среды,наделенного изысканным художественным вкусом. Превосходная графика - портреты Ионеско, Михоэлса, Дягилева и др. (работы Альтмана, Ларионова, Анненкова), но, пожалуй, даже ещё более впечатляет "Портрет Мейерхольда" (1913) , каюсь, неизвестного мне Н.И.Кульбина (1868--1917).
И всё же --сердце моё возликовало, когда я увидела, в каком количестве и какого качества присутствуют в собрании А.Н. Володчинского" картины художников, связанных с Московским Училищем Живописи Ваяния и Зодчества (МУЖВЗ), восходящим к Московскому Художественному классу, детищу Михаила Орлова (под чьё обаяние я всецело подпала, проведя достаточно много времени в подготовке к изданию книги Н.А.Дмитриевой). Здесь и Саломаткин, и Сведомский,и Перов, и Степанов, и Левитан (с необычной мариной -- воздушно-небесным "Пейзажем с парусом"), и Саврасов (со зловеще полыхающим над " Болотом" закатом) и братья Маковские, и многие др. Восторг коллекционера перед младшим -- Владимиром Егоровичем Маковским (1846-1920)-- великолепно и богато представленным, очевиден и всецело разделяем. Спасибо!!!










Владимир Маковский "На выставке" 1900


Об итогах конкурса Чайковского : Н.Луганский и Б.Березовский в Overtime

Среда, 29 Июля 2015 г. 13:54 + в цитатник

В поисках абсолюта (Об итогах конкурса Чайковского : Н.Луганский и Б.Березовский в Overtime). Николай Луганский-- личность (т. е. часть Всеобщего), что и делает его выдающимся в современном искусстве, высшей целью которого заявлено выражение индивидуальности (т. е. "самовыражение"), http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/programs/ove...-marafona-v-poiskakh-absolyuta

Nikolai-Lugansky_0240 (700x466, 25Kb)

"Сколько надо отваги..."

Суббота, 18 Июля 2015 г. 17:41 + в цитатник

Выпуск "Наблюдателя" к 125-летию со дня рождения Бориса Пастернака, повторенный вчера в рубрике "Лучшее", действительно, превосходен! Пастернак был в нём как на этой его изумительной фотографии.

Время передачи пролетело мгновенно, хотелось ещё и ещё слушать и стихи (очень внутренне, присвоенно, звучавшие у А.Коршунова, а у В. Баринова прочитанные, как проза, разыгранные), и комментарии к ним Н.Ивановой. Прекрасной рамкой, оттеняющей возникшее поэтическое состояние, стал ведущий (А.Максимов) Стихи прорастали по ходу беседы, составив маленькую антологию пастернаковских шедевров, или даже хитов, за исключением, пары-тройки, быть может, менее известных, таких, как

«Дом высился, как каланча

По тесной лестнице угольной

Несли рояль два силача

Как колокол на колокольню»…

или «Годами когда-нибудь в зале концертной

Мне Брамса сыграют, -- тоской изойду»…

или «Весна, я с улицы, где тополь удивлен,

Где даль пугается, где дом упасть боится,

Где воздух синь, как узелок с бельем

У выписавшегося из больницы.

Где вечер пуст, как прерванный рассказ,

Оставленный звездой без продолженья

К недоуменью тысяч шумных глаз,

Бездонных и лишенных выраженья»

Последнее стихотворение --хорошая иллюстрация к сказанному Цветаевой о природе поэзии Пастернака: «претворение предмета в себя, растворение предмета в себе». И далее, сравнивая его с Маяковским: «Пастернак — поглощение, Маяковский — отдача. Маяковский — претворение себя в предмете, растворение себя в предмете. Всё во мне — Пастернак. Я во всем — Маяковский (расщепление двуединства Тютчева: «Всё во мне и я во всем»). Интересное совпадение в дате: 10 февраля родился Пастернак (1890) , а чуть более полувека в этот же день не стало Пушкина (1837). Но, кажется, сближение внешнее «Пушкин наш товарищ» (Андрей Платонов), с Пастернаком, по большой части, сложнее. 

 

253ce4aec540ce5ddb97751430e2aef1 (640x425, 158Kb)


Метки:  

Ирина и Яков Смоленские, Алексей Генесин: светлая память!

Воскресенье, 31 Мая 2015 г. 13:15 + в цитатник

20 лет назад, в конце мая, в Коктебеле умерла Ирина Ивановна Смоленская-Мугдусиева. Её отпевали в маленьком храме иконы Богородицы «Утоли моя печали», похоронили на старом коктебельском кладбище, у ограды в самой высокой точке –с видом на Сюрю Кая)



В Коктебель Ирина Ивановна приезжала постоянно, ещё с довоенных времён. Я познакомилась с ней в 70-х, тогда я тоже практически ежегодно, иногда и весной, и осенью, старалась, хотя бы на несколько дней туда вырываться («махнём в Коктабль» --была любимая присказка малолетней дочери). До середины 90-х я останавливалась на ул. Айвазовского, выходящей, как и улица «Победа», на морской обрыв, над которым стоит дача Щульцев, где всегда останавливалась Ирина Ивановна. Крыльцо дома выделяла амфора-- хозяин дачи, Павел Николаевич Щульц, археолог, искусствовед, исследователь Крыма, вёл раскопки, в частности, и на Тепсене (древнее городище возникло там на рубеже 7-8 вв.).
Ранним утром, когда ещё нет ни малейшего ветерка, и кругом тишина и первозданная безмятежность, мы имели обыкновение спускаться к морю – Ирина Ивановна в наброшенном на купальник развевающемся халатике, с необыкновенной грацией, выдававшей в ней бывшую балерину, сбегала с обрыва. Изяществом и благородством было отмечено всё, что она делала и говорила. Мы много с ней разговаривали, обменивались книжками (как-то она дала мне «Письма Шопена» в переводе Ежи Кухарского: это было очень «коктебельское» чтение, а на неё произвели большое впечатление полученные от меня рассказы Вити Бейлиса: «в них есть движение души», ну и т.п.). Ирина Ивановна была восприимчива ко всем проявлениям художественности, преклонялась перед талантом Якова Михайловича Смоленского, одного из самых известных чтецов. Его тонко и умно составленные программы, избранное из русской и мировой классики, собирали множество поклонников, но самой трепетной его слушательницей, восхищённо реагировавшей на все нюансы, была Ирина Ивановна (получив как-то от неё приглашение на один из его концертов, имела случай это наблюдать). Не знаю, успел ли Смоленский осуществить свой последний замысел—записать Экклезиаст! Возможно, конечно, я уже что-то путаю, но это так соответствовало бы ему, его одухотворённости!

В последние годы Ирина Ивановна бросила преподавание французского языка в Инязе и всецело посвятила себя мужу: без каких-либо помощников (включая стиральную машину), делая всё своими собственными изящными ручками, красиво вела дом, всегда открытый для многочисленных учеников Якова Михайловича (более 20 лет он возглавлял кафедру сценической речи в Щуке). Самым же большим удовольствием последних лет их жизни (ранее довольно причудливой) были, по её признанию, их застольные беседы вдвоём. Она очень и очень ценила их. Яков Михайлович умер после её ухода менее, чем через год. Урна с его прахом была захоронена в её могилу Алексеем Генесиным (1938-2003), верным его учеником, педагогом кафедры сценической речи Щукинского училища, основавшим в 1997 году конкурс чтецов имени Якова Смоленского. В этом году прошёл уже 18 конкурс, постепенно превратившийся из межвузовского во всероссийский, а теперь и международный. Лауреаты конкурса награждаются премиями (очень приличными) от Фонда им. Я.М. Смоленского, возглавляемого З.В. Харитоновой (женой Алексея Генесина). Удачи этому благородному делу! Смоленским и Алексею Генесину-- светлая память!


Коктебель октябрь 2010.
Хозяйка дома 24 по ул Победы, Надя Корчина, знаменитая своей фольклорностью и обедами (она много лет держала пансион, Ирина Ивановна была одной из самых долголетних среди её пансионерок и любимых друзей). В доме у Корчиных любил останавливаться о. Александр Мень ( со середины 90-х это был и мой коктебельский адрес). После смерти Ирины Ивановны в день её памяти мы много лет собирались у Нади Не знаю, как сейчас—не была в Коктебеле уже 5 лет ((


Метки:  

День рождения неповторимого Владимира Софроницкого

Пятница, 08 Мая 2015 г. 15:09 + в цитатник

Сегодня в теме дня на "Орфее" Владимир Софроницкий (вчера нон-стор с 7 утра до 12 ночи был исключительно Чайковский).
Софроницкий родился 8 мая 1901 г., в Санкт-Петербурге (правнук Боровиковского), умер 29 августа 1961 в Москве. «Печать чего-то необыкновенного, иногда почти сверхъестественного, таинственного, необъяснимого и властно влекущего к себе всегда лежало на его игре…» (Генрих Нейгауз).
Софроницкий был непревзойденным интерпретатором Скрябина (в музее композитора он часто давал концерты, большие залы не любил), много исполнял композиторов – романтиков. Его игра отличается не только незаурядным мастерством, но самобытностью , интуитивной мудростью, каким -то индивидуальным, особенной красоты звуком. Талант Софроницкого высоко оценивали Глазунов и Оссовский, когда он учился в Петроградской консерватории . Там же он потом сам преподавал и в 1936 году получил звание профессора, в 1938 -- научную степень доктора музыки (отец его был учёный-физик). В 40-х, переехав в Москву, он стал профессором Московской консерватории.
Спасибо "Орфею"-- не знала, что Софроницкий сочинял палиндромы, среди которых такие находки: «Не пошл Шопен», «А Лист — сила!», «Хил, худ он, но дух лих», «Он в аду давно», «Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, и дивен он», «Велик Оборин, он и робок и Лев», и многие другие.

И вот как у него звучит мой любимый Ноктюрн ми-бемоль мажор, Оп.9 №2 Шопена. Enjoy!
http://www.youtube.com/watch?v=




Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Донкихотство канала "Культура"

Среда, 25 Февраля 2015 г. 18:59 + в цитатник

 Сегодня первой новостью ТВ-Культура" --тревога об угрозе существованию звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Активистам Всероссийского Общества охраны памятников (вот уж, правда, "святые") удалось оградить (увы!- лишь частично) от коммерческой застройки заповедные земли, но , возможно, новые "негоцианты" всё же планируют построить вертолётную площадку под стенами монастыря. Без закона об "Охранной зоне" нет гарантий. Канал "Культура" посылает сигнал губернатору Московской области ("см о нём в Вики--он назвал Шойгу своим "крёстным отцом")) и другим представителям "власти капитала".
Воистину, бессмертны великие литературные образы! С годом литературы, дорогие товарищи!)


Метки:  

О Врубеле в Киеве: дневник Н.А. Дмитриевой (1945)

Суббота, 21 Февраля 2015 г. 21:26 + в цитатник

21 февраля - день памяти Нины Александровны Дмитриевой (1917-2003). Около полувека  (1938 -1986) она вела (весьма нерегулярно) дневник.

2 года назад, к 10-летию со дня её кончины, на сайте АИС (Ассоциации искусствоведов)  были ВПЕРВЫЕ опубликованы её  дневниковые записи, связанные с поездкой в конце июля – первой половине августа 1945года в Киев в процессе подготовки диссертации о М.Врубеле («зарубленной»). Как известно, спустя десятилетия (1984) Н. А Дмитриева опубликовала книги и статьи о своём любимом художнике. Мне кажется, первоначальные впечатления Дмитриевой, зафиксированные в дневнике, будут особенно интересны для искусствоведов.
К сегодняшнему дню на сайте АИС было опубликовано (нижайший поклон!) продолжение Киевского дневника Дмитриевой. Во второй части киевского дневника рассказывается о встрече с близко знавшим Врубеля художником и искусствоведом Николаем Адриановичем Праховым (1873-1957), сыном Адриана Викторовича Прахова (1846—1916), историка искусства, археолога, привлекшего Врубеля к работе по восстановлению фресок Кирилловской церкви. Любопытно, что зафиксированные Дмитриевой в дневнике выразительные подробности воспоминаний Н.А. Прахова, не полностью нашли отражение в его посмертно вышедших мемуарах «Страницы прошлого» (1958).
Также интересны записи Дмитриевой о встрече с искусствоведом и художником-керамистом Пантелеймоном Никифоровичем Мусиенко (1905-1980), не только исследовавшим обширные архивные материалы о Врубеле, но и собравшим о нём живые свидетельства его современников (К сожалению, неясно, удалось ли ему опубликовать упоминаемую Дмитриевой рукопись «Легенды о Врубеле»--среди его изданных работ она не числится. Может быть, кому-нибудь в Киеве встречались какие-то следы этой рукописи?)

http://ais-aica.ru/index.php…

 

«Около полувека (первая из сохранившихся тетрадок с датированными записями относится к 1938 –1939 гг, последняя – к 1980 –1986гг) Нина Александровна Дмитриева  вела (весьма нерегулярно) дневник. 
2 года назад, к 10-летию со дня её кончины, на сайте АИС (Ассоциации искусствоведов) были ВПЕРВЫЕ опубликованы  её записи, связанные с поездкой в конце июля – первой половине августа 1945года в Киев в процессе подготовки диссертации о М.Врубеле («зарубленной»). Как известно, спустя десятилетия (1984) Н. А Дмитриева опубликовала книги и статьи о своём любимом художнике. Мне кажется, первоначальные впечатления Дмитриевой, зафиксированные в дневнике, будут особенно интересны для искусствоведов. 
К сегодняшнему дню на сайте АИС было опубликовано (нижайший поклон!) продолжение Киевского дневника Дмитриевой. Во второй части киевского дневника рассказывается о встрече с близко знавшим Врубеля художником и искусствоведом Николаем Адриановичем Праховым (1873-1957), сыном Адриана Викторовича Прахова (1846—1916), историка искусства, археолога, привлекшего Врубеля к работе по восстановлению фресок Кирилловской церкви. Любопытно, что зафиксированные Дмитриевой в дневнике выразительные подробности воспоминаний Н.А. Прахова, не полностью нашли отражение в его посмертно вышедших мемуарах «Страницы прошлого» (1958).
Также интересны записи Дмитриевой о встрече с искусствоведом и художником-керамистом Пантелеймоном Никифоровичем Мусиенко (1905-1980), не только исследовавшим обширные архивные материалы о Врубеле, но и собравшим о нём живые свидетельства его современников (К сожалению, неясно, удалось ли ему опубликовать упоминаемую Дмитриевой рукопись «Легенды о Врубеле»--среди его изданных работ она не числится). 
http://ais-aica.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=3946:publikatsiya-kievskij-vrubel-iz-dnevnika-niny-aleksandrony-dmitrievoj-2-chast&catid=344:chlenova-svetlana-fedorovna&Itemid=191»
 М.А..Врубель. Надгробный плач. Роспись Кирилловской церкви в Киеве.1884
 

Поэзия Игоря Алексеева

Суббота, 17 Января 2015 г. 18:33 + в цитатник

Алексеев Игорь Геннадиевич (16 января 1959 --7 апреля 2008).  Автор шести поэтических сборников, двух сценариев, двух книг прозы. Победитель конкурса имени Н.С.Гумилева 2006 года. Член редколлегии международного журнала «Дети Ра». Лонг-лист премии «Большая книга» 2007 года.  Первая книга его стихов вышла в 2002. Жил в Саратове. Врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, преподавал, занимался бизнесом. Умер от затяжного онкологического заболевания


* * *
Катались на коньках по кромкам льдин.
Цеплялись за грузовики на санках.
Зачем-то плавили в консервных банках
Свинец аккумуляторных пластин.
На новостройках тырили карбид,
И жгли его, вдыхая сладкий запах.
Играли в «крысу» на корявых трапах,
Разбросанных среди бетонных плит.
Но шкурой все исследуя подряд,
Терпя порезы, ссадины, ушибы,
Никто из нас не стал калекой, ибо
За нами был недремлющий догляд.
Прощающий следил за нами глаз.
И ангелы, успеть за нами силясь,
Попутно с нами резались и бились,
И от увечий уводили нас.
* * *
Как изменилось существо
Нетерпеливого мальчишки.
Я в этом пыльном городишке
Давно схожу за своего.
Я изучил его черты
Чуть больше чем за четверть века.
Будь то герой, будь то калека –
Я здесь со многими на «ты».
Я здесь топчу асфальт и грязь,
И местным кланяюсь указам,
И заводским тяжелым газом
Дышу, болезненно кривясь.
И здесь, когда горячий шар
Заката тонет в дымных сгустках,
В крови татар, евреев, русских
Накапливается угар.
И жизнь кончается сама,
Как в парке гибнущем аллея.
И здесь я медленно старею
И выживаю из ума.

* **
Любить Вас больно тяжело.
Вернее - тяжело и больно.
Я не стремлюсь. С меня довольно
Страданий и мучений. Но
Воспоминанием неволи
Упорное стремленье к боли.
* **
Влюбленные люди разрушат любую страну.
Они, увлеченные лазаньем в шерсти друг друга,
С любым государством затеют любую войну.
Любую казну беззастенчиво пустят по кругу.
Они беспокойны, как стадо безумных бомжей.
Последний алкаш их обставит по твердости духа.
Вы верите в зоркость влюбленных ночных сторожей?
Вы верите в точность влюбленного мозга главбуха?
Страна погибает, с колен приподнявшись едва.
Растут не рубли, а какие – то латы и гривны.
Любовь и порядок - чужие друг другу слова.
Порядок и ненависть – эти слова неразрывны!
* * *
Когда одиноким бреду тротуаром,
душе сообщается некий настрой:
мне хочется быть ослепительно старым.
Подошвами шаркать, трясти головой.
Друзей навещать, приходя на кладбИще,
бояться коварства морозной слюды.
В гостях отвергать незнакомую пищу,
и требовать теплой, без газа, воды.
Детей донимать бестолковым участьем,
шпионить за кознями зятя, снохи.
И осознавать перед светлым причастьем:
тем исповедь тяжче, чем легче грехи.
Места избегать, там, где много народу.
Вино отпивать по чуть-чуть, не до дна.
И душу во сне отпускать на свободу,
в надежде, что не возвратится она.
* * *
До встречи, родная, до встречи.
Я зАполночь свет погасил.
Прости мои тихие речи.
Нет сил, понимаешь, нет сил.
Мучения спица сквозная
пронзает любой алкоголь.
Теперь я, любимая, знаю.
Я знаю, что Бог это боль.
А все жесткокрылые черти
так тесно сидят на плечах,
и что-то бормочут о смерти
в бессонно-бредовых ночах.
День завтрашний будет погожим.
И трудно поверить в беду,
когда я навстречу прохожим
с надетой улыбкой пойду.

***
ПОСЛЕДНИЙ ДОКТОР
Последний доктор входит в наш подъезд,
Где виснут клочья вырванной проводки.
И, судя по медлительной походке,
Последний доктор не из наших мест.
К его услугам мыло и вода
Мрачна его презрительная мина.
Бесчувственный, он чище хлорамина.
Он холодней искусственного льда.
Он не попросит пищи и питья.
Он не оценит мзды в слепом конверте.
Он вынимает инструменты смерти.
Он прячет инструменты забытья.
Он нам приносит смуту и урон.
Он нам приносит бедность и потери.
Ему плевать на то, что наши двери
Не приспособлены для похорон.
И, уходя в мигающую тьму,
Сливаясь с испаряющимся ядом,
Он каждого из нас отметит взглядом,
Надежды не оставив никому.
И,Г.Алексеев


Метки:  

Поиск сообщений в mena_muria
Страницы: [11] 10 9 ..
.. 1 Календарь