В прошлом материале мы предложили «оживлять» Тору с помощью мифологии. При этом мы подчеркнули, что миф — это не вымышленная сказка для «заморачивания» детей, а мощный ресурс — влияния на человека, построенный на образах и заложенных «внутрь» схемах.
Сделаю несколько вводных замечаний.
Важно отметить, что миф используется(-вался) как одно из основных психотерапевтических и познавательных, и развивающих средств Юнгом, которого я много упоминал в других своих материалах.
Соответственно, все школы, группы и прочие психологии и психотерапии, относящиеся к юнгианскому направлению, или "соприкасающиеся" с ним активно работают и используют миф в "простых" и "смысловых" значениях.
Желающим «докопаться до истоков» рекомендуется глянуть на эту тему и у самого Юнга, особенно книгу Юнга «Душа и Миф, шесть архетипов».
Вообще, в Интернете должно быть ОЧЕНЬ много на эту тему. Правда, Юнг использовал греческую мифологию, в основном. Хотя правильнее "использовать" Тору.
По этой дороге "ездят" давно психологи и психотерапевты.
Наши материалы не столько для профессионалов-психологов, а для тех — кто ищет новых путей «оживления» Торы и «оживления» человечества с помощью «оживленной» Торы...
= - =
Работая с этой идеей — я чувствовал, что «компроматная» часть термина очень сказывается на отношении к делу. Все время из нашего подсознания всплывают убеждения о негативной части мифо-ресурса и это надо учитывать.
Конечно хорошо было бы дать этому устройству другое название, не «запятнанное» темной историей и работать без побочных эффектов в «чистой» зоне.
Теоретически есть такая возможность.
На семинаре «Меламедии» мы работали с таким понятием — как сипур. Это — ивритское слово, которое обычно переводят как «рассказ», но которое включает в себя и наш механизм.
Интересно, что участники семинара использовали ивритское слово сипур в русской речи, и это выглядело не «суржиком», а введением нового понятия со «святым» контентом (извините а странное сочетание) и без побочных эффектов.
Поэтому при желании —
мы можем заменить слово миф и мифо-терапию на сипур и сипуро-терапию.
Я подозреваю, что это не совсем точное соответствие (сипур - шире), но в нем очень много правильного и полностью снимается «компроматная» зона.
Более того, мы можем «занести» внутрь сипура все то важное, что есть в механизме мифа, так как понятие сипур достаточно «открытое» к такому обогащению.
= - = - =
Среди моих коллег, френдов и друзей — есть профессиональный психолог, мифолог и др. - Галина Бедненко, которая много лет профессионально занимается этой темой и передала ссылку на свои труды в этой области -http://mythodrama.indeep.ru/
В кратком диалоге с ней я понял интересный нюанс, связанный с возможностью еврейской сипуро-терапии.
В обычных тренингах — сипур, разыгрываемый в виде драмы — обычно рассматривается с позиции обыденного сознания участников.
Поэтому, как резонно написала Галина — если «играть» в Жертвоприношение Ицхака — обычным путем, то в процессе всплывет «ополчение на авторитарность отцовской власти».
И здесь есть и опасность и возможность (как в любых серьезных подходах).
Опасность - «завалить» тему своим субъективным подходом. Это будет «профанация» «святого», когда человеку предлагается со своей приземленной позиции оценивать высочайшие вещи.
Но здесь в сипуро-терапии есть и уникальная возможность.
Она возникает, когда мы вводим в ситуацию презумпцию абсолютности «правоты» Вс-вышнего и начинаем искать новые идеи, исходящие из этого подхода.
Так в частности, когда мы вносим в сюжет идею того, что Б-г делал это — с позиции абсолютного добра, которое мы даже и не имеем права оспаривать, у нас открывается потрясающая перспектива на новые идеи.
Мы начинаем видеть (открывать или даже «изобретать») какие-то очень глубинные или очень эффективные подходы к жизни, исходя из такого расклада.
Приведу самый живой пример — в виде своего вчерашнего эксперимента.
Я вечером возвращался домой после написания прошлого текста.
И глядя издали на наш дом (шестиэтажный) — мне приходит в голову идея сравнить его с ковчегом, в котором плыл Ноах.
То есть я как бы «надел» на дом образ ковчега.
При этом — обратите внимание, я не стал с позиции обыденного сознания обижаться на Б-га за то, что он утопил человечество и т.д.
Я стал искать «высшие» идеи в этом сипуре.
И несколько вещей, которые очень интересно сработали были следующими.
а) Я почувствовал (внутри меня включилась программа), что ковчег находящийся НАД бурями — символизирует состояние сознания — НАД СУЕТОЙ (житейских бурь).
И когда я зашел в дом с этой идеей — я почувствовал очень возвышенное состояние (подъем над..).
б) в Ковчеге Ноах активно трудился.
И когда я зашел в квартиру мне очень захотелось помыть пол, при чем я почувствовал мощную энергию приподнятости — нехарактерную для подобных занятий :)
Вот кстати как описывает результат мифодрамы Кучинский в своей книге (на которую я вчера ссылался):
«Влияние мифодрамы на обыденную жизнь человека заключается в том, что человек начинает менять вокруг себя пространство. Эти перемены могут происходить, начиная с интерьера в доме и заканчивая местом работы, или вообще видом деятельности. Жизненная ситуация, построенная на ложном понимании себя и мира, после замены старого фундамента на гармоничный, рушится, и человек выстраивает новую жизненную ситуацию, исходя из нового реконструированного миропонимания».
Исходя из этого мы видим, что сюжеты Торы, имеющие травматический аспект — могут быть искривлены, если разрешить человеку самому выдавать оценки.
Но эти же сюжеты могут стать мощными трансформационными программами, если использовать их правильно, придавая Вс-вышнему — абсолютность, и извлекая глубинные смыслы из остальных аспектов сипура.
= - = - =
И еще один важнейший момент.
Когда человек прорабатывает сипур, у него может возникнуть боль в голове или теле. Скорее всего эта боль будет иметь психосоматическую природу.
Вот что пишет Кучинский:
«Проявление психосоматических болей очень частое явление на мифодраматических сессиях, и, на них необходимо обращать внимание, так как они напрямую связаны с тем этапом, в момент которого появились».
И здесь можно применить самые разные подходы, которые позволят на основе этой боли совершить важнейшие «спец-эффекты».
Некоторые из подходов — могут, стартуя из данной болевой точки, провести регрессию — и найти ту психотравму, которая проявилась во время сеанса.
Это очень содержательный и многогранный процесс.
Но есть и более компактные и не менее мощные подходы.
Один из них — это «рефрейминг» чувства боли. Так как боль имеет психосоматический характер, она не несет прямой опасности организму, а имеет негативно-эмоциональную природу.
Одним из способов работы с этим чувством является «прямое перепрограммирование» «содержания». О чем речь? В изначальном варианте боль излучает различные негативные эмоции (страхи, обиды, гнев и др.), которые были «заряжены» в эту зону во время психотравмы.
Нам дана уникальная возможность «перезарядки» (re-load) наполнения боли.
Мы можем представить себе (это требует некоторого опыта), что это ощущение — не является следом негативного опыта, а является непосредственным проявлением Б-жественной любви к нам (но в таком странном виде).
Ситуация начнет трансформироваться уникальным образом. В течение 1-2 минут внутри нас будет происходить странный переходный процесс, который должен закончиться тем, что на месте психосоматической боли возникнет чувство света и радости, связанное с Б-жественным присутствием (в этом месте).
Проявляется один из самых великих законов.
На месте каждой травмы находится Вс-вышний, но в сокрытом виде.
И нам дается возможность «геулы» - раскрытия Вс-вышнего из «галута» травматического ощущения.
= - = - =
Эта же программа может работать во время еврейских постов, связанных с драмами нашей истории — 9 ава, 17 тамуза, 10 тевета и др.
= - = - =
Подведем итог.
Сипуро-терапия — это способ мифо-терапии на базе сюжетов Торы (включая мидраши и др.).
В рамках процесса мы можем получить важные инсайты. (имеющие универсальную природу).
И также мы можем совершить трансформационные эффекты, которые будут опираться на наш личностный травматический опыт, что будет делать результат работы — уникальным.
- Счастливая
Жизнь без долгов! Распоряжайся деньгами правильно!