Применяя модель Каин и Авель — эго и душа мы можем получить очень содержательный комментарий на сюжет в Торе о том, как братья приносили приношение Вс-вышнему, и почему Б-г принял приношение Авеля и не принял приношение Каина.
Этот комментарий даст нам много серьезнойй «пищи для размышления».
Сначала сюжет из Торы.
Каин придумывает идею приношения Б-гу.
Авель заимствует идею у Каина.
Каин приносит самое «бросовое» - мелкое зернышко льна.
Авель приносит самое щедрое — лучшего из своих баранов.
Б-г отвергает приношение Каина.
Б-г принимает приношение Авеля.
В этом сюжете есть еще много интересных деталей, но нам для основного объяснения достаточно именно этих частей рассказа.
Каин — как представитель эго обладает большой креативностью.
Он придумывает не просто приношение, а эгоистический вариант приношения — подарок, при котором даритель рассчитывает получить что-то от того, кому он дает подарок.
Так подчиненный дарит начальнику подарок, рассчитывая на повышение по службе.
Загулявший муж дарит жене цветы, чтобы она не устраивала ему скандал по поводу позднего прихода.
Муж дарит жене кухонный комбайн, чтобы она готовила ему более вкусную еду.
Самый противозаконный вариант такого подарка называется взятка.
Цель такого подарка — чисто эгоистическая, нас интересует не то, что почувствует получатель, а «что я с этого буду иметь».
Идея приношения весьма нетривиальна. Можно сказать, что Каин был первым психологом, придумавшим манипулятивную технологию.
Авель — не будучи столь коварным и искусным в манипуляциях, увидел в подарке другой аспект.
Когда мы дарим подарок, мы можем получить связь с дарителем.
При чем не связь ради благ, а связь ради самих отношений близости.
Душа — близка Б-гу, и через приношение может выразить эту близость.
Так муж может дарить цветы жене не только, чтобы замять скандал, но просто, чтобы укрепить чувство близости. Кстати, евреи любят дарить своим женам цветы на Шабат, совмещая красоты цветов в Шаббатнем интерьере и выражение любви к своей жене.
Интересно, что в языке (в частности) в русском есть два важных смысла во фразе «давать от души».
Обе эти части нам будут чрезвычайно важны.
1. Давать от души — значит давать щедро. И мы видим, что Авель не пожалел для приношения лучшего из баранов. Каину важно было получить манипулятивный результат, поэтому он решил съэкономить на ценности подарка и подарил самое «бросовое».
2. Давать от души — значит давать искренне. Это то, что мы называем в иудаизме каваной. Кавана — это внутренне содержание нашего сознания в момент совершения внешнего действия.
Авель делал искреннее приношение, искренне желая близости с Творцом.
Каин делал приношение ради манипулятивных целей. В этом случае кавана была «пустая». Каин внутри себя не имел никаких желаний близости, только эгоистическое желание получить.
И теперь мы можем ответить, почему приношение Авеля было принято, а приношение Каина — отвергнуто.
Вс-вышний «зрит» вглубь. Он оценивает действие по нашей каване, по тому, что мы думаем, когда делаем заповедь или любое другое действие.
Конечно Б-г оценил искренность Авеля и поэтому его приношение было принято.
И конечно Б-г «раскусил» замысел Каина, так как от Б-га ничего нельзя скрыть.
В отличие от людей, которые массово «ловятся на удачку» психоманипуляторов, Б-г — это критерий внутреннего содержания человека.
Поэтому, Б-г продемонстрировал, что кавана Каина его не устраивает, «фокус не удался», Б-га провести не удалось.
Наш сюжет в Торе становится:
а) очень понятным и глубоким;
б) он учит нас важным вещам в жизни, связывая вечную мудрость с современными реалиями.
- Отныне все премиальные седаны получат в названии букву Q.
Состоялась европейская премьера седана Infiniti Q50 — совместная разработка альянса Renault-Nissan и концерна Daimler