Галут — ценные ресурсы и опасные проблемы |
У евреев всегда было двойственное отношение к своему пребыванию в галуте.
Тора — выражает это в том числе с помощью фигур Йосефа и Йегуды и их пребывания в Египте.
Как объясняют комментаторы, позиция Йосефа — участвовать, вовлекаться, помогать, нести свет.
Позиция Йегуды - «пережить» галут, сохраняя себя и изолируясь от вредных влияний.
Мы понимаем, что обе позиции — часть большой и сложной картины, в которой мы ищем «многомерную истину».
Эта тема — масштабная, сейчас я хочу затронуть небольшой ее фрагмент.
Каждая культура и цивилизация — содержит ценные ресурсы.
Мы с помощью Торы — говорим о 70 измерениях — 70 странах и языках, которые символизируют 70 граней истины...
При этом 70 — гиматрия буквы аин. Ее «партнерша» буква алеф — имеет гиматрию 1.
Это говорит нам, что есть 70 ликов внешнего многообразия и есть внутреннее единство мира, связанное с Единым Б-гом.
Слово «Ор» - с буквой аин — обозначает кожу, с буквой алеф — обозначает свет.
Кожа — внешнее покрытие, свет — обозначает в том числе глубинный духовный ресурс.
= - = - =
Существуют разные теории, помогающие нам понять суть влияний галута.
Более простые теории — создают два независимых «списка» - добродетелей и грехов галута.
То есть — это мы хотим взять, а от этого — мы хотим дистанцироваться.
В простых теориях — не ищется связь между этими «списками».
= - = - =
Но на более глубинном уровне — есть смысл попытаться найти связь между двумя списками, которые не случайно пересеклись в данном месте.
Есть даже известная в миру фраза: «Наши недостатки — есть продолжение наших достоинств».
= - = - =
Это говорит о том, что в каждой системе — есть некая глубинная суть, которая выражается «снаружи» двумя (с виду независимыми) «списками».
Если мы находим глубинную суть — мы имеем гораздо более серьезное понимание системы и возможность более сознательно с ней взаимодействовать.
= - = - =
Более того, иногда недостатки «бросаются в глаза», а достоинства не столь очевидны.
И есть вероятность, что с помощью «ухода в глубину», мы можем «выловить» какие-то достоинства, которые мы могли не заметить при простом (более поверхностном) взгляде.
= - =- =
А иногда наоборот, достоинства — столь привлекательны, что мы «сломя голову» бежим их осваивать.
И мы можем не заметить недостатки, которые могут принести нам множество проблем, особенно, когда мы их не осознаем.
= - = - =
Приведем первый пример, связанный с только что закончившейся Ханукой.
Классический иудаизм обычно стремится критиковать греческую цивилизацию — как врага еврейской.
Один из пунктов — греческая философия стремилась к логичному описанию мира и она не признавала в мире возможность чуда как прямого вмешательства Б-га.
Поэтому мы так выделяем «чудо с маслом», чтобы показать наше отличие от греческих «приземленных» философов.
Но — с другой стороны, систематическое знание, которое разработали греческие философы — имело большую ценность, и не только для всего мира в-целом, но и для еврейской мысли.
Мы помним, что Рамбам — очень уважал Аристотелевский научный подход (не признавая Аристотелевской идеологии).
Можно заметить очень серьезное отличие ранних еврейских текстов в которых отсутствовала видимая внутренняя структура от более поздних текстов, обладавших этой структурой.
Еврейская мудрость использует некоторые греческие «наработки» в своих еврейских построениях. При чем — как рационалистические, так и более мистические.
Ученые разделяют греческих мудрецов на школы Платона (мистики) и Аристотеля (рационалисты).
И некоторые считают, что наши еврейские мудрецы Рамбан и Рамбам — «отражают» подобное разделение.
= - = - =
Есть даже мнение, что кабалистическая система сфирот — позаимствована из неоплатонической теории о эманациях.
Интересно, что в системе сфирот — мы видим сочетание и мистики и структуры.
= - = - =
Система сфирот обладает и плюсами, но и минусами.
С одной стороны, она позволила систематически выделить различные аспекты проявления Б-га.
= - = - =
Но — многие мудрецы обращали внимание, что чрезмерное увлечение системой сфирот — может заслонить восприятие Единства самого Б-га.
= - = - =
Более того, некоторые из современных поп-каббалистов (типа Лайтмана) — на основе данной ситуации — пытаются «протащить» идею, что каббала — это наука, никак не связанная с Б-гом.
Это — крайняя форма выражения данной опасности...
= - = - =
Это является следствием той ситуации, что любая ценная идея может нести как достоинства, так и недостатки.
= - = - =
Есть и другие аспекты «проблемности» структуры.
Так — в молитве мы должны обращаться к Единому Б-гу, и любое вторжение структуры — может навредить восприятию единства и помешать нам сосредоточиться на процессе коммуникации.
(Общаемся мы «тет-а-тет», один на один).
= - = - =
Но структурность может и помочь. В определенных ситуациях — мы имеем возможность обращаться к отдельным атрибутам Б-га, но не как к автономным сущностям.
Так, я могу попросить Б-га (Единого Б-га!) проявить атрибут милосердия... и вылечить больного родственника.
Или проявить атрибут строгости... и наказать врага...
Такая конкретизация — может помочь более сознательно отнестись к просьбам.
= - = - =
Но с другой стороны — иногда я могу не знать, что лучше с точки зрения Б-га.
И тогда я могу обратиться к Б-гу — с общей просьбой, чтобы Б-г сделал так как Он сам считает нужным.
= - = - =
Можно поступить компромиссно. Можно обратиться к Б-гу, попросив, чтобы «Он проявил милость, если сам Б-г считает это уместным...»
В-общем, возможны варианты...
= - = - =
Итак, когда мы входим во взаимодействие с «сильной» идеей, нам нужно быть готовым — сознательно относиться к обеим частям реальности.
= - = - = - = - = - = - =
Нам необходимо совершить глубинный анализ галутных течений ХХ века.
Мы должны понять глубинную суть — советской цивилизации.
Мы должны разобраться в Американских глубинных структурах.
= - = - =
Особенно это важно тем, кто на себе испытал данные проявления.
Если мы получим более цельную и более глубинную картину, это поможет нам самим работать с этим максимально осознанно.
И тогда мы сможем взять максимум позитивного из галута (линия Йосефа) и уберечься от опасностей галута (линия Йегуды и братьев...)
= - = - =
Можно привести забавную аналогию.
В Советском Союзе было две привилегированные категории.
Это ГЕРОИ и ИНВАЛИДЫ. (Были, например, «Герои Советского Союза» и были «Инвалиды войны» и т. д.)
В нашем понимании — инвалид — это тот, кто пострадал от системы.
Герой — это тот, кто освоил ценные стороны системы.
= - = - =
Каждый из проживавших/живущих — в одной из галутных культур — немного ГЕРОЙ галута (освоивший ценный ресурс) и немного ИНВАЛИД галута (пострадавший от опасных аспектов).
= - = - =
Наша задача - «по капле выдавливать из себя инвалида» и максимально развивать в себе героя.
= - = - = - = - = - =
Любопытная зарисовка из моей жизни.
Мое дорелигиозное имя было Марк. Назвали меня в честь деда — которого звали Матус. Это — краткая форма имени Матитьяху — который был главный герой Хануки, начавший восстание.
= - = - =
Обычно, когда человек хочет взять себе еврейское имя, он первым делом узнает о тех именах, которые стали причиной его светского имени. И я первым делом стал изучать суть имени Матитьяху.
Фигура Матитьяху — несла в себе жесткий посыл борьбы с чужим. История Хануки началась с того, что Матитьяху убил еврея, который готов был принести жертву идолу.
Меня такая жесткость не вдохновила — по отношению к видению своей миссии и я решил подобрать себе другое имя (начинающееся на букву «М»).
Постепенно я нашел другую фигуру — рабби Меира, который в том числе учился у своего учителя, названного Ахером. У этого учителя (согласно агаде — после похода в ПаРДеС) в голове смешались ценные идеи с вредными.
Было сказано, что рабби Меир — умел отделять зерна граната от скорлупы, поэтому он имел права учиться из источника в котором смешаны и истина и ложь, извлекая истину.
Слово Меир — обозначает «несущий свет»....
Это имя мне показалось более адекватным тому, что я хотел выражать в мире и я выбрал его для себя.
= - = - =
Любопытно, что оба имени связаны с Ханукой. Матитьяху — исторически, а Меир - «несущий свет» - как выражение ханукального света, который мы несем в мир.
Рубрики: | Тора, Пророки, Писания/Тора и психология |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |