-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Maya_Monahova

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

дизайн документальная публицистика израиль исследование библии история корни нашей веры литература музыка старый добрый кинематограф эсхатология

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Ваш_дизайн

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.05.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 3850


"Змей будет жалить тебя в пяту?"

Пятница, 05 Октября 2018 г. 14:19 + в цитатник

679gkl (187x269, 12Kb)

 Все мы помним слова Торы, которые христиане считают “первым пророчеством о Мессие” в Брейшит 3:15. Давайте рассмотрим их сейчас с вами внимательнее:
וְאֵיבָה אָשִׁית בֵּינְךָ וּבֵין הָאִשָּׁה וּבֵין זַרְעֲךָ וּבֵין זַרְעָהּ הוּא יְשׁוּפְךָ רֹאשׁ וְאַתָּה תְּשׁוּפֶנּוּ עָקֵב׃ ס
“Веэйва ашит бэйнэxа увэйн гаиша увэйн зар”аxа увэйн зар”аx у ишуфэxа рош вэата тешуфэну акэйв”
“и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” - говорит синодальный перевод в Бытие 3:15.
“и вражду положу между тобою и между женою, и между потомством твоим и потомством ее: оно будет язвить тебе голову, а ты будешь язвить ему пяту” - находим в переводе Сончино.

 

1 ВЕРСИИ ТОЛКОВАНИЙ:

Вы и без меня знаете сколько копий ломалось для того, чтобы осознать и передать значение этого проклятия. Начиная от самого примитивного - страх перед пресмыкающимися, заканчивая самым мифологическим, что чаще всего приходится слышать - будто данное проклятие это не проклятие вовсе, а пророчество. И пророчество это о приходе Мессии, а змей это не змей вовсе, а сатана.
Вот как говорит “Женевская Библия”: “Это обетование грядущего Спасителя и Искупителя Иисуса Христа. Именно Он окончательно освободит избранных Своих от рабства греха”, “Христос обетованное “семя” поразил змея в голову, змей же пытается “ужалить” искупленных Христом”
“Данный раздел — величайшей важности. В нем заключено пророчество, проходящее через всю мировую историю, вплоть до самого конца мира, и вместе исполняющееся на каждой странице вышеупомянутой истории. Названная здесь глубокая вражда есть та внутренняя оппозиция, которая существует между добром и злом, светом и тьмою”, говорит “Толковая Библия”.
Более “оригинальное” мнение находим там же, в “Толковой Библии”: “Многие отцы Церкви (Иустин, Ириней, Киприан, Иоанн Златоуст, Иероним и др.), основываясь на различных местах Священного Писания, относят данное указание не столько к Еве, сколько к той великой жене, которая больше всех других жен, олицетворила в себе «вражду» к царству сатаны, послужив тайне воплощения”. Т.е. найдя в разных книгах слово “жена/женщина”, православные толкователи совместили их вместе, и оказалось теперь что здесь речь не о Хаве, а о христианской церкви. “Контрольным выстрелом” они добавляют: “Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения.”
Как видим, христианские толкователи относительно этого стиха практически единогласно относят его к “духовным обетованиям”.

 

2 ЗНАЧЕНИЕ СТИХА:
 

Предлагаю к осмыслению следующий смысл данной истории, которая не противоречит общей канве повествования, и не вводит лишние сущности, как то “пророчество”, “сатану”, и т.п.
После известной истории в саду Эдена Всевышний обращает свою речь ко всем виновным сторонам.
Мы видим что проклятия, которые повлекло за собою происшествие, высказано тремя предложениями.
В то же время до этого, в первой главе Брейшит мы видели благословения, которые также трехкратные:
Брейшит 1:28 - И благословил их Б-г, и сказал им Б-г:
(a) плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю,
(b) и обладайте ею,
(c) и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

Если мы сравним их друг с другом, то обнаружим что проклятия по сути своей являются ограничением благословений.
Так, если благословение относятся к власти над животным миром, власти над растительным миром и размножению, то проклятия уже ограничивают каждое из них.
Давайте рассмотрим их пристальнее.

а)
Благословение: “Плодитесь и размножайтесь”
Проклятие: Обращено оно к Хаве, потому как именно она непосредственно “ответственна” за рождение потомства. “Очень умножу скорбь твою при беременности твоей; со скорбью рожать будешь детей и к мужу твоему влечение твое, и он будет властвовать над тобою”
Другими словами, человек благословлен размножаться, но это сопряжено с трудностями, болезнью и болью. И даже зная о боли, о трудности, женщина имеет влечение, желание к размножению. Если с кошками/овечками/жирафами тут более менее понятно - они себе ходят-бродят, потом решают - “а не родить ли мне сейчас”, раз - и родила, то у человека это не так. Но тем не менее, генетическая память не приобрела отказ от размножения по причине дискомфорта и боли. Ведь все мы знаем что прыгать с третьего этажа нельзя - будет больно. Но зная что родить тоже больно, тем не менее наше благословение с проклятием действует.

b)
Благословение: “..и наполняйте землю, и обладайте ею…и сказал всесильный: вот я даю вам всякую траву семеноносную, которая на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, семеноносный, вам это будет в пищу.”
Проклятие: Произнесено оно мужчине(человеку), т.к. мужчина является главой семьи, на него возложены все функции, и женщина его “помощь”, которой он может делегировать некоторые полномочия. “Быт.3:17 а человеку сказал: за то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята из-за тебя земля; со скорбью будешь питаться от нее все дни жизни твоей. И тернии и волчец произрастит она тебе, и питаться будешь полевой травою. В поте лица твоего есть будешь хлеб, доколе не возвратишься в землю, ибо из нее ты взят, ибо ты прах и в прах возвратишься. “
Вроде не избавлены мы от милости Всевышнего, и растет и трава семеносная, и дерево, яблоки да пшеница. Все же человек обязан потрудиться для того, чтобы добыть себе пропитание. Не может человек посеять пшеницу, и приходить потом из года в год собирать урожаи. На следующий же год на поле его будет пырей и репейники. А яблоню если не обрежешь, не удобришь да не привьешь - перестанет давать нормальный плод. Другими словами, для того чтобы получить благословение, человек обязан потрудиться, ограниченный проклятием.

c)
Благословение: “и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными и над всяким животным, пресмыкающимся по земле”
Проклятие: “Быт.3:14 и сказал Б-г Всесильный змею: за то, что ты сделал это, проклят ты более всякого скота и всякого зверя полевого! На чреве твоем ходить будешь и прах будешь есть все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между потомством твоим и потомством ее: оно будет язвить тебе голову, а ты будешь язвить ему пяту.”
Здесь много интересных тем для игры воображения: к примеру, имел ли до этого змей ноги, ел ли он сам плод “познания добра и зла”, за что потом был проклят есть прах вместо этого, что за “прах”, который он будет есть. А если змей был змеем и до этого, что за проклятие “ходить на чреве” если он и до этого на нем лазил? Что за “потомство” у змея, и почему именно пятку, а не в палец?
Мы можем лишь высказывать теории и спекулировать, не имея полной картины, и я бы хотел избежать этого. Будем говорить лишь о том, что видим и можем осмыслить в тексте, и о допущениях постараемся указывать конкретно, что это допущения.

Так как мы уже прежде определили, что три проклятия тождественны по своей природе трем благословениям, и провели параллели между первыми двумя, постараемся так же увидеть что в данном проклятии перекликается с ранним благословением.
Во-первых, обращает на себя внимание начало главы - “Змей же был хитрее ВСЕХ ЗВЕРЕЙ полевых”, а также начало проклятия “За то, что ты сделал это, проклят ты БОЛЕЕ ВСЯКОГО СКОТА И ВСЯКОГО ЗВЕРЯ полевого!”. Я выделил те слова в тексте, которые бросаются в глаза. Змея не видится в отрыве от остального животного мира. Змея - это не просто “змей был хитрым”, а “хитрее ЗВЕРЕЙ”. А также не просто “проклят ты”, но “проклят ты БОЛЕЕ ВСЯКОГО СКОТА”.
Другими словами змей в проклятии является частью животного мира. Он был хитрее остальных, но и проклят больше остальных. “Более всякого скота” дает нам понять, что и остальной скот ТАКЖЕ проклят за это происшествие.
Что же это за проклятие? Отныне животный мир находится во вражде с человеком. Если раньше, человек был венцом животного мира, живя с ним в гармонии, то теперь оба живут своими жизнями, и царем животных отныне провозглашен лев.

 

Иной смысл проклятия можно усмотреть в слове “тешуфену”, которое можно также понять как форму глагола ношеф(шипеть).
В оригинале мы видим игру слов ишуфэxа/тешуфэну одного и того же глагола “поражать”. Хотя тут возможна еще и иная игра слов: шипение(ношеф) змеи у ног(пяты) человека, которое тот издает, являет собою напоминание о том проклятии змеи которая ранее была выше всех животных, могла говорить, и соблазнять хитрыми словами, а теперь ползает у ног(на чреве) и может издать лишь шипение(тешуфену), и никакого звука издать не может. И как соблазнила своими словами человека, убив его, так теперь человек сможет убить, а змея не сможет и звука проронить. Хотя это лишь допущение, сродни мидрашу. Лично я не склонен считать, что текст говорит об этом, но как версию упомянул.
Мы видим, что вражда у человека не только со змеями. Также и остальной животный мир не живет в гармонии с человеком.
Данное проклятие формулируется в Торе как проклятие змея “БОЛЕЕ чем всякого скота”. Отсюда мы видим что “всякий скот” также был проклят “враждой потомков” и “поражением в голову”, но змея отдельно еще более их проклята - “лазанием на пузе” в грязи и мордой в пыли, “прахе”.

ева и сатана (527x700, 244Kb)

3 КТО ТАКОЙ “ОН”, КОТОРЫЙ БУДЕТ ЯЗВИТЬ?:
 

Проблема для читающих этот стих вызывает местоимение единственного числа мужского рода “он”. Кто такой этот “он”, который будет поражать, и кто такой второй “он”, который будет язвить? К примеру, в комментариях Лопухина даже указано “Заключением этой борьбы и будет тот духовный поединок, о котором говорится здесь, когда «Он» (autov — местоимение муж. рода), т. е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием или главным его исчадием — антихристом и поразит последнего на голову”. Право же, я не понимаю при чем тут греческое слово к еврейской Торе, ну да ладно.
Суть заключается в том, что слово (זַרְעֲךָ / זַרְעָהּ”зера/семя”), т.е. “потомство” в нашей цитате представленное словами “ЗАР”АXА увэйн ЗАР”АX”, это слово мужского рода единственного числа. К примеру, “еврейский НАРОД” ведь тоже не “они”, а “он”. Он - народ. Много людей, но “он”. В русском языке “семя” - среднего рода, потому если переводить “семя”, тогда “ОНО” должно поражать, а не “он”, как правильно переведено в большинстве переводов, хотя не во всех: NASB, NIB, RSV, ASV, BBE(bible in basic english), Darby, и “Благая весть” говорят “он”. Но при толкованиях комментаторы раз за разом вытаскивают наружу мужской род, и уже оттуда и рождаются различные толкования применительно к какому то единственному “семени”.
Итак, “семя” в иврите это “он”, мужского рода, но в русском “оно” - среднего.

 

4 ДИЛЕММА ИДЕАЛЬНОГО ТВОРЕНИЯ:

 

Человек, верящий в то, что Всевышний сотворил весь мир, и все что его наполняет, невольно сталкивается со следующей дилеммой: почему сотворенный мир не идеален. Ведь если его сотворил Идеальный Творец, то и Его творение также должно быть идеальным.
История трех благословений и трех проклятий призвана разъяснить эту дилемму: почему благословение человека заселить Землю, питаться от растительного мира и пользоваться благами животного мира имеет такие ограничения. Почему человеку, (само)провозглашенному царю животного мира, коровы сами не приручаются и не куры по утрам сами не приносят яйца. Почему на полях ячмень сам по себе не колосится, и леса не яблочно-манговые сами по себе. Почему надо приложить усилия, чтобы плодоносная земля таки дала плод. Почему размножение, которое вроде как в радость, в то же время болезненно, да и в те времена часто смертельно, тогда как какие то кролики, рожают чуть ли не на ходу?
Но почему именно эти вопросы поднимаются, а не, к примеру, почему не все люди могут идеально петь, почему так много дураков на свете, и почему есть некрасивые люди?
В этих трех благословениях заключен ответ на главный вопрос жизни “для чего я(человек) существую”. Ответ на этот вопрос как раз и описывает Тора этими тремя благословениями - произвести потомство и распоряжаться Землей, в лице животного и растительного мира.

 

5 ДВЕ ИСТОРИИ ТВОРЕНИЯ:

 

В повествовании Торы мы отчетливо видим две параллельные истории Творения. И учитывая то, что было сказано выше, мы можем увидеть, что первая история призвана показать творение идеального мира, а вторая описывает появление ограничений изначально идеального мира, в которых мы живем.

 

6 ГОВОРЯЩИЕ ЗМЕИ:

 

Одним из проклятий, как мы помним, была “вражда”. В данном случае вражда между потомками животных и потомками людей. Один из признаков “вражды” - непонимание друг друга. Вспомните, что описывает Тора относительно строителей Вавилонской башни - когда они перестали понимать один другого, у них возникла вражда, они перессорились.
Я считаю, что люди тогда могли ПОНИМАТЬ язык животных, змеи в том числе. После проклятия человек потерял способность понимать сущность животного мира и возможность общения с ними - это и есть вражда, одно из ее признаков.
Других говорящих животных Тора не упоминает по причине того, что они вообще в повествование не включены.

 

Источник: http://beitaschkenas.de/index.php/articles/85-2011-11-30-21-28-07/1375-zmej-budet-zhalit-tebya-v-pyatu

Рубрики:  Недельная глава Торы
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку