В колонках играет - Высоцкий "Черные бушлаты"Настроение сейчас - супер
Супер игра. Лучшая стратегия 2009! Играю... просто класс...
Вот рецензии разных сайтов
ag.ru
Морская пехота. Какие ассоциации возникают у вас в голове, когда вы слышите эти слова? Готов спорить, для большинства морпех — здоровенный американец с квадратной челюстью, сверкающими глазами и «Томпсоном» за спиной. Игрок со стажем наверняка предложит научно-фантастическую версию в духе DoomКраткая информация об игре. И лишь редкие любители отечественной истории вспомнят о героях-черноморцах, защищавших рубежи нашей Родины от немецко-фашистских захватчиков.
Назло рядовому Райану
Системные требования
Pentium III/Athlon 1.4 ГГц
512 Мб памяти
3D-ускоритель с 64 Мб памяти
4 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования
Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц
1 Гб памяти
3D-ускоритель со 128 Мб памяти
4 Гб на винчестере
Интернационалистам, желающим повоевать на стороне Германии или США, тут ничего не светит. В отличие от «В тылу врага 2Краткая информация об игре», подарившей движок новому проекту и пытавшейся объять все страны и фронты, «Черные бушлаты» рассказывают о подвигах советских морских пехотинцев, обязанных своим прозвищем характерной униформе. Первый этап большого приключения — безвестная деревушка в окрестностях Одессы. В августе 1941 года крупный портовый город оказался в изоляции — румынские войска не сумели взять его сходу и приступили к изнурительной осаде. Далее по плану: оборона Севастополя, Керченско-Феодосийская операция, битва за Кубань, освобождение Новороссийска, ответный визит к друзьям-мамалыжникам… 22 миссии, охватывающие внушительную часть Великой Отечественной войны.
Исторически обусловленные различия в вооружении позволили избежать однообразия. Сначала мы учимся противодействовать малявкам R-1 и R-2, и только под конец на сцену выходят знакомые «тридцатьчетверки» и «панцеры». Хотя прелесть игры — не в экзотических моделях техники. Главное — интересные и разнообразные задания. Массовые баталии чередуются с рейдами на вражескую территорию и точечными диверсиями. Вот группа парашютистов, заброшенных в глубокий тыл, отстреливается от немецкого патруля. Десантный корабль выгружает на пляж взвод «Стюартов». По заснеженной равнине мчат бронетранспортеры с ранеными красноармейцами на борту. Солдаты бегут по разрушенным городским улицам… Единого сюжета в духе «Братьев по оружиюКраткая информация об игре» нет — авторы придерживаются фактов, пусть и в ущерб кинематографическому пафосу. Действующие лица постоянно меняются, и я сомневаюсь, что вы запомните их фамилии. А зря, ведь за полигонами и пикселями подчас скрываются реальные люди: лейтенант Федоров, майор Куников, полковник Брежнев. В 1943 году будущий генсек ЦК КПСС хлебнул соленой черноморской водички, и от нас зависит, доживет ли он до эпохи развитого социализма или сгинет в пучине.
Военно-морская специфика хлещет через край. Многие уровни начинаются с высадки: десантники плывут к берегу, мимо проходят канонерки и катера-охотники, величественно ухают 180мм крейсерские орудия. Можно долго выискивать недостатки и тыкать пальцем в скриптовые костыли, но ощущение боя и недетский азарт с лихвой все компенсируют. Штаб нечасто балует подкреплениями, и даже на «нормальной» сложности надо осторожничать. Попавшие под плотный огонь бойцы погибают за считанные секунды. Необходимо пользоваться укрытиями, обходить опасные участки, бить с флангов. Нет ничего противнее, чем пройти половину миссии и понять, что сил на очередное препятствие не осталось.
Рано или поздно вы научитесь побеждать с минимальными потерями. Рецепт хорошо знаком поклонникам «В тылу врага»: захват танка и методичная «зачистка». Бронеавтомобиль или пушка на колесах тоже подойдут. Да, возить за собой добрую тонну полезного груза не слишком удобно, а что поделать — лобовая атака обречена. Другой довод «за» — нехватка противотанковых средств. В 1944 году пехота уже могла самостоятельно давать отпор бронированным чудовищам, но не здесь. Подползти на расстояние броска гранаты непросто, а ПТР бесполезны против Panzer III и старших моделей (не ждите «Королевских тигров», максимум — StuG IV и Panther). Разумным компромиссом кажутся минометы. Их нетрудно найти, два человека с легкостью переносят «трубу» в руках, вот только слабая убойная сила и невысокая точность перекрывают все достоинства.
Существуют и более весомые недоработки. Управлять толпой очень неудобно. «Братья по оружиюКраткая информация об игре» и «Лис пустыниКраткая информация об игре» обнажили проблему, однако создатели «Черных бушлатов» не спешат ее решать. Взять, к примеру, инвентарь. В игре-наследнице CommandosКраткая информация об игре он уместен, но если в отряде 20-30 головорезов, уследить за каждым почти невозможно. Собрать боеприпасы с трупа? Щелкаем мышью. Метнуть «Молотова»? Опять нужна наша помощь. Спрятаться за забором?.. Безотказно работает лишь автоматическая атака, да и то иногда AI в упор не видит цель, вынуждая включать прямое управление. Поэтому, вместо того чтобы придумывать и осуществлять хитрые тактические схемы, игрок самозабвенно палит из «Флака» или гоняет фрицев, в то время как основная часть ударной группы отдыхает на травке.
Один за всех
Качественно реализованная разрушаемость всегда была визитной карточкой серии «В тылу врага». Обстрел крупнокалиберными снарядами уютного двухэтажного домика приносит неописуемое удовольствие: летают обломки кирпичей, в стенах возникают новые «окна», оголяется интерьер. Тем сильнее удивление, когда буквально через пару уровней попадаешь в неуничтожимый пластиковый мир старомодных RTS. Отсутствие «расчлененки» (а ведь она была в Company of HeroesКраткая информация об игре) — еще одно доказательство того, что разработчики не стали доводить до ума устаревающий движок. Зато огонь не подкачал — в практическом смысле. Зачем рисковать жизнями подчиненных, обмениваясь пулями с засевшими в деревянной избушке фашистами? Бросьте бутылку с зажигательной смесью и немного подождите.
Нашлось место и для мелких украшений. Возможность залезть на дерево и поиграть в «кукушку» — именно то, о чем мы мечтали. Впрочем, долой сарказм! С высоты открывается отличный вид на парад бронетехники. Под советскими флагами гусеница к гусенице едут Т-38, Т-60 и ленд-лизовские «Шерманы» и «Валентайны». Румыния, помимо чешских R-1 и R-2, демонстрирует «француза» Renault R35. Италия пугает угловатыми формами Carro Armato L 6/40. Германия пытается соблазнить гигантской uber-пушкой «Бруно» и трофейным чудом Char B1 bis с установленным огнеметом. Изредка нам поручают корабль — пострелять по береговым укреплениям. Это развлечение интересно, прежде всего, тем, что от артподготовки напрямую зависит судьба десантников, которыми мы будем командовать несколькими минутами спустя. Уничтожили пулеметное гнездо — сберегли своих людей.
И таких мини-подвигов здесь десятки. Вряд ли кому-то удастся пройти игру за пару вечеров. Однако, разобравшись с последним заданием (оно, к слову, оказалось далеко не самым сложным), вы даже не увидите финальный ролик. Его нет, как нет и мультиплеера. В качестве утешения — «игропедия» от четы Зоричей, подспорье для тех, кто хочет узнать больше о представленных событиях.
Красное на черном
Очередная компания брутальных мужиков на обложке у кого угодно может вызвать скептическое отношение к «Черным бушлатам». К счастью, игра получилась объемной и разнообразной. Если вас еще не достали бесконечные ВМВ-стратегии и не смущает отсутствие сетевого режима — не пропустите. Хороший «сингл» нынче редкость.
storgame.ru
огда на КРИ мы брали интервью у разработчиков «Черных бушлатов», они будто бы стеснялись говорить об игре. И не потому, что сюрприз приготовить хотели, а словно считали, что их проект – этакий проходнячок. О достоинствах умалчивали и пытались рассказать о патриотической подаче материала, о морских десантниках, про которых индустрия ни разу не вспоминала, и о битвах за черноморское побережье. Кажется, нам даже не напомнили, что сюжет написал Зорич. Как итог – стратегия показалась блеклой и неинтересной. Но последнюю неделю мы знакомились с игрой один на один и сейчас готовы поделиться с вами нашими ощущениями – действительно ли проект вторичный, или просто его создатели слишком стеснительные?
Пролог
Вроде бы, что такого в хорошем вступительном ролике? Или неужели музыка в главном меню может стать достоинством проекта? Приятно, конечно, когда ты только вошел в игру, и сразу создается теплая атмосфера, но так чтобы хвалить звуковое сопровождение в начале рецензии… Мне тоже казалось это абсурдом, но «Черные бушлаты» сразу дали залп из крупнокалиберных пушек.
Как только запускаете игру, вас встречает нарезка военной кинохроники и песня Владимира Высоцкого «Черные бушлаты». Сначала просто показывают будни солдат: они общаются, идут куда-то, кадр меняется, и вот уже корабли прыгают на высоких волнах. Еще через десять секунд начинается бой, мы видим, как сотни морских пехотинцев просто бегут вперед, в кого-то попадает пуля, его сразу же выхватывает камера, солдат падает, а другие несутся вперед, стреляют, гибнут. А Высоцкий продолжает орать, что он хочет только одного – увидеть восход.
Черные бушлаты
Примерно вот столько бойцов у нас в каждой миссии.
Ролик заканчивается, и мы оказываемся в главном меню, где героически и торжественно льется из колонок «Темная ночь». И пока она играет, можно открыть раздел «энциклопедия», посмотреть фотографии, почитать воспоминания солдат, например, о том, как они вышагивали, будто бы на параде, под артиллерийским и пулеметным огнем румынских войск, как рядом внезапно умирали знакомые и друзья, но никто не решался переждать обстрел, валяясь на земле, – новую форму пачкать не хотелось. Рядом с записками ветеранов можно найти статьи Зорича, в которых описывается героизм морской пехоты, как бойцы по двадцать минут шли по пояс в ледяной воде перед десантом на берег, а потом мокрые и уже подуставшие бросались в бой – на пулеметы, танки и пушки фашистов.
Признаться, к пропаганде и «навязыванию» патриотизма у меня отвращение. Сразу в голове загорается красная лампочка, и я только раздражаюсь, а не воспринимаю информацию. Но разработчики «Черных бушлатов» то ли действительно делали все это с большой любовью, то ли настолько хитро все замаскировали, но на глазах чуть-чуть и навернулись бы слезы. Сложно описать. Просто музыка, кинохроника, фотографии, статьи… И в таком состоянии начинаешь свой первый бой. Одесса уже задыхается, защитников не хватает, а враг, разгоряченный и довольный, прет вперед. Надежда одна – городу помогут с моря. Помогут пушки кораблей и автоматы пехотинцев в черных бушлатах…
Черные бушлаты
Движок у игры далеко не новый. Но он до сих пор выдает красивую картинку. Ну и вдобавок все можно разрушить, а это само по себе крайне приятно.
В тылу союзника
Вся игра поделена на несколько кампаний. Среди них, например, помощь Одессе, защита Севастополя или атака фашистской морской базы. И практически всегда мы начинаем с десанта на берег. Где-то уже идет бой, фрицы атакуют, их сдерживают союзники (не США-Англия-Франция, а бойцы под управлением компьютера), а нам дают какую-нибудь с виду простенькую задачку – уничтожить артиллерию неприятеля.
Но прервемся для небольшого пояснения. «Черные бушлаты» – больше всего напоминают серию «В тылу врага». Более того – игра сделана на том же движке, и многие называют ее просто очередным аддоном. Руководим мы обычно небольшой группкой человек этак в 15. Иногда бойцов меньше, иногда больше. Мы можем командовать сразу всеми персонажами, а можем выбрать одного и не просто щелкать мышкой и отдавать приказы куда бежать, кого убивать, а управлять им напрямую – сами стреляем, сами на стрелочках заставляем его передвигаться. Но вид по-прежнему сверху – не ждите боевика от первого лица.
Иногда нам выдают в помощь и какую-нибудь технику. Порой это небольшое морское суденышко, а иногда и вполне себе танк. Впрочем, даже если командование не расщедрилось, то мы преспокойно можем отнять что-нибудь большое и железное у противника. В «Черных бушлатах» разрешено использовать абсолютно все, что есть на карте. Если захотите, в подбитый танк запрыгните или сядьте за пулемет, у которого сломано дуло. В общем, перед нами классическая тактика в реальном времени в традициях «В тылу врага».
Черные бушлаты
Одна из самых жестких миссий начального этапа. Нам надо просто удерживать позицию, пока вывозят раненых из госпиталя. Победить здесь нельзя, можно только отсрочить кончину.
Уже на берегу
Остановились мы как раз на том месте, когда уже высадились, командование дало задание, союзники получают от фрицев, а мы начинаем свой героический путь. На первый взгляд цели у нас всегда простенькие. Что может быть легче, чем навести на артиллерийский расчет славный крейсер «Красный Кавказ»? Надо всего лишь подобраться поближе к пушкам противника, по рации передать точные координаты и наблюдать за тем, как фашисты в ужасе разбегаются.
На деле же оказывается, что весь берег под прицелом пулеметов, стоит только встать в полный рост и сделать три шага, как враг замечает нас, открывает огонь, и вот уже один из десяти бойцов лежит мертвый в двух метрах от товарищей. Подвиг не удался. Значит, надо придумать какой-то более хитрый план, а не просто бежать на противника в надежде, что он мечтает о красивой фрейлин и совсем не хочет нас убивать.
Осматриваем берег, глядим, есть ли где укрытия: кусок бетонных укреплений, разбросанные мешки с песком, подбитый танк, хотя бы просто его башня – что угодно, за чем можно было бы притаиться. В игре ведь абсолютно любой предмет может служить отличной защитой от пуль. Вы взорвали склад с горючим, и несколько бочек разлетелись по округе – теперь они могут стать укрытием. Или же огромный снаряд угодил в землю, и неподалеку от вас образовалась воронка – стоит залезть в нее.
Черные бушлаты
Обычно нас десантируют перед миссией. Но иногда мы и сами можем поплавать.
Порой надо просто найти такой путь, который позволит хотя бы одному солдату подобраться к пулемету противника и кинуть в него гранату. Получилось? Все солдаты быстро вскакивают и бегут вперед. Кого-то «снимет» снайпер, кому-то в спину выстрелит невесть откуда появившейся фриц. Потери будут обязательно. Но вы продвинулись немного вперед, буквально на десять шагов, но уже и это – очень важно. Ведь во многих сражениях приходится биться за каждый метр, буквально выдавливать противника с берега, выбивать его из деревушки, по шажочку оттеснять от важных позиций.
Но это пример лишь из одной битвы. Не стоит думать, что мы каждый раз будем выпрыгивать из воды и вместе с сотней защитников порта гнать немцев в Германию. Нет, все миссии особенны. Нам придется даже высадиться с парашютами и после не взять деревушку штурмом, а всего лишь захватить в плен вражеского офицера. Кругом враги, они патрулируют все дороги, а крохотная группа десантников старается тихо пробраться к домику прямо в центре карты.
Черные бушлаты
Ночью сражаться еще сложнее. Не видно, откуда стреляют…
Разрушим все
Ну, или не старается, а замечает дымок в лесу неподалеку, присматривается и видит, что у костра сидят три румына возле БТР. Остается только незаметно окружить их и резко открыть огонь. Так, чтобы они даже встать не успели. Теперь в распоряжении десантников техника, и можно не опасаться каждого патруля – смело врываемся в деревушку и стреляем во все стороны.
Хотя зачем нам БТР, когда можно пробраться к противотанковым пушкам и пулеметам, перебить охрану и занять очень выгодную позицию. С нее все село как на ладони – где бы враг ни спрятался, мы его достанем.
В игре полностью разрушаемое окружение. Как-то командование приказало выбить фрица из села. Немец сидел плотно, почти в каждом доме, за стенами и заборами. Очень сложно было продвигаться вперед, поскольку то откуда-то донесется щебетание пулемета, то бросит гранату какой-нибудь негодяй. Каждые десять метров стоят три-четыре жизни. Так мы и до середины не дойдем – всех солдат потеряем.
Черные бушлаты
Иногда весело самому пострелять из пулемета. Так игра превращается в тир – враг прет, а мы пытаемся быстро его уничтожить.
Поэтому с трех сторон обходим крупнокалиберную пушку, два солдата стреляют по ней, отвлекают врага, а третьего пускаем с осколочной гранатой – он должен подорвать стрелка. И когда получится, у нас в распоряжении будет штука, которая способна сметать дома. За углом стоит фриц? Стреляем в этот самый угол здания, и рушим не полностью всю постройку, а лишь часть стены. В итоге получаем сквозное отверстие, через которое и можно палить.
Я не знаю, из скольких частей состоят здешние дома, но разрушается лишь то, во что мы попадаем. Если, конечно, не собьем какую-нибудь несущую конструкцию, и здание не сложится сразу. Когда у нас есть в распоряжении танк, мы открываем новую дорогу для пехоты, связкой гранат можем сделать пробоину там, где надо пройти, чтобы не попасть под огонь неприятеля. Перед нами действительно очень реалистичная стратегия, ведь доступны практически любые действия. Иди куда хочешь, прячься, где вздумается, стреляй из всего, что только можешь найти.
Черные бушлаты
Иногда нам приходится прорываться и сквозь оборонительную линию немцев. В таких случаях частенько остается только уповать на удачу – попадет по нам снаряд или промажет.
Ох, нелегкую выбрали долю
Однако за такой открытый геймплей приходится платить. Чтобы выполнить первое здание в первой миссии, мне пришлось пять раз начинать сначала. В середине игры для прохождения одной карты приходилось раз этак по 150 использовать сочетание save/load. Солдат у нас ведь мало, противников – полно. С первого, второго и даже пятого раза точно не сообразишь, как лучше пройти тот или иной участок. Приходится частенько сохраняться, потом гибнуть и пробовать вновь.
Я вспомнил старые игры, когда такие бои были вполне обыденными. Ведь это нормально, что без сноровки, без детального изучения уровня, без разведки и лишних десяти минут ползаний на брюхе солдат быстро перестреляют? Поэтому надо играть аккуратно, каждый раз думать о том или ином действии. И если поспешил – что ж поделать, загружайся.
Да и структура миссий такова, что хочешь-не хочешь, а сразу пройти будет категорически сложно. Сначала, к примеру, нам надо захватить радиостанцию, потом взять там БТР и на нем приехать на небольшую базу врага, убить всех и захватить катер. На нем мы плывем к зениткам противника на другом берегу, высаживаемся, убиваем фрицев и забираем эти орудия себе. Теперь с их помощью сбиваем немецкие бомбардировщики, вновь залезаем в лодку и отправляемся к следующей позиции. Там идет настоящая бойня: сотни советских солдат и десятки танков штурмуют окопы врага. Нам надо прорваться вместе с ними, взять деревню и полностью выбить из нее неприятеля. При этом постоянно придется сталкиваться с танками, пулеметчиками, зенитчиками, ребятками в окопах, солдатами в домах, палящими откуда-то из окон. Как это пройти сразу же? На одну миссию может уйти часов пять – и это ни разу не преувеличение.
Черные бушлаты
Типичное задание: уничтожить артиллерию противника, охраняемую двадцатью солдатами. Плюс обязательное подкрепление немцам.
Печалит только то, что искусственный интеллект своих и чужих войск какой-то странный. Ведут себя бойцы неадекватно. Расписывать все недостатки и причудливые эпизоды не хочется. Просто будем уповать на патчи. Добропорядочные разработчики должны все поправить.
О «Черных бушлатах» можно рассказывать еще и еще. Это как военные байки – в каждой миссии случается столько историй, что даже не знаешь, о чем именно поведать. Вспоминается, как однажды остался в живых один боец, и он с гранатой пытался взорвать последний на уровне танк. Бегал по улочкам, прятался, ползал и таки выиграл этот бой. Вспоминается и… Впрочем, нет. Хватит, иначе затянется. Но все это говорилось к одному – любителям стратегий и тактик надо обязательно попробовать «Черных бушлатов». Это, подчеркну, одна из лучших игр жанра в 2009 году.
Плюсы: сложные и очень интересные бои; полностью разрушаемое окружение; историческая достоверность.
Минусы: солдаты под нашим руководством, когда за ними не приглядываешь, могут погибнуть из-за собственной глупости; противник порой чересчур пассивен.
internetwars.ru
В БОЙ ИДУТ ЧЕРНЫЕ БУШЛАТЫ
Для первой игры из серии «В тылу врага» компания-разработчик «Best Way» аддоны не выпускала, и зря. Этим занялись посторонние фирмы под патронажем издателя – «1С». В результате, мы получили «Диверсантов» за номерами один, два и три. Которые «официальными» аддонами не считались, но были просто «играми на движке…». Особым качеством «Диверсанты» не блистали и особой славы не снискали.
Создание аддонов к игре «В тылу врага 2» «Best Way» решили никому на откуп не отдавать, взялись делать сами. Итог – «Братья по оружию» и «Лис пустыни», которые отечественные игроки покупали по отдельности, как самостоятельные аддоны, а западные игрокам они достались в виде единого продукта.
И вот – возврат к старой практике. Игра «Чёрные бушлаты» «официально» к серии «В тылу врага» не относится. Но сделана на движке «Лиса пустыни». За разработку ответственна всё та же «1С». Но, внимание, автор игры (неоднократно подчеркивалось, что игра именно «авторская») – известный писатель А.Зорич, который, помимо прочего, является автором сценария к первой игре «В тылу врага», да и её продолжение не обошёл стороной.
О том, что предполагалось сделать в игре, можно прочитать в интервью, которое А.Зорич дал специально для нашего сайта. О том, что в итоге получилось, я сейчас расскажу.
ДЕСЯТЬ СТАЛИНСКИХ УДАРОВ
Место действия – побережье Чёрного моря. Время действия – 1941-1944 гг., от обороны Одессы до высадки в Констанце. Действующие лица – вооружённые силы СССР, Германии, Румынии и Италии. Воюем мы только за СССР, главным образом – за морскую пехоту, чёрные бушлаты которой и дали название игре. Однако не обделены вниманием и другие войска, особенно десантники-парашютисты и диверсанты-разведчики. Всего в игре двадцать три миссии, объединенные в шесть разновеликих кампании.
Скажу сразу, что это весьма немало. Некоторые миссии, конечно, попроще, проходятся побыстрее. Но попадаются и такие, на которые можно угрохать целый вечер. Только, значит, выполнишь задание или уничтожишь всех врагов, как бац! – открывается еще одна часть карты, и снова здорово. В общем, по «объёму» игра значительная, побольше Черные бушлаты«официальных аддонов». На быстрое прохождение не приходится рассчитывать, что только к лучшему.
По наследству от «Лиса пустыни» игре достались все особенности «физики и графики», останавливаться на них отдельно нет смысла. Игровая механика и общие принципы – те же. «В тылу врага» она и есть «В тылу врага», как ни назови. По прежнему под руководство игрока могут выделить и единичного бойца и несколько десятков, с приданной техникой и средствами усиления. Конечно, с поправкой на приморское место действия (в игре значительное количество плавсредств). По прежнему имеется «инвентарь» и «прямое управление» юнитом. Появившиеся в «Братьях по оружию» традиционные RTS-элементы: вызов подкрепления или артиллерийской/авиационной поддержки – присутствует. Но в гомеопатических дозах (что радует) и в красивом оформлении. Когда на каком-нибудь крейсере морячки в белых робах разворачивают главный калибр и начинают шарашить так, что от вражеской береговой обороны только клочья летят – это впечатляет.
Кое-что из наследства «Лиса пустыни» изменилось. Например, чувствуется, что снизилась дальность стрельбы у оружия. Во всех играх «ВТВ» эта дальность была не велика, игра – она на то и игра. Только безумным хардкорщикам подавай «реалистичности» без меры.
Но когда винтовка и противотанковая пушка стреляют на одни и те же 60-80 метров – это как-то не очень. Себя я к хардкорщикам отнюдь не причисляю, потому к факту, что нож можно прицельно метнуть на пятнадцать метров, но из миномёта стрельнуть только на сто двадцать отношусь спокойно. Разве что обращаю на него внимание.
Другое изменение, к которому я отношусь куда менее спокойно – снижение эффективности действия фугасных снарядов. После «Братьев по оружию», где, наконец-то, одного снаряда стало хватать больше, чем на одного пехотинца – явный шаг назад. Случаются и забавные казусы – жахнешь из гаубицы по дому, у того стена с половиной крыши рухнет, а пехотинцам, что за этой стеной прятались – хоть бы хны. Только пыль с мундиров отряхивают.
БОЛЬШИЕ ПУШКИ МАНШТЕЙНА
Что поменялось в лучшую сторону, так это интерфейс. Нет, функционально он остался прежним, но наконец-то его оформление смогли как следует стилизовать. Получилось неплохо. И даже хорошо. Особенно мне понравились «иконки-картинки» юнитов, стилизованные под старые фотографии, заменившие страхолюдные рисунки из «ВТВ-2».
Причём у «героев» (термин мой, каким пользовались разработчики не знаю), реальных личностей, имеющихся в миссиях, «фотографии» свои, персональные, неповторимые. За портретное сходство всех не поручусь, но «дорогого нашего Леонида Ильича» можно узнать и без подписи.
Черные бушлаты«Герои» - это своеобразный декоративный элемент в игре, явным образом не видный. Историческая персона, принимавшая то или иное участие в событиях, показанных в миссии игры. Иногда, вполне традиционно для игр, одно из условий победы – «такой-то такойтович, герой, не должен погибнуть». Например, в компании «Большие пушки Манштейна» разведчик капитан Фёдоров – центральная фигура, проходит через все миссии кампании, потерять его никак нельзя. Полковник Брежнев мелькает всего в одной миссии, там он скорее для мебели и придания колорита, но допустить его гибель игрок, понятное дело, не должен. Но иногда на «героя» натыкаешься совершенно случайно, и никаких особых условий на его счёт не выдвигается. А с миссией, посвященной штурму Владиславовки (Керченско-Феодосийская операция) связан вовсе анекдотичный случай – изначально игроку выданы четыре отделения морских пехотинцев, и каждым (!) из них командует некто В.Чупов. Четыре «героя» на миссию – это ладно. Но четыре одинаковых «героя» заставляют задуматься о приоритете советских учёных в деле клонирования человека.
ТЕРМИНАТОРЫ В ТЫЛУ ВРАГА
Миссии поставлены по двум классическим для игры схемам – либо «стенка на стенку» (как оборонительные, так и наступательные), либо «терминаторы в тылу врага». Но это – расклад в общем случае. В конкретном приложении миссии разнообразны и довольно необычны. В глухой обороне, с окопами «от края до края» мы почти никогда не сидим. Всё больше наступаем сами. И в лоб, на пулемёты и пушки, и с парашютом с неба на землю, в глубокие тылы. Но чаще – с моря. Десант под Одессой, высадка в Феодосии, Новороссийск, и т. д., мы наступаем, бьём врага, освобождаем территорию… После таких побед как-то обидно знать, чем кончились оборона Одессы и Севастополя, Керченско-Феодосийская операция…
Как я уже сказал, миссии довольно разнообразны, и один морской десант не похож на другой. Диверсионные действия в тылу врага – тем более. Вот уж где дали вволю пострелять из снайперской винтовки и покидать ножи. Честно признаюсь, миссии такого толка – с минимумом бойцов и хитро-диверсионными заданиями, но без навязчивого «стэлса» и бегущего секундомера – мне наиболее по душе. И в «Чёрных бушлатах» их достаточно.
Миссии «масштабные» тоже не так просты и прямолинейны, как могло бы показаться. Игрока регулярно «развлекают» тем или иным заданием, подсовывают особо упорного врага, заставляют изворачиваться и шевелить мозгами. В общем, за спланированность и Черные бушлатыоформление миссий – «пятерка» без вопросов. Реализация кое-где кое-когда хромает – то триггер не сработает и скрипт не пойдёт, то игрок окажется хитрее, чем предполагалось и, если позволят, начнёт проходить миссию задом наперёд, заранее подстилая соломку на танкоопасных направлениях. Нелинейности прохождения миссий, как таковой, нет, но всё же цели часто можно достичь больше, чем одним методом.
Отдельно можно отметить «художественное оформление» карты в миссии «Капитан Мимбелли наносит удар». Кто играл, тот поймет, а для остальных скажу, что игра игрой, но война – штука, мягко говоря, страшная.
Можно сказать, что «проходных» миссий в игре нет. Каждая хоть чем-то, да украшена. Если не с функционально-геймплейной стороны, то со стороны эстетической.
"ТЕТРАРХИ", "ВАЛЕНТАЙНЫ" И ПРОЧИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ МОНСТРЫ
Для новых миссий новой игры, посвященной не типичному для прежних игр серии месту и времени действия потребовалось обновить игровой «парк техники». Тут я могу только рукоплескать разработчикам.
Отказ от мультиплеера пошёл только на пользу. Убеждён, что мультиплеер – не для такой игры, как «В тылу врага». В мультиплеере теряется половина особенностей и прелести «ВТВ», он хорош для «Company of Heroes». Сделав упор на сетевой игре «Best Way» пошли по порочному пути. Когда под баланс «рисуется» техника и в сингл-миссии тыкается то, что имеется, а не то, что надо бы – получается ужасно. До сих пор с содроганием вспоминаю миссию из «Братьев по оружию», в которой десятки Т-34-57 и ЗСУ-37 штурмовали Зееловские высоты. Замечательно в этом смысле оправдание разработчиков по поводу претензий на дефицит итальянской бронетехники в «Лисе пустыни» - в мультиплеере-де никто ей пользоваться не будет, так что и делать её незачем.
Спасибо Зоричу («авторская игра»!) – в «Чёрных бушлатах» во главу угла поставлен сюжет, сингл-миссии, их проработанность и достоверность.
«Солдатики» ладно, мятый мундир, каска и обмотки. Но разнообразие и необычность техники – это что-то! Дело не только в том, что появилась ранее никем не охваченная румынская армия, со всем своим подробно сделанным вооружением. Театр военных действий был такой, что воевало всё, что под руку попадало, и это прекрасно отражено в игре. Ну а кое-что особо экзотическое было вставлено специально для сюжетных поворотов миссий. Например – немецкий транспортный самолёт «Гигант» или итальянские сверхмалые подводные лодки. А вокруг уничтожения дальнобойного железнодорожного орудия «Бруно» вообще вертится половина одной из кампаний.
Не рассчитывайте покататься на Т-34, в лучшем случае дадут Т-26. А то и вовсе приедет на поле боя чудо инженерной мысли – созданный кустарным способом, от большого «безрыбья», бронетрактор под говорящим названием «На испуг!».
«Бэтэшки», плавающие Т-38, лендлизовские пехотные «Валентайны» и авиадесантные «Тетрархи» - всё в дело сгодится.
У наших противников техника не менее разношёрстая. Много устаревших лёгких танков, много танков чешского производства. Тут и разнообразные французские трофеи (вплоть до автобронедрезины), тут и трофеи советские. Загадкой остаётся только, когда и зачем румыны успели в первой кампании (22 сентября 1941 г.) перекрасить все советские трофейные танки и бронемашины из зелёного цвета в серый.
Черные бушлатыПушки, зенитные автоматы, станковые пулемёты всех и всяческих калибров – в ассортименте. Не понимаю, как раньше обходились без немецкой легкой пехотной гаубицы – очень эффективная штука, если удастся захватить и неприятный противник, пока не уничтожена.
Без экзотики не обошлось даже стрелковое оружие. Чего стоит один карабин Мосина с глушителем. Вообще-то, из-за резкого снижения дальнобойности, советские снайперы подобную конструкцию невзлюбили, в игре же карабин и вовсе без оптического прицела. Так что его можно отнести скорее к экзотике бесполезно-декоративной.
ИГРАЕМ В КОРАБЛИКИ
Само собой, раз есть море, значит есть то, что по морю ходит. «Морские охотники», торпедные и ракетные катера, десантные баржи всех мастей. Крейсера. Досталось и авиации. К довольно ограниченному игровому набору самолётов добавились истребители И-16 и гидросамолёты МБР-2, и даже бомбардировщик ТБ-3. Впрочем, авиация в игре, традиционно, без багов не обходится.
Почему «ишачки» И-16, «горбатые» Ил-2 и «худые» Bf.109 летают с выпущенными шасси? Понять трудно. Но это не смертельно, это так, эстетство. Гораздо хуже, когда в миссии прямо говорится – «Летят «Юнкерсы»!, но прилетают «мессершмиты» и принимаются бомбить советские войска. Понятно, почему наши в качестве штурмовиков использовали И-16 и МБР-2 – других, более подходящих, самолётов просто не хватало. Но у немцев-то дефицита в пикировщиках тогда не наблюдалось. Тем более что модель Ju-87 в игре имеется и кое-где летает, бомбит.
А уж сбить из зенитки самолёт – это нечто. «Автоматически», даже если разрешена стрельба по всему, что движется, зенитки стрелять не желают. Если указать цель специально – тоже стреляют не всегда. Приходится переходить на «ручное управление», а стрелять при таком раскладе в небо – очень неудобно.
ПОЛУНДРА!
Раз уж речь пошла о неудобствах замечу такое – расчеты (пушек, пулемётов, миномётов) очень не любят стрелять по врагу с предельных дистанций, всё чего-то ждут, приходится их «тыкать мордой» в цель. Зато, если враг подойдёт поближе и начнёт постреливать рядом, расчёты бросают свой миномёт или пулемёт и отстреливаться из личного оружия. Я замучался таких нерадивых солдат загонять обратно.
А уж огнемётчики! В некоторых миссиях их столько, что диву даешься. Причём, вреда от них гораздо больше, чем пользы. Взрыва баллона от попадания пули я лично не видел, но после «выстрела» огнемётчика начинает гореть всё вокруг, в том числе союзные солдаты и сам огнемётчик.
Я своих морпехов с огнемётом от греха подальше оставлял в тылу или сажал в трофейную технику, а румыны благополучно поджигали сами себя.
Вот что ещё в игре мне действительно не понравилось – так это озвучка. Нет, к выстрелам и прочим взрывам претензий не имеется, хотя и жаль, что нет появившихся в «Братьях по оружию» настоящих звуков настоящего оружия. Под «озвучкой» я имею ввиду человеческую речь – сюжетные сообщения и случайные «выкрики с мест». Такое ощущение, что для озвучивания пригласили не профессионалов, а первых попавшихся людей. (А ведь как минимум один человек уже озвучивал как минимум одну игру – в игре «S.T.A.L.K.E.R. Чистое Небо» этим голосом говорит добрая треть персонажей. Впрочем, от тамошнего звучания я тоже совсем не в восторге). И вот эти «первые попавшиеся» люди зачитывают сюжетные диалоги, пытаясь изобразить эмоции. Получается, мягко говоря, не ахти как. То, что «выкрикам» юнитов попытались придать некий толи украинский, толи южнорусский окрас, конечно, забавно. Но то, что этим же голосом «говорят» румыны… Я не знаток румынского, но всю игру не покидало впечатление, что румыны говорят с акцентом.
БРАТИШКИ, Я ВАМ ТАК СКАЖУ...
При желании, можно еще вспомнить разные мелочи. Но нужно ли? «Чёрные бушлаты» тот случай, когда мелкие огрехи не мешают главному. А главное – в игру «Чёрные бушлаты» интересно играть. Именно интересно. Масштабы происходящего в игре практически соответствуют отображаемым реальным событиям, не сравнить с миссиями по обороне Москвы и Севастополя из «Братьев по оружию». Читая брифинг чувствуешь, что ты делаешь именно то, что там написано, без скидок на игровые условности, благодаря которым пятьдесят человек изображают дивизию.
Для «интересующихся» в игре имеется «Энциклопедия». Не из тех, что любят вставлять в игры по Второй Мировой – с перечислением ТТХ разных железяк. Чего нет, того нет. В «Чёрных бушлатах» энциклопедия - это описание исторических событий, имеющих отношение к игре и в той или иной степени в игре представленных. И, кроме того, – воспоминания ветеранов, непосредственных участников событий. (Из той же оперы, что и книжная серия А.Драбкина «Я дрался…». Наверное, следует ждать появления на прилавках книги «Я дрался в морской пехоте»).
Подбивая итоги, можно сказать – игра однозначно удалась. Играть интересно, тема морского десанта достаточно необычна и не заезжена. Миссии интересны и разнообразны, одна не похожа на другую. Если вы никогда не играли во «В тылу врага», но хотите познакомиться с серией, - можете смело начинать с «Чёрных бушлатов». Если вы давно знаете и любите «В тылу врага» - тем более приобретайте, не пожалеете.
3dnews.ru
"Черные бушлаты" – малоизвестные страницы Второй мировой (рецензия)
"Черные бушлаты" – малоизвестные страницы Второй мировой (рецензия)
Автор: Ольга Крапивенко
Дата: 28.08.2009
Жанр: стратегия
Издатель: "1С"
Издатель в России: "1С"
Разработчик: "1С"
Официальный сайт: redtide.games.1c.ru
Минимальные требования: Pentium 4 1,6 ГГц/Athlon 3000+, 1 Гб RAM, видеокарта GeForce 6200/Radeon 9600 со 128 Мб памяти
Рекомендуемые требования: Intel Core Duo 2,6 ГГц/AMD Athlon X2 5000, 2 Гб RAM, видеокарта GeForce 8600/ATI Radeon HD2600 с 256 Мб памяти
Дата выхода: 14 августа 2009 года
Возрастной ценз: от 13 лет
Вторая мировая началась 3 сентября 1939 года, когда Англия и Франция объявили войну гитлеровской Германии. Формально выполнив союзнические обязательства перед Польшей, в которую немцы вторглись двумя днями раньше, западные державы не имели ни сил, ни желания оказывать ей серьезную помощь. Польша быстро пала под ударами немецких танковых армий и авиации. Но это было только начало. В 1940 году под контролем стран "оси" оказалась большая часть европейского континента. Охватив все Средиземноморье, война двинулась на восток. Италия вторглась в Грецию и вела бои с англичанами в пустынях Северной и Восточной Африки. Тем временем Гитлер приобрел нескольких союзников в Восточной Европе, покорил Югославию и 22 июня 1941 года направил армию численностью в 3,5 миллиона человек на Советский Союз.
Фюрер всегда считал СССР главным врагом, ненавидел как оплот коммунизма и презирал как страну славян и прочих "неполноценных" народов. Восточную кампанию намечалось победоносно завершить за один сезон, но Гитлер не принял в расчет ни огромных расстояний, ни неисчерпаемых человеческих ресурсов, ни сталинской политики "выжженной земли". А, главное, он не мог предвидеть с каким бесстрашием и героизмом люди будут отстаивать свою свободу. Обо всем этом рассказывает проект "Черные бушлаты".
В бой идет морская пехота
A
A
A
A
A
A
A
A
A
A
События игры начинаются в 1941 году. Войска фашисткой Германии перешли западную границу СССР. На севере нацисты овладели Новгородом и вышли на ближние подступы к Ленинграду. В центре подошло к концу грандиозное смоленское сражение. Советские войска были вынуждены отойти в район Вязьмы. На южном фланге фронта румынские части окружили с трех сторон Одессу и приступили к осаде города. Судьба защитников полностью зависела от действий черноморского флота.
В сентябре румыны смогли продвинуться вдоль побережья Черного моря, западнее деревни Григорьевка, что позволило их артиллерии обстреливать морской порт Одессы. Казалось, город обречен. Противник получил возможность топить транспорты, идущие сюда из Севастополя и Новороссийска. Для спасения города командование черноморского флота экстренно разработало план комбинированной десантной операции. В районе Григорьевки с крейсеров, канонерских лодок и катеров должен был высадиться полк морской пехоты. Под деревней Шесты десантировался с парашютами отряд диверсантов-разведчиков. Совместными действиями морского и воздушного десантов планировалось посеять панику в стане врага.
В то же время из восточного сектора одесского оборонительного района наносили удар три стрелковых дивизии. В ночь на 22 сентября советские корабли подошли к Григорьевке. Морские пехотинцы, так называемые черные бушлаты, в баркасах отправились к берегу, где их ждал ожесточенный бой с противником.
Они сражались за Родину
Стратегий о Второй мировой войне создано великое множество, и в большинстве своем они похожи друг на друга, как близнецы братья, за исключением ряда мелких деталей. От товарок по жанру "Черные бушлаты" отличаются кропотливым воспроизведением исторических фактов, детально проработанной игровой механикой и главными действующими лицами - рынок не богат на проекты о подвигах советских морских пехотинцев.
Несмотря на то, что в игре представлены такие страны, как СССР, Германия, Италия и Румыния, выступать предстоит только на стороне Советского Союза. Кампания включает более двадцати миссий, освещающих такие военные события, как оборона Севастополя, высадка десанта под Феодосией, сражения под Одессой, штурм Николаева, оккупация румынских портов с последующим захватом главной военно-морской базы Констанца.
Каждая боевая операция начинается с брифинга, в ходе которого демонстрируется карта, позиции противника и советских войск, кадры кинохроники и обозначается цель задания. Для выполнения миссии под ваше начало поступает ограниченное число войск. Различные подразделения включают снайперов, стрелков, автоматчиков, пулеметчиков, матросов, огнеметчиков, саперов, разведчиков и санитаров. Во главе каждого отряда стоит офицер. Управлять можно как целой группой, так и каждым солдатом в отдельности. Список команд продуман до мелочей: "атаковать", "обстреливать позиции противника", "сражаться врукопашную", "бросить гранату", "лечить выбранного солдата", "высадить экипаж", "стоять в полный рост", "сидеть на колене", "лежать", "развернуться и прицелиться в указанную точку" и так далее.
Сочетание всех этих приказов открывает обширные возможности по планированию стратегии и тактики ведения боя. Высадившись на берег, солдаты бесшумно продвигаются к позициям противника, прячась за камнями, в высокой траве, за деревьями и кустарниками. Подобравшись ближе к окопам, забрасывают гранатами пулеметчиков, занимают позиции, расстреливают уцелевших нацистов. Уничтожают тяжелую технику противотанковыми гранатами. Далее обыскивают ящики с боеприпасами. Продвигаются вперед. Выкуривают, засевших в укрытии врагов, бросив бутылку с зажигательной смесью, добивают выживших. И вот уже первый плацдарм взят.
Пожар войны
Зрелищности происходящему на экране добавляет полная разрушаемость. Под артиллерийским огнем перекрытия и стены зданий обваливаются в облаке пыли, хороня под собою солдат. Наступающая бронетехника ровняет с землей покосившиеся деревянные домишки. Брошенная бойцом граната взрывает танк, отрывая ему башню. От пылающей покореженной машины огонь перекидывается на деревья, а затем на амбары и скотные дворы. Охваченные пожаром сараи горят, словно спичечные коробки. Такое внимание к деталям оживляет мир и позволяют нетривиально решать поставленные задачи - смекалка и тактический расчет работают здесь практически в той же мере, что и в реальной жизни.
Задания разнообразны и включают как масштабные сражения, так и диверсионные и разведывательные операции, в которых задействован небольшой отряд. Каждое из них привлекательно по-своему. В первом случае входишь в раж, стараясь грамотно распределить силы, ведя огонь по танкам и захватывая гаубицы на одном фланге, отражая массированную атаку и управляя огнем корабельной артиллерии на другом. Во втором случае в приятном напряжении держит чувство близкой опасности. Чтобы прокрасться в тыл к противнику, приходится передвигаться медленно, стараясь не поднять панику, и постоянно держать наготове нож и револьвер с глушителем.
Интересно, что во время боевых операций вы не ограничены лишь имеющимся в наличии арсеналом. На поле боя можно подобрать оружие, например, пулемет или миноискатель (если необходимо пересечь минное заграждение). В некоторых случаях приходится и самому устанавливать мины, подрывать динамит и чинить технику.
Причуды виртуальных морпехов
При столь богатых возможностях "Черные бушлаты" имеют один серьезный недостаток - не всегда адекватно реагирующий на обстановку искусственный интеллект. Отдать отряду общий приказ атаковать конкретную цель и потом сесть и просто наблюдать за боем - это все равно, что отправить солдат на верную смерть. Подчиненные не раз запутаются возле укрытий, предпочитая мельтешить на виду, а не прятаться. Далее застопорятся возле траншей и окопов, хаотично соображая, толи спуститься вниз, толи обойти (причем тут непременно возникнет дилемма "а с какой стороны?"). И в довершение кто-нибудь остановится посреди поля перезарядить оружие прямо под градом вражеских пуль. Таким образом, нужно постоянно контролировать действия группы, указывая, куда нужно смотреть, в каком направлении двигаться, где необходимо пригнуться, где залечь, какого солдата снять при помощи снайпера и где использовать противопехотную гранату. Без постоянного и всестороннего контроля задание, скорее всего, будет провалено.
Впрочем, атмосфера и детальная проработанность большинства аспектов перекрывают недостатки. "Черные бушлаты" невозможно назвать игрой в привычном смысле слова. С первых же минут на вас валят массу информации о диспозиции и выкладывают на стол тактические карты. Кажется, будто ты случайно оказался на заседании военного штаба. Затем сверху отдают приказ, демонстрируют кинохронику и, наконец, выпускают на передовую. Это больше реконструкция великих сражений, нежели просто развлекательный проект.
Наша оценка: 8/10
Графика Созданная на движке "В тылу врага 2" игра выглядит технологически старой. Здания, техника и модели героев режут глаз свой угловатостью и отсутствием мелких деталей. Вдобавок иногда персонажи по пояс проваливаются в землю или проходят сквозь камни и деревья. Зато разрушаемость и пожары выполнены на высоте.
Звук Первостепенным достоинством музыкального сопровождения является заглавная песня "Черные бушлаты" в исполнении Владимира Высоцкого. Остальные композиции не производят ровным счетом никакого впечатления и, в общем-то, не расцвечивают игру и не добавляют напряженности в жаркие моменты схваток. Озвучение же диалогов, наоборот, выполнено на достойном уровне - оно органично вписывается в контекст событий и не грешит наигранностью.
Оригинальность Главной отличительной особенностью проекта является стремление авторов корректно осветить события, которые редко затрагиваются в играх. Места сражений воссозданы по топографическим картам, фотодокументам и спутниковым снимкам. Также в проекте представлены реальные исторические личности, виды вооружения и особенности инфраструктуры городов и портов. Помимо этого "Черные бушлаты" включают в себя энциклопедию о битвах за Черное море в 1941-1944 годах, составленную журналистом и писателем Артемом Драбкиным, тематическую кинохронику и военные фотодокументы.
Управление "Черные бушлаты" имеют стандартное для жанра стратегий удобное управление. Выделяем бойца или подразделение, задаем направление и выбираем доступные действия среди иконок на экране - все просто.
Одиночная игра Игровая механика "Черных бушлатов" схожа с серией "В тылу врага". Разница лишь в поправке на тематику. В основном вы принимаете участие в сражениях на границе моря и суши, участвуя в битвах под Одессой, за Севастополь, Феодосию, Новороссийск и в штурме Николаева. Под контролем игрока оказывается не только пехота и техника, но и морские суда - корабли, различные боевые катера, паромы, артиллерийские баржи и глиссеры. Это делает проект не только динамичным, но и разнообразным в плане заданий. Миссии варьируются от обороны прибрежных городов и рейдов диверсионных отрядов до десантных операций.
Повторное прохождение Игра исключает возможность участия в военном конфликте за какую-либо иную страну, кроме СССР. Подобное решение логически обосновано, поскольку проект посвящен советским морским пехотинцам, их роли во Второй мировой войне и подвигам. Но вместе с тем, это снижает интерес повторного прохождения "Черных бушлатов", когда все миссии выполнены и известен финал. Однако кому-то может быть интересно попробовать в одной и той же операции разную тактику.
Многопользовательский режим Отсутствует.
Резюме Обычно в стратегиях человеческие ресурсы ценятся не больше, чем грязь: решили взять ключевые точки противника нахрапом, значит, будем гробить живую силу сотнями и тысячами, пока не достигнем поставленной цели. Благо средства позволяют, и заводики по производству солдатиков работают безостановочно. В "Черных бушлатах" этот метод не работает. Под вашим командованием находится максимум человек тридцать и около десятка единиц боевой техники. Все остальные участники сражения управляются искусственным интеллектом и только создают массовку. Следовательно, каждое действие приходится тщательно взвешивать и выполнять с ювелирной точностью, а не гонять юниты стадами по карте, пытаясь одолеть неприятеля числом.