ПСИХИАТРИЯ - УНИЧТОЖЕНИЕ ТАЛАНТОВ
ФРЕНСИС ФАРМЕР
1914 –1970
История жизни актрисы Френсис Фармер стала сюжетом снятого в 1982 году фильма «Френсис» с Джессикой Лэнг в главной роли. Это история жестокого, бесчеловечного и непростительного варварства психиатров в отношении одной из самых талантливых актрис своего времени.
Фармер была красавицей и превосходной актрисой театра и кино. В 30-х и 40-х она блистала в Голливуде и на Бродвее. К 27 годам она сыграла в 18 кинолентах, трех постановках на Бродвее и в 30 крупных радиоспектаклях. Её сравнивали с великой Гретой Гарбо.
Для контроля над весом ей прописали амфетамины, а тут ещё неудачные романы, профессиональный стресс… В 1943 году Фармер упрятали в психиатрическую клинику. Карьера рухнула: следующие семь лет она провела в учреждениях для душевнобольных, где ее насильно подвергали жестокому и бесполезному электрошоку и пичкали психиатрическими препаратами. Ей сделали в общей сложности 90 инсулиновых шоков. Когда она попыталась сбежать, психиатры в карательных целях вновь применили ЭСТ, чтобы сломить её дерзкий, бунтарский характер. Это не сделало её «примерной пациенткой», и они применили «гидротерапию» – раздевали Френсис донага и погружали в ванну с ледяной водой на шестьвосемь часов. А когда её ввели наркотиками в ступор, так что она не могла оказать никакого сопротивления, санитары насиловали её или одалживали как секс-куклу солдатам: «Одним из самых ярких воспоминаний некоторых ветеранов этой психушки была картина изнасилования пьяными солдатами Френсис Фармер, которую держат санитары».
В конце концов Фармер попала в руки к Уолтеру Фримену – королю лоботомии. Френсис Фармер не смогла восстановить свои способности. Она поняла, что психиатры «систематически разрушали то единственное, за что она только и могла держаться в жизни: веру в свой творческий дар». Она умерла в возрасте 57 лет, сломленная духом и в нужде.
ПСИХИАТРИЯ И КИНОИНДУСТРИЯ - СМЕРТЕЛЬНЫЙ АТТРАКЦИОН
1. В 1916 году немецкий психолог Хьюго Мюнстерберг написал работу «Игра света, психологическое исследование», официально положив начало вмешательству психологии и психиатрии в кинематограф. Мюнстерберг заявил, что работа в сфере киноиндустрии может быть «крайне опасна», а потому требует психологической «помощи».
2.В 1924 году Самуэль Голдвин из кино компании «Метро-Голдвин-Майер» обратился к Зигмунду Фрейду с просьбой помочь им создать «лирический фильм о настоящей великой любви». Фрейд, который относился к актёрам весьма критично, отказался. И тем не менее, его теории, в настоящее время утратившие кредит доверия, были в то время очень популярны в киноиндустрии.
3. Психиатры, например, Карл Меннингер, использовали кинематограф для финансирования своей деятельности и планов.
4.По рекомендации психиатров и психологов киностудии направляли актёров для прохождения психоанализа, что часто закачивалось для последних назначением мощных психотропных препаратов, вызывающих наркотическую привязанность, которые постепенно разрушали их карьеру и жизнь.
5. Нацистские психиатры написали ряд киносценариев, позднее ставших известными как «фильмы-убийцы», и использовали кинопромышленность Германии для пропаганды своих лживых и разрушительных теорий расовой гигиены.
В конце XIX века в Европе произошли два события, оказавшие позднее огромное влияние на восприятие людьми самих себя и общества в целом. В 1879 году, в Лейпциге, профессор психологии Вильгельм Вундт авторитетно, но совершенно без доказательно заявил, что человек является не более чем бездушным животным, простым продуктом своего окружения. Это заявление ознамено вало рождение экспериментальной психологии и нового направления психиатрии.
В конце XIX века австриец Зигмунд Фрейд заявил, что человек, в сущности, является результатом своих детских неудач и сексуальных комплексов. Вместе с этой столь же бездоказательной теорией, позднее лишившейся кредита доверия, на свет появился новый предмет – психоанализ.
Когда бы люди ни применяли эти фундаментальные принципы на практике, общество всегда переживало радикальные изменения. К несчастью, искусство и индустрия развлечений пострадали от этого наиболее сильно.
В начале XX века по всему Голливуду висели объявления: «Сеансы психоанализа, плата 3 – 5 долларов». Поскольку в то время в Голливуд стекались целые толпы артистов, все они попадали под воздействие фрейдистских идей.
В наши дни психиатр претендует на роль непререкаемого авторитета и специалиста в вопросах душевного здоровья и "заболеваний" психики. Однако факты раскрывают совершенно иную картину:
Некоторое представление о том, как идеи Фрейда входили в моду, может дать отрывок из описанной Силией Бертин биографии принцессы Мари Бонапарт, страстно увлекавшейся психоло гией Фрейда: «Фрейд приобрел такую популяр ность, что его пригласили в Голливуд, чтобы по мочь в написании киносценариев по мотивам всемирно известных любовных романов, начиная с историй об Антонии и Клеопатре». Самуэль Голдвин из кинокомпании «Метро-Голдвин-Майер» (MGM) отправился в 1924 году в Европу с целью заручиться помощью Фрейда в создании «лирического фильма о настоящей, великой любви».
Фрейд отказался. И неудивительно. Об искусстве и артистах Фрейд говаривал: «Толку от них мало; они заняты лишь своим амплуа, образом, плавностью форм». Не будучи поклонником кино или сцены, Фрейд без каких бы то ни было проблем стал «ярым критиком искусства».
Во многом благодаря Голливуду, теория Фрейда быстро завоевывала господствующие позиции в культуре того времени. Популярная в 1925 году песенка называлась «Не рассказывай мне свои сны, ведь я изучаю Фрейда». В кинофильме «Тупик» (1939) Ральф Беллами в роли доктора Шелби читает лекции о неуловимой грани между безумием и здравомыслием. Даже Фред Астер сыграл роль «танцующего психиатра», влюблённого в свою пациентку (Джинжер Роджерс). Конечно, в фильме все кончилось хорошо. Правда, в жизни всё совсем наоборот.
Психиатры и психологи чаще других врачей используют свое положение, чтобы насиловать своих пациентов (даже детей), что имеет губительные последствия. Количество уголовных дел против психиатров и психологов и случаев лишения их лицензий растет год от года.
В те времена не был известен тот факт, что Фрейд создал большинство своих ныне развенчанных теорий, находясь в зависимости от кокаина. Его воззрения, как и идеи других психоаналитиков и психиатров, перекочевали в Голливуд со светских вечеринок и приемов. Их популярности способствовали, к примеру, Аделина Яффе Шульберг, жена продюсера Б. П. Шульберга. По словам Бада Шульберга, «вся страна… как будто погрузилась в одну большую затянувшуюся попойку, где танцы до упада и свободная любовь для всех. Пить было весело, потому что запрещалось, развратничать – пото му что доктор Фрейд сказал, что пора нашему подсознанию возобладать над пуританским супер-эго. Если вся страна веселилась, как было оставаться в стороне Голливуду? А то, что голливудское веселье перехлестнуло через край, так это только потому, что сам Голливуд всегда был неумеренным и преувеличенным отражением американского образа жизни».
В 1916 году на помощь Фрейду в его походе на Голливуд пришел Хьюго Мюнстерберг со своей работой «Игра света, психологическое исследование», официально положив начало вмешательству психологии и психиатрии в кинематограф. В конце XIX века Мюнстерберг учился у Вильгельма Вундта, а затем возглавил лабораторию психологических исследований при Гарвардском университете. «Киноэкран, – писал он, – может предоставить уникальную возможность заинтересовать широкую публику психологическими экспериментами и тестами…»
Мюнстерберг одним из первых предложил привлекать психологов, этих самозваных специалистов в области человеческой психики, для предоставления консультаций представителям киноиндустрии. Он вызывающе утверждал, что съемки в фильмах могут «таить в себе большую опасность», и что в связи с этим «нельзя недооценивать вероятность из разлагающего влияния на психику и полного ее разрушения».
Спустя 70 лет ему вторят его современ ные последователи. В книге о психиатрии и кино, вышедшей в свет в 1987 году, говорится: «…Замечания психоаналитического характера могут оказаться чрезвычайно важным вспомогательным средством в понимании того особого влияния, которое оказывает кино на зрителя». В 1990 г. психотерапевт из Беверли-Хиллз Кароль Либерман в газете «Лос-Анджелес Таймс» продолжает выдвигать свою братию на роль цензоров, рекомендуя привлекать психотерапевтов для дачи «экспертного заключения о психологически вредном содержании фильмов». И зловеще грозит заручиться поддержкой правительства: «Если кинопромышленность намерена единолично править бал и противодействовать опасной для себя цензуре…, придётся призвать её к ответственности».
Во имя прибыли
Съёмочная площадка Голливуда использовалась психиатрами как средство финансирования своего движения и своих целей. Психиатр Карл Меннингер «был хорошо известен тем, что настойчиво добивался расположения деятелей кино, особенно тех, кто от щедрот мог подкинуть побольше денег на его клиники и пополнить исследовательские фонды». Была у Меннингера и другая причина общаться с продюсерами и руководителями студий: они обеспечивали его клинику работой. Те, кто встречался с ним, «вскоре отправляли своих якобы психически не уравновешенных актеров в Топику (штат Канзас) на лечение».
Среди них оказался Роберт Уокер, снявшийся в 1944 году с Джуди Гарленд в фильме «Часы». После разрыва с актрисой Дженнифер Джонс Уокер начал сильно пить. За пьянство и хулиганство в 1948 году он был арестован, и Дор Шерри, начальник производственного отдела студии MGM, предъявил ему ультиматум: или отправиться на лечение в клинику Меннингера, или потерять работу.
Уокер отправился в психиатрическую клинику, расположенную на среднем Западе, затем его заставили продолжать лечение у лос-анджелесского психиатра Фредерика Хакера, обученного в клинике Меннингера. Психиатрическая «терапия» оказалась не просто неэффективной, она убила Уокера. 28 августа 1951 года Уокер получил мощный барбитурат и скончался от удара. Сорок лет спустя лос-анджелесский психотерапевт Алекс Рогавски впервые скажет правду: «Роберта Уокера убил Фредерик Хакер».
В 1945 году был снят фильм «Завороженный». Это была первая картина, в создании которой психиатры участвовали в качестве консультантов: в титрах фильма значится Мэй Ромм как «психиатр-консультант».
Другим печально известным голливудским психиатром был Мартин Гротьян, который иммигрировал из Германии по приглашению Карла Меннингера и работал в его клинике до 1945 года, когда он и переехал в Лос-Анджелес. В 1950 году вместе с Фредериком Хакером и Мэй Ромм он открыл Институт психоаналитической медицины Южной Калифорнии – центр подготовки психоаналитиков.
Гротьян признавал, что Голливуд и кинозвёзды привлекали его потому, что ему «нужно было заработать деньги». И, конечно же, убеждение Гротьяна в том, что «актёров практически невозможно успешно лечить», никогда не мешало ему выставлять счета за бесполезное лечение.
«Золотой век» психиатрии
«Золотой век» психиатрии Период с 1957 по 1963 год считается по мнению авторов книги «Психиатрия и кино» Крина и Глена Габбарда золотым веком психиатрии в кино. В это время Голливуд посто- янно изображал «идеализированный образ» психиатра в самых видных ролях во многих фильмах. Лавина пропаганды этой профессии имела реальную финансовую цель: объём пра- вительственных ассигнований на психиатрию с 1957 года по 1963 год подскочил на 580%, и этот рост продолжался. За период с 1963 по 1994 год общая сумма полученных Националь- ным институтом психического здоровья (НИПЗ) грантов выросла на 873%.
Заняв прочные позиции в кинопромышленности, психиатры начали внушать окружающим, что секрет счастливой жизни кроется в чудесных препаратах, шоковой терапии и операциях на мозге. Началась эра наркотиков, наступление которой Голливуд невольно ускорил.
За период с 1957 по 1963 год стараниями Карла Меннингера и других видных психиатров Голливуд постоянно изображал «идеализированный образ» психиатра в самых видных ролях в кино. Лавина пропаганды этой профессии имела реальную финансовую цель: объём правительственных ассигнований на психиатрию с 1957 года по 1963 год подскочил на 580%, и этот рост продолжался. За период с 1963 по 1994 год общая сумма полученных Национальным институтом психического здоровья (НИПЗ) грантов выросла на 873%.
1.ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ "РАССТРОЙСТВА" НЕ ЯВЛЯЮТСЯ РЕАЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ: в медицине установлены четкие критерии и условия, при которых то или иное состояние можно назвать заболеванием, а именно: должны быть выявлены предсказуемые симптомы, а также известны и подтверждены причины или физиологические процессы, лежащие в основе этих симптомов. Озноб и жар являются симптомами заболевания. Малярия и тиф - это заболевания. Наличие заболевания подтверждается объективными показателями и анализами. Однако еще никому не удалось доказать, что хоть одно психическое "заболевание" существует в виде реального медицинского заболевания.
2.ПСИХИАТРЫ ИМЕЮТ ДЕЛО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С ПСИХИЧЕСКИМИ "РАССТРОЙСТВАМИ", А НЕ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, СУЩЕСТВОВАНИЕ КОТОРЫХ ДОКАЗАНО. В то время как медицина других направлений за- нимается лечением заболеваний, психиатрия имеет дело лишь с "расстройствами". Если причины или физиологические процессы, лежащие в основе симптомов, проявляемых различными пациентами, неизвестны, то такая совокупность симптомов называется расстройство или синдром. Доктор Джозеф Гленмуллен из Гарвардского университета утверждает, что любой диагноз в психиатрии "представляет собой исключительно синдром или расстройство, группу предположительно взаимосвязанных симптомов, но никак не реальное заболевание". По словам доктора Томаса Саца, заслуженного профессора психиатрии, "нет никакого анализа крови или иных биологических тестов, которые могли бы подтвердить наличие или отсутствие психического заболевания, подобных тем тестам, что существуют практически для всех со- матических заболеваний".
3. В ПСИХИАТРИИ НЕ УСТАНОВЛЕНА ПРИЧИНА НИ ОДНОГО "ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА". Крупнейшие психиатрические учреждения, такие как Всемирная психиатрическая ассоциация и Национальный институт психического здоровья США, признают, что психиатры не знают причин психических расстройств, не умеют избавлять от них своих пациентов, а также не знают, как конкретно воздействуют на пациентов психиатрические методы "лечения". Всё, что у них есть, - это научно не подтвержденные теории и противоречивые мнения о диагнозах и методиках лечения. Как сказал один из бывших президентов Всемирной психиатрической ассоциации, "прошло то время, когда психиатры считали, что они могут вылечить душевнобольных пациентов. В будущем психически больным придется научиться мириться со своими болезнями".
4.ТЕОРИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ПРИЧИНОЙ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИСБАЛАНС ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В МОЗГЕ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ НЕ БОЛЕЕ ЧЕМ НЕПОДТВЕРЖДЕННОЕ МНЕНИЕ И НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАУЧНЫМ ФАКТОМ. Согласно одной из распространенных психиатрических теорий (благодаря которой продажа психотропных препаратов стала очень прибыльным бизнесом), причиной психических расстройств является химический дисбаланс в головном мозге. Но, как и в случае с другими моделями психических расстройств, не существует никаких результатов биологических иссле дований, которые могли бы подтвердить эту теорию. Док- тор наук Эллиот Валленштейн, писатель и представитель крупнейшего сообщества медицинских экспертов-биохимиков, автор книги "Обвиняя мозг", пишет: "Нет никаких тестов или анализов, с помощью которых можно было бы определить, каково состояние мозга живого человека с точки зрения содержания химических веществ".
5. МОЗГ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ТРУДНОСТЕЙ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК ИСПЫТЫВАЕТ В ЖИЗНИ. Конечно, жизнь время от времени всем нам подбрасывает какие-то проблемы и огорчения, что приводит к душевным волнениям и беспокойствам, причем иногда весьма серьезным. Однако представлять дело таким образом, будто эти беспокойства вызваны неизлечимыми "заболеваниями мозга", которые можно облегчить только с помощью опасных препаратов, бесчестно, губительно, а иногда и фатально. Эти препараты зачастую по мощности своего воздействия превосходят наркотики, и могут заставить человека совершить насилие или самоубийство. Они маскиру ют истинную причину жизненных проблем и ослабляют человека, не оставляя ему шансов на выздоровление и надежды на лучшее будущее.
ОБРАЩЕНИЕ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ ИСКУССТВА
В любом обществе есть и всегда были творческие умы, подлинные художники своего дела. В древней Греции и Риме, в эпоху Ренессанса и в наши дни человечество зна ло людей выдающихся творческих способ ностей, настоящих талантов, и восхищалось ими.
Известный американский писатель Генри Джеймс сказал: «Именно искусство создаёт жизнь…» И сегодня его слова всё так же актуальны, ибо, воистину, именно люди искусства мечтают о том, каким будет наше будущее, и создают реалии завтрашнего дня. Конечно, это относится и к инженерам, предпринимателям, ко всем мастерам своего дела, но, по большому счёту, создаваемое ими будущее больше связано с нашим материальным благополучием. Но именно артист и художник воодушевляют нас, заставляет плакать и смеяться, и даже формируют духовное будущее нашей культуры. Жизнь создает артист.
Этим и объясняется, почему люди искусства ценятся во всём мире на вес золота.
Во многих случаях, к несчастью, мы теряем это богатство слишком рано, и такие утраты делают нас намного беднее. За последние десятилетия все мы успели
оплакать безвременный уход великих талантов, обогативших нашу жизнь, но так и не завершивших всего, что было задумано, и покинувших нас. Звёзды эстрады
и театра, мастера кино и литературы, среди которых Эрнест Хемингуэй, великий французский писатель Антонен Арто (настоящее имя Антуан Мари Жозеф), джазовая певица Билли Холидей, Джуди Гарленд, Мэрилин Монро, Вивьен Ли, Курт Кобейн, Майкл Хат ченс, Фил Хартман и многие, многие другие.
Когда упоминаешь эти имена, невольно думаешь о том, что жизнь артистов бурна и неспокойна, что бремя успеха ложится на их плечи непомерным грузом. Закрадывается мысль, что для того чтобы быть великим художником, надо быть чуточку сумасшедшим.
Но это не так.
В случае с каждым из названных выше людей трагический исход был обусловлен скрытым влиянием. Дело в том, что всем этим великим мастерам, как и многим другим людям, покинувшим нас, в свое время была предложена «помощь». Но вместо помощи их предали и обрекли на смерть.
Это предательство было обусловлено прямым или косвенным вмешательством психиатров или психологов, которые обещали этим талантливым людям помощь. Однако на деле им был причинен непоправимый вред, в результате чего источник их жизненной силы и уверенности был разрушен, и они погибли.
Сегодня особенно важно, чтобы наше обращение было услышано и принято, поскольку атаки на мастеров всех жанров искусства усилились. Современное оружие против людей искусства – арсенал смертоносных препаратов, выдаваемых за терапевтические средства, как когдато лоботомия. В Голливуде, в самом сердце индустрии развлечений, обычным орудием психиатра стали психотропные препараты, формирующие наркотическую зависимость.
В рядах людей искусства проводится вероломная «зачистка», но давайте не забывать – артисты и художники создают будущее нашей цивилизации.
И какое же тогда будущее нам уготовано? Последуем ли мы за такими лидерами общественного мнения в «дивный новый мир» разрушенных семей, загубленных жизней, в мир самоуничтожения и чахлых ремесленников, где на любой случай есть таблетка или укол?
Если это заявление кажется вам паникёрством, то просто посмотрите на цифры – они обещают именно такое будущее, если немедленно не вмешаться и не изменить ситуацию! На сегодняшний день 17 миллионам детей во всем мире назначены психотропные препараты, включая антидепрессанты, которые, согласно предупреждению, исходящему от Администраций по контролю медикаментов США и Великобритании, вызывают приступы буйства и желание покончить жизнь самоубийством. Действительно, рост числа ин цидентов с применением оружия в школах и подрост ковой преступности напрямую связаны с усиленным назначением этих препаратов детям и подросткам. Кроме того, миллионам детей назначены сильнодей ствующие стимулирующие средства, более мощные, чем кокаин.
Сколько великих артистов мы потеряем в лице этих ребят? И как это отразится на нашей культуре в будущем?
Мы уже успели снять траур по безвременно ушедшим от нас талантливейшим людям. Так давайте же не допустим, чтобы кого-нибудь ещё постигла такая же злая участь.
Международная гражданская комиссия по правам человека готовит материалы и исследования, содержащие самые последние сведения о психиатрии, и распространяет их среди писателей, сценаристов и кинодраматургов. Сюда входят книга «Царство теней» об актрисе Френсис Фармер, материал для австралийской программы «60 минут», содержащий неопровержимые данные, который принёс авторам программы национальные премии в области телевидения, а также аналитические исследования, легшие в основу документальных фильмов, показанных телека налами Великобритании, Италии, Германии и других стран. Стоит отметить, что международная штаб квартира ГКПЧ находится в самом сердце Голливуда, на бульваре Сансет. Здесь же действует постоянная выставка, на стендах которой посетители могут познакомиться с различными аспектами деятельности психиатрии, с историей её тёмного прошлого, такого как участие в массовом уничтожении людей во время Второй мировой войны и отвратительных этнических чистках, а также разжигание апартеида и расизма. Кроме того, выставка рассказывает о пагубных и зачастую смертельных последствиях психиатрического лечения, об опасных, вызывающих наркотическую привязанность психиатрических препаратах, электрошоке, психохирургии и «стимуляторах», вероломно использующихся для порождения наркомании среди детей. ГКПЧ дает вам возможность самим увидеть, как психиатры обманывают и предают людей искусства. Мы призываем вас: узнайте правду и действуйте исходя из ваших знаний, чтобы защитить тех, кто нуждается в помощи, и чтобы наше с вами будущее не было омрачено предательством.
Джен Истгейт, президент Международной гражданской комиссии по правам человека
Брюс Вайсман, президент ГКЧП США
Энн Арчер, актриса
Дэвид Кемпбелл, композитор, аранжировщик
Рэйвен Кейн Кемпбелл, певица, композитор, драматург
Нэнси Картрайт, актриса, писатель
Чик Кориа, джазовый композитор, пианист
Айзек Хейз, композитор, музыкант, актёр
Джеффри Льюис, актёр
Джульетт Льюис, актриса
Джон Новелло, композитор, музыкант
Дэвид Померанц, певец, автор песен
Гарриет Чокк, автор песен, аранжировщик