"≈вромайдан" ускорил финансово-экономическое разрушение страны / јндрей ¬аджра

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в masyanova

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 16.12.2008
«аписей в дневнике:
 омментариев в дневнике:
Ќаписано сообщений: 5127
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

–усский кокошник

¬оскресенье, 13 »юн€ 2010 г. 10:01 + в цитатник
÷итата сообщени€ нарэ_акоп€н  окошник (головной убор)

“Ё√» √ќЋќ¬Ќќ… ”Ѕќ– : Ѕ»ќ√–ј‘»я ¬≈ў≈….

 окошник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха[1], от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух[2], диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, р€ска) — старинный русский головной убор в виде гребн€ (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма .

ѕортрет молодой женщины в кокошнике.




 окошник, старинный русский головной убор замужних женщин. ¬ 19 в. бытовал в купеческой и кресть€нской среде (главным образом в северных губерни€х), а в допетровской –уси - и в бо€рской.


Ѕо€рын€ у окна. 1885

"ѕетр I запретил бо€рышн€м носить этот головной убор, но кокошник выжил в кресть€нской среде как атрибут праздничной и свадебной одежды."


” печи, 1992
"¬ конце XVIII века кокошник как элемент карнавального костюма снова разрешила ≈катерина ¬елика€."


” околицы

 окошник представл€ет собой лЄгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты.


‘ранц  –ё√≈– (1797-1857). ѕортрет императрицы јлександры ‘Єдоровны. 

ќснова изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона. —верху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывалс€ в озере »льмень), золотыми нит€ми, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камн€ми. ¬ышивкой золотными нитками часто покрывалась и затылочна€ часть.


ѕортрет «.». ёсуповой

»мел матерчатое дно. Cзади кокошник фиксировалс€ с помощью лент. ѕо кра€м кокошника могли быть пущены р€сны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. ѕри надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок.


—адко

ѕоверх кокошников часто носили шелковые или шерст€ные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебр€ных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. 


 

ћорозко                                                      ћорозко


ћорозко

ѕлаток складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.

¬иктор ¬аснецов. ѕортрет ¬. —. ћамонтовой (в однорогом кокошнике)


¬иктор ¬аснецов. ѕортрет ¬. —. ћамонтовой (в однорогом кокошнике)

‘орма гребн€ в разных губерни€х была различной: в  аргопольском уезде ќлонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с выт€нутым вперед очельем и лопаст€ми, закрывающими уши. Ќа лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. ¬ологодский кокошник, называемый сборник, отличалс€ многочисленными сборками над очельем.


 окошники, слева направо: A — двурогий кокошник јрзамасского уезда Ќижегородской губернии; B — однорогий кокошник,  остромска€ губерни€; C — кокошник; D — кокошник, ћосковска€ губерни€, ≈ — кокошник, ¬ладимирска€ губерни€, F — кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G — ƒвухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль)


‘орма гребн€ в разных губерни€х была различной: в  аргопольском уезде ќлонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с выт€нутым вперед очельем и лопаст€ми, закрывающими уши. Ќа лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. ¬ологодский кокошник, называемый сборник, отличалс€ многочисленными сборками над очельем. 


Ѕо€рышн€

јрхангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений. ¬ Ќовгородской и “верской губернии он был шлемовидной формы.

»ван јргунов. «ѕортрет кресть€нки»


«‘орма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенност€ми традиции укладывани€ волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и т. д. ƒополнени€ми и украшени€ми служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиес€ в разных регионах –оссии, однако все они крепились на твердую основу — кокошник".


ћихаил Ќестеров. «ƒевушка в кокошнике. ѕортрет ћ. ». Ќестеровой

ѕо конструкции выдел€лись четыре вида кокошников:

1.ќднорогий кокошник.


ќбычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, котора€ прикрепл€лась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. Ѕыли распространены в центральных губерни€х ≈вропейской –оссии — ¬ладимирской,  остромской, Ќижегородской, ћосковской, ярославской, — а также в губерни€х, примыкающих к ним: ¬ологодской,  азанской, —имбирской, ѕермской, ¬€тской.

2.ƒвурогий кокошник — кокошник, м€гкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумес€ца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. –азмах очель€ мог достигать порой 60 см.

Ќ. Ќеврев. Ѕытова€ сцена 17 века.

 

кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. ”крашались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимис€ по очелью. Ўишки, согласно архаическим поверь€м, олицетвор€ли культ плодороди.

3.кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.


4.¬ виде цилиндрической шапки с плоским дном. »мели небольшие лопасти, прикрывавшие уши, позатыльник — полосу ткани на твердой основе, пришитую сзади, и поднизь — жемчужную или бисерную сетку, спускавшуюс€ на лоб до бровей или слегка приподнимавшуюс€ над ним. ѕлаток закалывалс€ под подбородком или, перекрещива€сь под ним, зав€зывалс€ сзади на шее. Ѕыли распространены в северо-западных губерни€х –оссии: ќлонецкой, “верской, Ќовгородской.  окошники первого и второго типа были известны и в —ибири, привезенные переселенцами.

 

5.ќднодворческий кокошник, получивший свое название по месту бытовани€ у однодворцев ќрловской, “амбовской, ¬оронежской,  урской, ѕензенской губерний, был близок к этому типу. Ќе имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливалс€ обычно из позумента, надевалс€ на кичку. ≈го носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, зав€зывавшейс€ вокруг головы, позатыльником, закрепл€вшимс€ на шнурках на затылке. ¬округ кокошника, по его очелью, пов€зывалс€ сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закрепл€лись на темени, перекрещива€сь на затылке.


 

6.— плоским овальным верхом, выступом над лбом, лопаст€ми над ушами и пришитым сзади твердым пр€моугольным позатыльником. Ѕыл распространен в  аргопольском уезде ќлонецкой губернии, на северо-востоке Ќовгородской.






ѕортрет ћарии јлександровны

7.ƒвухгребенчатый, или седлообразный «шеломок» — с высоким округлым околышем и верхом в форме седла с немного подн€той передней частью и более высоким задним гребнем. Ќадевалс€ обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани, зав€зывавшейс€ вокруг головы, позатыльником — пр€моугольным куском ткани на твердой основе, а также платком, сложенным в виде полосы и укладывавшимс€ по очелью.  онцы платка спускались на спину или, перекрещива€сь на затылке, затыкались с боков. Ѕыли распространены в  урской губернии, западных уездах ќрловской губернии и в русских селах ’арьковской губернии.


Ѕо€рышн€ у окна


¬асилиса ѕрекрасна€

»зготавливалс€ на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шить€ жемчугом, бисером, золотной нитью и умением обращатьс€ с фабричными ткан€ми.


ќбычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничива€сь ношением повойника. ¬ отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носитьс€ в том числе и незамужними (хот€ некоторые этнографы оспаривают это утверждение).  ирсанова указывает, что «кокошником» со временем стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом, даже если его носила незамужн€€ девица.


_Kokoshnik

 окошник плотно охватывал голову, закрыва€ волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. «¬ художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венча€ собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентиру€ лицо, подчеркива€ торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники»


Ѕоровиковский ¬ладимир Ћукич

»звестен со времен ƒревней –уси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые задокументировано употребление слова). ’от€ точное врем€ его возникновени€ неизвестно. ”же в погребени€х Ќовгорода, относ€щихс€ к X—XII веку встречаютс€ некоторые подоби€ кокошника: твЄрдого головного убора, низко сид€щего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей.


¬асилиса ѕрекрасна€ 

 ¬ Ќовое врем€ вплоть до 1920-х сохран€лс€ как часть традиционного обр€дного убора невесты (девичь€ прическа торжественно замен€лась кокошником или кикой). ∆емчужный кокошник молода€ надевала на свадьбу после венчани€, носила его до по€влени€ первого ребенка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случа€м. 

( . ћаковский. ѕод венец.)


 Ќебогатым семь€м приходилось заказывать кокошник бисерный, но по€витьс€ в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на врем€ торжества занимать у соседей «жемчужный». ¬ старину девицы молились о своем замужестве в день ѕокрова такими словами: «ѕокров ѕресв€та€ Ѕогородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!».

—ваха. 1900-е.


¬ некоторых местност€х кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно дл€ тех местностей, где кокошники уже исчезали, замен€€сь простыми платками или же городскими шл€пками.


внучка ≈катерины - јлександра ѕавловна 

¬ XIX в. бытовал в купеческой, мещанской и кресть€нской среде, а в допетровской –уси — и в бо€рской. ¬ XIX веке распространилс€ с севера –оссии на юг, вытеснив сороку[3]. ¬ конце XIX века во многих губерни€х –оссии кокошники как праздничный головной убор стали исчезать, замен€€сь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и т. д.

ƒевушка перед зеркалом. 1848


»згнанный из высших слоев общества при ѕетре ¬еликом, который запретил его носить бо€рышн€м указом, кокошник был возвращен в женский придворный костюм ≈катериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Ќаполеоновские войны, вызвавшие всплеск патриотизма, вернули интерес к национальному костюму (ср. возвращение моды на мантилью в »спании).


ѕортрет ≈катерины II в шугае и кокошнике. 1772

“акой фонтанж - кокошник изобразил –. Ќ. Ќикитиным на портрете ћарии яковлевны —трогановой, созданном между 1721 и 1724 годами.


“акой фонтанж - кокошник изобразил –. Ќ. Ќикитиным на портрете ћарии яковлевны —трогановой, созданном между 1721 и 1724 годами

 оролева јнна Ѕолейн в головном уборе «арселе».


 оролева јнна Ѕолейн в головном уборе «арселе».

¬ 1834 году Ќиколай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. ќно состо€ло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-л€ бо€р» и длинной юбки с шлейфом.  окошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции. ( онечно, форма придворных кокошников уже достаточно далека от кресть€нских прототипов, став ближе к головным уборам италь€нского ¬озрождени€ или арселе).


¬о 2-й пол. ’I’ века взлет стил€ историзм вылилс€, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. ¬ царствование јлександра II и јлександра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализированные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма.


»ван  –јћ— ќ… (1837-1887). ѕортрет ¬еры Ќиколаевны “реть€ковой. 1876

ѕиком этой моды стал  остюмированный бал 1903 года в «имнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в „оперном“ стиле русские кокошники».


бал в «имнем дворце

»сторик моды јлександр ¬асильев указывает, что в «русском» течении мировой моды между двум€ ћировыми войнами самым попул€рным элементом народного костюма оказалс€ именно кокошник, который «в 1919-29 годах входил в арсенал модниц всего мира».


„арка меду. ќколо 1910

 

 

 ќЌ≈÷

 

–убрики:  истори€ костюма
мода
живопись
јлександр ¬асильев
фотографи€
ћетки:  

tantana   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 13 »юн€ 2010 г. 10:30 (ссылка)
смайлики
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
socker   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 14 »юн€ 2010 г. 00:16 (ссылка)
¬нимание всем, в этом посте есть "иформационна€ бомба", кто-то поработал в фотошопе над репродукцией картины художника ѕ.—.ƒрожжина "ѕортрет купчихи в кокошнике", 1796 года
x_20b6df0c (604x381, 67 Kb)
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку