Есть выражение «ум на кончике пальцев». Речевой центр в мозгу рядом с моторным (мелкая моторика – подвижность пальчиков). Следовательно, повышение подвижности пальцев подтягивает речь.
Специалисты рекомендуют игрушки которые нужно собирать разбирать (пирамидки, матрешки, счеты, шнуровки, юла, сенсорные коврики, конструкторы, мозаики, пазлы). Мягкие игрушки в большом количестве ситуацию портят.
Творческие виды деятельности – лепка , рисование. Позже вырезание, аппликации. Можно фигурно рвать бумагу (облака например).
Проводить простейшую пальчиковую гимнастику. («сорока воровка», «идет коза»).
Артикуляционная гимнастика простейшая.
http://www.razumniki.ru/artikulyacionnaya_gimnastika.html
Почаще, каждый день понемножку.
Не знаю как у вас в семье, по этому скажу на всякий случай. Когда родители разговаривают с ребенком на его собственном придуманном языке тормозиться становление речевого аппарата. Хорошо что у него есть свои слова, но взрослый не должен их повторять. Всячески стимулировать речь. Ребенок хочет игрушку на полке? Пусть скажет что ему дать. Одного указания пальцем мало. «я не понимаю что тебе хочется, скажи». Если совсем туго взять игрушку и держа ее в руках присесть к ребенку и несколько раз повторить название. Важно что бы он видел рот взрослого. Пусть попробует сказать.
Мне очень нравиться пальчиковый театр. В икее продают наборы. Разыгрывать сказки с ребенком, пусть подключается.
Надеюсь поможет.
Года в 3-4 можно заниматься у логопеда.