ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ |
|
|
|
Православные праздники восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников, поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому посвящен известный день года.
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию торжественный характер, при этом необходимым условием считалось совершение таинства Евхаристии или причащение Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
В 4-6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.
Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику. Такие законы есть в других государствах, исповедывающих христианство, а также у иудеев и магометан.
В евангельской истории мы не находим каких-либо указаний на то, чтобы Иисус Христос дал Своим ученикам предписания относительно праздников.
Сам Он пользовался иудейскими праздниками, особенно субботой и Пасхой, как временами наиболее удобными для проповеди по причине большого стечения народа. Однако, Он не вменил в обязанность Своим последователям празднование иудейских праздников.
Апостолы и их преемники из иудеев также участвовали в иудейских праздниках и по примеру своего Учителя с особым рвением проповедовали в эти дни Благую Весть. Одновременно апостолы снимают с христиан тягостное бремя Закона, которое лежало на иудейских праздниках, придавая им лишь религиозно-нравственное значение (1 Кор. 5, 6 и т. д.).
Вместо последнего дня седмицы, они установили празднование в первый (по субботе) день (1 Кор. 16, 2) и призывали праздновать Пасху хотя и одновременно с иудеями, но совершением и вкушением Евхаристии (1 Кор. 5, 6).
В следующие два века Церковь постепенно устанавливала целый ряд новых праздников и в духе христианского богословия раскрывала их смысл.
Значительное умножение число праздников произошло в IV веке; постепенно менялась и сама идея христианского праздника. Перемена была связана с перерождением эсхатологического самосознания Церкви. Первоначальная и основная идея праздника противополагается другой, представляющей каждое действие, каждый спасительный акт исторически, а не только метафизически. Более прагматической причиной умножения праздников было стремление заменить языческие праздники христианскими, которые утолили бы естественную потребность в праздниках, первичную в каждом обществе и состоящую в праздновании главных моментов природной жизни — идея вполне чуждая первохристианству, который переживал конец времени как уже наступивший: крещение вводило в единый праздник — в Вечную Пасху, в день восьмой, праздников нет, ибо всё стало праздником, таково ощущение христиан I — II веков.
С IV века праздники приобретали смысл мистериальный: воспоминания, культового воспроизведения особой сущности данного события и приобщения к ней. Смысл термина «таинство», которое у апостола Павла и в раннем христианстве означал всегда всё дело Христово, всё спасение, теперь сужался и становился определением отдельных праздников, священнодействий, обрядов, в которых воспоминается и сообщается верующим сущность отдельных действий Спасителя. «Ныне же другое деяние Христово и другое таинство <...>, — восклицает святой Григорий Богослов в праздник Богоявления. — Христос просвещается — озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду — сойдём и мы с Ним, чтобы с ним выйти!..»
Во времена догматических споров праздники начали отражать и закреплять достигнутые в них результаты. Так, развитие рождественского цикла было связано с борьбой за Никейское православие, за «единосущие».
Характерна замена каппадокийцами раннего названия праздника «Явление» новым, более богословским — «Богоявление» Рождество — одновременно и праздник торжества над тьмой язычества (явления «Солнца Правды») и торжества Никеи над арианством, утверждение Божественного достоинства Христа. Праздник Богоявления как бы расщепляется: дата 25 декабря становится особым воспоминанием Боговочеловечения, 6 января — Крещения Господня как Богоявления, то есть первого явления Троицы в мире. Отнесением праздника Рождества Христова на 25 декабря Церковь имела в виду дать противовес языческому культу и предохранить верных от участия в нём: у римлян на 25 декабря падал праздник, именовавшийся dies natalis Solis invicti.
Третий исторический этап состоял в дальнейшем развитии цикла праздников: возникновение особых подготовительных недель Праотцев и Святых Отцев, промежуточного праздника Обрезания Господня и завершительного — Сретения. Совершенно аналогично развитие Пасхального цикла с его постепенным восполнением специальными историческими воспоминаниями Страстной седмицы, с одной стороны, Вознесения и Сошествия Святого Духа — с другой.
Праздники стали переживаться как ряд прорывов в некое инобытие, как причащение реальности, ничем не связанной с миром сим. Дата праздников становилась всё более условной: если в пасхальном и рождественском кругах остается ещё связь с годом, то есть временем и его ритмом, то в праздниках более позднего происхождения она практически исчезает. Так, например, установление праздника Преображения Господня 6 августа имело причиной освящение трех храмов на Фаворской горе в этот день.
Из Богородичных праздников древнейшим следует признать Собор Пресвятой Богородицы, непосредственно примыкающий к Рождеству Христову. На Западе ему соответствует Natal S. Mariae 1 января, отмеченный в некоторых древних литургических памятниках. Это указывает на первичную связь литургического почитания Божией Матери с рождественским циклом, который, в свою очередь, в своих истоках определён идеей года. Но по мере того, как сама идея праздников, развиваясь, обособлялась и становилась независимой от общей структуры литургического года, связь эта ослабевала. За исключением даты Благовещения (девять месяцев до Рождества Христова), остальные даты Богородичных праздников приурочены к освящению Богородичных храмов в Палестине: празднование Успения (15 августа) восходит к освящению храма в честь Божией Матери между Вифлеемом и Иерусалимом; таково же происхождение дат праздников Рождества Богородицы — 8 сентября и Введения во храм — 21 ноября.
По такому же принципу возник праздник Воздвижения Креста, связанный с освящением храма над Гробом Господним, и Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа (освящение храма Предтечи в Севастии).
По своей сути православный церковный календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это юлианский календарь, расходящийся на 13 дней с григорианским . Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи . Сама дата празднования Пасхи определяется согласно лунному календарю и ряду дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего равноденствия, праздновать Пасху только после первого весеннего полнолуния). Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии (подвижная и неподвижная) в совокупности определяют календарь православных праздников.
Праздники Русской Православной Церкви в большинстве суть общие с прочими Церквами; но есть особые, как то: Покров Пресвятой Богородицы или Неделя всех святых, в земли Российстей просиявших.
Подразделяются по значимости празднуемого события и торжественности богослужения на великие, средние и малые; а также на Господские (в честь Спасителя) и Богородичные.
Ниже представлены наиболее значимые для православного христианина события: так называемые Великие праздники и Двунадесятые праздники.
Великие Религиозные Христианские Православные Праздники
- это особенные церковные православные праздники, которые имеют особый вес и значение для Православной Веры и Русской Православной Церкви. К Великим Православным Праздникам относится
Обрезание Господне - 14 января
Рождество Иоанна Предтечи -7 июля
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла- 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи - 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы -14 октября
Двунадесятые Непереходящие Православные Церковные Праздники - это такие религиозные православные праздники, день празднования которых всегда остается неизменной. День, дата празднования христианских церковных праздников в любой год — одна и та же. Двунадесятыми называются лишь 12 самых главных, основных, основополагающих православных церковных праздников, посвященных самым важных событиям в жизни Сына Божьего Иисуса Христа и Богородицы Девы Марии. Само слово «двунадесятые» происходит от старорусского «два на десять» - двенадцать.
Двунадесятые 12 православных праздников делятся на праздники с постоянной, неизменной датой — это 9 двунадесятых непереходящих православных праздников - и на праздники со сменной, непостоянной датой празднования — это двунадесятые переходящие праздники — таких праздников всего 3.
Православные Двунадесятые (9) Церковные Непереходящие Праздники с постоянной датой:
- Рождество Христово-7 января
Крещение Господне -19 января
Сретение Господне-15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы-7 апреля
Преображение Господне-19 августа
Успение Пресвятой Богородицы-28 августа
Рождество Пресвятой Богородицы-21 сентября
Воздвижение Креста Господня-27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы-4 декабря
Двунадесятые Переходящие Православные Церковные Праздники
- это 12 основных религиозных христианских праздников, день, дата празднования которых каждый год изменяется, не является постоянной. Двунадесятых Переходящих Православных Христианских Праздников — 3:
Вход Господень в Иерусалим -За 7 дней до Пасхи Христовой
Вознесение Господне-40-вой день после Пасхи Христовой
День Святой Троицы (Пятидесятница)- 50-тый день после Пасхи Христовой
Церковных православных праздников много и все их даты, дни празднования обычному человеку запомнить бывает достаточно сложно. Поэтому Православный Церковный Календарь Христианских Религиозных Праздников — это необходимая в хозяйстве каждого верующего человека вещь.
|
|
|
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|