-Метки

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Перейти к приложению Каталог блогов Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Дай Джим на счастье лапу
Дай Джим на счастье лапу
03:00 01.01.1970
Фотографий: 0

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.11.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 415


Швейцарский опыт повышения конкурентоспособности банков

Вторник, 14 Декабря 2010 г. 15:02 + в цитатник

 

Роль государства в банковской системе
В условиях либерализации экономики, в том числе банковской деятельности, государство участвует в реализации стратегии повышения конкурентоспособности швейцарских банков по следующим направлениям.
 
Первое. Совершенствование регламентации банковской системы, как и финансового рынка, который в мировом сообществе стал наиболее регламентируемым сектором экономики. Министерство финансов Швейцарии разработало Основные направления политики относительно финансового рынка, определив долгосрочные перспективы укрепления швейцарского финансового центра.
 
Данный документ определяет предсказуемость и прозрачность этой политики, что особенно важно для принятия решений участниками рынка – банками и их клиентами.
 
В марте 2002 г. Федеральный совет поручил Минфину разработать меры по совершенствованию и увязке проектов реформ в финансово-банковской сфере и в июне того же года подтвердил приоритетность участия Швейцарии в Программе развития финансового сектора, разработанной МВФ. В этих целях каждые полгода проводится финансовый мониторинг состояния главных проектов реформ в целях их гармонизации и взаимной увязки. В его проведении участвуют Минфин (он же координирует работу), Швейцарский национальный банк, ФКБ и некоторые министерства, в том числе юстиции.
 
Например, в досье тематических проектов реформ на июнь 2005 г. в разделе «Банки – ценные бумаги» отмечены готовящиеся законы о порядке ведения и публикации счетов банков и дилеров по ценным бумагам; реализация соглашения Базель II о собственных капиталах банков; распоряжение швейцарской банковской комиссии о банкротстве банков и т.д.
 
Отличительная черта банковского законодательства Швейцарии – стабильность. При внесении изменений его структурная основа сохраняется, а либерализация фактически ограничена нормативными актами. В Швейцарии важная роль в регулировании банковской деятельности исторически отводится «джентльменским соглашениям» между государством и банками и саморегулированию.
 
Второе. Государство способствует развитию международного банковского сотрудничества. Постепенно отходя от традиционного нейтралитета, Швейцария участвует в международных организациях (ВТО, МВФ, ФАТФ и др.), обеспечивая тем самым реализацию в стране рекомендаций международного сообщества, в том числе банковского.
 
Третье. Государство обеспечивает прозрачность информации о деятельности швейцарских банков в стране и за рубежом.
 
Четвертое. Государство предоставляет определенные гарантии по банковским операциям, осуществляет правительственную программу поддержки экспортных кредитов.
 
Пятое. В банковской системе частично сохраняется своеобразный государственный сектор – кантональные банки (см. табл. 2). Функционируют 24 кантональных банка (с 731 отделением), находящихся в собственности кантональных органов власти и пользующиеся государственной гарантией. Они специализируются на ипотечных кредитах по фиксированной ставке, кредитуют местные предприятия, иногда участвуют в реализации правительственных программ кредитования экспорта, осуществляют операции с ценными бумагами и по управлению имуществом клиентов.
 
Кантональные банки – одновременно члены Ассоциации кантональных банков и Ассоциации швейцарских банкиров. Контролирует их деятельность ФБК. По мнению многих швейцарских специалистов, время кантональных банков прошло. Они возникли в период экономического роста в стране, когда было необходимо кредитование мелкого бизнеса при государственной поддержке. Ныне в Швейцарии каждый банк кредитует любого клиента, а процент по ссудам невелик. В настоящее время разрабатывается закон о постепенной отмене особого статуса кантональных банков, но пока вопрос об их приватизации не стоит.
 
Организация контроля и надзора за банковской системой
 
Банковский контроль и надзор в Швейцарии осуществляются на трех уровнях: юридическом, административном и институциональном. Надзорная деятельность ФБК распространяется не только на банки, но и на других финансовых посредников, инвестиционные фонды, фондовые биржи, фондовых дилеров. Швейцарский национальный банк участвует в банковском надзоре совместно с ФБК с учетом своей первоочередной задачи по обеспечению ценовой стабильности, функционирования платежной системы, по разработке и проведению денежной политики. ФБК особое внимание уделяет регламентации банковской деятельности, издает комментарии к некоторым статьям законодательства в целях их правильного истолкования. По оценке Минфина, некоторые предписания ФБК приобретают почти нормативный характер благодаря авторитетности этого органа надзора.
 
Учитывая потребность в мегарегуляторе, объединяющем многочисленные органы надзора, в Швейцарии рассматривается вопрос об объединении ФБК с Федеральной службой частного страхования в единую организацию, осуществляющую интегральный надзор за финансовым рынком.
 
Большое внимание уделяется внутреннему аудиту и саморегулированию банков. Функционируют различные банковские объединения, диверсифицированные в соответствии со структурой банковской системы. Ведущее место среди них занимает созданная в 1912 г.
 
Ассоциация швейцарских банкиров, которая играет важную роль в регулировании деятельности банков. Интересы иностранных банков представляет Ассоциация иностранных банков, созданная в 1972 г. и насчитывающая 137 членов (к апрелю 2005 г.). Она информирует членов об изменениях в банковском законодательстве, избирает своего представителя в Ассоциацию швейцарских банкиров, проводит ежегодные встречи с руководством Швейцарского национального банка и ФБК, публикует свои отчеты.
 
В Швейцарии работают также отдельные ассоциации кантональных, региональных, частных банков, группы частных женевских и цюрихских банков.
 
Борьба банков с легализацией доходов, полученных преступным путем
 
В Швейцарии активно ведется борьба с отмыванием криминальных денег. Теневая экономика составляет 10% ВВП страны и, по оценке банкиров, полностью ее ликвидировать невозможно. По их мнению, в стране нет явного противоречия между борьбой с отмыванием преступных денег и заинтересованностью банкиров в их использовании ради получения прибылей, так как для них важнее сохранить репутацию банка. После скандала с отмыванием криминальных денег в швейцарском банке с 1977 г. существует требование к банкирам: «надо знать своего клиента».
 
Федеральный закон о борьбе с отмыванием преступных денег определил государственный стандарт, объявив эту задачу первоочередной. Ассоциация швейцарских банкиров в 1977 г. оперативно разработала соответствующее распоряжение для банков, которые адаптируют его к своей деятельности. Нормативные документы по этой теме регулярно обновляются и публикуются.
 
В 1998 г. создана Служба контроля за борьбой против отмывания денег. В соответствии с законом в составе Федеральной полиции в 1998 г. организовано Бюро сообщений по отмыванию денег (в швейцарском законодательстве и нормативных документах нет прилагательного «криминальные»). Оно выполняет функцию посредника между кредитно-финансовыми организациями и органами уголовного преследования. Банки обязаны немедленно сообщать в это Бюро о подозрительных операциях клиента и могут блокировать его счет в течение 5 дней, пока власти расследуют их заявление. При блокировании счета банк освобождается от ответственности перед клиентом за понесенные им потери.
 
Но если окажется, что блокирование осуществлено без достаточных оснований, то риск несет банк. Поэтому банки предпочитают блокировать счет клиента по инициативе властных структур.
 
В 1999 г. поступило 303 сообщения о подозрительных операциях, а в 2002 г. – 652, из них 79% послужили основой для уголовного наказания. В этой связи один банк (Тетрис) был ликвидирован.
 
Швейцария – член ФАТФ. В 1992 г. МВФ дал высокую оценку борьбе с отмыванием преступных денег в этой стране. Однако не везде такая борьба ведется столь же активно, как в банковской сфере. Так, в настоящее время разрабатывается новый закон об инвестиционных компаниях, поскольку они часто совершают нелегальные сделки.
 
В условиях жесткого банковского надзора и требований к борьбе с отмыванием криминальных денег банковская тайна об операциях клиентов сохраняется лишь относительно при условии, если они не вызывают подозрений в аспекте уголовных преступлений (к ним не относятся налоговые преступления). В Швейцарии четко разграничиваются эти два вида преступлений.
 
Подготовка банковских специалистов
 
Этой задаче уделяется особое внимание, так как повышение квалификации кадров – одно из направлений укрепления конкурентоспособности банков. В Швейцарии вначале преподают теоретические дисциплины, затем специальные, прикладные. Российская методика обучения, напротив, базируется на взаимосвязи теории и практики. В Швейцарии большое внимание уделяется контролю за качеством преподавания. Это обусловлено преобладанием преподавателей-практиков, которые работают по совместительству и не всегда обладают современной методикой обучения, что вызывает недовольство некоторых студентов. В целях контроля за качеством образования каждый семестр проводится анкетирование студентов после экзаменов, но до объявления оценок. По результатам анкетирования руководство учебного центра предлагает преподавателям исправить отмеченные студентами в анкетах недостатки процесса обучения.
 
Характерно, что банки контролируют посещаемость и успеваемость работающих у них студентов, поддерживая контакты с деканатом.
Хотя Швейцария подписала Болонское соглашение, в Швейцарии некоторые считают, что бакалавриат не дает профессиональных знаний.
 

№1 (январь, 2006)

 

Швейцарский опыт повышения конкурентоспособности банков
 
Изучение опыта повышения конкурентоспособности банков Швейцарии в условиях глобализации и регионализации мировой экономики полезно для осуществления модернизации российской банковской системы в преддверии вступления страны в ВТО.
 
Л.Н. КРАСАВИНА, заслуженный деятель науки РФ, профессор,
директор Центра фундаментальных и прикладных исследований Финансовой академии при Правительстве РФ
 
Банковская система Швейцарии высокоразвита. Ее совокупный баланс составляет почти 2,5 трлн швейцарских франков. Швейцарские банки обеспечивают 11% ВВП, 10 – налоговых поступлений, 3% занятости в стране.
 
Но процессы глобализации и регионализации экономики определяют новые вызовы и требования к банкам. В их числе:
· обострение банковской конкуренции на мировых финансовых рынках и в международном банковском офшорном бизнесе;
· усиливающееся соперничество между национальными банками, ориентирующимися на стратегию выживания;
· необходимость совершенствования национальной регламентации банковской деятельности на основе международных рекомендаций по совершШвейцарский опыт повышения конкурентоспособности банковенствованию управления банками с учетом возросших рисков (Базельские соглашения I и II), по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма;
· заинтересованность Швейцарии в тесном сотрудничестве с Европейским союзом и риски банков в этой сфере.
 
Влияние Евросоюза на банковскую систему страны
 
Надо отметить, что сложилась уникальная ситуация: Швейцария, находясь в центре Европы, не является членом ЕС, но граничит со странами, входящими в его состав (Германией, Францией, Италией и Австрией), сохраняя при этом свой традиционный нейтралитет. Тем не менее сотрудничество Швейцарии с ЕС укрепляется. Об этом свидетельствует география ее внешней торговли: 75% экспорта и 80% импорта приходится на долю ЕС. Вступление в ЕС 10 новых членов послужило толчком для Швейцарии к освоению новых рынков, в том числе и финансовых, в целях дополнительного увеличения своего ВВП на 0,2–0,5% в год. Оперативно адаптируется законодательство к соответствующим изменениям в законопроектах ЕС. Например, в 1995 г. были обновлены законы о картелях в целях уменьшения сферы протекционистских законов кантональных и местных органов власти и совершенствования конкуренции в стране. Также внесены изменения и в банковское законодательство: заключено соглашение с ЕС, позволяющее европейским клиентам швейцарских банков выбирать порядок уплаты 35%-ного налога на проценты по депозитам. Кроме того, 100 банков из стран ЕС составляют 68% общего количества иностранных банков в Швейцарии, и на их долю приходится 82% прибыли этой группы банков.
 
По инициативе швейцарских банков во Франкфурте-на-Майне создан швейцарский клиринговый банк по операциям в евро в целях ускорения перевода платежей в европейский Экономический и валютный союз. Через этот банк Швейцария связана с ТАРГЕТ – единой европейской автоматизированной платежной системой оптовых расчетов в евро – функционирующей в режиме реального времени в составе платежных систем 15 стран ЕЭС и Европейского центрального банка.
 
Влияние Евросоюза проявляется и в деятельности фондовой биржи. Итогом стало объединение инфраструктуры Цюрихской и Франкфуртской фондовых бирж для координации их деятельности.
 
В Швейцарии ведется дискуссия о возможном ее вступлении в ЕС. С точки зрения критериев Маастрихтского договора об экономической конвергенции, это вполне возможно.
 
По росту ВВП Швейцария почти не уступает зоне евро, а инфляция (около 1%) в стране значительно ниже (табл.1). Безработица также в 2 раза ниже, чем у соседей, а заработная плата выше. Поскольку в ЕС проживают 240 млн человек, а в Швейцарии 7 млн, в стране опасаются притока дешевой рабочей силы и снижения заработной платы коренного населения.
 
В преддверии возможного вступления в ЕС Швейцария стремится укрепить свои конкурентные позиции как мирового финансового центра. Как известно, насчитывается примерно 13 мировых финансовых центров. Уникальность Швейцарии состоит в том, что эта небольшая страна (территория – 42 тыс. кв. км, население – 7,3 млн человек, в том числе 20% – иностранцы) из европейского стала мировым финансовым центром. Этому способствовали в том числе и следующие факторы:
 
· место страны в мировом сообществе: Швейцария – высокоразвитая индустриальная страна с прогрессивными наукоемкими отраслями экспортной ориентации, интенсивным сельским хозяйством, огромной сферой услуг.
 
Специфика Швейцарии – высокая конкурентоспособность не массовых, а дорогих первоклассных товаров с послепродажным обслуживанием. Она занимает первое место в мире по экспорту часов, второе – по экспорту оборудования для переработки бумаги, четвертое – оборудования для текстильной и пищевой промышленности. 10% потребляемых медикаментов производится в Швейцарии. Она нашла свою нишу и в «невидимом» экспорте – в сфере консультаций по управлению, страхования, туризма, банковских услуг;
 
· относительная устойчивость экономики и политической ситуации: швейцарский франк более стабилен, чем доллар и евро, пользуется доверием в стране и в мире;
· стабильность основ законодательства;
·развитые банковская система и фондовая биржа;
· интернационализация деятельности банков: 55% клиентов швейцарских банков – иностранцы, в том числе частные вкладчики (25%) и корпоративные клиенты (30%). 31,2% частного имущества представителей всего мира находится в управлении швейцарских банков, т.е. по данному показателю Швей-цария опережает Карибы (15,6%), Лондон (11,4), Люксембург (11,4), Нью-Йорк (10), Сингапур (7,7%).
 
В стране насчитывается 147 иностранных банков. 100 швейцарских банков в разных институциональных формах работают за рубежом, в том числе в офшорных зонах;
· умеренность налогообложения: ставка НДС – 7,6% – самая низкая в Европе.
 
Федеральный налог на прибыль – 7,8%, однако дифференцированные кантональные и муниципальные ставки этого налога выше (например, в Цюрихе с 2005 г. около 15,7%). Швейцария подписала соглашения об избежании двойного налогообложения более чем со 100 странами;
· благодаря притоку иностранного капитала и высокой норме сбережений в Швейцарии низкие процентные ставки, что привлекает банковских клиентов-заемщиков;
· удобное географическое положение;
· в Швейцарии используется официально 4 языка (немецкий – 63,6% населения, французский – 20,4, итальянский – 6,5, ретороманский – 0,5%), пятым фактически стал английский. Владение несколькими языками способствует непосредственному общению банкиров с клиентами.
 
Ныне принято отождествлять швейцарский финансовый центр с Цюрихом. Но исторически этот центр сложился на базе четырех городов, которые близки к границам с разными странами. Его формирование началось с XVII в., когда Банк Женевы предоставил кредит Людовику XIV. Затем международной деятельностью стали заниматься банки Базеля, а с XIX в. – банки Цюриха и Луганы.
 
Специфика деятельности и конкуренции иностранных банков
 
По данным 2005 г., 43% общего количества банков в Швейцарии находится под иностранным контролем (в том числе 25 отделений) и работает в соответствии со швейцарским законодательством. Их количество почти не меняется в течение последних 10 лет. В 2004 г. 8 банков прекратили свою деятельность, но столько же затем было зарегистрировано новых. На долю иностранных банков приходится 31% совокупного баланса банков страны (0,773 трлн из 2,491 трлн шв. фр.) и около 2% ВВП.
 
Специфика деятельности иностранных банков в Швейцарии такова, что они почти не конкурируют с национальными банками в сфере привлечения средств местных клиентов и операций по секьюритизации. Швейцарцы традиционно предпочитают национальные продукты, в том числе банковские, даже если они дороже. Иностранные банки привлекают ресурсы из стран их происхождения, используют собственные резервы и обслуживают клиентов из своих стран, сотрудничающих со Швейцарией.
 
Однако конкуренция между иностранными и национальными банками происходит на рынке одинаковых банковских продуктов, в сфере управления имуществом (активами) клиентов, операций с фондами вложений, в которые все активнее внедряются иностранные кредитные учреждения. Иногда конкурентная борьба заканчивается слиянием мелких иностранных и швейцарских банков.
 
В Швейцарии создана Ассоциация иностранных банков, которая представляет свои интересы в Ассоциации швейцарских банкиров.
 
Пути повышения конкурентоспособности банковской системы
 
Под влиянием глобализации и регионализации экономики Швейцария раньше других стран начала реструктуризацию банковской системы. Стратегия усиления ее конкурентоспособности включает следующие направления:
- повышение эффективности и стабильности банков;
- расширение набора банковских услуг и дальнейшее повышение качества обслуживания клиентов;
- совершенствование контроля и надзора за банками;
- адаптация банковского законодательства к современным условиям;
- внедрение рекомендаций международных организаций – Базельского комитета по банковскому надзору, ФАТФ по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма;
- сохранение банковской тайны, если операция не вызывает подозрений в отмывании криминальных денег или мошенничестве;
- внедрение новейших банковских технологий с использованием интегрированной дистрибьютерной сети;
а унификация правил деловой этики для банков и других участников финансового рынка.
 
Критериям конкурентоспособности, стабильности, надежности и профессионализма наиболее соответствуют крупные банки. Поэтому усиливается процесс концентрации и централизации банковского капитала, в результате которого количество банков постепенно сократилось за 1996–2004 гг. с 403 до 337 (табл. 2), в том числе значительно уменьшилось число региональных банков и сберегательных касс (со 117 до 84). Однако сохраняются устойчивые мелкие банки, имеющие свою нишу. Неизменно количество кантональных банков.
 
Доминируют и конкурируют между собой два гроссбанка – Швейцарский банковский союз (UBS) и Группа Креди Сюис. На их долю приходится 66% совокупного баланса банковской системы страны и 95% баланса швейцарских банков (без иностранных).
 
Поскольку швейцарские банки специализируются на управлении имуществом клиентов со всего мира, их стратегия направлена на повышение собственной стабильности и ответственности за эффективное использование иностранного капитала.
 
Представляет интерес скептическая оценка некоторыми швейцарскими банкирами и аудиторами новых международных требований к банкам – Базеля II. По их мнению, в целом эти требования выполнимы лишь крупными банками, причем через несколько лет. Федеральная комиссия банков (ФКБ) – независимый орган банковского надзора – разрабатывает новые нормативы требований к банкам с учетом Базеля II и практики Евросоюза в целях их адаптации к особенностям деятельности швейцарских банков.
 
По поручению ФКБ, Институт независимых аудиторов изучает этот вопрос. Предполагается, что с введением Базеля II в Швейцарии будут установлены более высокие (в 2–2,5 раза) требования по некоторым показателям деятельности банков, чем это предусмотрено самим соглашением.
 
Исходя из своего опыта, швейцарские банкиры рекомендовали российским банкам для повышения конкурентоспособности ряд мер, в частности, завершить начатые реформы, совершенствовать законодательство. Но самый главный рецепт – стать лучшим банком.
 
Изменения в банковских операциях
 
Чтобы стать лучшим банком, необходимо диверсифицировать свою деятельность для удовлетворения растущих потребностей клиентов и увеличения прибыли. В Швейцарии усиливается тенденция к увеличению фондовых операций банков и формированию внебиржевого фондового рынка. Это связано прежде всего со снижением роли сберегательных депозитов в формировании банковских ресурсов, так как проценты по ним низкие и облагаются 35%-ным налогом (табл. 3).
 
Поэтому преобладает привлечение средств клиентов для инвестирования их в различные ценные бумаги. Крупные банки (например вторая по величине Группа Креди Сюис) создают отделения, специализирующиеся на продаже ценных бумаг. В Швейцарии активно осуществляется секьюритизация – замещение предоставленного кредита выпуском банком собственных ценных бумаг, обеспеченных обязательствами клиентов по полученным кредитам.
 
Для сохранения своего приоритета в сфере управления имуществом клиентов из различных стран крупные швейцарские банки специализируются не на массовых, а на дорогостоящих продуктах и услугах. С этой целью диверсифицируются международные портфели активов клиентов с использованием ноу-хау, применяемых в офшорной банковской деятельности, например, принципа «открытых платформ» – продажа клиентам не только собственных, но и лучших банковских продуктов, предлагаемых на мировом финансовой рынке. Кроме набора базовых, традиционных кредитных и инвестиционных продуктов, банки предлагают их альтернативные и структурные варианты.
 
Совершенствуется индивидуальный подход к клиентам. Расширяется консультативная деятельность банков, в том числе по вопросам управления активами клиентов, их инвестиций и обязательств, налогообложения, наследства, пенсионного планирования, строительства и недвижимости.
 
Расширяются и виртуальные услуги швейцарских банков. Для привлечения клиентов они практикуют пролонгацию кредитов по принципу «до получения соответствующего уведомления», т.е. до тех пор, пока заемщик в состоянии платить проценты, а его экономическое положение стабильно.
 
Банки активно предоставляют ипотечные кредиты в швейцарских франках на покупку недвижимости в стране в сумме до 80% стоимости объекта по фиксированной ставке 4–5% годовых, т.е. дешевле, чем эти кредиты в долларах и евро. Практикуются синдицированные кредиты, в том числе с участием Русского коммерческого банка (Цюрих) и других российских банков.
Некоторые швейцарские банки сотрудничают с российскими клиентами: разрабатывают банковские продукты по их запросу, предоставляют кредиты для приобретения частных самолетов, яхт, недвижимости в Швейцарии, изучают российский бизнес-менталитет. Группа Креди Сюис открыла представительства в Москве и Санкт-Петербурге, специализированные офисы в Цюрихе, Женеве, Лондоне, Сингапуре, привлекла на работу русскоговорящих специалистов.
 
Наряду с осуществлением амбициозной международной стратегии, швейцарские банки кредитуют мелкие и средние предприятия (до 250 занятых), которые составляют 99,7% предприятий страны, из них 12% экспортируют свою продукцию.
 
Следует отметить, что в Швейцарии, в отличие от России, тенденция к универсализации крупных банков сочетается со специализацией средних и мелких. Иногда специализацию осуществляют и крупные банки путем частичной передачи своих функций созданному в этих целях «операционному» банку, который анализирует риски и модели их страхования, обрабатывает данные, обеспечивает безопасность расчетов. По мнению одного из сотрудников PricewaterhouseCoopers, розничная специализация банков исчерпала себя и преобладает тенденция к универсализации банков.
 
 
 


 (460x276, 35Kb)

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку