Прекрасные дамы Мастера Генриха. История вторая. Бесконечная в любви и доброте |
Генрих Нейгауз, 1940 годы
Фигура следующей избранницы Генриха Нейгауза – елисаветградки Милицы Соколовой-Бородкиной –
второй официальной жены и матери дочери Милки, прослеживается в жизнеописании знаменитого
пианиста лишь пунктиром.
Милица не любила писать письма, для нее было более важно личное общение, позволяющее видеть глаза,
слышать интонацию голоса.
В родословной Милицы Сергеевны соединились несовместимые для жителя провинции ранги –
дворянский род Соколовых-Бородкиных и купеческая кровь Прохоровых.
В нынешнем Кировограде сохранился дом Соколовых-Бородкиных на улице Дворцовой, где и жила семья.
Сложный вопрос: когда и при каких обстоятельствах могли познакомиться Милица и Генрих?
Учитывая, что в доме Соколовых-Бородкиных собирался аристократический литературный кружок,
а Гарри (домашнее имя) прекрасно разбирался в прозе, поэзии и трудах философского направления,
его могли пригласить на слушание и как поклонника, и как музыканта.
Так или иначе, Кароль и Анна Шимановские, Мира и Милица Соколовы-Бородкины и Гарри Нейгауз
относились к кругу елисаветградской золотой молодежи и вместе проводили время.
В 1917 году окружающие уже считали Милицу невестой Нейгауза…
Оставшись с началом войны фактически без документов об образовании, так как венский диплом
не котировался на территории государства-врага, Генрих Нейгауз весной 1915 года блестяще сдает
экстерном экзамен на звание «свободного художника» и как дипломированный «русский»
получает предложение возглавить фортепианный класс Тифлисской консерватории с 1916/17 учебного года.
В Елисаветграде он бывает наездами – на каникулах и в праздники.
Поэтому единственное время, подходящее для развития отношений, –
период с лета 1914-го до конца лета 1915 года и далее, с перерывом в учебный год.
Осенью 1919 года близкая связь между ними приостанавливается в связи с отъездом Гарри в Киев.
Г. Нейгауз пишет К. Шимановскому: «Признаюсь тебе, что мне очень грустно без Милицы».
Тон письма не позволяет сомневаться – отношения между Нейгаузом и Соколовой-Бородкиной ближе,
нежели дружеские, и ни о каком разрыве отношений речь не идет.
«Через три года встретились мы наконец с Милицей, – сообщил Генрих Каролю Шимановскому
в ноябре 1922 года
. – Жил частично у них (три дамы: Милица и две Алексеевны), и я в кладовке, потому что еще не имел
собственного жилья».
Этому письму по-польски сопутствует приписка на русском языке, сделанная рукой самой Милицы,
с приглашением весной встретиться – посетить Москву и совершить путешествие на Кавказ.
Отдельные реплики «сейчас, когда мы с Гарри вместе», «мы с Гарри также понимаем друг друга
и рады быть в Москве вместе» указывают на близость отношений между Гарри и Милицей.
Мы не знаем, как развивалась канва этой любовной истории далее,
но в 1929 году тридцатидевятилетняя Милица использует свой шанс стать матерью
и рожает дочь Милицу (Милу, Милку) – нейгаузовскую любимицу.
А в 1932 году, после того, как официальная жена Зинаида Николаевна ушла к Борису Пастернаку,
Генрих Густавович и Милица Сергеевна наконец оформляют свои отношения.
Играла ли Милица на рояле? Увы, подобных свидетельств не сохранилось.
Известно, что она была искренним любителем и ценителем музыки.
Ее присутствие на всех, без исключения, концертах Генриха Нейгауза и его мальчиков-любимцев
Славы Рихтера и Толика Ведерникова добавляло исполнителям веры в собственные силы.
Увлеченность пианизмом распространялась и на ее заинтересованность выступлениями
Я. Зака, Э. Гилельса, В. Софроницкого.
Была она также заядлой театралкой и человеком богемного типа:
часто ложилась спать под утро, ночи проводила в диспутах и разговорах на кухне с родственниками и друзьями.
Женщина-интеллектуал, с позитивным мышлением и радостным мировоззрением, она искренне любила мужа
и доверяла ему даже в самые сложные годы их отношений.
Какую внешность имела Милица Сергеевна?
«Маленькая, худенькая, с увядшими волосами и выражением безмятежной и всеобъемлющей доброты
на терпеливом лице», – такой запомнил ее писатель Ю. Нагибин.
Он был поражен особым тембром ее низкого, певучего «голоса вакханки».
Подобную необычную тембральную окраску приметил и Г. Гордон:
«Говорила медленно и весомо: каждое слово и даже слоги она произносила значительно и с расстановкой».
Ее деликатность и терпеливость, радушие и расположенность распространялись на всех гостей
нейгаузовской квартиры: на учеников мужа, талантливых детей, приходивших на консультацию,
их учителей или родителей, на друзей семьи, на постоянное домашнее музицирование,
когда рояль не закрывался по 12 часов в сутки.
Она мгновенно реагировала на трубные крики Генриха Нейгауза о помощи, когда ему не удавалось найти
нужные ноты или книги.
Только Милица Сергеевна обладала даром в хаосе нот и книг отыскать нужный том или брошюру.
Генрих Густавович говорил, что «в его нотном беспорядке сокрыт абсолютный порядок,
известный только его жене».
Понимать нейгаузовский порядок – это уже была чрезвычайная черта.
Безалаберность Генриха была неприятна в первую очередь родителям, которые стали жить в его доме
и пытались «перевоспитать» отношение сына к вещам.
Но состояние творческого беспорядка сломать сложно, почти невозможно.
Крылатая фраза Генриха Густавовича «я люблю порядок в беспорядке» выводила их из равновесия!
Приведем описание «удобств» художника по Г. Гордону:
«В его комнате уживались вместе ноты и сигареты, книги и галстуки, стакан чая стоял на каком-то журнале,
и все это на столе, на рояле, на подоконниках, иногда даже на полу».
Что поделаешь – творческая личность!
И единственный, кто имел доступ к важнейшему и помогал разобраться в этом круговороте вещей,
книг, нот, была Милица Сергеевна.
На богемный, вне порядка образ жизни гостей Нейгаузов указывал и труженик Б. Пастернак,
который хорошо разбирался в ведении домашнего хозяйства:
«Они мне очень мешали своим праздным видом и своей дачной типичностью:
пустое интеллигентское воркование, неумение убрать за собой, ежедневное чтение книг, задрав ноги в гамаках и т.д.».
Как воспринимали Милицу Сергеевну окружающие?
Не можем не обратиться к точке зрения ее дочери, Милицы Генриховны.
«Моя мама была человеком широкой души.
Каждого, кто приходил в наш дом, она встречала с искренним радушием, стремилась накормить всех,
кто бы он ни был: моя подруга, или товарищ мальчиков, или ученик отца, пришедший на урок.
Настоящая оптимистка, она философски относилась к жизненным неурядицам.
По поводу всяческих неприятностей обычно восклицала:
«Какие глупости!»
Мама нежно любила нас и заботилась обо всех».
Именно благодаря Милице Сергеевне в семье Нейгаузов царила атмосфера доброты и любви.
Для Милицы сам Генрих Густавович и как личность – гениальный музыкант, и как любимый мужчина
стоял всегда на первом месте.
Все тот же Ю. Нагибин называл ее «бесконечной в любви и доброте женой».
Женская заботливость распространялась на супруга повсеместно – на одежду, внешний вид
(«одет, что называется, с иголочки, подтянут и выглажен, в боковом кармане белый платочек»), настроение.
Она терпеливо переносила его взрывной темперамент, выводила из приступов депрессии после болезней.
Она провожала в последний путь его отца – дежурила у постели, организовывала захоронение.
В ее широкой душе не оставалось места ни для ревности, ни для пораженного самолюбия, ни для страха о том,
что скажет человеческая молва.
Глубина ее любви и величие сердца не позволяли себе таких мелочных вещей.
С 1951 года возле Генриха Нейгауза постепенно занимает позиции другая женщина – С. Ф. Айхингер.
Не будем «ковыряться в нижнем белье» и определять причины, сокрытые в безграничности
человеческих отношений.
Но Маэстро, как и ранее, по-прежнему продолжал финансово поддерживать жену и дочь.
После 60-летия на Милицу Сергеевну наваливается груз болезней – она дважды ломает шейку бедра.
В это сложное время ее «натура по-прежнему веселая и доброжелательная»,
она не хочет ничем омрачить существование своего любимого Гарри,
не может обременять его своими проблемами.
После майской операции 1959 года реабилитация не удалась, и она так и не поднялась с постели.
Ее сердце остановилось 13 декабря 1962 года.
Несмотря ни на что, Генрих Нейгауз оставался мужчиной номер один в жизни Милицы Сергеевны.
В дни своей болезни ежедневно, просыпаясь утром, она прихорашивалась,
ожидая единственного любимого в своей судьбе.
Великодушная и всепрощающая, она умела любить без условий, без ответа…
Дочь и ученики о Генрихе Нейгаузе
Окончание следует.
Марина Долгих, кандидат искусствоведения.
Серия сообщений "О жизни, о любви":
Часть 1 - Дом Джульетты в Вероне
Часть 2 - Секреты древних жриц Таннит.
...
Часть 5 - ...я тебя создала...из любви...
Часть 6 - Прекрасные дамы Мастера Генриха. История третья. Вторая жизнь Пастернака
Часть 7 - Прекрасные дамы Мастера Генриха. История вторая. Бесконечная в любви и доброте
Часть 8 - Прекрасные дамы Мастера Генриха. История первая. Под знаком Голубиной башни
Серия сообщений "Музыка / Пианисты":
Часть 1 - Клаудио Аррау - один из величайших пианистов столетия!
Часть 2 - Хосе Итурби - знаменитый на весь мир пианист, дирижер и
...
Часть 8 - Лев Николаевич Оборин (1907-1974)
Часть 9 - Прекрасные дамы Мастера Генриха. История третья. Вторая жизнь Пастернака
Часть 10 - Прекрасные дамы Мастера Генриха. История вторая. Бесконечная в любви и доброте
Часть 11 - Прекрасные дамы Мастера Генриха. История первая. Под знаком Голубиной башни
Часть 12 - ЭМИЛЬ ГИЛЕЛЬС
...
Часть 25 - 20 марта 1915 года родился Святослав РИХТЕР, выдающийся пианист
Часть 26 - ДЭВИД ФРАЙ. Фестивалб в Вербье 23 июля 2009 года
Часть 27 - Гленн Гульд ( Glenn Herbert Gould) ЧЕЛОВЕК- ЗАГАДКА...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |