В Сети есть текст наставлений, подписанный моим именем - Нандзед Дордже (это легко понять, что именно моё, так как я один специально применяю искажённую форму этого имени). Предупреждаю - текст не мой, но наставления основаны на одном указании, которому такое значение придал именно я в одной из своих записей, и это было основано на моём личном опыте.Нандзед Дордже"Ключ к сокровищнице внутренней йоги высших тантр, называемый "Совершенный союз солнца и луны"
Простираюсь перед видьядхарами трех времен и десяти направлений.
Простираюсь перед собранием проявлений метода и мудрости.
Простираюсь перед их нераздельностью.
Получив от видьядхары посвящение в йогу высшей тантры,
Надлежит тренироваться в её сердечной сути.
Суть едина, но на пути является как множество дверей,
Обращающих обыденность в мудрость.
Пониманием сути узреваешь двери,
Проходя через них, постигаешь мудрость.
Непониманием сути уподобляешь двери пище,
Не способной насытить вкусом мудрости.
Мандалы божеств, мантры, мудры и прочее
Следует понимать согласно сказанному.
Суть, в общем, выражается как нераздельность метода и мудрости,
В частности – описывается согласно следуемой колеснице.
Одни говорят об этом как о нераздельности шаматхи и випашьяны,
Другие как о нераздельности изначальной чистоты и спонтанного самосовершенства.
Хотя то и другое выражает подлинное,
Это не раскрывает тайную суть внутренней йоги высших тантр.
Хотя и возможно достичь двух целей, опираясь на смысл иных колесниц в одеждах высших тантр,
Это подобно яку, ряженому породистым жеребцом, или божеству, обернувшемуся человеком.
Понимая яка как яка,
Не ждешь от него качеств породистого жеребца.
Видя божество как божество,
Ведешь себя с большой осторожностью.
Тайная суть внутренней йоги высших тантр
Пронизывает каждый её метод.
Нельзя даже сказать, будто она сокрыта,
Поскольку явным образом выражена в символах.
Она подобна мудрости, проявляющейся в обыденном,
Непрестанно присутствует, но незаметна.
Увидеть её – такая же редкость,
Как найти драгоценность, исполняющую желания.
Сокрытое в символах и объясняемое изустно,
Здесь, согласно своему опыту, кратко изложу.
Называемое союзом метода и мудрости,
Во внутренней йоге зовется союзом солнца и луны.
Солнце, тепло, восходящее, внешнее,
Правая сторона тела, низ, женщины, рома.
Луна, свежесть, нисходящее, внутреннее,
Левая сторона тела, верх, мужчины, кьянгма.
Из этих и других произрастает множество методов,
Составляемых в этапы и их подразделы.
Среди разнообразия коснусь некоторых,
Относимых к стадиями зарождения и завершения.
Зарождение означает тренировку в чистом видении,
Но как это возможно?
Достигается ли это одной только визуализацией, чтением мантр,
Выполнением мудр или их союзом?
Если бы это было возможно посредством одной только визуализации,
Склонные грезить уже исполняли бы цели других.
Если бы это было возможно посредством одного только чтения мантр,
Паломники к святым местам уже изливали бы нектар Дхармы.
Если бы это было возможно посредством одного только выполнения мудр,
Несомненно, чопоны были бы оплотом практики.
Если бы это было возможно посредством их союза,
Усердно выполняющие садхану уже были бы равны Херукам.
Поняв, что все это лишь средства для тренировки в сути,
Следует постичь смысл.
Тайный смысл зарождения чистого видения
Сокрыт в методе порождения божеств.
Прежде, нежели возможно возникнуть божеством,
В виде слога, атрибута или в полной форме,
Необходимо равностно созерцать мандалу луны над мандалой солнца,
Предварительно ознакомившись с их соответствиями.
Если созерцать форму, не зная её соответствий,
Это подобно созерцанию рогов зайца, не достигающему компонентов тонкого тела.
Если созерцать, не имея равностности,
Соскользнёшь в крайности.
Если солнце поглотит луну,
Ощутишь прилив сил, переходящий в возбуждение, и устремишься ко внешним делам и заботам.
Если луна поглотит солнце,
Ощутишь глубинный покой, переходящий в сон, и устремишься ко внутренним впечатлениям.
Если луна и солнце пребудут в равновесии,
Испытаешь невыразимое, которое нельзя охватить мыслью.
Благо этого невозможно описать терминами ни внутреннего, ни внешнего,
Потому оно называется невыразимым.
Благо этого не ограничено ни внутренним, ни внешним,
Потому оно называется высшим благом.
Благо этого присутствовало изначально, проявляясь как внутреннее и внешнее,
Потому оно называется вместерожденным благом.
Хотя это невыразимое, высшее, вместерожденное благо неотделимо от существ,
Они не замечают его, охваченные разнообразием проявлений внутреннего и внешнего.
Поэтому знай, что хотя и испытал вкус блага,
Легко обмануться, спутав его с ароматом крайностей.
Если, испытав невыразимое, счёл, что это – «Я», «моя природа», «моя сущность» и тому подобное,
Ты впал в крайность внутреннего, поглотив луной солнце в своем воззрении.
Придерживаясь этой мысли, начнешь развивать её,
В итоге обретя концептуальное сосредоточение на внутреннем.
Поскольку внутреннее взаимозависимо от внешнего,
Впадешь в принятие себя и отторжение других.
Таким образом, хотя и испытал вкус блага,
Однако, облачив его в одежды внутреннего, снова увяз в сансаре.
Если, испытав невыразимое, счёл, что это – «оно», «высшее существо», «источник всего явленного» и тому подобное,
Ты впал в крайность внешнего, поглотив луну солнцем в своем воззрении.
Придерживаясь этой мысли, начнешь развивать её,
В итоге обретя концептуальное сосредоточение на внешнем.
Поскольку внешнее взаимозависимо от внутреннего,
Впадешь в принятие своего и отторжение чужого.
Таким образом, хотя и испытал вкус блага,
Однако, облачив его в одежды внешнего, снова увяз в сансаре.
Если, испытав невыразимое, счёл, что это невыразимо, неописуемо, запредельно и тому подобное,
Ты впал в крайность энергичного неделания, в своем воззрении погасив и луну, и солнце.
Придерживаясь этой мысли, начнешь развивать её,
В итоге обретя концептуальное сосредоточение на смутно-неопределенном.
Поскольку следствие следует за причиной,
Вместо ясного постижения каждого проявления разовьешь в себе тупость.
Таким образом, хотя и испытал вкус блага,
Однако, облачив его в одежды неопределенности, снова увяз в сансаре.
Из этих трех корней проистекает всё многообразие изъянов,
Четко уяснив эти три, сможешь отсечь всю совокупность.
Избегнув ловушек утверждения и отрицания внешнего и внутреннего,
Пребывай в неподдельности постижения.
Пребывание в неподдельности сопровождается разнообразием переживаний,
Таких как волны тепла и свежести, ясности и блаженства, испытываемых умом и телом.
Жадные до этих переживаний
Легко будут пойманы в их сети и сойдут с пути.
Следует помнить, что предпочтение того или иного вида переживаний
Есть развитие сосредоточения на них, что лишь стягивает путы сансары.
Сосредоточение на солнце тепла и ясности уведет в крайность внешнего.
Сосредоточение на луне свежести и блаженства уведет в крайность внутреннего.
Цепляние за мысли о незначительности переживаний ясности и блаженства –
Это сосредоточение, гасящее и солнце, и луну, влекущее смутную тупость отрицания и внешнего, и внутреннего.
Распознав, что эти изъяны подобны предыдущим,
Пребывай в постижении сути, какие бы переживания ни возникали.
Таким образом созерцание мандал солнца и луны
Соединяется с их смыслом.
Хотя в таком созерцании в совершенстве завершены этапы проявления мудрости –
Тепло солнца, свежесть луны и объединение их в равностности, превосходящее их, –
Тем не менее, учитывая способности подводимых,
Этапы проявления мудрости отражают в этапах применения метода.
Учеников высших способностей учат
Полыханию солнца и стеканию луны.
Учеников средних способностей в добавление к этому учат
Соединению мандал солнца и луны в мандалу бело-красного цвета.
Учеников низших способностей в добавление к этому учат
Растворению мандалы бело-красного цвета.
Какой бы способ ни применялся,
Следование сути согласуется с уже описанным.
Таково сердце всех путей, упражняясь в котором
Достигаешь окончательного плода, нераздельного с основой.
Но для имеющих склонность к обширной практике
Объясняют порождение божеств.
В этом случае ум, постигающий суть, возникает в форме семенного слога,
Испускающего собственное звучание.
Если в методе порождения отсутствует этап созерцания мандал,
Тогда, предварительно утвердившись в постижении сути, сразу проявляешь её в виде слога.
Полагаясь на ключевые моменты созерцания звука,
С легкостью придерживаешься выражаемой им сути.
Если предварительно растворил сосуд и соки,
Звучанием порождается небесный дворец и его обитатели.
Если предварительно не растворял,
Звук пронизывает всю сансару и её обитателей,
Порождая восприятие мира как небесного дворца,
А его обитателей – как божеств.
Как и ранее, следует безошибочно соединить символы со смыслом,
Иначе, созерцая дворец и божеств, уподобишься пастуху,
Пасущему в медитации сказочных животных в тайных долинах,
А вне её – обычных животных на привычном пастбище.
Поэтому, когда во время медитации созерцаешь дворец,
Помни, что это и есть воспринимаемый мир.
Созерцая божеств,
Помни, что это и есть воспринимаемые существа.
Если будешь следовать этому, то в постмедитации
Восприятие существ и мира соединится с восприятием божеств и дворца.
Когда порождаешь божеств, то в качестве их сидения
Или же в их сердце могут присутствовать
Либо одна мандала – солнца или луны,
Либо две – солнце над луной или луна над солнцем.
В случае одной, следует понимать,
Что в высших тантрах вторая неявно присутствует, подобно тайной супруге.
В случае двух мандал – солнца над луной – или одной – солнечной,
Следует понимать, что данный метод направлен на опыт тепла и ясности.
В случае двух мандал – луны над солнцем – или одной – лунной,
Следует понимать, что данный метод направлен на опыт свежести и блаженства.
Подобным же образом следует понимать цвета тел божеств,
Белые – свежесть и блаженство, красные – тепло и ясность.
Также на какую ногу опираются, в какую сторону смотрят,
Какая рука сверху в мудре медитации и так далее.
Сказанное здесь верно как для созерцания в своем уме,
Так и для выполнения телом.
Завершив грубое порождение, приступай к тонкому,
Порождая божеств во вратах органов чувств, чакрах и других местах тела.
Метод порождения этих божеств подобен порождению главного божества и его окружения,
Тот же смысл применяй к ключевым точкам телам, пронзая их.
Достигнув уверенности,
Переходи к стадии завершения.
Выдохом очищай, вдохом собирай,
Соединив с ключевыми моментами созерцания, устранишь изъяны.
Соединения правых, канала и ветра, связанных с солнцем, и левых, канала и ветра, связанных с луной,
Восходящего ветра солнца и нисходящего ветра луны и так далее,
Примененные к местах узлов,
Ослабляют путы иллюзий внешнего и внутреннего.
Затем, опираясь на ключевые точки тонкого тела,
Расположи солнце и луну в каналах, и вновь примени объяснённое относительно смысла.
Чтобы развить опыт до его вершины,
Найди подходящую для себя мудру.
Опираясь на неё, вновь примени объяснённое относительно смысла,
Соединив с методами удержания, поднятия и распространения.
Таким образом, единая суть простирается
С самого начала пути и вплоть до его окончания.
Если схватить её, нет нужды во множестве методов,
Если упустить её, никакое множество методов не поможет.
Закончен ключ к сокровищнице внутренней йоги высших тантр,
Называемый "Совершенный союз солнца и луны".
Колофон: прекрасная дакини, совершив в круге мандалы чудесное подношение тела, испросила текст о глубокой сути практики, не покрытой мраком учености, ритуалов и сумеречного языка. В ответ, я, Нандзед Дордже, составил краткое объяснение ради блага всех искренних практикующих. Пусть благодаря этой заслуге все живые существа станут практиковать подобно великим махасиддхам прошлого – свободно и легко, малым достигая великого и не ограничиваясь традициями и обычаями – и тем самым, пребывая в миру, обретут ануттара-самьяк-самбодхи.
https://nandzed.livejournal.com/9640310.html