-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_foto_trip

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 30


Питер. Эрмитаж бессистемно

Пятница, 27 Января 2023 г. 07:00 + в цитатник

В прошлый раз чуть по центру города погуляли (https://cand-orel.livejournal.com/2032983.html) —

А я обещался пропущенный в этот день (21 июня 2022 года) поход в Эрмитаж представить небольшим отдельным экскурсом.

Тут я сразу скажу, что у меня, у бескультурного, отношение к данному музею предвзятое. В детстве, когда отец собирался нас, всей семьей, в ~ 1975 году свозить, он штудировал месяца два литературу (интернетов тогда в ходу не было). Привел семейство в Эрмитаж, а маленький брат на третьем часу созерцания расплакался и покинули мы это заведение.

К тому же я как дилетант расцениваю, что для таких как я экскурсантов смысла нет в Зимнем дворце, Эрмитаже собирать широчайшую коллекцию предметов искусства и культуры, там они специалисты для себя работают. Мне бы быт, нравы и настроения тогдашних дореволюционных обитателей данных хором понаблюдать и составить общее впечатление.

Поэтому планов особых не было — пару часов проскакать квадратно-гнездовым методом и — на выход. Может быть следующим разом, как нибудь уже по схеме пойду — отдельные залы меня всё-таки интересуют...

Вот в очереди на запуск стоим, тоже из времени экскурсии вычитается:

В начале экспозиции достаточно стандартный, можно сказать — офисный, вестибюль, разве что с соответствующими и приличиствующими предметами искусства.

Карло Финелли. Три Грации (Танцующие оры). 1824. Мрамор. Размеры: 162 см Приобретена в 1851 г. у Демидова
Карло Финелли. Три Грации (Танцующие оры). 1824. Мрамор. Размеры: 162 см Приобретена в 1851 г. у Демидова

А дальше — к первой цели экскурсии:

Иорданская лестница — парадная лестница в северо-восточной части Зимнего дворца в Санкт-Петербурге, шедевр архитектуры елизаветинского барочно-рокайльного стиля, созданный архитектором Б. Ф. Растрелли в 1758—1761 годах.

По проекту Растрелли 1756 года парадная лестница была включена в анфиладу, парадных залов Четвёртого по счёту Зимнего императорского дворца на берегу р. Невы. К лестнице вела сводчатая галерея первого этажа (позднее названная «Растреллиевской», это то, что я офисом назвал, видимо). В мае 1758 года была выполнена деревянная модель, сохранились чертежи изначальной отделки.

В XVIII веке лестницу называли Парадной, затем Посольской. Позднее она получила название Иорданской, в связи с тем, что рядом на льду Невы во время праздника Богоявления (6 января по старому стилю) устраивали прорубь — иордань, и проводили водосвятный молебен в честь Крещения Господня в реке Иордан. Подъезд северного фасада дворца, через который совершался выход императорской семьи, также назвали Иорданским.

Опустошительный пожар в Зимнем дворце в декабре 1837 года полностью уничтожил бесценную отделку парадных интерьеров, в том числе и Парадной лестницы. Император Николай I распорядился, в отличие от проектов пересоздания других интерьеров, «парадную лестницу возобновить совершенно по-старому, заменить верхние колонны мраморными или гранитными».

Иорданская лестница является двусветной. Так называют архитектурные интерьеры зального типа с высотой стен в два этажа и двумя ярусами окон не разделёнными перекрытием. «Вторым светом» именуют верхний ярус стен и окон. Залы «в два света» в истории архитектуры строили в качестве парадных, представительских помещений, которые должны создавать особенно торжественное впечатление. В Зимнем дворце посетители, поднимаясь по ступеням лестницы из нижнего затенённого пространства попадали в огромное раззолоченное помещение, пронизанное светом, исходящим из двух ярусов окон со стороны Невы и отражающимся на противоположной стороне в зеркалах симметрично расположенных ложных окон.

На верхней площадке лестницы Растрелли устроил небольшую галерею, отделённую от остального пространства сдвоенными колоннами. Главный вход в Невскую анфиладу оформлен пышным порталом с колоннами, поддерживающими лучковый фронтон с картушем и скульптурой. По сторонам портала — ниши со статуями Марса и Аполлона. В 1758 году начались отделочные работы. На втором ярусе стен на пьедесталах были установлены аллегорические статуи, олицетворяющие Правосудие, Милосердие, Воинскую доблесть, Процветание торговли. В сандриках больших окон размещены барельефы: знамёна и воинские трофеи.

Заказ на создание живописного плафона Растрелли послал в Италию Ф. Фонтебассо. Перила и балюстры лестницы, вазоны, а также базы колонн Растрелли планировал сделать из золочёной меди. Стены должны были быть выкрашены в розовый цвет, а лепные рокайли оставались бы белыми. Однако к 1761 году стены и деревянные колонны облицевали искусственным мрамором, а рокайли позолотили.

После пожара для замены десяти сгоревших колонн высотой 7,5 метров вместо предполагавшегося розового тивдийского мрамора использовали блоки серого полированного сердобольского гранита (в том числе восемь взяли со склада строительства Исаакиевского собора). Декоративные детали стен были позолочены, а балюстраду лестницы сделали из белого каррарского мрамора. Это значительно изменило колорит изысканной рокайльной отделки, задуманной Растрелли.

Новые статуи из алебастра выполнили академические скульпторы: Мудрость и Правосудие (работы А. И. Теребенёва), Величие и Изобилие (Н. А. Устинова), Верность и Справедливость (И. И. Леппе), Венера и Меркурий (А. М. Мануйлова). Все фигуры высотой в 2,1 м установлены в январе 1839 года. Однако по требованию императора статую Венеры заменили репликой античной фигуры Музы Эрато с венком в руках (И. Германа).

Из-за дороговизны работ многие статуи заменяли готовыми из Летнего сада, Таврического дворца, других дворцов. В центральной нише нижней площадки — мраморная статуя «Правосудие» работы венецианского скульптора XVIII века Альвизе Тальяпьетра.

Новый проект росписи плафона выполнил В. П. Стасов (1838). Для срединной части, взамен сгоревшего, Стасов использовал хранившийся в Эрмитаже плафон (холст, масло, 1890 x 854 см) с изображением пиршества Олимпийских богов работы Гаспаро Дициани.

В. П. Стасов как архитектор классицизма привнёс новые черты, несвойственные манере Растрелли. Это особенно заметно в деталях и цветовом решении, в частности, профиль тяжёлых серых колонн не соответствует изяществу и живописности растреллиевского стиля.

Тем не менее, А. П. Башуцкий отмечал, что «Стасов как бы в содружестве с Растрелли создал выдающееся произведение». Напротив, А. Н. Бенуа посчитал, что замысел Растрелли «испорчен сухостью и педантизмом» николаевского времени. Компромиссная оценка сводится к тому, что В. П. Стасов «нашёл свою творческую аранжировку барочного декора».

С лестницы попадаем в Аванзал — место для ожидания назначенного времени:

В центре зала — Малахитовая ротонда, подаренная в свое время Демидовым императору Николаю I и пристроенная в Александро-Невской Лавре Александром II.

В Эрмитаж ротонду переместили уже после революции..

И какой вид из окна (ворон посчитать в процессе ожидания):

А мы перемещаемся в Большой (Николаевский) зал.

Большой (Николаевский) зал Зимнего дворца (1103 кв. м) был создан В.П.Стасовом на месте сгоревшего во время пожара 1837 г. парадного зала, декорированого по проекту Дж. Кваренги в конце 1790-х г.г.

Отделка интерьера выдержана в белой гамме: колонны и стены облицованы белым искусственным мрамором - стюком, живописная кайма потолка исполнена в технике гризайли. Легкая позолота хрустальных люстр и наборный паркет оживляют сдержанное убранство зала. Особую торжественность Большому залу придают расположенные по его периметру огромные колонны коринфского ордера, поддерживающие лепной антаблемент. После смерти Николая I (1855 г.) в зале был помещен большой парадный портрет императора работы Ф. Крюгера, и зал стал носить название Николаевский.

Главный зал Невской парадной анфилады предназначался для официальных церемоний и придворных балов.

Во время войны в 1915 году здесь открыли Военный госпиталь на 1000 мест и в Николаевском зале разместили койки с тяжелоранеными солдатами.

Сегодня зал используется для временных выставок.

А мы по анфиладе попадаем в Концертный зал...

Концертный зал, замыкающий Невскую парадную анфиладу Зимнего дворца, был создан архитектором В.П. Стасовым после пожара 1837 г. Классическая архитектурная композиция зала, выполненного в строгой белой гамме, подчинена членениям и ритмам соседнего – Николаевского, самого большого зала дворца.

Расположенные попарно вдоль стен колонны с коринфскими капителями поддерживают карниз, над которым помещены статуи античных муз и богинь работы скульптора И. Германа.

Серебряная гробница князя Александра Невского, ныне находящаяся в зале, была создана по заказу императрицы Елизаветы Петровны в 1751 г. на Петербургском монетном дворе. В 1922 году гробница, замечательный памятник барокко, была передана в Эрмитаж из Троицкого собора Александро-Невской Лавры.

Мы перемещаемся далее в Малахитовую гостиную:

Малахитовый зал Зимнего дворца, созданный архитектором А.П. Брюлловым в конце 1830-х гг., служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

Отделка зала уникальна: колонны, пилястры, детали каминов и декоративные вазы украшены малахитом в технике «русской мозаики». Особенно нарядный вид интерьеру придает сочетание ярко-зеленого цвета камня с обильной позолотой и насыщенным малиновым тоном драпировок.

Одна из стен украшена аллегорическими фигурами олицетворяющими День, Ночь и Поэзию кисти А. Виги.

Большая малахитовая ваза, стоящая под сенью, и мебель, выполненная П. Гамбсом по рисункам О. де Монферрана, были спасены во время пожара 1837 г. Они входили в убранство находившейся на этом месте до пожара Яшмовой приемной.

В Малахитовой гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства.

Проследуем далее по интерьерам....

Вид в окно:

Следуем далее в угловую комнату:

Смена интерьеров:

И вновь — очередные покои:

Проходим далее —

И снова меняем дислокацию:

Следующее помещение —

Далее — уютный кабинетик:

Мы миновали угловые комнатушки дворца...

Что-то мы за один раз не прошли экспозицию. Давайте остановимся до следующего раза.

Продолжение следует...

https://foto-trip.livejournal.com/8060169.html

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку