Долгожданный фикш от мастера иронично-шпионско-политического постмодернистского гиперромана, Кирилла Еськова, более известного как заслуженно лучший российский автор научпопа в естествознании. Но, к сожалению, вынужден констатировать что творец "Баллад о Боре Робингуде", "Последнего копьеносца" и прочая и прочая мелкое на ниве развлекательного, уже не торт.
Сам сюжет строится в альтернативной реальности 1861 года с сильной и почти независимой Русской Америкой (Российско-Американской компанией охватывающей всю территорию современной американской Калифорнии и Аляски) основателем которой стал опальный Меншиков, находящейся в бифуркационной точке как благодаря активно идущей войной соседних Союза и Конфедерации, активно пытающихся втянуть ее на свою сторону, так и с все большим расхождением своих интересов с метрополией, в которой идут активные реформы Александра Освободителя.
Лучшие страницы, заставляющие вспомнить прежний веселый задор автора "Бори Робингуда" и хоть как-то удерживающие рыхлое строение всего романа, связаны с ротмистром "Топографической службы" Расторопшином, а также начало опеки им юного помещичьего ловчего Александра Лукашевича, уроженца Могилевской губернии, и уникального по служебно-охотничьим качеством бладхаунда Флору. Правда, пожалуй, только эта троица и является живыми обитателями вороха многоходовых интриг, с десятками проходных персонажей начиная от ниндзей с "тонтон-макутами" и заканчивая державными министрами. Увы, но добраться до похождений великолепной троицы блестящей вершиной которых станет незапланированный визит Арчибальда Фитц-Джеральда и "сбежавшего от жестокости лендлорда эфеба" в закрытый элитный клуб "Эфиальт", можно лишь к середине книги, если продраться через вязкие и нудные описания становления Российско-американской компании, Техасской конфедерации и Аризонского казачьего войска впридачу.
Вот казалось бы одна из сильных сторон автора, рассказ о политико-экономическом ландшафте определяющем фон произведения, который читался прежде не с меньшим интересом чем все происходящие в нем экшн-шпионские повороты сюжета, особенно в "Последнем кольценосце". А тут - тускло, местами откровенно вымученно, хотя казалось интереснейший поворот: олигархическая республика на подобии Господина Великого Новгорода слившаяся в естественном, а на самом деле выстраданном русскими поклонниками Переса-Реверте, симбиозе с иберо-американской культурой, к тому же слегка приправленная педантичностью и ордунгом немецких поселенцев.
Меня едва не добило описание успешных действий флота Двенадцати Домов Калифорнии супротив британского Нэйви в Крымской войне. И не сказать, что все так уж фантастично выглядело, вроде удачного рейда на Калькутту, где также льется бальзам "русский ирландец бхай бхай", или успешного использования калифорнийцами военно-технических ноу-хау, помогающих ей отмахаться. Просто, это все уже было неоднократно обсосано десятками бездарных графоманов мечтающих переиграть "Восточную войну" и водрузить российский флаг на Большом Бене и авторские соображения на сей счет ничего нового и оригинального не привнесли.
Но самое худшее было впереди, пардон, в финале. Видимо Кириллу Юрьевичу просто надоела его литературная игра в "Цивилизацию" даже с собственными сейвами и релоадами. Это понять можно, как и желание любого писателя, наконец, высказать читателям свое выстраданное "А теперь сама Верочка, сама, сама, сама". Но вот за ТАКОЕ преданные читатели должны отловить любимого автора и заставить заработать его увядшее вдохновение по методам незабвенной кинговской "Мизери."
http://chto-chitat.livejournal.com/12666849.html