-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.08.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Кое-что о кое-чём - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://anchoret-lander.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://anchoret.livejournal.com/data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

О выходе из монашества и браке

Четверг, 02 Февраля 2023 г. 05:14 + в цитатник
Несколько раз спросили про греческого архимандрита, не помню его имени. Типа он был известным апологетом и ярким публицистом, но эта часть его истории прошла мимо меня. Я видел только его заявление о выходе из сана и монашества. Заявление сделано с полным уважением и к церкви, и к монашеству, просто он не постеснялся публично сказать, что монашество оказалось ему не по силам, то есть с церковью он отнюдь не рвёт. Не знаю, в чём там дело, но уверен, что cherchez la femme.

Собственно, информационная шумиха вызвана одним: в православном мировоззрении существует известное представление, что когда человек бросает семью и уходит в монастырь – он молодец, а если он бросает монастырь и заводит семью – он негодяй. Не радуюсь за неизвестного мне грека, потому что видел подобные случаи и знаю, чем они могут закончиться. Но и бросаться в него какашками тоже ни к чему.

https://anchoret.livejournal.com/576987.html


Метки:  

Без заголовка

Среда, 01 Февраля 2023 г. 19:37 + в цитатник
византийская кладка.jpeg

"Дело в этой области приняло даже такой оборот, что "полосатая" каменная кладка византийской архитектуры стала объясняться воздействием русской горизонтальной конструкции деревянной рубленой стены".

(Ильин, Русское шатровое зодчество)

https://anchoret.livejournal.com/576680.html


Метки:  

Навстречу годовщине интронизации

Среда, 01 Февраля 2023 г. 06:01 + в цитатник
Спасибо Великому Господину и Отцу нашему за наше блаженное рабство!
Дело Божие живёт и побеждает!

б.патрiархъ.jpg

Где те блаженные времена, когда не надо стесняться ни Ленина на стене, ни отражения часов в полировке стола.

https://anchoret.livejournal.com/576300.html


Метки:  

Миф о гонениях, ч.15

Среда, 01 Февраля 2023 г. 01:27 + в цитатник
Начало второй главы. Отрывок получился большой, наберитесь терпения.

Христианские заимствования из иудейской
и языческой традиции мученичества

В предыдущей главе мы убедились, что идея мученичества существовала за сотни лет до христианства. Поэтому естественно ожидать, что на христиан повлияли и истории об их иудейских предшественниках, и легенды о троянских героях, и рассказы о достойной смерти философов. Можно сказать, что ценности, которые побудили христиан принять смерть вместо отступничества, были унаследованы от иудаизма и греко-римской мифологии, философии и истории, что вполне понятно. В конце концов, все мы думаем и выражаем себя, используя идеи современной нам культуры, и разве подражание образцу не показывает лучше всего, насколько сильное впечатление он произвёл?

В христианском мученичестве по отношению к дохристианскому есть много больше, чем просто поверхностное сходство, какие-то следы влияния или приблизительное повторение общего принципа или идеи. Раннехристианские истории о казнённых героях обращают на себя внимание тем, насколько сильно они похожи на некоторые из сюжетов предыдущей главы. Можно сказать, даже слишком сильно. В историях о раннехристианских мучениках, начиная с Иисуса, мы можем чётко проследить, как первые христиане просто заимствовали мифы предыдущих поколений. Это особенно бросается в глаза в самых ранних историях о мученичестве, т.е. в документах, в которых концепция мученичества и зародилась.

Если мы начнём каталогизировать каждый случай, когда ранние христиане заимствовали или адаптировали идеи о благородной смерти, это займёт сотни страниц. Но нескольких избранных здесь примеров нам хватит, чтобы увидеть, что раннехристианские истории о мученичестве на самом деле буквально списаны с более ранних сказаний.

Смерть Иисуса и смерть Сократа

Большинство вещей в христианстве либо восходит, либо утверждает о себе, что восходит к самому Иисусу. И когда речь заходит о мученичестве, то образцом для последующих христиан становится смерть Иисуса. Умереть за Христа так, как умер сам Христос, становится идеалом для последующих поколений. Св.Игнатий Антиохийский (II век) говорит, что жаждет подражать страданиям своего Бога. В том же столетии в аналогичном ключе автор «Мученичества Поликарпа» пишет, что христиане любят мучеников как учеников и подражателей Христа. Здесь за идеей подражания скрывается парадокс: христиане стремятся быть похожими на Иисуса, но рассказы о его смерти в Евангелиях написаны под влиянием нехристианских примеров. За мизансценой распятия стоит целая труппа греческих трагиков.

История смерти Иисуса рассказана в каждом из четырех Евангелий – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна ¬– но везде по-разному. Противоречия в рассказах о страстях отмечены давно. Например, в синоптических Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки – Иисус умирает на Пасху. В Евангелии от Иоанна Иисус умирает накануне Пасхи, в День приготовления (к субботе), одновременно с принесением в жертву пасхальных агнцев (Ин 19:17-37). Все четыре Евангелия сходятся в том, что Иисус умер в пятницу, но они не могут прийти к единому мнению о религиозном значении этого дня. Такого рода расхождения могут весьма озадачить любого, кто считает Библию непогрешимой, но и они несущественны на фоне разницы в изображении характера Иисуса, когда он сталкивается со смертью в этих Евангелиях. Евангелисты представляют совершенно разные картины того, как Иисус встретил свою смерть.

В самой ранней версии «Жизни и смерти Иисуса» – в Евангелии от Марка, Иисус демонстрирует эмоциональные переживания и потерянность. После Тайной вечери он со своими учениками выходит из города в Гефсиманский сад. Дальнейший сюжет известен как Гефсиманское борение: в ночном саду одинокий Иисус скорбно молится перед своей смертью. В версии Марка Иисус неуверен, патетичен и охвачен скорбью ввиду неизбежной гибели. Он просит своих учеников бодрствовать, чтобы ему не было одиноко, и молит Бога, своего Отца, чтобы «чаша сия» (то есть смерть) миновала его (Мк 14:36).

По мере приближения смертного часа его отчаяние только усиливается. На кресте последними словами Иисуса становится вопль одиночества: «Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил?» (Мк 15:34). Перед нами образ человека сломленного и преданного, отчаянно цепляющегося за жизнь и скорбно принимающего смерть. Перефразируя слова ученого-библеиста и лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, выглядит так, что Иисуса раздавило колесо истории. Тот самый мир, на который он надеялся повлиять, растоптал его, и в конце жизни Христос оказывается одиноким и разочарованным. Это эмоционально пронзительная сцена. Как современных читателей нас переполняет сочувствие к Иисусу. Но если бы мы посмотрели глазами древних, то, пожалуй, разглядели усмешку Ахиллеса.

Христианские толкователи Евангелия от Марка, говоря о смерти Иисуса, стремились преуменьшить этот аспект. Со времён Древней церкви святые отцы говорили, что Марк обнажает очевидную слабость Иисуса, чтобы показать его «человеческую сторону». Вот Иисус выглядит слабым, и теперь никто не сможет ошибочно решить, будто в нём присутствует только божественность, чуждая человеческой природе. Библеисты отмечают, что слова отчаяния Иисуса – это псаломский стих. И двадцать первый псалом, откуда взята фраза «Боже мой, Боже мой, для чего ты оставил меня?», только начинается так уныло, а завершается на гораздо более оптимистичной ноте. Вполне вероятно, что Марк намекает на общий смысл псалма. И кто понял его намёк, тот увидит, что при всём своём трагизме смерть Иисуса в конце концов обернётся ко благу.

Само собой, всегда были те, кого сильно смущало душевное смятение и борение Иисуса. И, конечно, враги христианства ухватились за этот инцидент как за свидетельство изъянов христианской веры. Вот как выразил их взгляд во II веке платоник Цельс, образованный критик христианства: «Почему [Иисус] стонет, причитает и молит о спасении от гибельного ужаса, выражая себя следующим образом: О, отец, если это возможно, пусть эта чаша пройдет мимо?» Некоторым читателям-христианам Иисус тоже кажется здесь человечным сверх меры. Умирать тяжело, но многим казалось не вполне достойным плакаться об этом прежде времени. Одним из таких читателей был евангелист Лука, который через несколько лет радикально отредактировал Марка, чтобы изложить собственную версию смерти Иисуса.

Лука, как и Матфей, имел перед собой текст Евангелия от Марка и основал свою версию именно на нём. При этом он часто отходит от Марка либо для исправления того, что считает ошибочным, либо для продвижения собственного богословского видения. Из его редакции страстей убраны все лишние следы человеческих страданий. Если посмотреть, как Иисус молился в Гефсиманском саду по версиям Марка и Луки, то разница сразу бросится в глаза:

Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. (Мк 14:32-36)

И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали. (Лк 22:39-42,45)


По версии Марка Иисус пребывает в отчаянии и нуждается в утешении. Он просит учеников бодрствовать вместе с ним, потому что скорбит. В несчастье и волнении он молит Бога как сын, используя семейное, детское обращение «авва», т.е. «папа». А в Евангелии от Луки Иисус вполне хладнокровен. Он наставляет учеников молиться о себе самих, и, хотя он ещё просит Бога пронести чашу, вся сцена имеет почти деловой характер. Прежняя история о борении Иисуса теперь стала чем-то вроде испытания для его учеников. Все упоминания о его душевных страданиях, где он «ужасался», «тосковал» или «скорбел», были удалены. У Марка переживания Иисуса видны даже во фразе «пал на землю и молился» (14:35). И сравните её с более сухим и сдержанным выражением Луки «преклонив колени, молился» (22:41).

Тот же редакторский подход прослеживается у Луки на всём протяжении Страстей. Вместо вопля отчаяния и отверженности у Марка («Боже мой, Боже мой, для чего ты меня оставил?» 15:34) у Луки более сдержанное и контролируемое «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (23:46). Оба евангелиста цитируют Псалтирь. Только Марк использует арамейский язык Псалма 21:2, а Лука ссылается на Псалом 31:6. Первый сообщает о страданиях Иисуса, а второй говорит о его самоконтроле. У Луки горестным переживанием охвачены только ученики, сам же Иисус предстаёт спокойным и выдержанным.

Изменения, внесенные Лукой в Евангелие от Марка, радикально меняют прежнее представление об Иисусе. В своей версии Страстей Лука коренным образом изменил не только события, но и характер и поведение Иисуса. Тот выглядит у него совершенно невозмутимым. Когда его апостолы скорбят, он остаётся спокоен. Он продолжает наставлять их точно так же, как делал это на протяжении всего своего служения. Заметно, что Лука уклоняется от некоторых неудобных вопросов относительно избранной Иисусом манеры держаться, но мы все равно должны спросить, почему и под чьим влиянием Лука это делает.

Одно из возможных объяснений заключается в том, что Лука пытался изобразить Иисуса как второго Сократа в своём роде. Например, римский философ-стоик Сенека писал, что тюремное заключение и надвигающаяся смерть «так мало изменили душу Сократа, что не поменялось даже выражение его лица», и что Сократ был примером того, «как умереть, если это требуется». Всё то же самое можно сказать об Иисусе в Евангелии от Луки. Он хладнокровен и безмятежен. Свойственное в равной степени Иисусу и Сократу сочетание образцового поведения, невозмутимости, безупречности и спокойного приятия смерти делает их ещё более похожими.

Трудно сказать, действительно ли Лука использовал пример Сократа из трудов Платона и Ксенофонта, когда отредактировал Марка. Сходство между Иисусом Луки и Сократом Платона есть, но много похожего можно найти и в других описаниях смертей разных философов или вообще в древних представлениях о смерти. Независимо от того, имеет ли Лука в виду именно Сократа, ясно, что он отредактировал повествование о страстях так, чтобы смерть Иисуса напоминала смерть философа и соответствовала древним взглядам на благородную смерть. Евангелист предполагает, что аудитория, знакомящаяся с Иисусом, может счесть его слабым, недостаточно мужественным, а то и вовсе достойным презрения, поэтому он изменяет прежний портрет Иисуса, наделяя его большим самообладанием и, следовательно, делая более добродетельным. В результате смерть Иисуса становится похожей на мученичество философа. А если греко-римская аудитория воспримет смерть Иисуса как героизм великодушного философа, то его сильный образ в версии Луки привлечёт к христианству гораздо больше читателей Евангелия.

Обычно учёные предполагают, что рассказ Марка, как самое раннее и простое из Евангелий, наиболее близок к имевшей место действительности, а Лука был больше заинтересован показать смерть Иисуса благородной, нежели рассказать о событиях так, как они произошли. Вероятно, это была довольно смелая редактура. Не то чтобы Лука счёл недостаточными качества самого Иисуса, но он посчитал глубоко неудовлетворительной версию событий Марка. Уподобляя Иисуса философу, похожему на Сократа, он представил свою версию Страстей так, чтобы показать Иисуса с лучшей стороны. Лука изменил парадигму и интеллектуальные рамки, в которых следовало понимать значение личности Иисуса и его смерти. Благодаря жёсткой редакторской работе Луки мы теперь лишены знания, что там было на самом деле. Исторические факты о событиях последних дней Иисуса оказались заменены богословием благородной смерти и мученичества, но это богословие изначально не было христианским; оно опиралось на широко распространенные древние представления о благородной смерти.

Лука – не единственный из ранних христиан, кто рассматривал Иисуса схожим образом. Подобное видение его смерти имело влияние в раннехристианских кругах, в особенности среди захваченных темой мученичества. В позднеантичной Апологии св. Аполлония Римского (II век) от лица этого мученика говорится:

Подобно тому, как афиняне, руководимые чернью, произнесли и издали несправедливый приговор над Сократом, так равным образом неправедные, наконец, произнесли приговор смерти и над Христом.

Мы видим, что Аполлоний сравнивает Иисуса с Сократом и, возможно, ранние христиане вообще размышляли в том же ключе, сравнивая как личности Иисуса и Сократа, так и образы их смертей. Подобные свидетельства показывают, что христиане не только использовали смерть Сократа, чтобы рассказать историю Иисуса; они гордились этим сравнением.

Тут кто-то обязательно возразит, что Аполлоний работает на римскую публику в зале суда, где шёл процесс, и ссылается на Сократа лишь для того, чтобы расположить аудиторию к себе. Загвоздка в том, что, по мнению большинства ученых, это сочинение не является протоколом суда над Аполлонием. А если оно исторически недостоверно, и автором речей был не сам Аполлоний, а безвестный христианский писатель, то и его слушателями были не римляне в зале суда, а христиане, внимающие этой истории. Таким образом, мы неизбежно приходим к заключению, что христианская аудитория одобрила бы такое сравнение.

https://anchoret.livejournal.com/576140.html


Метки:  

Кое-что о памятовании ковидном, ч.2 (статистика)

Вторник, 31 Января 2023 г. 13:22 + в цитатник

Знаете, что самое смешное в статистике смертности? Даже если (предположим!) она немного подрастёт относительно обычной, население Земли за период т.н. «пандемии» всё равно вырастет ещё на четверть миллиарда.
И этот рост населения привычно произойдёт за счёт тех стран, где менее высокий уровень жизни и, соответственно, менее высокие нормы санитарии.
Можно было бы счесть это парадоксом, если не понимать, что стоит за всей этой грёбаной историей.
______________________________________________________________________

Сообщают, что в России полностью вакцинировано свыше 10 млн человек. Давайте уж честно: на самом деле это справки о вакцинации получили 10 млн человек (как я, например), или в статистику о вакцинации попали 10 млн человек (как выясняется, многие вообще не в курсе, что их заочно и дистанционно вакцинировали).

У меня сложилось стойкое ощущение, что статистика заболеваемости – фейк, статистика смертности – фейк, статистика прививаемости – фейк, в этой истории вообще есть хоть где-то правда? Рад, что государство заработало на вакцине (и больше, чем на оружии). Но психическое здоровье граждан дороже. Не говоря уже о их доверии.
____________________________________

Все мои рассуждения о ковиде носят чисто обывательский характер. В самом деле, я не специалист в этом вопросе, не собираюсь жонглировать именами и терминами, но «якоже слышу сужду» («и суд мой праведен есть», если продолжить цитату), а слушаю я самых разных людей по обе стороны баррикад. Как в обычный суд призывают повесткой случайных присяжных из числа обывателей, которые выслушивают прокурора и адвоката, после чего решают судьбу подсудимого, так и я, не имея юридического (или медицинского, в данном случае) образования, дерзаю составлять собственное мнение, и слишком часто оно почему-то не совпадает с навязываемым официальным.

Ну, например, статистика. Каждый день я вижу, что ковидом «заболело» 8-9 тыс. человек (и столько же выздоровело), и эта цифра принципиально не меняется никак. Знаете, когда это закончится? Правильно. Когда перестанут делать тесты, никак не раньше. Или когда перестанут публиковать статистику. Сто лет будут тестировать на ковид? Сто лет будем видеть 8-9 тыс «заболевших» ежедневно. При этом другие вирусные заболевания из статистики просто исчезли, словно бы их нет. Хотя около двух десятков вирусов — рота-, гриппо-, рино-, адено-, и т.д. вполне бодро окучивают вселенную (и пару из них я лично перенёс только этой весной, не попав ни в какую статистику).

В чем тут дело? Человек (любой человек) является носителем многих вирусных заболеваний, они пассивно присутствуют на нём, но и всего лишь. А тесты делают только на ковид. Если бы их делали на герпес или тот же грипп, мы бы узнали много нового и интересного.

Например, человек обращается с температурой и прочими простудными симптомами, а проверяют его только на ковид. (Хотя симптомы вызваны одним из штаммов гриппа, а ковид он переносит пассивно наряду со всякими герпесами). Разумеется, он попадает в статистику ковида. И статистика смертности составляется также. Раньше (десятилетиями) мы просто знали, что в сезон умирают пожилые и хроники. Теперь их привязывают именно к ковиду. Или ещё лучше — у человека вообще нет симптомов, его просто вынудили сделать тест, а там ррраз — ковид! Извольте проследовать на самоизоляцию (случаи из жизни) и в статистику. Через две недели ты автоматом попадаешь в число выздоровевших, хотя, по сути, ничем и не болел.

И это мы ещё не коснулись вопроса, каким образом тесты находили ковид даже у бананов и кока-колы.
___________________________________

Ну так я о статистике ещё немного. Носитемаски-носитемаски-носитемаски. Я не против, я не «антимасочник»: хотите — носите. Но это дело добровольное (как и сезонная прививка), и принуждать к нему нельзя.

Почему меня не убеждает агитация в пользу намордников? Во-первых, достаточно компетентные вирусологи сами говорили (когда им случайно давали слово), что это минимум бесполезно. Изначально маски были придуманы для хирургов, чтобы слюна не попадала на инструменты и область операции (в любой слюне полно бактерий). А для вируса с его размерами обычная маска - это всё равно что пустые футбольные ворота для мяча.

Во-вторых, нет никаких статистических данных в пользу масок. Европу чем больше к ним принуждали, тем активнее там рос уровень заболеваемости ковидом. (Тело всё время избавляется от лишних микроорганизмов: когда они оседают на маске, мы вдыхаем их снова, увеличивая концентрацию в организме; с повышенной концентрацией обычный иммунитет не справляется, и вуаля — есть такое объяснение).
Мне предлагают просто поверить, что носить маску полезно. Я предлагаю верить в пользу и действенность молитвы, например, но молиться никого не заставляю.
____________________________________

IMG_0939.JPG
____________________________________

Ещё раз о фейковости ковидной статистики, но уже с другой стороны. Пишут о тысячах погибших и миллионе пострадавших от вакцин, но «забывают» базовый принцип post hoc ergo propter hoc – после не значит вследствие.

Словом, как ваксеры рисуют статистику смертности «от» ковида, даже если у 99-летнего был рак четвёртой степени, так же и антиваксеры её рисуют «от» прививок.

Суть этой батрахомиомахии никогда не понять, если следить за цифрами статистики, а не за цифрами банковских счетов заинтересантов.

https://anchoret.livejournal.com/575755.html


Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 30 Января 2023 г. 15:02 + в цитатник

Метки:  

Без заголовка

Понедельник, 30 Января 2023 г. 13:08 + в цитатник
Этого я реально не знал, но, на самом деле этого не знал никто до недавнего времени, это Данилевский раскопал.

Знаменитую фразу Рогнеды, когда она отказалась от сватовства Владимира, "не хочю розути робичича, но Ярополка хочю" (жена разувала мужа в первую брачную ночь - это важная часть обряда), столетиями все привычно толковали как указание на невысокое происхождение Владимира (сына князя и его наложницы). И правда, слово "робичич" (рабичич) означает сына раба или, в данном случае, рабыни. Но. Но!

Но среди русских летописей это слово почти "гапакс легоменон" - оно встречается только ещё один раз - в иларионовском "Слове о законе и благодати", и относится к библейскому Измаилу, сыну рабыни Агари от Авраама. Там оно вполне однозначно служит синонимом известного слова "агарянин", то есть неверный, язычник.

Соответственно, Рогнеда отказывает нехристю и, в реальности, эти слова вкладывает в её уста безвестный автор летописи, вольно цитируя византийскую принцессу Анну, которая позже скажет примерно то же самое, после чего Владимир и крестился. Средневековая литература во многом состоит из скрытых или явных цитат, этого до сих пор не могут понять даже некоторые историки, всерьёз воспринимая детали описания, например, Куликовской битвы.

https://anchoret.livejournal.com/575305.html


Метки:  

Кое-что о коррупционных схемах

Воскресенье, 29 Января 2023 г. 12:52 + в цитатник
В Неделю о коррумпированном чиновнике Закхее вспомнилось кстати о коррупционных схемах. Лжедмитрий устроил тяжелую жизнь коррупционерам, из-за чего снискал у москвичей добрую славу (на самом деле он преследовал не всех взяточников, а только мешавшую ему часть бюрократии). Ведь взяткодатели в те поры придумали вот какой ход: в качестве просителей заявлялись к нужному чиновнику и вешали ценности на чтимые образа в его доме, как бы одаривая икону, а не её владельца. Если подношение не выходило за разумные пределы (7-8 руб – а всё ж деньги приличные по тем временам), то власть обычно закрывала на это глаза.

В 90-е в Ялте была тоже интересная схема: в городской прокуратуре просителю рекомендовали сделать пожертвование в определенный храм на определенную сумму. А потом настоятель передавал деньги прокурорским, имея свой процент.

Святое дело.

https://anchoret.livejournal.com/575075.html


Кое-что о Священной истории ВЗ, ч.2

Суббота, 28 Января 2023 г. 13:25 + в цитатник
Начало было здесь.

Так вот про реформу V века до н.э., наконец, а то я совсем забыл договорить. Помимо обычных людоедских текстов, где евреи рассказывали о себе жестокие небылицы, в Ветхом Завете появились новые, где неожиданно возникает тема примирения. Вернувшиеся из Вавилона евреи столкнулись с тем, что их земли заняты, во-первых, понаехавшими, во-вторых, теми соотечественниками, кто избежал депортации (что-то похожее было, когда выжившие евреи вернулись из концлагерей, а в их квартирах к тому времени вполне комфортно расположились другие люди, которые оказались совсем не рады возвращенцам). Отсюда тема открытости, мирного сосуществования и того же примирения.

В книге Левит появились слова "пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской", появился сюжет примирения Иакова с Исавом после долгой вражды, сцена с Моисеем, не ставшим мстить царю Эдома и т.д. - наконец, та самая космогоническая концепция, которую я упоминал, из которой исключили хтонического Левиафана.

Смягчили жестокость Иисуса Навина, убрали жестокости Давида (хотя в других местах глухо сообщалось, что тот пролил слишком много крови), и даже "праведное" кровопролитие (массовая зачистка иноверцев) уже трактовалось как осквернение, которое требовало курса реабилитации (очищения).

Почему это принято называть реформой? Внесены изменения в бывшие тексты, появились новые, возникли новые обрядовые традиции в новом Втором храме, внесены изменения в структуру религиозной администрации и т.п. Для нас это туманно и несущественно, но у нас называли реформами и гораздо меньшие перемены.

https://anchoret.livejournal.com/574843.html


Метки:  

Кое-то о семени

Пятница, 27 Января 2023 г. 13:07 + в цитатник
«На Руси в некоторых деревнях, чтобы защитить новобрачных от бесплодия, на свадьбе жениху и невесте подавали стакан семени монаха».
Стакан спермы. Хрена себе на Руси монахи водились.

Я вот почему и не люблю расплодившуюся сейчас попсовую литературу. Автор "Иконографического беспредела" «немного» переврал источник – классическое исследование Гальковского о языческих пережитках. Там говорится о стакане воды, в которую подмешано семя («преимущественно от монаха»).

Кстати, ничего нового. Епифаний Кипрский в своём Панарионе очень живописен в передаче «духовных практик» тогдашних гностиков. Вот где полная жесть.

https://anchoret.livejournal.com/574600.html


Метки:  

Без заголовка

Четверг, 26 Января 2023 г. 13:01 + в цитатник
Один батюшка поведал, что ему пришлось раз использовать старый советский телевизор как столик, потому что рядом с постелью больного не было другой поверхности, где поставить Дары для причащения.

Хочу заметить, что советский телевизор — вещь настолько целомудренная, что не каждый нынешний монах достигнет его уровня.

https://anchoret.livejournal.com/574272.html


Метки:  

Кое-что о патриотизме

Среда, 25 Января 2023 г. 12:24 + в цитатник

Метки:  

Спорное об атеизме

Вторник, 24 Января 2023 г. 10:59 + в цитатник
Когда очередной придурок пошёл стрелять по школьникам, я написал:

Воинствующим атеистам стоит принять во внимание ещё и такую вещь: в церкви полно шизофреников. Они приходят к нам потому, что им здесь каким-то образом становится легче. Священник, хочет он того или нет, будет с таким человеком разговаривать. Простые прихожане – они будут с таким человеком разговаривать. Он, может быть, и сам станет религиозным человеком и станет творить какие-то публичные глупости на потеху тем же врагам церкви.

Но он уже точно никогда не пойдёт стрелять по детям. А отравленный антицерковной риторикой человек в церковь не придёт, и та не сможет предотвратить его потенциальную агрессию. Мы не знаем, сколько людей из тех, что могли бы сорваться, как-то угомонились в церковной среде или канализировали в ней свой отрицательный потенциал иным образом. Даже если один – это разве мало? Вспоминай об этом всякий раз, прежде чем откроешь рот для очередного плевка в сторону церкви. Это не только религиозная организация, это и значимый социальный институт.


А спустя какое-то время другой придурок пошёл взрывать православную гимназию, в которой учился. Вот тебе, батюшка, и юрьев день.

https://anchoret.livejournal.com/573708.html


Метки:  

Кое-что об освящении оружия

Понедельник, 23 Января 2023 г. 14:26 + в цитатник
Это из вынужденных наблюдений за интеллектуальной импотенцией нынешней теологии.

Проблема у современного сентиментального богословия вот в чём: оружие всегда считалось предметом священным и получало определённую мистическую прокачку во всех традиционных культурах и религиозных доктринах (что даёт +100 к эффективности, например). Оно было призвано в первую очередь сохранить жизнь своему владельцу и его роду (народу, общине, стране, культуре, в т.ч. религиозной). Убить - это уже вторая задача, вытекающая из первой и не имеющая без неё никакого самостоятельного и, тем более, сакрального смысла. Это важно понимать. Ещё язычники окуривали лезвия очистительным дымом, погружали в священные воды, шептали заклинания и т.д. Данную практику вполне усвоило себе христианство и совершенно обоснованно. Почему - могу объяснить, но это отдельный разговор.

И вот недавно наши богословы вдруг столкнулись с неразрешимой для себя задачей: можно ли освящать оружие неизбирательного действия (массового поражения). Типа оно же может (и обязательно стало бы) уничтожать и невиновных людей, попавших под раздачу. И тут есть очень простое объяснение и практический выход, пока недоступный сознанию маститых православных мыслителей.

Когда меня спрашивают, в чём смысл освящения той или иной вещи или события, я советую ознакомиться с текстом молитвы, читаемой на освящении. После этого вопрос обычно снимается. В самом деле, достаточно грамотно составить молитвословие, и недоумение с ОМП будет снято тоже. Вот, например, венчание второбрачных. Само по себе обычное венчание прекрасно и всё такое. Молитвы там в основном о размножении, крепости уз и немножечко о любви. Но у второбрачных (сюрприз!) молитва несёт и некоторый покаянный характер. Дескать, первый брак погиб, а жить в скиту желания нету, так что, снисходя к немощи человеческой, будет благословлен и сей брак.

То есть, как очевидно, если молитва на освящение ядерной ракеты будет нести в себе определённые оговорки типа "да не попустиши Ты, Господи, явиться грозной силе оружия сего, обаче на всё да будет святая Твоя, но не наша воля; да послужит сие токмо во ограждение страхом врага и супостата, обаче в годину грозного лихолетья..." и т.д., то проблема снимется. И это я просто так, экспромтом набросал, а тут обширнейшая поляна для порезвиться обладателям дипломов весьма духовных академиев. Всё, в чём проблема??

P.S. В богословии различается освящение и благословение, причём последнее тоже имеет различные смыслы. В случае с оружием речь идёт скорее о благословении, но на бытовом уровне восприятия эта разница не замечается. Просто она есть, и об этом тоже стоит помнить.

https://anchoret.livejournal.com/573524.html


Метки:  

Миф о гонениях, ч.14

Воскресенье, 22 Января 2023 г. 14:11 + в цитатник
Первая часть всё, имею право выпить.

Заключение

Мы рассмотрели здесь лишь некоторые из многочисленных примеров мученичества в древнем мире. В течение последних двух тысяч лет многие люди и учёные в их числе, утверждали, что в христианском мученичестве есть что-то особенное и неповторимое, и что до христианства мученичества на самом деле не существовало. Однако, как мы видели, это неправда. При большом разнообразии мнений о ценности такого рода смерти, своих павших героев уважали, почитали и превозносили и евреи, и греки с римлянами.

Мнение, высказанное в начале этой главы Гленом Бауэрсоком, заключается в том, что эти люди не были мучениками, потому что, во-первых, термин «мученик» к ним не применялся и, во-вторых, не существовало «системы посмертного признания и положенной награды». Мы увидели, что его точка зрения не соответствует историческим данным. То, что для обозначения этих людей не использовался греческий термин «мартис», вовсе не означает, что они не соответствуют принятому у нас современному определению мученика. Это означает только то, что их не называли «мучениками». В некоторых важных отношениях христиане ничем не отличаются от других групп. Смерть за Христа — это всего лишь вариант древнего мировоззрения, согласно которому принять смерть за что-то большее, чем за себя, признавалось лучшим способом умереть.

Неправда и то, что у нехристианских групп отсутствовало системное представление о посмертном вознаграждении тех, кто умер за закон, Бога, царя или отечество. Вот представление о том, каким образом вознаграждалось мученичество, возможно, варьировалось от группы к группе, но мученичество всё равно вознаграждалось. Будь то слава, честь, вознесение души или воскрешение тела, разные группы связывали благородную смерть с разными формами вознаграждения.

Хотя в древнем мире благородная смерть чтилась всюду, христиане продолжают настаивать, что их опыт является уникальным. По их мнению, смерть именно за Христа и, соответственно, за истину, оказывается другой, особенной смертью. Это правда, что только христиане своим поведением подражали примеру Иисуса в Евангелиях, но, как мы видели, другие группы тоже относились к смерти своих литературных и культурных героев как к образцу. Такие фигуры, как Маккавеи, Ахилл, Лукреция и Сократ, занимали видное место в культурном мировоззрении древнего мира. То, что христиане подражали Христу, вряд ли делало их уникальными в мире, в котором евреи подражали Маккавеям, а греки — Сократу.

Часть аргументов в пользу уникальности христианского мученичества основана на допущении, что и христианские идеи были уникальны своим отличием и обособленностью от идей других традиций. Ещё могут сказать, что если у других групп бытовало представление о мученичестве, то совсем не обязательно христиане о нём знали. Но они в самом деле знали. В следующей главе мы увидим, что христиане заимствовали, адаптировали, и даже напрямую копировали чужие традиции.

https://anchoret.livejournal.com/573311.html


Метки:  

Миф о гонениях, ч.13

Суббота, 21 Января 2023 г. 19:28 + в цитатник
Не знаю, что необычного увидела тётка в признании христианством иудейских мучеников: она не может не знать, что христианская традиция принимает как своих всех ветхозаветных святых и праведников. Так или иначе, к понедельнику постараюсь выложить заключение Первой части книги, и со следующей недели начать Вторую, о заимствовании христианством языческих и иудейских традиций мученичества.

Маккавеи

Книги Маккавейские представляют собой смесь литературных жанров и источников. Для рассказа о победе Маккавеев и избавлении евреев от власти язычников авторы задействовали историю, философию, писание и богословие. Первая и Вторая книги Маккавейские не считаются в иудаизме каноническими, но всё равно являются уважаемыми историческими документами. Они описывают историю еврейского народа в период, когда еврейская идентичность буквально выковывалась в огне. Одни христиане (православные, католики и копты) включили обе книги в библейский канон, в то время как другие (протестанты) отнесли их к апокрифам.

Там много любопытных примеров смерти, но мы сосредоточимся на Второй книге, где есть самые ранние в маккавейском корпусе литературы истории о страданиях и мученичестве. Приведённые в них примеры в достаточной степени показывают наличие среди иудеев мучеников в период, когда они жили под властью Селевкидов. В первую очередь в книге привлекает внимание гибель девяностолетнего книжника Елеазара и семи безымянных братьев со своей матерью. То, что их постфактум приняли в христианство, назвав «святыми мучениками Маккавейскими», является замечательным примером религиозного ревизионизма. Хотя все они были бескомпромиссными иудеями, их считают святыми в католической и православной церквях, а при посещении церкви святого Андрея в Кёльне (Германия) можно поклониться золотому ковчегу, в котором, как полагают, пребывают мощи матери и семерых её сыновей. На самом же деле весь смысл их поступка в том, что они с готовностью приняли смерть именно за иудейскую традицию.

Истории названных мучеников следуют во Второй книге Маккавейской непосредственно за более общими повествованиями о преследованиях и смерти. Сначала царь Антиох подавил попытку восстания во главе с первосвященником Ясоном (5:5-16), потом постановил, что евреи должны отказаться от традиций своих предков. С теми, кто упрямился, поступили крайне жестоко: двух матерей, чьи младенцы были обрезаны, сбросили с городских стен, привязав к ним детей (6:10), а тех, кто спрятался в пещерах, чтобы тайно отпраздновать субботу, поймали и сожгли, не встретив сопротивления, ибо те «неправедным считали защищаться по уважению к святости дня» (6:11).

От общей картины глухого протеста и последующего жестокого наказания повествование переходит к частным случаям. Сначала речь идёт о Елеазаре, уважаемом книжнике преклонного возраста. В назидание остальным его привели к царю, насильно разжали зубы и попытались заставить съесть идоложертвенную свинину. Но Елеазар выплюнул мясо, предпочитая скорее умереть, чем осквернить себя нечистой едой. Всем свидетелям стало не по себе от жестокого обращения с почтенным старцем. Тогда совершители жертвоприношения отвели его в сторону и предложили заменить свинину на то мясо, которое он принесёт им сам, чтобы у зрителей только создалось впечатление, будто он поддался язычникам. Таким образом, у Елеазара появилась возможность избежать смерти, но он ею не воспользовался:

Недостойно нашего возраста лицемерить, – сказал он, – дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость. Если в настоящее время я и избавлюсь мучения от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в сей жизни, ни по смерти. Посему, мужественно расставаясь теперь с жизнью, сам я явлюсь достойным старости, а юным оставлю добрый пример – охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы. (6:24-28)

Сделав это заявление, Елеазар решительно двинулся к месту мучения и предложил начать бичевание. Готовясь умереть под ударами, старец лишь сказал, что «душою охотно терпит страшные мучения по страху пред Господом» (6:30). Его кончина, замечает рассказчик, оставляет нам пример «доблести» и «памятник добродетели» (6:31).

Между тем, как изображается Елеазар в книге Маккавейской, и как рисуется смерть Сократа у Платона, существует ряд аналогий. Оба персонажа находятся в преклонном возрасте и характеризуются как «благородные». Оба отказываются прибегать к обману ради спасения жизни на том основании, что это послужит плохим примером молодежи и нанесёт ей вред. И оба гибнут, храня самообладание, явно образцовым и однозначно добродетельным образом. Учитывая, что Платон жил и писал примерно за двести лет до гонений Антиоха, мы можем заключить, что рассказ Маккавеев заимствован из более ранней философской традиции.

Есть некая ирония в любопытном сходстве между Елеазаром и Сократом. Автор Второй книги Маккавеев пишет о попытках евреев противостать гнёту эллинской культуры, а сам питается из того же интеллектуального источника, что и Платон. Некоторым не хватает доказательств, что в его распоряжении действительно были сочинения Платона и он пользовался ими при написании собственного трактата, но два типажа настолько похожи друг на друга, что их культурная зависимость достаточно вероятна. Как минимум, автор Маккавеев разделяет ценности и идеи Платона в части, касающейся героической смерти. Когда писатель использовал греческие истории, то, возможно, совершил некоторую диверсию: Елеазар отвергает всё, за что выступает эллинизм, но при этом очень эффектно играет роль несправедливо преследуемого философа. Как читатели мы видим, что еврейского книжника уподобляют греческим героям, и признаём, что он воплощает их идеалы лучше, чем Антиох. Но даже если в намерениях автора не было никакой диверсии, он всё равно разделяет тот же взгляд на смерть, что и его гонители. Такая общность культурных ценностей показывает нам, насколько широко была распространена идеализация благородной смерти в древнем мире. Подавляющее большинство людей, будь то евреи или греки, согласились бы с тем, что умереть за Бога, закон или идею – дело хорошее.

История о забитом до смерти немощном старике задевает за живое, но в следующей главе автор Второй книги поднимает ставку ещё выше. Вот к Антиоху приводят семерых братьев и их мать, чтобы принудить их есть свинину. Один из братьев решительно заявляет от имени всей семьи, что они «готовы лучше умереть, нежели преступить отеческие законы» (7:2). Царь приходит в ярость и немедленно отдаёт жуткий приказ: юноше отрезают язык, руки и ноги, сдирают кожу, ещё живого кладут на сковороду и начинают жарить. Кулинарный подтекст сцены вызывает ассоциации с дикарством и каннибализмом – табу как в древнем мире, так и в наши дни. Подразумевается, что у людей, заставляющих других есть свинину, есть иные, более мрачные аппетиты. Одного за другим каждого из братьев допрашивают и казнят, поскольку каждый говорит, что должен придерживаться закона своих предков. Когда наступает время меньшого сына, Антиох меняет тактику и пытается убедить последнего из братьев подчиниться, обещая награды и почести. Царь приглашает в посредники его мать, чтобы она сама уговорила своего младшего принять участие в жертвоприношении. Женщина для виду соглашается, но вместо того на «отечественном языке» призывает сына твёрдо стоять до конца. Наконец, окруженная телами своих убитых детей, благородная мать тоже умирает.

Мученики Маккавейские представлены образцом мужества и нравственной стойкости, но они (как и автор книги Даниила) абсолютно уверены, что за свое поведение будут оправданы и вознаграждены в будущем. Молодые люди и их мать верят, что при воскресении снова обретут свои тела (2 Макк 7:11,14,23,29,36). Идея посмертного восстановления тел обусловлена библейской концепцией божественного творения. Один брат заявляет, что он получил свои руки «от неба» и надеется получить их опять (7:11). Видимо, он убежден, что в какой-то момент будущего Бог снова соберет его тело по кусочкам. Предполагается, что если Бог создал тело человека изначально, то, несомненно, сможет собрать его заново. В рассмотренной книге нам вполне очевидна связь между мученичеством и верой в загробную жизнь. Вопреки мнению Бауэрсока (см.ч.5) об уникальности христианского мученичества ожидание бессмертия играет видную роль в еврейских представлениях о мученичестве. Еще более поразительно, что идея загробной жизни, которую описывают мученики — это телесное восстановление, необычайно похожее на идею воскресения тела, которой прославились христиане.

https://anchoret.livejournal.com/573026.html


Метки:  

Без заголовка

Пятница, 20 Января 2023 г. 16:58 + в цитатник
Кадило – орудие диаконата!

Неземной поклон труженикам кадила!

Помни, труженик кадила:
В тучном дыме – наша сила!

https://anchoret.livejournal.com/572763.html


Метки:  

Кое-что о кадиле и вейпе

Пятница, 20 Января 2023 г. 16:52 + в цитатник
Пишут, что изобретено очередное аналоговнет: церковное кадило на газу, а не на угле. Это полная хрень по целому ряду причин.

1. Материал должен быть доступен. Несколько таблеток угля всегда с собой, хранятся бесконечно долго, а запасать и таскать с собой на требы пару газовых баллончиков сложнее.
2. Материал должен быть прост. Половина алтарников - клинические идиоты. Им свечку нельзя доверить, не то, что газовый баллон и кадило, которое регулирует струю газа. Если в алтаре будет храниться несколько баллончиков (а в церквях по необходимости всё закупается в изрядных количествах), храм обязательно попадёт в сводку происшествий - вопрос времени.
3. Отсутствие дыма - это минус, а не плюс. Махать кадилом без признаков дыма - некрасиво и противоречит традиции (в классических толкованиях кадильный дым служит зримым образом возносящейся молитве). Иначе давно бы перешли на распылители-дезодоранты воздуха. (кстати, в церковных помещениях такие кое-где незаметно применяют - не при богослужениях, конечно).

Соответственно, если хотите думать в сторону прогресса - не изобретайте велосипед, а следуйте за производителями вейпов. И любой тебе аромат, и пар, как зимой из окна прачечной (то есть копоти, как от дыма, не будет), и технология отработана.

https://anchoret.livejournal.com/572584.html


Метки:  

Без заголовка

Четверг, 19 Января 2023 г. 11:50 + в цитатник
Увеличение потребления святой воды – яркий показатель роста духовного благосостояния прихожан!

Собери десять крышечек от бутылок святой воды и получи одно духовное просветление!

На подачу 1 куб.м воды расходуется до 1 кВт/ч электроэнергии. Бережно расходуйте святую воду!

https://anchoret.livejournal.com/572254.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_anchoret_lander
Страницы: [28] 27 26 ..
.. 1 Календарь