-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в literra

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) PhKdigest

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.09.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 118459


Маленькая экскурсия в Оперу...

Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 00:52 + в цитатник

Так сложилось, что в последнее время в моем дневнике просто поселился Париж в разных видах, представленный в основном в виде чужих, хоть и прекрасных фотографий и картин. А я хочу показать одно из моих самых любимых зданий в этом волшебном городе, причем так, чтобы вы увидели его моими глазами. Сразу скажу - фотограф из меня никакой, но я старалась поймать атмосферу и мне кажется, местами мне это удалось. К сожалению - самые первые фото этого здания были на пленке и сканировать их не могу, последующие - хуже, некоторые даже стопы из видео. Чем богаты...

Итак, вот оно, здание Opera Garnier - то самое, в котором обитал, а знатоки утверждают, что и до сих пор обитает, Призрак оперы. После того, как я облазила в этом здании все уголки, куда только пускают публику, не могу с ними не согласиться - обитает, точно.

http://www.russianparis.com/jpg/Opera-day_big.jpg

Почему именно это здание? Потому что при всей его роскоши и помпезности в нем нет никакого пафоса. Зато есть загадки, тайны, неожиданные ракуры, сюрпризы и потрясающее чувство юмора. Я о нем говорю как о живом организме, но и на самом деле воспринимаю его именно так.

Впервые я его увидела осенним вечером больше 20 лет назад.  После долгого перелета и беготни по городу с чемоданами в поисках гостиницы, сумасшедшего пробега по бульварам по невероятной траектории, когда, забыв на котором из них находится отель, пробежала все из конца в конец в попытке сориентироваться и плюхнувшись на ступеньки Оперы, чтобы хоть как-то дух перевести после этого марафона, увидела прекраснейшую картину. К зданию подошли сразу несколько клошаров с рюкзаками и котомками.  Поздоровавшись за руку с местным жандармом, поднялись по ступенькам, разошлись по нишам, обрамляющим фасад здания, неспешно стали доставать спальные мешки, раскладывать их в нишах и укладываться на ночь, пожелав друг другу и зевакам на ступенях спокойной ночи. А один из них достал невесть откуда, внимание!, большого плюшевого мишку и посадил его у себя в изголовье, что-то шепча и приговаривая. А в восемь утра их уже там не было...

Не знаю, что такого в этой сцене, но я этого не могу забыть вот уже четверть века.

Для тех, кто интересуется архитектурой и историей этого здания, под катом - статья о том, как и кто его строил и другие интересные вещи. А я приглашаю вас просто побродить по нему и попробовать ощутить ту атмосферу, в которую я влюбилась много лет назад. И очень рекомендую перед просмотром фотографий включить видео - будет еще волшебнее.)

Комментариев не будет - просто картинки. Если что, спрашивайте...


 

 


  Адрес Опера Гарнье (Opera Garnier): Париж 75009, площадь place de l'Opera, дом 1


Сама площадь Оперы (place de l'Opera) была разбита при Оссманне. Ее центр - Гранд-опера, или Опера Гарнье (Opera Garnier). Будучи в пух и прах раскритикованной современниками за безвкусицу и мешанину архитектурных приемов, парижская опера Гарнье, она же Гранд-опера, впоследствии вошла в список архитектурных памятников, охраняемых государством (1923 г.). Сегодня она признается жемчужиной французского искусства и воплощением парижского стиля. Мистическая слава этого здания эпохи Второй империи, порожденная романом Гастона Леру «Призрак оперы», делает его еще более эффектным.

Идея сооружения нового здания оперы в Париже возникла в эпоху крупных перемен, происходивших в городе по воле барона Османна, префекта департамента Сены. Энтузиазм барона и влиятельность его положения привели к исчезновению целых кварталов вместе с находившимися там историческими памятниками. В частности, обширный пустырь недалеко от Сены, где была возведена опера Гарнье, образовался вследствие сноса одного из таких кварталов в центре современного Парижа.

Современники архитектора Гарнье называли здание Гранд-опера несуразным и вызывающе роскошным, а нынешние парижане – украшением города

 Инициатива постройки оперы принадлежала Наполеону III. Император пожелал увидеть новое здание на новом месте: неподалеку от старой оперы, куда он однажды направился послушать «Вильгельма Телля» Дж. Россини, на него совершили покушение – бросили в карету бомбу. Возможно, поэтому он захотел, чтобы вокруг новой оперы было просторно и охрана могла свободно разместиться.

В конкурсе на создание оперного театра участвовал 171 проект, в том числе работы тогдашних корифеев архитектуры. Лучшим был признан проект молодого архитектора Шарля Гарнье, возможно потому, что в нем неразрывно слились вычурность и эклектика стиля Второй империи. Строительство началось в 1861 г.

Гарнье бранили за неоднотонный фасад. На это он отвечал, что, идя в оперу, ожидаешь праздника, а отдельные элементы другого тона оживляют фасад, как глаза или губы оживляют лицо человека. Здание называли несуразным и вызывающим в своей роскоши. Автор настаивал, что таков стиль Наполеона III. Также архитектора корили за перебор с дорогостоящей позолотой. Гарнье объяснял, что три четверти деталей только кажутся позолоченными, а в действительности выкрашены обычной охрой. Кроме того, скульптуры человека и коня на куполе давали повод для насмешек, будто архитектор перепутал оперу с ипподромом. Между тем статуи изображают Аполлона и Пегаса. Критики настолько одолели Гарнье, что он даже написал письмо в их адрес, которое, впрочем, сжег.

При строительстве архитектор столкнулся с бюрократическими трудностями. Сооружение театра велось по заказу министерства, а окружающие здания возводились городской администрацией. Высокие дома, строившиеся с трех сторон вокруг оперы, грозили зажать ее и ухудшить панораму. Обеспокоенный этим Гарнье лично встретился с императором. Последний пообещал все уладить. Однако несмотря на это, городское правление устроило все на свой вкус: и по сей день храм искусств находится на небольшой площади в окружении жилых домов.

  При закладке фундамента выяснилось, что в песках, слагающих грунт, существует целая сеть ручейков. Гарнье нашел способ обуздать подземные воды: соорудил со всех сторон окруженную водой четырехугольную чашу (кстати, находится она прямо под зрительным залом) и отделил ее двойными стенами. Для этого понадобилось в течение пяти месяцев непрерывно выкачивать воду с помощью помп: стоило остановить их на 15 минут, и вода выходила на поверхность. В результате пересохли местные колодцы, более того, архитектор опасался оседания домов в округе.

В верхней части подвала оперы находятся системы отопления и освещения. Сам Гарнье считал подвалы эстетически прекрасными и признавался, что для него прогуляться по ним – все равно что съездить в Италию.

Создатели Гранд-опера тщательно подошли к системе его пожарной безопасности. В ту пору театры нередко горели, так что вопрос не праздный. Общественность живо интересовалась этой частью работ. Гарнье получил массу письменных предложений с описаниями ноу-хау. Например, один изобретательный соотечественник предложил выдавать на руки всем зрителям огнетушители, артистам же он советовал брать их с собой на сцену, маскируя под одеждой или держа в руках, предварительно украсив. Другой – обстоятельный нотариус, прислав 200-страничный проект с чертежами, подсказал следующую идею: разместить прямо над сценой резервуар с водой объемом 10 000 куб. м, чтобы в критический момент вылить содержимое, устроив грандиозный душ.

Строительство оперного театра продолжалось 15 лет. Высота здания от фундамента до арфы Аполлона на куполе равна 63 м, что на 13 м выше Триумфальной арки, общая площадь Гранд-опера составляет 11 000 кв. м. Его зал вмещает 2130 зрителей, на сцене могут находиться одновременно 450 актеров.

Безусловно, во всем здании нет единства и чистоты линий. В оформлении оперы смешаны стили барокко, ампира и неоренессанса, использованы мрамор и фрески, позолота и мозаика, барельефы и бюсты. Лестница напоминает греческие храмы, колоннада – итальянские базилики.

  Несмотря на разнобой приемов, сооружение выглядит гармоничным и справляется со своей градостроительной функцией – служить достойным завершением для нескольких центральных бульваров. Здание стало главной достопримечательностью девятого округа Парижа.

Сооружение стоит на возвышении из широких ступеней. Перед арками и массивными пилонами нижнего этажа находятся многочисленные скульптурные группы. Второй этаж украшен парными колоннами и огромными окнами. Зал покрыт плоским куполом, на аттике красуются две скульптурные группы, аллегорически изображающие Гармонию и Поэзию.

Внутреннее убранство также отличается размахом и пышностью, граничащей с претенциозностью. В отделке использованы элементы стиля рококо. Преобладающие цвета – энергичный красный и мягкий золотой. Доминирующая роль впервые отведена не зрительному залу, а фойе и парадной лестнице. В изогнутых проемах фойе установлены большие зеркала, зрительно добавляющие пространства.

Зрительный зал по форме напоминает магнит с загнутыми краями, что удачно с точки зрения акустики и оптики. Декор зала разработал лично Гарнье. Роспись на плафоне в зале выполнил Ленепве, а в 1964–1966 гг. ее сменила работа Марка Шагала.

Итак, 5 января 1875 г., когда Второй империи уже не существовало, новая парижская опера была торжественно открыта президентом Французской республики Патрисом Мак-Магоном. Она стала самой большой в Европе. Пригласить на церемонию архитектора Шарля Гарнье позабыли, и ему пришлось покупать билет.

  Опера – любимое детище архитектора Гарнье, и он не мог оторваться от нее сердцем, даже когда строительные работы окончились. В 1878 г. появился первый том из его будущего четырехтомника под названием «Новая парижская опера».

Автор в темпераментной манере излагает происходившее за время строительства, отвечает на критику и признает свои упущения. Например, то, что после пожара старой оперы в 1873 г. (из-за чего, собственно, пришлось изрядно поторопиться с отделкой нового здания) недостаточно проработанными оказались кулуары – они слабо освещены и смотрятся мрачно. Здесь же Гарнье признается, что, когда настала пора передавать оперу в руки ее первому директору, он чувствовал себя «как отец, который выдал дочь замуж и не имеет больше права поцеловать ее, кроме как с разрешения супруга».

Другое произведение об этом здании, «Призрак оперы», прибавило творению Гарнье известности с мистическим оттенком. Говорят, что до сих пор директора парижской Гранд-опера, опасаясь неприятных последствий, избегают сдавать кому-либо ложу № 5 в первом ярусе, где, согласно легенде, вскоре после начала спектакля может появиться призрак Эрика.

www.grandsmeta.ru

 



 

И одна чужая фотография, которая станет финалом нашей истории:

 

 

Серия сообщений "Париж":
Часть 1 - Риторический вопрос...
Часть 2 - В Зазеркалье...
Часть 3 - Старые фото Парижа 2
Часть 4 - Маленькая экскурсия в Оперу...
Часть 5 - Париж ночью...
Часть 6 - Осень в Париже...
...
Часть 38 - Paris sous la pluie
Часть 39 - Филипп в Париже
Часть 40 - На Дне рождея Буйнова в Париже

Метки:  

Процитировано 1 раз

Juulechka   обратиться по имени Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 01:27 (ссылка)
спасибо, интересно!
была там недавно, но внутрь не заходила.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 01:30ссылка
Внутрь обязательно надо. Зайди в следующий раз!)
Перейти к дневнику

Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 01:35ссылка
да времени свободного не было, я б пошла!
homo__ludens   обратиться по имени Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 01:56 (ссылка)
Поймал себя на мысли, что лет 10 там не был. Приезжай, сходим!)
Очень верно заметила про чувство юмора. Я бы сказал - самоирония. Ящерицу на перилах помнишь?))))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 13 Сентября 2009 г. 11:40ссылка
Как не помнить. После бомжа с мишкой это был второй удар под дых - тогда я окончательно в это здание влюбилась.))))
inndom   обратиться по имени Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 00:35 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 12:16ссылка
inndom, взаимно!)
Allusik   обратиться по имени Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 11:27 (ссылка)
уууууууу, взбудоражила воспоминания!!!
Потрясающе красиво здание и интерьеры. Стояла на этой лестнице и не могла глаз оторвать.........
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 12:23ссылка
На то и рассчитано! ))) Все-таки есть в нем мистика какая-то...
Мечта_1967   обратиться по имени Воскресенье, 26 Февраля 2012 г. 13:23 (ссылка)
literra, Юлия, фото Ваши чудесны, зря Вы говорите, что из Вас плохой фотограф, но почему то у меня здание Opera Garnier сразу вызвал какой-то страх, не знаю почему, но в то же время всё величественно и благородно, но страх всё-таки присутствует.....
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 26 Февраля 2012 г. 20:52ссылка
Мечта_1967, понятно почему - там мистика повсюду, это очень чувствуется внутри) И еще это здание обладает необыкновенным чувством юмора...
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку