Цитата сообщения Donnarossa
Викторианская сказочная живопись: от эльфов и феечек до фэнтези
Викторианская сказочная живопись, или викторианская волшебная живопись/англ. Victorian Fairy Painting, иногда Fairy painting, от англ. Fairy — маленькое сказочное существо, которое выглядит как человек с крыльями и имеет магическую силу; фея, эльф — направление в британской живописи 2-й половины XIX века.
Джон Симмонс/John Simmons (1823—1876). Титания
Впервые в Новейшее время определил значение викторианской сказочной живописи и выделил её в самостоятельное художественное направление британский историк искусства Джереми Маас. Существуют различные варианты понимания и перевода на русский язык английского термина Fairy painting: «волшебная живопись» и «сказочная живопись». При этом термин «сказочная живопись» включает изображение волшебных существ и сюжетов из фольклора и воображения самого автора, а также изображения животных, птиц, насекомых, которые включены в сказочные сюжеты.
Ричард Дадд. Спор: Оберон и Титания, 1854—1858
Истоки Fairy painting относятся к концу XVIII — начале XIX века, к так называемому Готическому Возрождению в романтизме, в живописи к нему относят творчество Иоганна Генриха Фюсcли (1741—1825), его рано умершего ученика Теодора фон Холста (1810—1844), а также Уильяма Блейка (1757—1827), наполненное фантастическими образами и галлюцинациями.
Большинство художников Fairy painting писали картины на сюжеты «сказочных» шекспировских пьес «Сон в летнюю ночь» и «Буря», на фольклорные сюжеты и сюжеты волшебных сказок. Первоначально это направление было связано преимущественно со станковой живописью, позже — с книжной графикой.
По мнению искусствоведов первым викторианским художником, создавшим подобные работы и получившим признание критики именно за свои сказочные картины, был Ричард Дадд (1817—1886). Картина «Спящая Титания» создана художником в 1841 году одновременно с другой картиной на сюжет «Сна в летнюю ночь» — «Пак». «Спящая Титания» неоднократно была представлена на выставках: 1841 год в Королевской Академии художеств в Лондоне.
Ричард Дадд. Спящая Титания, 1841. Лувр
Среди наиболее известных художников этого направления: Джозеф Ноэль Пэтон, Дэниэл Маклис, Джон Анстер Фицджеральд. Отдельные работы в сказочном жанре создали прерафаэлиты: Джон Эверетт Милле («Фердинанд, зачарованный Ариэлем»), Артур Хьюз, Уильям Белл Скотт. Некоторые работы Джона Аткинсона Гримшоу и Джозефа Уильяма Тёрнера близки этому направлению. Некоторые художники, как например Марк Ланселот Симонс, продолжали работать в рамках этого направления и позже. Картина Марка Ланселота Симонса «A Fairy Tale» основана на эпизоде из пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». На картине, однако, изображены не королева фей в окружении её приближённых, как это должно следовать из сюжета, а маленькие обнажённые дети в лесу среди цветов, играющие друг с другом.
Марк Ланселот Симонс. A Fairy Tale, 1935. Newport Museum and Art Gallery
Джон Анстер Фицджеральд. Феи, смотрящие в готическую арку, около 1860
Теодор фон Холст/Theodor Richard Edward von Holst (1810— 1844)
Волшебные любовники/The Fairy Lovers, ок. 1840
Джон Анстер Фицджеральд. Пленённая Малиновка, около 1864
К концу викторианской эпохи сказочная живопись сменила сферу своего существования, перейдя из станковой живописи в книжную графику, к подобным примерам обычно относят художников Артура Рэкема («Пак с холмов Пука» Редьярда Киплинга; совместная работа Рэкема и Джеймса Мэтью Барри «Питер Пэн в Кенсингтонском саду», 1867—1939), Эдмунда Дюлака (1882—1953), Генри Джастиса Форда (1860—1941).
Thomas Maybank (1869–1929). Груз, выброшенный за борт, 1907
Джон Эткинсон Гримшоу. Ирис, 1886
Артур Рэкем. Питер Пэн в Кенсингтонском саду. 1906
Первые издания сказок Льюиса Кэрролла проиллюстрировал художник Джон Тенниел. Артур Рэкем — английский художник, который проиллюстрировал практически всю классическую детскую литературу на английском языке («Ветер в ивах», «Алиса в Стране чудес», «Питер Пэн в Кенсингтонском саду»), а также «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Он неоднократно удостаивался золотых медалей на всемирных выставках. В 1914 году прошла его персональная выставка в Лувре. Рэкем был в первую очередь блестящим рисовальщиком, отдавая предпочтение прихотливо извивающимся линиям. Его мир населяют причудливые создания вроде гномов, эльфов и фей.
Артур Рэкхэм Fairy song - для «Сна в летнюю ночь»
1908. Нью-Йоркская публичная библиотека, США
|
Артур Рэкхэм. Ундина. 1919
|
Карикатурист и иллюстратор Томас Майбанк активно работал над сказочными образами между 1898 и 1912 годами в станковой живописи, позже он переключился на книжную графику и создал иллюстрации к пьесе Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Особую популярность приобрело издание «Приключений Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла, опубликованное в 1907 году и иллюстрированное художником. Книжная графика Фредерика Кейли Робинсона вдохновляется образами Мориса Метерлинка (с которым он был лично знаком), творчеством прерафаэлитов и образцами французского символизма, однако продолжает традиции викторианской сказочной живописи.
Томас Майбанк/Thomas Maybank (British, 1898-1912). "A Moonlight Discovery" - В лунном свете.
19-20 век
|
FC Robinson. Голубые птицы,
The-blue-bird-dreamships. 1900
|
Возрождение сказочной живописи в конце XX — начале XXI века
Интерес к фантастическому искусству и литературе с 70-х годов XX века вызвал возрождение сказочной темы в живописих. К авторам работ, вдохновлённым викторианской сказочной живописью, обычно относят: Стефани Пуи-Мун Ло, Брайана Фрауда, работы которого легли в основу фильмов «Тёмный кристалл» и «Лабиринт». Увлечение образами эльфов и фей в стиле фэнтези охватило образцы одежды, керамики, скульптуру, рукоделие. Иногда рост популярности Fairy painting соотносят с развитием движения New Age (движение за возрождения духовности, эзотерической традиции, пересмотр устоявшихся взглядов).
Вышли искусствоведческие работы: в 1997 году Джереми Мааса (1997) «Викторианская сказочная живопись» в 2000 году — Памелы Уайт Тримп и Шарлотты Гир «Викторианская сказочная живопись», в том же 2000 году — Кристофера Вуда «Феи в викторианской живописи». Прошли тематические выставки. Одной из наиболее крупных была в 1998—1999 годах «Викторианская сказочная живопись» в залах The Frick Collection, США.

