-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lilala

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) -Kritika-LiRu- VIP_Oriental_Avatars

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.12.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 3061


Лидерство и руководство

Вторник, 15 Июля 2008 г. 09:36 + в цитатник

Если переносить теории лидерства в сферу бизнеса, то, вообще говоря, лидер не всегда является руководителем и наоборот. Руководитель — это часто формальная должность, выполняющая контролирующие и координирующие функции, а лидерство — это, скорее, психологический феномен. Хорошо, когда руководитель занимает лидирующую позицию и является вдохновителем и мотиватором коллектива, за которым хочется идти к достижению новых целей и взятию новых высот.  Но часто это не так. Руководитель занимает исключительно менеджерскую позицию, в то время как лидером в коллективе является совершено другой человек.

 (425x319, 153Kb)Так почему же руководителю полезно быть лидером? Ну, во-первых, лидер является авторитетом в коллективе, а, следовательно, он затрачивает значительно меньше усилий для управления и делегирования. Лидеру доверяют и его примеру следуют. Значит, большая часть внутренней информации в коллективе проходит через него, а, следовательно, у него значительно больше обратной связи. Он знает о том, что происходит в коллективе, и с большей вероятностью может предусмотреть различные ситуации и заранее  спрогнозировать их решение.

Вообще говоря, ещё в 1992 году профессор гарвардской школы бизнеса Абрахам Залезник охарактеризовал разницу между лидерами и менеджерами (управляющими). Он утверждал, что лидеры терпимо относятся к хаосу, отсутствию структуры и неопределенности, менеджеры добиваются порядка и контроля и стремятся избавиться от проблемы ещё до того, как сами поняли её смысл. Ниже приведены сравнительные характеристики управляющих и лидеров по работам А. Залезника:

Менеджеры /управляющие

Лидеры

Получают свою должность

Берут на себя руководство  

Принимают и поддерживают статус-кво

Бросают вызов статус-кво

Стремятся к предсказуемости и порядку

Стремятся к переменам

 Реализуют цели 

Формируют Видение 

Организуют дела по реализации события

Создают события

Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур

Действуют за пределами принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур 

Мотивируют персонал

Вдохновляют людей 

Избегают рисков

Идут на риск

Разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки их выполнения

Разрабатывают концепции и стратегии

Контролируют соответствие критериям

Вырабатывают критерии, задают рамки

Акцент на тактике, структуре

Акцент на фундаментальных ценностях, общих целях

Организуют персонал

Сплачивают единомышленников 

Заинтересованы в производительности

Заинтересованы в эффективности

Managers do things right, leaders do right things.
Менеджеры делают вещи правильно —  лидеры делают правильные вещи.

Кого вы бы хотели видеть в своём рабочем штате: менеджеров или лидеров? В какой позиции вам комфортнее и полезнее находиться, куда расти? Решать вам.

 Отношения и цели

Часто задают вопрос: «На что в первую очередь стоит ориентироваться руководителю-лидеру: на людей или на достижение результата?» Эта та дилемма, которую определил в своих работах по теории ситуативного лидерства Фред Фидлер. Ориентация на достижение результата дает возможность быстрее двигаться к цели, осуществлять контроль и планирование. В то же время ориентация на людей позволяет создавать доверительное отношение в коллективе, вовлечённость всех участников команды с учётом их личных особенностей и формирование индивидуальной мотивации. На практике мы часто сталкиваемся с руководителями того и другого типа. В погоне за выполнением плана и достижениями часто одни забывают о потребностях команды. Другие, фокусируясь только на человеческом факторе, теряют из виду цели. Хорошо, когда лидер умеет сохранять баланс между отношениями и целями. Ведь если ориентироваться только на задачи, отношения в команде становятся строго формальными и сухими. Велика вероятность возникновения внутренних напряжений в коллективе, трений и конфликтов. Напротив, исключительная ориентация на людей упускает из вида цели, и работа превращается в милую тусовку с тёплым эмоциональным климатом и дружескими отношениями, но с весьма небольшим коэффициентом полезного действия и низким функционалом. Поэтому важно помнить об этих составляющих управления, находить золотую середину и принимать их во внимание при долгосрочной командной работе. 

Стили лидерства

Выделяется два самых распространённых и наиболее точно описывающих ситуацию стиля: демократический и авторитарный. Для демократического стиля лидерства можно считать характерным делегирование полномочий и частичную передачу ответственности за принятие решений команде. Для авторитарного — полный контроль над ситуацией, окончательное принятие решений остаётся за руководителем, руководство централизованно. Для того чтобы понять, какой стиль является более эффективным, полезно сравнить их характеристики.

Демократическое лидерство

Авторитарное лидерство

Коммуникация, взаимодействие

Больше доверия внутри команды

Меньше доверия внутри команды 

Дискуссия на равных, есть возможность открыто высказывать собственную точку зрения

Высокая зависимость от руководителя, замалчивание

Качественная и свободно озвучиваемая обратная связь

Дефицит обратной связи, сильная критичность

Избыток информации разного качества

Недостаток информации 

Обратная связь руководству доступна

Затруднена обратная связь от сотрудников к руководству

Принятие решения 

Лидер разделяет ответственность за принятие решения с командой

Вся ответственность лежит на лидере 

Непрогнозируемость принятого решения

Прогнозируемое принятие решения

Возможность совместного принятия решения

Единоличное принятие решения

Принятие решение может быть продолжительным

Высокая скорость принятия решения

Мотивация

Высокий командный дух, высокая мотивация

Отсутствие должной мотивации в коллективе

Самостоятельность, инициативность, самомотивация сотрудников

Безынициативность

Больше мотивация «К», на достижения

Больше мотивация «ОТ», избегание неудачи

Цели, планирование 

Видение общей цели всеми членами команды

Частое отсутствие видимой общей цели у членов команды

Возможно отсутствие единой тактики и стратегии достижения результата

Выстроенная лидером стратегия достижения результата

Возможно частое изменения цели и курса компании

Быстрое движение к намеченной лидером цели

Гибкость в подходах, множественная точка зрения

Отсутствие гибкости, точка зрения руководителя, консерватизм

Границы, контроль

Нет жёсткой иерархии

Жёсткая иерархия

Высокая творческая активность

Отсутствие творчества

Нет чётких границ полномочий

Чёткое распределение полномочий

Недостаточная координированность в работе команды 

Чёткость и слаженность в работе команды

Возможно отсутствие дисциплины, хаос в работе

Высокая дисциплина в коллективе 

Делегирование, внутренний самоконтроль

Высокая степень централизованного контроля

Как можно заметить из таблицы, в каждом лидерском стиле есть свои плюсы и минусы. Демократический стиль лидерства позволяет улучшить коммуникацию и обратную связь в коллективе, делает работу творческой, способствует множественному анализу ситуации и лучше мотивирует сотрудников, но в тоже время замедляет процесс принятия решения, особенно в условиях жёсткого дефицита времени, и создаёт дополнительный хаос. Напротив, авторитарное лидерство позволяет лучше координировать действия, чётче разграничивать обязанности и управлять сотрудниками, также облегчает процесс принятия решения, но при этом чревато безынициативностью сотрудников, отсутствием должного творчества и гибкости в компании. Как показывает практика, настоящий лидер умеет использовать преимущества обоих стилей руководства. Его гибкость как руководителя проявляется в умении использовать различные подходы в руководстве, совмещая демократический стиль с авторитарным, в зависимости от контекста. 

Подводя итоги, можно сказать, что лидерство является неотъемлемой частью современного бизнеса. Именно лидеры и инноваторы развивают новые бизнес-подходы, расширяют горизонты и создают видение современного бизнеса на десятки лет вперёд. В то же время современные психотехнологии позволяют не только выявлять лидеров в нашей среде, но и обучать и взращивать новое поколение лидеров в разных сферах бизнеса и современной науки, ведь именно настоящий ЛИДЕР делает наше будущее настоящим!

Источник: http://www.nlp-mba.ru/index.php?sid=11&did=168

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку