Новогодние сказки в театре им. Горького в середине минувшего века. |
Перед Новым Годом во всяком приличном театре взрослая жизнь замирает. Идут репетиции сказки!
Моя первая сказка - « Иван да Марья» Владимира Гольдфельда. Поставила её Галина Николаевна Загурская. Дорогие мои современники, письмоташкентки и письмоташкентцы, когда я могла её смотреть? Аж в 1951-52гг.? Но кое-что запало в детскую головёнку. Не всё, конечно, а так, отдельные картинки. Вот Марьюшке подсовывают какое-то зловредное зеркало и она забывает о ком-то и о чём-то… А вот пробирается по лесу Иванушка с луком и стрелами ( молодой талантливый Юрий Филиппов, недавний выпускник театрального института). Его враг, злая сила, Идолище Поганое, с лошадиной башкой на голове – Николай Григорьевич Хачатуров, всеми любимый и часто вспоминаемый.. Где–то в 53-ем смотрела «Сказку об Иване-Царевиче, земле родимой и матушке любимой» того же автора. Я её перечитывала много позже. Интересно, использованы мотивы русских народных сказок, только перегружено патетикой. Всякие «гой еси» да «на подвиг ратный, на бой кровавый». Но в 50-е это как-то не бросалось в глаза. Или пафосные тирады вовсе вымарали? И в театре, и в кино господствовал такой «большой сказочный стиль». Сказки ставились «без балды», с большим количеством действующих лиц, со сложными декорациями, чудесами и богатыми (насколько это возможно было в то время) костюмами. Это был звёздный час портных и бутафоров! Чудеса, доступные тогдашнему театру, происходили в дремучем лесу. Посредине сцены стоял могучий дуб, из-за него то сова высовывалась и ухала голосом Зинаиды Александровны Радецкой, комедийной актрисы ташкентской труппы. То выползала змеюка ( рука Вали Отваги в чулке). То струился и переливался нехороший, коварный ручеёк, сплетённый из бегущих огоньков. По тем временам – спецэффект в формате 3D!!!
Режиссёр спектакля - А. Левин, восходящая звезда театрального небосклона Ташкента. Он успел кое-что поставить на сцене нашего театра: «Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина; «Шутники» Островского; «За горизонтом» Гайденко и Беркут. "Понатворил" бы ешё много чего, интересного, но жарким летом схватился мокрой рукой за неисправный вентилятор и погиб на месте. Светлая ему память! С дочкой его, осиротевшей Таней, училась в 1 «А», в 44-ой школе
Сколько драгоценных фотографий, писем, программок разлетелось невесть куда! Хорошо, хоть эти нашла! Посмотрите, две царевны, две героини спектакля Клара Мощенко и Нина Мягкова. Хороши, неправда ли? На ступеньках - Диво Дивное (Зоя Маслова или Женя Дмитриенко?)), волшебница и соблазнительница. А в роли матушки-царицы – моя мама! Играла она «в очередь» с народной артисткой Узбекистана Еленой Лазаревной Лениной. У каждой была своя корона с золотыми косами. От маминой меня невозможно было оторвать!
Действие сказок всё время переносилось с места на место: то терем, то чертог волшебницы, то Кощеево царство. Значит, спектакли шли на «чистых переменах», т.е. одна декорация должна была сменить другую в считанные секунды. Круг и кольцо вертелись во все стороны. «Лес дремучий» взмывал под колосники. Рабочие сцены (так тогда называлась эта профессия) висели на канатах ручных подъёмников, отчаянно стучали молотками, вмиг возводили крепости и срубали толстенные дубы. Реквизиторы часто в полном мраке раскладывали своё имущество. Вся эта закулисная беготня даже интереснее спектакля, но вам, мальчишки и девчонки, туда нельзя. Могут зашибить в темноте ненароком! В «Иване-Царевиче» в царстве Кощея разворачивалась такая баталия! Даже Красна-Девица Татьяна (Нина Мягкова) в кольчуге и шлеме размахивала мечом! Из –за вала на фоне красного зарева поднимались всё новые и новые ряды кощеевых приспешников. Были сделаны транспаранты с силуэтами двурогих шлемов, и все свободные руки поднимали и опускали фанерное воинство. Естественно, в репетиционно – декорационном зале, окна которого выходили на Маркса, стояла большая ёлка. С играми, конкурсами и подарками! С Праздником, мальчишки и девчонки 21-го века!!!
1.
5.
7.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |