Кое-что о школе им.Песталоцци. |
ПОЛЯ ВОНСОВСКОГО
Еженедельная газета научного сообщества №37 (1111). 10 сентября 2010 г. 10
Сергей Васильевич Вонсовский происходит из очень интеллигентной семьи. Его отец, Василий Семенович, был
учителем физики в гимназии. Мать Софья Ивановна - преподавателем и классной дамой в женской гимназии. Софья Ивановна мечтала сделать измладшего сына Сергея музыканта. Сама занималась с ним.Но первое время он саботировал музыкальные уроки. Душа стремилась к другому - к технике. На это повлияло одно событие - поездка Софьи Ивановны с Сережей в Москву в1916 году к ее отчиму Федотьеву, который был смотрителем Политехнического музея.Он жил прямо в музее и водил внука по залам, показывая уникальные экспонаты. Сергей Вонсовский часто вспоминал об этом. Политехнический музей был до революции замечательным просветительским учреждением, в его становлении большую роль играл физик Столетов.
Посещения музея, видимо,дали большой толчок развитию интересов Сережи. В Ташкенте он убегал из дома и ездил на трамвае к городской электростанции. Большие окна ее почти везде были растворены настежь, и мальчик днями стоял, наблюдая за работой машины. Особенная страсть у него была к паровозам. Он ездил
на вокзал и смотрел, как они работают. К шестому классу он знал о тогдашних паровозах все - их марки, устройство, скорость. Но неожиданно и музыка нашла дорогу к его сердцу. Он уже музицировал
с удовольствием, участвовал в концертах. В кабинете-музее С.В. в Институте физики металлов лежат ноты Рахманинова, по которым он часто играл.У Вонсовского дома было много музыкальной классики.
Он слушал ее через наушники проигрывателя обычно поздно вечером, перед сном.Известно, что многое в ха-
рактере человека формируется в детские годы. У Сережи было вполне счастливое детство. Он был окружен любовью родителей - людей тонких и образованных. Благодаря им он вырос интеллигентным, доброжелательным, приветливым, обладающим чувством юмора человеком. Свою ответную лю-
бовь к ним он пронес через всю жизнь. После окончания войны, в 1946 году, С.В. перевез их из Ташкента в свою семью, и они долго прожили вместе.
В Ташкенте Вонсовский учился в гимназии им. Песталоцци. Директором был его отец Василий Семенович, пре-
подаватели остались еще из дореволюционной России. Класс был очень дружный. Потом каждый год 9 мая С.В. ездил в Ташкент встречаться со своими одноклассниками. В 1928 году С.В. оканчивает школу. Он решает ехать
в Ленинград поступать в Ленинградский политехнический институт на факультет машиностроения, чтобы заниматься своими любимыми паровозами. Перед отъездом Софья Ивановна, встревоженная недомоганиями сына, болями в груди, одышкой при беге, заставила его пойти к врачу. Диагноз был серьезным: порок сердца. Стало ясно, что на машиностроительный факультет его не возьмут. Тогда он решил поступать на физико-механический, но прием туда был исключительно по путевкам от отделов просвещения с мест. У С.В. такой путевки не было, и он вынужден возвратиться в Ташкент и стать вольнослушателем физико-математического факультета Среднеазиатского госуниверситета, поскольку на вступительные экзамены опоздал. Позже
сдал экзамены за первый курс, и его перевели на второй уже полноправным студентом. Но в 1929 году САГУ ликвидируют (период американизации высшей школы: нужны узкие специалисты - инженеры), и в 1930-м С.В. переводится в Ленинградский университет, на 3-й курс физмата. Ему повезло с учителями: в ЛГУ его
профессорами были выдающиеся люди. По окончании университета Вонсовского распределили в сельскохозяйственный техникум в Омске. Однако уже после распределения по рекомендации профессора
ЛГУ П.Лукирского и при содействии А.Иоффе Сергей и еще несколько выпускников, в том числе А.Смирнов, Я.Шур, М.Носков и другие, получили назначение в новый Уральский научно-исследовательский фи-
зический институт, созданный в 1932 году в недрах ЛФТИ во главе с 26-летним директором М.Михеевым. Этих теоретиков включили в группу УралФТИ, руководителем теоретического отдела был назначен С.Шубин.
Встреча с Семеном Шубиным стала главным событием, определившим научную карьеру Вонсовского. У них была разница в возрасте всего в два года, но Шубин очень быстро состоялся как ученый, и к 25 годам, когда был назначен научным руководителем теоретического отдела УралФТИ, он уже многого достиг. С.В.
считал его своим учителем в науке. В короткий (всего 5,5 лет), но очень плодотворный период деятельности Шубина в Свердловске Вонсовский становится его ближайшим помощником. Они вместе разрабатывают многоэлектронную теорию металла и создают полярную модель. В апреле 1937 года Шубина арестовали. Около года он был в следственном изоляторе, пытался работать в камере с заключенными. Потом его сослали на Колыму, где он умер в конце 1938 года. У его жены, Любови Абрамовны, на руках остались трое детей. Старшему было 4 года, младшая Зина родилась, когда Шубин уже сидел в тюрьме. С.В. взял на себя заботу о семье Шубина и в военные годы усыновил его детей, женившись на Любови Абрамовне. Благодарность к своему учителю Вонсовский пронес через всю жизнь. Он постоянно боролся за реабилитацию Шубина, во всех публичных выступлениях подчеркивал его приоритетную роль в становлении теоретической физики на Урале, в создании полярной модели.
В 1958 году в журнале “Успехи физических наук” выходит Personаlуе в связи с 50-летием Шубина. На титульном листе своего капитального труда“Магнетизм” Вонсовский помещает посвящение: “Светлой памяти С.П.Шубина, учителя и друга”. В 1991 году по инициативе и под редакцией С.В. выходит книга “С.П.Шубин: Избранные труды по теоретической физике. Очерк жизни. Воспоминания. Статьи”. В ней собраны все труды Шубина, в том числе и ранее не опубликованные. Вонсовский многократно пытался довести до сведения международного сообщества приоритет Шубина в создании многоэлектронной теории металлов. Работы Шубина и Вонсовского были опубликованы перед войной и оказались вне поля зрения западных физиков. Надо сказать, эти труды сильно опередили время. Спустя 30 лет после них появилась серия статей Хаббарда, где ряд их результатов был переоткрыт, и теперь то, что Шубин и Вонсовский называли “полярная модель”, в литературе именуется моделью Хаббарда. Успеху и бурному развитию модели Хаббарда способствовало три обстоятельства. Во-первых, она была сформулирована на языке вторичного квантования, ставшем общим языком в теории многих тел. Во-вторых, Хаббард максимально упростил модель, оставив в ней лишь самое необходимое -взаимодействие электронов на одном узле. В-третьих, к началу 1960-х годов появилось много реальных систем, к которым она оказалась применимой. Это различные классы узкозонных магнетиков и ВТСП-материалы. В общем, пришло ее время. Однако три главных результата были получены еще в полярной модели: переход из металлического состояния в диэлектрик при увеличении кулоновского отталкивания (моттовский переход); дробность атомного магнитного момента благодаря конкуренции внутриатомного обмена и перескоков электронов с узла на узел; кинетический
В НАТУРАЛЬНУЮ ВЕЛИЧИНУ
В начале сентября исполнилось 100 лет
со дня рождения выдающегося российско-
го ученого, основателя уральской школы
физиков-теоретиков и теории магнетизма,
председателя Президиума Уральского на-
учного центра в 1971-1985 годах академика
Сергея Васильевича Вонсовского.
К знаменательной дате его последователи
и коллеги из Института физики металлов
УрО РАН начали готовиться заранее: ей
были посвящены XXXIII Международная
зимняя школа физиков-теоретиков “Коу-
ровка” в феврале и IV Евроазиатский сим-
позиум по проблемам магнетизма в июне.
Издан второй том воспоминаний Сергея
Васильевича. Три года назад мы говорили
о предстоящем столетии корифея ураль-
ской науки с его учеником академиком
Юрием ИЗЮМОВЫМ, которому тогда, в
2007-м, была присуждена Золотая медаль
им. С.В.Вонсовского. Юрий Александро-
вич считал исключительно важным достой-
но отметить юбилей и собирался принять
в этом самое деятельное участие. Не дожил.
Но успел написать статью, посвященную
учителю. Ее, с некоторыми сокращениями,
мы предлагаем вниманию читателей.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |