На мой взгляд, это очень интересный момент определения живой и не живой системы. Однако, так как речь идёт о системной иерархии, то необходимо введение третьего элемента во всякие системные механизмы, будь то живая или не живая её организация. Этим третьим компонентом системы П.К, Анохин предлагает считать результат, выводя это основание из клинических наблюдений. Суть этого организатора и специфика в том, что он соотнесён с настоящим процессом, игнорируя временную характеристику. То есть результат связан с процессом при помощи обратной связи в то самое время, как находится сам в будущем. Иными словами, этот фундаментальный элемент любой системы, всегда находится во вне временном континууме и не следует логикой последовательных событий, которые ему предшествуют, как последовательность, разворачивая этим процессом само время и пространство.
С точки зрения метапсихологии, мы имеем дело всегда с бессознательными процессами, являющимися организатором сознательных процессов, и где результат всегда выражен именно бессознательным уровнем.
По сути, живая система является элементом её неживого представителя - объекта, действуя через него, как через некий защитный механизм в отношении среды. И Выражение Ричарада Докинза о человеке, как машине для эгоистичного гена, весьма точное определение соотношения жизни и смерти, конечного и бесконечного. Однако, вершина психической деятельности, достигла момента, в котором машина для реализации целей, может соотнести внутренний символ, язык возбуждения с его психическим эквивалентом, который следует от соматического через моторный к психизации. В этом смысле, мы можем рассматривать психическую деятельность, как пространство, в котором реализуется фантазматическая деятельность в отношении представлений об исходом импульсе и его конечной целью в качестве организатора.
То, что проигрывается во внутреннем мире человека, как бессознательная фантазия, служит моделью его будущего и на всех других уровнях. По сути, психическое ядро составляют процессы, которые постоянно коррелируют филогенетическую информацию, отобранную в процессе эволюции, как устойчивое положение, соотнося её с онтогенетической. Если мы берём за основу то, что природа закрепляет достигнутый совокупный уровень, который упорядочен в объекте, и представим, что точкой такой фиксации является разум как таковой, где он имеет чётко выраженную функцию, то всякое отклоняющее действие самого разума от функции, которая является представителем филогенетического уровня, при обратной афферентации сообщит системе об этом отклонении немедленно, проходя через все функциональные системы и их уровни обратно к нейрону, то есть отразится на моторном и соматическом уровне мгновенно, в виде рассогласования по цели. По сути, это рассогласование по цели и является тем, что создаёт чрезмерное возбуждение и является источником боли, где боль, сама по себе - это сигнальная система, предупреждающая об энергетической чрезменрности для несущей способности психической структуры.
Таким образом, мы можем говорить о живой системе, как о такой, которая способна к партнёрскому взаимодействию в отношении динамической структуры самой реальности. То есть способна регулировать, благодаря афферентному синтезу, меру возбуждения при согласовании систем филогенетического и онтогенетического уровня, сознательного и бессознательного.
Если мы попробуем перевести это на человеческий язык отношений, то остаётся только фантазировать, как чувствительны должны быть люди не только к друг другу, но и всему, что их окружает, так как каждое мгновение своей реальности они получают указание от природы о том, каковы координаты баланса, между внутренними процессами и внешними. И если эта связь между системами прерывается, то любое движение в сторону от равновесия и исходной инструкции возбуждения, приводит к фрустрации.
Теперь представим, что естественная связь нарушена, и инстинкты подавлены. Это неизбежно и приведёт к такому психическому механизму, который компенсирует утраченную функцию, то есть, сделает из животного человека, наделив животное тело некой функций, которая и выделит его как примата из этого класса. Но если произойдёт системный сбой, и функция будет нарушена, то система выпадает из структуры жизни и теряет связь со смыслом.
Можно так сказать, что оператуарное мышление - это мышление, вырванное из базы филогенетического опыта прошлого.
П. К. Анохин предлагает 4 компонента афферентного синтеза:
1.Доминирующая на данный момент мотивация - бессознательное желание или просто желание, вытесненное желание.
2. Обстановочная афферентация, так же соответствующая настоящему моменту. - Как я это понимаю, это эквивалент внешней среды в отношении бессознательных процессов.
3. Пусковая афферентация - влечение.
4. Память - среда для связи сознательных и бессознательных процессов.