Недавно пришлось посмотреть тайга-дораму Musashi. Тайга, это такой исключительно японский вид исторического сериала. Среди аборигенов пользуется невероятной популярностью. Особенно в этом жанре преуспел канал NHK, который, похоже, экранизировал в тайге практически все знаменитые сюжеты японской истории - от падения дома Тайра до падения Шинсенгуми. Тайга-дорама, как правило, насчитывает 50 серий, каждая длительностью в 50 минут. На мой взгляд, вполне себе качественный телепродукт. Повествование ведётся на уровне, с большим количеством бытовых подробностей, а если повезёт, то и актёры игрой порадуют. В Японии звёзды тайга-дорам имеют статус реальных идолов. Я начала смотреть тайгу Musashi, поскольку испытываю слабость к одноимённому роману. Экранизацию 50-х годов я сочла неудовлетворительной, и с тех пор, что называется, в поиске.
Ну, чтобы долго не развозить: роль кенсея Миямото Мусаши в дораме исполнял некий Ичикава Шинносуке. Исполнение было весьма необычным. Особенно хороши были трюки (ну, там вражеский меч использовал в качестве точки опоры, или
подпрыгивал на трёхметровую высоту). И с драматической игрой всё было хорошо. Единственное, что меня смущало - его отчаянная мимика. Он так яростно выпучивал глаза, заливался слезами (хотя самураю это не положено), вытягивал губы трубочкой, что возникали сомнения - казалось, что переигрывает. Но что-то подсказывало мне...Одним словом, решила изучить историю вопроса и погуглила имя Ичикава Шинносуке.
Оказалось, что этот Шинносуке - актёр театра кабуки в семнадцатом поколении. В тайга-дораму попал по недоразумению (искал телевизионной славы, и что характерно, добился её). Нынче его зовут Ичиква Эбизо Одиннадцатый. Это наследственное имя, которое он принял в 2004 году. Эбизо Одиннадцатый - старший сын Дандзюро Двенадцатого (который до 2004 назывался Эбизо Десятым). Звучит как бред? Ну это только для тех, кто не интересовался историей явления. Ичикава - это королевский жемчуг
"Наритайя" - самой прославленной и респектабельной труппы театра кабуки. "Наритайя" испокон веку держится на этих двух именах актёрской династии Ичикава - Дандзюро и Эбизо. Разумеется, абы кому наследное имя не даётся. Надо заслужить. Но и почести - соответствующие. Достаточно сказать, что один из Дандзюро в своё время был признан национальным достоянием Японии.
Эбизо Одиннадцатого (по паспорту он Такатоши Хорикоши) с младых ногтей натаскивали на кабуки-актёра. Имя Ичикава Шинносуке Седьмой ему дали в 1985 году (к тому моменту ему исполнилось десять лет). Он прошёл всё необходимые испытания и получил право пользования наследственным титулом. До 22-х лет Шинносуке Седьмой прилежно играл в старинных пьесах Наритайи и показывал себя истинным гением формального стиля (в кабуки ценность игры актёра заключается не в его индивидуальных драматических и психологических находках, а в филигранном воспроизводстве опыта предыдущих актёров), пока не взбунтовался и ушёл в поисках славы на телек. В принципе, такие случаи уже были И немало. Некоторые актёры кабуки добивались известности в кино (например, знаменитый актёр-оннагата (исполнитель женских ролей) Бандо Тамасабуро Пятый или Ичикава Уэтаэмон).
После успеха тайга-дорамы Musashi Эбизо Одиннадцатый вернулся в кабуки и, что характерно, привёл в театр тысячи новых (молодых) поклонников. Обычно после спектакля к нему выстраивается немалая очередь, желающих подписать автограф. Критики утверждают, Эбизо хорош как в мужских, так и в женских ролях. Но мужские, всё же, ему удаются лучше. Эбизо обладает гибкостью, лисьей грацией, действительно весьма талантлив в акробатике, его танец завораживает, а мимика устрашает. Когда, в течение целого сезона, он играл на сцене английского театра Sadlers Wells в спектаклях Касанэ, Фудзи Мусумэ и Есицунэ Сенбонзакура , газетные и телевизионные критики
проанализировали каждое его движение, пытаясь разглядеть в формальной отточенности бунтарский дух индивидуальности.
Фрагмент из спектакля "Есицунэ Сенбонзакура" ("Есицуне и тысяча вишнёвых деревьев"). Эбизо в роли телохранителя Тадонобу. На самом деле он не человек, а оборотень-лис. Обратите внимание на его стопы. Таданобу рассказывает о том, как его брат погиб, защищая Есицуне. Смотрим захватывающий боевой танец в исполнении Эбизо
В 2010 году карьера Эбизо висела на волоске. Однажды в баре он подрался с группой токийских байкеров. Рассказывают, что гордость семейства Ичикава перебрал с алкоголем, стал грубо задирать каких-то посетителей, вплоть до того, что заставлял их пить текилу из пепельницы. Байкеры, отдыхавшие рядом, были возмущены поведением зазнавшейся звезды и отметелили его так, что сломали ему нос и повредили лицевые нервы. Эбизо был срочно госпитализирован в больничку, ему наложили 11 швов, а компания Shochiku (крупный кинохолдинг, патрон "Наритайя") поспешила выпустить релиз о том, что приостанавливает все спектакли с участием Эбизо на неопределённый срок. Впрочем, всё обошлось. Но для того, чтобы вернуться в строй Эбизо пришлось публично покаяться и признать своё позорное поведение. Смотрим как Эбизо кается. Это спектакль почище Сенбонзакуры. Боссы Shochiku выводят бледного, но не теряющего самообладания, Эбизо на суд общественности
А вот тут Эбизо и его невеста (теперь уже жена) Мао рекламируют бриллианты
И вот, Эбизо опять размахивает мечом в новой самурайской киношке