Новые пополнения моей библиотеки. В этом году я очень редко приобретаю книги. Пополнение...
Яркий натюрморт с книгой - (0)Яркий натюрморт с книгой Яркий натюрморт с книгой Я обожаю натюрморты. Сюжеты, виды и цвета, ...
Петербургский художник - Иван Славинский(Ivan Slavinsky) - (0)Петербургский художник - Иван Славинский(Ivan Slavinsky) Петербургский художник - Иван Славинс...
Mettmann - (0)Mettmann 03. 05. 2019 (мои фото) Mettmann 03. 05. 2019 (мои фото) Меттман ( Mettmann)...
Лучшие еврейские анекдоты - (0)Лучшие еврейские анекдоты Сын еврея-юриста закончил университет, тоже стал юристом и...
Странный роман музы и гения, или почему Эдуар Мане перестал писать портреты своей любимой модели |
Один из моих предыдущих постов был посвящен Жюли Мане, дочери известной художницы Берты Моризо, но, наверное, мало кто знает, что на протяжении шести лет Берта вдохновляла на создание картин Эдуара Мане. Он написал больше десятка портретов своей музы. Об их странных отношениях, которые сложно назвать романом, и почему они прервались , я и хочу рассказать.
Слева – Э. Мане. Портрет Берты Моризо, 1872.
Справа – художник Э. Мане | Фото: artchive.ru и thefamouspeople.com
Берта Моризо, начало 1870-х гг. | Фото: liveinternet.ru
Берта появилась на свет в 1841 г. в семье богатых буржуа. Берта и ее сестра Эдма с детства увлекались живописью, но профессиональной художницей стала только Берта. Ее наставником был сам Камиль Коро, он первым обратил внимание на масштабы дарования юной художницы. Когда ей было всего 23 года, ее работы уже выставлялись в Парижском салоне. В течение 6 лет ее полотна отбирали для экспозиций Академии изящных искусств, что стало официальным признанием ее таланта.
Берта Моризо. Вид Тиволи, 1863
Берта Моризо. Слева – "Во время бала", 1875. Справа – "Женщина, поливающая кусты", 1876
Позже Берта Моризо отказалась экспонироваться в Салоне в знак поддержки импрессионистов, выступающих против официального академического стиля. Вскоре на ее работы обратил внимание лидер этой оппозиции Эдуар Мане.Первая встреча Эдуара Мане и Берты Моризо состоялась в Лувре в 1868 году. Художник Анри Фантен Латур познакомил сестер Моризо, Эдму и Берту, с кумиром всех молодых живописцев, этим скандальным и гениальным Мане, о котором говорил весь Париж после «Завтрака на траве» и «Олимпии». Восторг у Мане вызвало не только творчество художницы, но и она сама.Он сразу же понял, кто станет моделью для его новой картины. Совсем недавно он задумал написать групповой портрет, взяв за основу "Махи на балконе" Гойи, но одна из героинь никак не находилась. Эдуар сразу же предлагает Берте позировать.
Моризо не могла отказать лучшему художнику современности — каждый день сеансы,каждый день находиться в его мастерской, видеть еще незаконченные наброски,понять, наконец, в чем секрет его потрясающей живописи. Она будет приходить сюда,конечно же, с матерью.Так художница стала музой для Мане, он писал ее портреты один за другим. Их связывали нежные отношения, но на большее он никогда не посягал. Молчаливое и сдержанное поведение девушки, ничем не выдававшей своей симпатии, к этому и не толкало. На тот момент Мане был женат и воспитывал ребенка. Берте было 27 лет, и она пугала родителей своими заявлениями о том, что выходить замуж не собирается. Ее мать наблюдала за тем, как Берта позирует Мане и говорила: «Он похож на сумасшедшего».
Мане отказывался от солидных заказов, чтобы работать над портретами Берты Моризо. А когда он принялся писать портрет своей юной ученицы Евы Гонсалес, картина все никак не удавалась. При этом Мане часто хвалил полотна Берты, чем вселял в нее уверенность и вдохновлял. Однажды он восхитился ее умением вписывать фигуру в пейзаж, и художница тут же ему подарила эту картину.
Э. Мане. Букет фиалок, 1872 | Фото: artchive.ru
Э. Мане. Слева – портрет Берты Моризо с веером, акварель, 1873. Справа – портрет Берты Моризо, 1874 | Фото: artchive.ru
Сразу после свадьбы художница написала сестре: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь». Эжен стал прекрасным мужем, он не только позволял Берте заниматься живописью,но и параллельно со своей юридической практикой стал ее помощником и менеджером: носил мольберт, следил за развешиванием картин на выставках,писал длинные и подробные письма о выставке импрессионистов, о критиках и друзьях, когда Берта из-за беременности не могла присутствовать там лично. Через 4 года после свадьбы у них родилась дочь Жюли.
Берта Моризо. Ловля бабочек, 1874
Берта Моризо. Слева – "Молодая женщина в бальном платье", 1880.
Справа – "Портрет юной леди перед зеркалом", 1877
Берта Моризо говорила: Живопись нужна для того, чтобы зафиксировать что-то проходящее». Круг тем ее творчества казался многим слишком узким, ограниченным женским бытом, семьей, домашним уютом и детьми. Тем не менее ее картины быстро раскупались и пользовались успехом на выставках.
Берта Моризо. После завтрака, 1881
Сегодня картина Эдуара Мане «Завтрак на траве» считается шедевром импрессионизма, а в 1863 г. она стала для парижской публики настоящим шоком.Но это уже другая история.
ИСТОЧНИКИ: №1,№2
Рубрики: | ЖЗЛ/художники |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |