Сегодня сын дал мне почитать свою статью- рецензию , написанную для журнала Ab Imperio на книгу Г. В. Касьянов. Danse macabre:
Голод 1932 – 1933 років у політиці,
масовій свідомості та історіографії
(1980-ті – початок 2000-х)..
Журнал Ab imperio: Исследования по новой имперской истории и национализму в постсоветском пространстве - ежеквартальный международный журнал.
Ab Imperio является журналом, афилиированным с Американской Ассоциацией Содействия Славянским Исследованиям.
Пытаюсь прочитать и что нибудь понять )).
Вот первое слово - новое для меня Нарратив .
Ищу в инете что это такое ...
Нарратив – это повествование , история или рассказ, созданное людьми для описания и организации их опыта и способа их жизни. «... мы организуем свой опыт и свою память человеческих событий, главным образом, в форме нарратива — историй, извинений, мифов, причин делать или не делать что-то и т.д.» - пишет Брунер (1991). «Человек является животным, рассказывающим истории; быть человеком означает иметь историю и рассказывать ее» - подчеркивает Гордон Уилер (2005). И добавляет «Мы рождены, чтобы делиться своими настоящими историями, историями своего опыта». То, что мы всегда рассказываем истории не всегда очевидно, поскольку мы с детства привычно используем эти истории для обозначения своего опыта. С самого начала мы учимся тому, как выразить то, что нужно донести до слушателя. Если, рассказывая, мы не выполняем некоторых условий, то получаем от слушателей негативную обратную связь (они могут уйти, заскучать или начнут нас поправлять). При соблюдении условий и удачном комбинировании уже известного с новым, мы получаем внимание слушателей. Нарратив представлен во всем, что мы говорим, думаем или воображаем. Это естественно данный нам способ общения с другими людьми, а также форма внутренне присущая нашим способам получения знаний, которое структурирует наше восприятие мира и самих себя.
Вся наша культура поддерживается повествованиями о человеческом опыте, а культурные традиции предоставляют широкий репертуар сюжетов, которые используются людьми для организации событий своей жизни во временные последовательности. Любой личный нарратив конструируется относительно культурных нарративов. По тому, что говорится и как говорится можно судить о существующих в данном обществе нормах и ценностях, а также о том, что считается аномалиями или патологией. Уайт (1995) считает, что люди интернализуют доминирующие нарративы своей культуры и верят в то, что они содержат истину об их идентичности. Рассказывая свою историю, мы не только формируем последовательность событий, но и интерпретируем ее (Миллер, 1998). События своей жизни мы изображаем с помощью автобиографического нарратива, и в нем эти события связываются во временную последовательность с помощью того или иного сюжета. Выбор основных жизненных сюжетов относят к раннему периоду жизни человека.
Осмысление нашего опыта часто является следствием рассказа об этом опыте. Однако для своего повествования мы выбираем определенные аспекты данного нам опыта и находим им в своей истории определенное место, другие же аспекты опыта остаются за пределами нашей истории. Ф. Шюце называет этот аспект нарратива сгущением. Для истории также важно быть законченной и уточняющей обстоятельства (детализированной). Данные правила рассказывания истории являются имплицитными требованиями к любой истории и рассказчик действует в соответствии с ними. Рождение истории – это способ упорядочить свою жизнь, способ радостный или, наоборот, печальный и опустошительный. И эта история, то, как именно она выстроена, и какие именно аспекты индивидуального опыта содержит, влияет на то, как мы чувствуем, думаем и действуем. Self рождается и действует уже погруженным в личную историю, соответственно наша история, сама по себе, определенным образом организует опыт каждого из нас. По Уилеру (2005) опыт всегда имеет место внутри интерпретированного контекста, т.е. внутри истории.
Какие же условия необходимы для того, чтобы дискурс стал историей? В качестве необходимых условий называют действующих лиц и сюжет, который эволюционирует во времени (Брокмейер, Харе, 2000). Огромное число самых разнообразных дискурсов удовлетворяют этим минимальным требованиям. Виды нарративов удивительно разнообразны: беседы, истории из фольклора, басни, мифы, сказки, объявления, мемориальные речи и многое другое. Часть их этих подвидов нарратива являются частными случаями такой литературной категории, как жанр. В общем смысле нарратив представляет собой комплекс лингвистических и психологических структур, передаваемых культурно-исторически и ограниченных социально-коммуникативными и лингвистическими способностями каждого индивидуума. Репертуар нарративных форм каждого индивидуума переплетается с более широким культурным набором дискурсов, которые определяют, кто какую историю рассказывает, где, когда и кому.
Итак, история – это любая осмысленная последовательность событий во времени, последовательность, в которой одно событие обусловлено другими или следует за другими. Важным моментом является тот факт, что история о прошлом (начало событий) разворачивается в настоящий момент времени, и все эти события описываются с точки зрения сегодняшнего человека, человека знающего «чем все закончилось». Наиболее общей характеристикой таких повествований является изменение состояния персонажа соответствующее временной последовательности событий, а также трактовка этиъх событий и их оценка. Классическое определение устного нарратива принадлежит Лабову и Валецки (1967) Нарратив рассматривается как «один из способов репрезентации прошлого опыта при помощи последовательности упорядоченных предложений, которые передают временную последовательность событий посредством этой упорядоченности…». Авторы акцентировали синтаксическую языковую форму истории, в которой необходимыми лингвистическими признаками являются: 1. наличие придаточных предложений, соответствующих временной последовательности событий, отнесенность повествования к прошедшему времени, 2. структурные компоненты наличие места, времени действия и персонажей, 3. препятствие или конфликт, 4. оценка авторского отношения к происходившему, 5. разрешение-устранение препятствия, 6. завершение повествования и возврат в «здесь и теперь».
Однако повествование, где имеются все эти компоненты встречается не часто. Российские нарратологи Калмыкова и Мергенталер (2002) считают нарративом повествование, имеющее следующие семантические критерии:
А.Имеется временная последовательность событий, включающая какие-либо действия персонажа истории (ментальные или физические), которые ведут к некоторому изменению его состояния, состояния других лиц или ситуации. Действия персонажа принимают форму осложнения или разрешения, а также нарушения плана действий.
В.Имеется отчетливое и конкретное указание на время и место действия, а также на действующих лиц. Маркерами нарратива в тексте является резюме, предшествующее его изложению, «кода», возвращающая слушателя от повествования к настоящему времени, а также прямая речь действующих лиц.
http://www.gestaltlife.ru/forum/index.php?showtopic=490
______________________________________________________________________
Понятно ? Уффф...мозги мои расплвляются. Для их охлаждения нашла вот это....Понравилось...и понятно )
http://roztamara.livejournal.com/157103.html
НАРРАТИВ
Прочла в комментариях:
"narrative structure, насколько я помню из прочитанного когда-то учебника. Или просто канонический пример непрямолинейного narrative structure".
Хм. "Непрямолинейного narrative" Значит, эта сволочь бывает ещё и прямолинейной? Ох-хо-хонюшки. Ой, держите меня!
Со мною сейчас когнитивный диссонанс приключится!
А, может, я чегой-то с этим нарративом путаю, всё-таки?
Нарратив. Слово-то какое роскошное.
Ну-ка, проверю. (Пошла, поискала) И вот. Нашла.
Цитата:
НАРРАТИВ (англ. и фр. narrative - рассказ, повествование) - понятие философии постмодерна, фиксирующее про-цессуальность самоосуществления как способ бытия текста. Термин заимствован из историографии, где возникает в рамках концепции нарративной истории", трактующей смысл исторического события не как фундированный объективной закономерностью исторического процесса, но как возникающий в контексте рассказа о событии и имманентно связанный с интерпретацией
Что-что? Всё ещё не понятно?
Вот в работе Тойнби "Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира", 1976).
"Идея привнесенности смысла в качестве основополагающей ложится в фундамент постмодернистской концепции значения: как событие в нарративной истории не возводится историком в поисках его смысла к некой общей, изначальной, имманентно проявляющейся в событии закономерности, так и текст в постмодернизме не рассматривается с точки зрения презентации в нем исходного объективного наличного смысла (разрушение "онто-тео-телео-фалло-фоно-лого-центризма" текста у Дерриды; снятие "запрета на ассоциативность", вызванного "логоцентризмом индоевропейского предложения" у Кристевой). Вследствие этого текст не предполагает и своего понимания в герменевтическом смысле этого слова: текст, понятый как "эхокамера" (Барт), лишь возвращает субъекту привнесенный им смысл "
Ха, умри, Денис, лучше не скажешь. Теперь, конечно, понятнее? Как? Нет?
Ну, и ну!
Говорят (Бертран это сказал), что философия - злоупотребление специально придуманной терминологией.
И это заразное. Философы заразили филологов, филологи - исскуствоведов, те, в свою очередь... эй, кого там ещё?
Желание выделится в касту - немаловажный, по-видимому, фактор при изобретении терминов. Термины, конечно, необходимы.
Свернутые понятия, то да сё...
Но до известного предела, господа, до известного предела! Или нет?
Всё-таки, что такое нарратив? Даже если несколькими словами. - Я так не смогла ничего найти похожего в великом и могучем.
Нарратив.
Это враньё очевидца?Да?