Антони Гауди-и-Корнет. Крипта церкви Колонии Гуэль |
1898-1917 г.г.
В 1898 г. Эусебио Гуэль основал текстильную фабрику и устроил поселок для рабочих в местечке Санта-Колома-де-Сервельо к югу от Барселоны. В некоторых литературных источниках этот проект называют Криптой в Колонии Гуэль, в других - церковью в Санта-Колома - чересчур оптимистическое название, потому что из всех задуманной церкви была построена лишь часть, которая обычно скрыта от глаз - крипта.
Рисунок Гауди дает представление о внешнем виде церкви и представляет особый интерес, потому что стиль ее предвосхищает стиль собора Саграда Фамилья, над которым Гауди уже работал. В рисунке видны башни, которые в соборе станут более стройными и заостренными, параболические арки, уже использованные Гауди во дворце Гуэль.
Третий основной компонент - серия наклонных колонн, служащих фундаментом, позже они появятся и в Парке Гуэль.
Сегодня уже нет возможности представить, какой была бы церковь. Крипта словно обнимает нижнюю часть невысокого холма, поросшего соснами. Перед криптой располагается просторный вестибюль с колоннами. Трудно понять как эти два элемента могли вместе служить основанием здания. Жаль, что не была изготовлена гипсовая модель самой церкви.
Над этой маленькой криптой Гауди трудился 10 лет - очень долгий срок. Но эти проектные планы следует рассматривать как подготовку к крупномасштабному проекту храма Саграда Фамилия.
Для проектируемой церкви был сооружен арочный макет в четыре с половиной метра высотой, который был подвешен к потолку временной мастерской. Сохранившиеся фотографии скрупулезно зафиксировали сложную подвесную конструкцию из грузов, тросов и цепей на различных стадиях, от замысловатой паутины конструкций до раскрашенного полотна. В отличие от других архитектурных макетов Гауди эта модель подвешена вверх ногами, подобно непрочной колонии летучих мышей.
Происхождение этого макета уходит корнями в убеждение Гауди, что цепная арка, использованная в конструкции особняка Гуэль, конюшен Les Corts и монастыря Святой Терезы, обладает уникальной прочностью и красотой. Во всех его предыдущих постройках цепная арка служила одновременно украшением и элементом конструкции. Но теперь Гауди развил свою идею дальше и сделал цепную арку основой всего проекта. Просверлив группу отверстий в потолке и расположив их строго по окружности, он получил точки крепления для арок, которые, провисая под действием силы тяжести, образовывали изящные гирлянды. Если поверх расположитьследующий слой, то оригинальные арки протянутся еще дальше. Проблема заключалась в скреплении всего сооружения путем аккуратного стягивания тросов в колокол. По мере того как слои арок приближались к полу, внешний круг стягивался вместе. В результате макет, такой неустойчивый в процессе своего сооружения, превращался в фантастическую по прочности конструкцию.
Это упрощенное описание не дает возможности объяснить сложную систему грузов, прикрепленных к перевернутым вершинам арок, чтобы компенсировать увеличение нагрузки, а также обрисовать все особенности плана по нулевой отметке — укрепленного на плите с колышками, — который отличался от правильного круга и еще больше усложнял головоломную задачу, добавляя различные внутренние арки и своды. Гауди и Франсиско Беренгер работали над макетом в каждый свой приезд в Санта-Колома. Другие члены команды провели тысячи часов за кропотливой работой, добавляя ружейную дробь, одну за одной, в крошечные парусиновые мешочки. Макет пришлось заново балансировать по меньшей мере еще раз, когда крысы перегрызли веревку, которую во время обеденного перерыва случайно испачкали свиным жиром.
Посетитель крипты в первую очередь обращает внимание на колонны. Гауди здесь использовал традиционный материал - кирпич, включая кирпич со скругленными сторонами. Этот материал сочетался с крупными кусками базальта.
Кирпичные арки в алтаре сходятся над ним как спицы в колесе.
В проекте крипты Гауди сумел получить идеальное сочетание внешней и декоративной отделки.
Решетки перед окнами были изготовлены из выброшенных ткацких игл с фабрики, расположенной рядом с Колонией Гуэль.
Церковь так и не была достоена.
По словам критиков, крипта Гауди — «наиболее глубокое художественное произведение двадцатого века в Европе. Когда будет написана история современного искусства, свободная от национальных предрассудков, она начнется именно с этого момента, поскольку крипта подобна великому компасу, чье направляющее воздействие будет ощущаться всеми творцами этого столетия».
Это было «конкретное выражение юношеской теории Гауди о преобразованной в архитектуру божественности — теории, которая на протяжении всей его жизни вызывала трудную человеческую реакцию жертвенности».
Это ощущение жертвенности было усилено произошедшим в колонии несчастным случаем. 23 февраля 1905 года молодой рабочий упал в чан с едкой жидкостью и сжег кожу на обеих ногах. Ампутация казалась единственным выходом. Однако — замечательное проявление духа коллективизма — приходской священник, братья Гуэля Клаудио и Сантьяго, а также сорок восемь рабочих предложили свою кожу для пересадки. Через шесть недель, когда несчастный рабочий достаточно окреп, чтобы перенести операцию, маленькие лоскутки кожи были безо всякой анестезии взяты у каждого добровольца. Этот героический поступок был немедленно отмечен Ватиканом. Папа Пий X наградил всех доноров золотой медалью «Benemerenti». Король Альфонсо XIII наградил «варфоломеев», как их стали называть (в честь святого Варфоломея, с которого живьем содрали кожу), Крестом милосердия первой степени, а Сантьяго и Клаудио Гуэлю было пожаловано дворянство. В этом Новом Иерусалиме героические поступки христианского милосердия должны были стать предвестником будущего спасения души.
Работы в Колонии Гуэль были прерваны и 1917 году. На следующий год умер и граф Гуэль, чьи потомки не заинтересовались проектом в Санта Колома. Возобновить работы так и не получилось. Фабрика же исправно проработала много лет, перестав выпускать текстиль лишь в 70-х годах прошлого века. Ее помещение заняли небольшие фирмы, перестраивая его каждая на свой лад. В начале ХХI века организация, занимающаяся восстановлением архитектурных памятников прошлого, приобрела здание.
В 2010 г. злоумышленники пытались поджечь домик священника и разбили 2 витража крипты, когда они не смогли попасть внутрь.
Колония Гуэль в Санта Колома де Сервельо открыта для посещений. В крипте проходят мессы, закрыта для для посещений в Вербное Воскресенье, Святую Пятницу, 25 и 26 декабря, 1 и 6 января.
По материалам книги Р.Цербста "Гауди. Жизнь, посвященная архитектуре"
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |