-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lati

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.08.2012
Записей: 18205
Комментариев: 3879
Написано: 23518


Фракийское золото - ожившие легенды или болгарская археологическая золотая лихорадка

Вторник, 12 Ноября 2013 г. 13:25 + в цитатник
Оригинал взят у в Фракийское золото - ожившие легенды или болгарская археологическая золотая лихорадка. Часть 2.
Фракийская культура достигла своего расцвета в VIII-XII в. до н.э. Торговые и социальные связи фракийцев с Грецией, греческими колониями и другими важными соседями были очень тесными. Благодаря этому во Фракии при дворах вождей возникали целые центры художественного промысла. Были распространены живопись, скульптура, и особенно тонкое производство золотых и серебряных изделий. Спрос рождал предложение. На фракийской земле  изготавливалось большое количество изделий из драгоценных металлов, благо золота и серебра здесь хватало в избытке. Болгарии везет на уникальные находки. В последние годы здесь найдено огромное количество не разграбленных склепов, захоронений фракийских аристократов и вождей. Археологи извлекли из глубин Времени множество бесценных произведений искусства и восхитительные ритуальные принадлежности из золота и серебра, украшенные сложным богатым орнаментом и неповторимыми по своей красоте и выразительности мифологическими сценами.

Золотая ритуальная чаша с омфалом
Всего 77 фото

Далее вся информация об этих сокровищах – под катом...

Таким же и был клад из Панагюриште. Около двух с половиной тысяч лет назад Пловдив был важнейшим городом фракийского племени одрисов, и звался он Эльмольпия. В сорока километрах от него и находится Панагюриште, небольшой болгарский городок. Болгарские археологи говорят, что стоит здесь копнуть, как сразу найдется важный и ценный артефакт.
02.
Экспозиция выставки Фракийское золото

8 декабря 1948 года два брата, простые крестьяне, отправились на заготовку глины для производства кирпичей и только начав копать один из братьев извлек из земли вот эту ритуальную фиалу с рельефным орнаментом розетт, желудей и изображений голов эфиопов. Эта была плоская ритуальная чаша с омфалом (пупом земли, ритуальным средоточием всего сущего). Всего было извлечено девять тяжелых золотых ритуальных сосудов. Весило все это великолепие более шести килограммов! Конец IV в. до н.э. Листовое золото.
03.
Рельефный орнамент ритуальной чаши с омфалом

Амфора-ритон. Рельефная композиция на амфоре являет семь персонажей из трагедии Эсхила «Семь из Фив».
04.
Амфора-ритон
05.


Золотая амфора-ритон


06.
Фракийская ритуальная амфора-ритон
07.
Рельефная композиция Семь Фив

Ритон с головой Геры.
08.
Ритон с головой Геры

Ритон с головой Афины.
09.
Ритон с головой Афины

Ритон с головой Афродиты. Все три ритона, по всей видимости, изображают амазонок.
10.
Ритон с головой Афродиты

Ритон с головой барана. В центре композиции сидит Дионис и вакханка Эриопа.
11.
Ритон с головой барана

Ритон с головой оленя. Эпизод изображенный на ритоне известен как «Суд Париса», где Парис выносит свой вердикт о том, какая из трех богинь Гера, Афина и Афродита обладает самой совершенной красотой… Как общеизвестно эта история с подачи Париса привела к жестокой Троянской войне.
12.
Ритон с головой оленя
13.
Золотой ритон с головой оленя

Ритон с головой оленя. На нем изображены сцены схватки Тесея с Марафонским быком и поимка Гераклом Керинейской лани.
14.
Ритон с головой оленя

Ритон с протомой козла. В центре на троне сидит Гера. Слева от неё стоит Аполлон с луком, справа Артемида и между близнецами - Ника.
15.
Ритон с протомой козла

Болгарский археолог Иван Венедиков, основываясь на тщательном и разностороннем анализе, пришел к выводу, что этот уникальный сервиз не был изготовлен во Фракии - родился он в ювелирных мастерских малоазийского города Лампсака. Ученый пришел к этому выводу, изучая весовые системы различных греческих городов и колоний. В основе соотношения между весом панагюриштенских сосудов и содержанием в них золота лежала персидская весовая система, а точнее: вес персидских монет — статеров, которые чеканились и в греческих городах Малой Азии. Вот такая причудливая история и путь этого тщательно сбалансированного по своему набору ритуальных сосудов сервиза.
16.



Клад из Панагюриште




А это уже другие находки.
17.
Экспозиция выставка Фракийское золото - Ожившие легенды

Ритон с протомой козла. Серебро, позолота. Греческая школа. Серебро, позолота. Конец V в. до н.э.
18.
Ритон с протомой козла
19.



Ритон с протомой козла




В верхнем фризе ритона изображена сцена убийства Орфея.
20.



Орнамент ритона с протомой козла




Возможно этот ритон, как и множество других изделий, оказался во Фракии в качестве дипломатического дара – в период Пелапонесских войн афиняне отчаянно нуждались в военной поддержке одрисских  (фракийских) правителей.

Метафоры Орфея являют образ Учителя, посвящающего фракийцев-аристократов стать после смерти посредником между этим и тем миром. Сохранились следы святилища Орфея у подножия гор Родопи у с.Татул. Это был целый священный город с пещерными храмами и трех этажными зданиями. По преданию на его могиле – в скальной пещере, пересеченной пирамиде пророчествовала голова фракийского Орфея. Святилище существовало еще около 6000 лет назад, гораздо раньше, чем оракул в древнегреческих Фивах.
21.
Ритон с протомой козла

Канфар. Серебро, позолота. Последняя четверть V в. до н.э.
22.
Канфар. Серебро, позолота. Последняя четверть V в. до н.э.

Ручки прикреплены к устью двумя позолоченными атташами с изображением Силена, спутника и воспитателя Диониса. На сосуде изображена два мифа – о Диоскуриях и убийстве Орфея. Как мы видим миф об Орфее довольно популярный для тех времен. Орфей является самой яркой персонификацией эллинского взгляда на фракийскую древность, что явно подпитывает древнегреческое мифотворчество. Кстати, миф об Орфее появился на несколько веков ранее, чем его начали использовать в греческой мифологии.
23.
Серебро, позолота. Последняя четверть V в. до н.э.

Ритон с протомой оленя. Серебро, позолота. IV в. до н.э. Под устьем проходит фриз, на котором представлены лев и грифон. За ними два козла. В этом ритоне бросаются в глаза не пропорционально малые по размерам ноги оленя.
24.
Фракийские сокровища
25.
Ритон с протомой оленя
26.


Ритон с протомой оленя



Фиала. Серебро, позолота. Начало III в. до н.э. С внутренней стороны фиалы на омфал посажена серебряная с позолотой эмблема головы сатира.
27.
Фиала. Серебро, позолота. Начало III в. до н.э.

Изящная вещь…!
28.
Фиала
29.
Фиала

Это лебес. Серебро, позолота. Начало IV- III в. до н.э. Такие сосуды использовались на свадебных церемониях, также их дарили победителям состязаний. Не догадываетесь откуда пошли современные спортивные кубки?)
30.


Лебес



Любопытный полусферический сосуд с растительным орнаментом. Серебро, позолота. Вторая половина IV в. до н.э.
31.
Полусферический сосуд

Серебряный кувшин в форме еловой шишки. Серебро. IV в. до н.э. Найден в Могиланской могиле, г.Враца. Шишка интерпертировалась как вакхический символ. В обрядах связанных с Дионисом такие сосуды использовались как ритоны.
32.



Серебряный ритуальный кувшин в виде еловой шишки



Краснофигурные лекифы. Лекифы – это сосуды характерной формы для благовоний и ароматических масел. По всей видимости лекифы использовались также и в погребальных обрядах, поскольку их находят в самих захоронениях.
33.



Краснофигурные лекифы



Белофонный лекиф. Керамика. Около 460-450 гг. до н.э. На белом фоне изображена сцена «Посещение захоронения». Именно белофонные лекифи использовались исключительно в похоронных обрядах.
34.


Белофонный лекиф



Лекиф краснофигурный. Керамика. 360-340 гг. до н.э. Некрополь Апполонии Понтийской (г.Созополь). Центральная часть таких изображенных сцен обычно являет Эрота и одну-двух женщин.
35.
Краснофигурные лекифы
36.
Краснофигурный лекиф
37.


Краснофигурный лекиф



Килик. Серебро, позолота. V в. до н.э. На дне сосуда в лавровом венке изображена сцена отъезда Прекрасной Елены в Египет. По сюжету мифа Гермесу было поручено обмануть Париса, и Гермес создал мистический фантом Елены, который Парис и увез в Трою.
38.
Килик. Серебро, позолота. V в. до н.э.

Килик. Серебро, позолота. Около 430 г. до н.э. Сюжет изображенный на дне сосуда представляет фракийца Орфея, который аккомпанирует себе на кифаре (лире). Он задумчиво созерцает перед собой юношу, что возлежит перед ним. Сюжет подчеркивает церемониальный мужской характер посвящений.
39.
Килик. Серебро, позолота. Около 430 г. до н.э.
40.
Экспозиция краснофигурных лекифов
41.
Экспозиция краснофигурной керамики

Кратер краснофигурный. Керамика. 435-420 гг. до н.э. Сюжет представляет из себя шествие с музыкой и танцами, характерное для праздников Диониса в древней Греции. Во Фракии Дионис – покровитель жизни и смерти в потустороннем мире.
42.
Кратер краснофигурный
43.
Кратер краснофигурный
44.
Кратер краснофигурный

Кувшин-амфора. Керамика. Середина  IV в. до н.э.
45.
Кувшин-амфора

Кратер. Керамика. Вторая-третья четверть IV в. до н.э.
46.
Кратер краснофигурный

Кувшин с изображением Эрота. Керамика. 360-340 гг. до н.э.
47.
Кувшин с изображением Эрота
48.
Кувшин-амфора

Серебряная амфора. Серебро, позолота. Середина IV в. до н.э. Вертикальные ручки крепятся к горловине и основе амфоры атташами в виде головы Пана.
49.


Серебряная амфора



Канфар. Серебро, позолота. Середина V в. до н.э.
50.
Канфар

Терракотовые статуэтки. Керамика. IV-III в. до н.э.
51.
Терракотовые статуэтки. Керамика. IV-III в. до н.э.

Терракотовые маски с изображением Сатира и Аттиса во фракийском головном уборе. Керамика. 360-340 гг. до н.э. Некрополь Апполонии Понтийской (г.Созополь).
52.
Терракотовые маски с изображением Сатира и Аттиса во фракийском головном уборе.

Чаша-рог в форме головы барана. Серебро, позолота. Начало III – I в. до н.э.
53.
Чаша-рог с изображением барана

Изящная вещица. Какая тонкая работа!
54.
Голова барана

Ритон в виде головы барана. Серебро, позолота. Около 410 г. до н.э.
55.
Ритон в виде головы барана

Ритоны с завершение в виде головы барана были очень распространены в древнем мире. Очевидно это связано с популярностью мифа о золотом руне в те времена. Голова бараны выполнена с исключительной пластичностью и точностью. Техника гравировки и чеканки указывает на время изготовления на IV до н.э. и эллинским мастером. Вероятно, эти предметы изготовили в Элладе в качестве дипломатических даров фракийскому правителю.
56.
Ритон в виде головы барана

А это вещи из погребения близ с. Синаморен. Середина III в. до н.э. В 2006 г. здесь было обнаружено одно из самых богатых захоронений эллинского периода. Оно было женским, и осуществлено после кремации. В еще теплый пепел было положено около 180 золотых и 30 серебряных предметов, множество керамических даров. Захоронение принадлежало, по все видимости, богатой фракийской аристократке.

Золотой венок. Венок состоит из ленты, в которую вставлены золотые листья, плоды и розетта цветка мака.
57.
Золотой венок

А это фото сделано через большую установленную увеличительную линзу. На пластине прямоугольной формы изображена миниатюрная скульптурная композиция колесницы с двумя запряженными конями. Управляет колесницей, держа поводья Ника – богиня Победы. Виртуозная и мастерская работа. К моему сожалению, снять так, чтобы передать все это совершенство этого истинного произведения искусства не совсем удалось.
58.
Богиня Победы - Ника - микроскульптурная композиция (снято через увеличительное стекло)

Ожерелье. Золото. Использованы крупные подвески амфорообразной формы (5 шт.) и крупные и мелкие бусины (48 шт.). Мой взгляд надолго задержался на этом ожерелье. Чем дольше я всматривался в это украшение, тем отчетлевее перед моими глазами начинал вырисовываться смутный но конкретный образ этой женщины, затерянный во Времени… Необычное ощущение…
59.
Ожерелье

Совершенно чУдное ожерелье с подвеской в виде головы быка. Замечательно выполненная тонкая и изящная работа.
60.
Ожерелье с головой быка

Диадема с пластиной в центре. По обеим сторонам пластины в орнаментальный рельеф вписана надпись на греческом языке «Мастер Диметриос сделал для Кортодзунтоса». В мире найдется немного текстов, относящихся к фракийскому периоду.

Представьте это диадему на голове прекрасной фракийской принцессы!... ЗдОрово!... Я представил)
61.
Диадема

Другие клады и более поздние…

Так называемая шейная гривна. Шейная гривна – это украшение в виде обруча, носившаяся на шее. Золото. III в. Замечательное украшение.
62.
Шейная гривна

Золотой браслет. III в. Золотая округлая пластина в которую вплавлены золотые монеты римских императоров.
63.
Золотой браслет с инкрустацией золотых монт римских императоров

Массивный золотой браслет. Сколько золота на такой изящной женской ручке!)
64.
Массивный золотой браслет

Золотая крышка. Золото, халцедон. III в. Серьги, кольца, шпилька для волос, подвеска.
65.
Золотая крышка. Золото, халцедон. III в.

А это – трогательный клад женских украшений в сосуде в форме граната. Гранат является символом потустороннего блаженства. В мифологии он связан с Персефоной, которая не смогла устоять перед искушением и попробовала его из рук Аида, за что и была вынуждена проводить часть своего времени с ним. Во время элевсинских посвящений жрецы Диметры, матери Персефоны, были увиты веточками граната, и он для них был запрещен для употребления.
66.
Клад женских украшений в форме граната

Серьги. Золото, халцедон.
67.
Серьги. Золото. Халцедон.

Статуэтки-солонки. Серебро, позолота. Кроме того, они использовались для религиозных обрядов культа Ларов – покровителей домашнего очага и общины в целом.
68.
Статуэтка-солонка
69.
Статуэтки-солонки. Серебро, позолота. III в.

Скульптурная голова Юлии Месы. Серебро. Первая четверть I в. Мать Юлии Соемии, бабушка римских императоров Гелиогабала (с 218 г.) и Александра СевЕра (с 222 г.).
70.
Скульптурная голова Юлии Месы. Серебро. Первая четверть I в.

Статуэтка Геракла. Серебро. II в.
71.


Статуэтка Геракла. Серебро. II в.



Статуя Эрота. Бронза. II в.
72.


Статуя Эрота. Бронза.



Прекрасная работа!
73.
Эрот

А это декоративная пластина с бюстом Минервы в анфас в доспехах, на голове у неё коринфский шлем. Поверхность плиты занята богатым и затейливым резным и рельефным декором на тему сражений и участия в них богов. Возможно использовалась для украшения на боевой колеснице. Минерва – богиня мудрости в римском пантеоне, в греческом соответсвует Афине Палладе-воительнице. Медный сплав. II-III в.
74.
Декоративная платина с бюстом Минервы

И в заключении, так назывемая вотивные плиты с изображением Фракийского всадника (Хероса), архетипного образа фракийцев, как символа свободы, воинской доблести этого народа.
75.
Фракийский всадник (Херос)

А в этом изображение не угадывается ли образ Георгия Победоносца!? По мне так угадывается)
76.
Фракийский всадник (Херос)

Заключительной фоткой этой второй части моего рассказа о выставке Фракийского Золота захотелось сделать именно эту…
77.
Впечатление


Источники:
Сайт Исторического музея с анонсом выставки: http://www.shm.ru/ev109750.html
Фракийские клады Болгарии. Подробный и интересный рассказ о самых разных находках на фракийской земле: http://www.liveinternet.ru/community/geo_club/post249676588/
Информация о фракийцах как народе: http://moldova-mare.com/rus/histor.php?id=2
Кое-что академическое о фракийцах: http://hvac.livejournal.com/267794.html
Материалы форума Rodstvo.ru: Кто такие фракийцы: нажать сюда
О святилище Орфея: смотреть здесь http://www.letun.ru/guide/country/Bulgaria/articles/page/3/8348
Материалы самой выставки о фракийском золоте.


Часть 1 Фракийское золото. Ожившие легенды или тайны древнего народа.

© Vladimir d’Ar

Рубрики:  по миру


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

библиофилка   обратиться по имени Вторник, 12 Ноября 2013 г. 22:18 (ссылка)
очень понравилось!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку