Химчистка организма по методу Валентины Кондаковой Лет 10 назад мне посчаст...
Компьютерная грамотность - (7)...се ля ви... - (1)
Привет! Привет… Ну, здравствуй, как живёшь? Да как всегда, гоню вперёд на красный. А как сама?...
Петербуржец - особый тип человека - (11)Потеряла свой пост, теперь цитирую:)) (Мнение специалиста по биоэнергетике) Почему пете...
Волшебство кружения в Суфийском танце |
Времена изменились: в танце дервишей теперь кружатся женщины
Я увидела ее недавно — в восхитившем меня David Michalek’s проекте Slow Dance – великолепном, чрезвычайно эстетском, выполненном на высоком технологическом уровне шоу. Для канадского шоу готовились по специальной технологии перформансы местных, канадских танцовщиков – среди них была Mira (Burke) Hunter — женщина из клана Мевлеви суфиев – кружащихся дервишей.
Живет она в Канаде, в городе Ванкувер. Она — visual artist. Абсолютно современная молодая женщина, учившаяся в NSCAD и Yale, получившая градюэйшен BFA in Interdisciplinary. Участие в фестивалях: Montreal Jazz Festival, the Vancouver Folk Festival, the Montreux Jazz Festival and the Paleo Festival и др. – от Нью-Йорка, Лондона и Японии. Ее, в содружестве с мужем-компьютерщиком, эксперименты и поиски путей отражения динамики традиционного суфийского кружения средствами компьютерных технологий и вовсе показались мне родственными. Я была заинтригована.
Мевлеви? Я знала, что мевлеви — одна из сект ислама, танцевальная музыка и кружение которой когда-то признавались «грешными» и были предметом споров и строгого порицания со стороны исламской правящей элиты во времена Оттаманской Турции. О послушниках мевлеви также было известно, что они подвергали себя долголетнему самоотречению, самоистязанию и тренировке в сема (ритуальный танец дервишей). Они били себя кнутами, чтобы иметь раны на плечах и груди, а потом торговали ими, предъявляя их на городских базарных площадях.
Мало того, раны нещадно растравлялись путем прикладывания лба во время молитвы к восьмиугольному кирпичу, чтобы все видели печать усердия (буквально) и чтобы никто не смел сомневаться в их превеликом рвении в служении Аллаху… «Они плясали в кругу, вопили и просили подаяния. Им бросали остатки пищи и медь”, — так писал один из европейских путешественников. Я была слегка озадачена: я считала, что в ритуальном кружении дервишей могут участвовать только мужчины…
В одном из интервью Mira рассказывает, что кружилась чуть ли не с пеленок. Однако традиционное серьезное обученение ее началось в 16 лет — под руководством отца Raqib Burke и шейха Jelaladdin Loras… Mira Hunter with Mercan Dede at Etnos Sur Festival, 2003. Еще в начале 20-го века в Турции, Египте и Сирии существовали школы и ответвления ордена мевлеви, где готовили семазенов, но принимали в них исключительно мальчиков-подростков, или уже взрослых мужчин, решивших стать дервишами.Преемущественно все они были выходцами их семей мевлеви.
Так поддерживалась и продолжает поддерживаться клановость. Первым испытанием, которому подвергался кандидат, называлось “обморочным”. Это семидневное пребывание в тесной и темной келье, откуда испытуемый выходил только для омовения перед молитвой. Это было испытание на способность терпеть лишения, трудолюбие и прилежание.
Принятому в школу давались наряду со знаниями философии учения и навыки ритуала кружения. Занимал этот процесс обучения в среднем месяца четыре и больше: каждый день по два часа утром и вечером. Учили по методике «гвоздя и тростника». Устойчивость при вращении отрабатывалась на специальных досках, в которые были воткнуты гвозди. Семазен отталкивался от пола ногой, называемой “чакр”, или “колесо”, придавая себе ускорение, другая же нога, опорная, оставалась неподвижной.
Пальцами этой ноги танцующий охватывл стержень, вбитый в центр доски. Остальные гвозди были вбиты по окружности на некотором удалении о центра, достаточном для свободного движения правой ноги дервиша, поэтому пораниться можно было только, если потеряно равновесие. В современном обучении гвозди заменяют гибкими пластиковыми прутиками, однако процесс подготовки дервишей не стал от этого проще. Ученик-семазен, приступая к занятиям, целует центральный гвоздь и гладкую поверхность доски, прося тем самым Аллаха устойчивости в движении.
Неверные движения рук семазенов также наказывались — ударом тростникового прута. Его сухой щелчок должен был напомнить ученикам о необходимости правильно держать руки. Таких школ когда-то было множество, затем они практически исчезли, но теперь на волне огромного интереса к наследию Мевланы Джалал ад-Дина Руми они возникают вновь.
Времена изменились: теперь позволено женщинам быть не только зрителями, но и танцевать-кружиться, а потому Mira Hunter, сейчас живя в Стамбуле, изучает суфизм под руководством шерифа Baba Catalkaya… Достаточно часто Mira выступает вместе со знаменитым Mercan Dede.
Возбуждающая, дикая смесь электроники и турецкой суфийской музыки, которую производит Деде, заставляют людей на танцполах лучших клубов Европы кружиться не хуже дервишей. В Канаде (Монреале) он впервые попробовал себя в роли DJ, играет на традиционных турецких инструментах, таких как нее, бендир, зарп, уд. Arkin Ilikah (настоящее имя музыканта) родился в 1966 году в городе Бурса, закончил Стамбульский университет, а переехав в Канаду, занялся сочинением “суфийского эмбиента”. Музыка Mercan Dede как нельзя кстати подходит для тех танцев, которые исполняет Mira.
Это реально медитативная музыка, способствующая вхождению в трансовое состояние — с обилием традиционных турецких инструментов, пением, “посаженная” на современную ритмическую основу. Дудочки, различные аутентичные щипковые инструменты, скрипки, трубы плюс отменная электроника, экстатические речитативы на турецком… Звучит классно и круто! А вместе они, танцовщица и музыкант, — это захватывающее, уникальное, авангардное зрелище!
Теперь несколько слов о ритуале, который меня интересует не с точки зрения особенностей религии, а как своего рода “психотехнология медитации в движении”.
Ритуал мевлеви, сообщает wikipedia, состоит из декламации стиха во славу Пророка, музыкальных импровизаций и исполнения «вертящегося» танца, за этим идет вторая часть из четырех музыкальных и танцевальных разделов, именуемых селам, которые завершаются инструментальной музыкой и рецитацией Корана вместе с творением молитв.
Согласно канону, сема происходит в специальном помещении, называемом Семахане. Это просторный квадратный зал, пол которого выслан плотно подогнанными дощечками орехового дерева, отполированными частыми исполнениями семы. Сема начинается появлением семазенов в высоких цилиндрических шапках и темных широких кофтах поверх белого ритуального одеяния.
В ожидании шейха они выстраиваются в линию по периметру Семахане. Шейх — олицетворение Мевлана. Он одет в черное платье, в войлочном колпаке с плоским верхом, обвитом лентами черного и зеленого цвета наподобие чалмы. После традиционного намаза он зачитывает одну из месневи Руми, звучащую как назидание дервишам и присутствующим, а потом занимает отведенный ему пост и произносит молитву сидя.
Когда она окончена, один из дервишей-музыкантов встает и читает газель Мевланы из “Дивани Кебир”. Затем исполняется соло на свирели. Ей вторят другие инструменты, звучит прелюдия… Вот шейх ударил ладонями о пол — и дервиши с молитвой в сопровождении струнных инструментов трижды обходят зал по периметру…
Вначале их походка символически тяжела… Постепенно в процессе кружения тело становится все легче и легче… Но прежде, чем дервиши начинают ритуальное вращение, они снимают черные кофты — действие символизирует освобождение души и готовность к восприятию высшей истины. Семазены поочередно целуют руку шейха, а он, благословляя дервишей, целует их головные уборы…
Глава начинает нараспев читать или петь религиозные песни. Под ритмичный стук барабанов вся линия хлопает в ладоши и делает движения головой от плеча к плечу, периодически на выдохе выкрикивая: “аллА-а, аллА-а”… Маятник раскачивается все глубже и глубже, с большей амплитудой… Когда шейх замечает признаки транса, он резко и громко вскрикивает: “Х-А-АЙ”, выводя из оцепенения: осознанность, осознанность, осознанность — в любое мгновение вращения, в каждую секунду она должна присутствовать.
И вот начинается собственно ритуал кружения.
Первоначально руки танцующих скрещены на груди, затем после нескольких поворотов их поднимают вверх и раскрывают в стороны. При этом ладонь правой руки направлена вверх, а левая — вниз. Глаза дервишей полуприкрыты или обращены вверх (они сами естественным образом закатываются, вы можете видеть лишь глазные белки танцующего). Они кружатся, чуть наклонив к плечу голову, тем самым слегка придавливая сонную артерию, что влияет на циркуляцию крови, помогая естественным образом входить в трансовое состояние.
По ходу ритуала четырежды останавливаются — эти паузы называются “селями” (приветствия). Первая символизирует познание существования создателя. Вторая — знак восхищения вселенной. Третья — в знак любви, порожденной этим восхищением, это переход в состояние бесконечного творения. Последнее приветствие посылается душе, покинувшей плоть для слияния с Богом.
Во время этой паузы происходит сольный выход шейха в центр зала. Несколько вращений в невероятно быстром ритме. Во время этого заключительного аккорда все замирают на вдохе. Апофеоз длится несколько секунд — еще один миг — и облегченный выдох… Шейх возвращается на свой пост…
Есть три ступени ритуала, каждая из которых доступна определенной категории в дервишеской иерархии. Первая, низшая, естественная сема — когда слова и музыка приводят исполнителей и слушателей с состояние радостной эйфории. Второй ступени — духовной семы — могут достичь лишь те, кто способен вникнуть в божественные откровения и постигшие духовное совершенство. Высшая же степень ритуала — это божественная сема — дервиши-учителя и шейхи внемлют божественным тайнам…
Последователи Мевлана Джелаледдин-I Руми до сих пор используют танец-кружение для освобождения духа от тяжести плоти, для выражения своего ликования и благодарности богу за сам факт человеческого существования. Они знают и верят, что эти чувства высочайшей пробы могут быть достигнуты только в мастерстве танца, символизирующего вечное движение Духа…
Теперь среди клана кружащихся дервишей есть женщина — Mira Hunter из канадского Ванкувера.
Источник" |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Кирилл_Борисов
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |