-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lara1960

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Неизвестная_Планета Camelot_Club Искусство_звука Книга-лучший_друг
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) WiseAdvice

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2015
Записей: 21759
Комментариев: 268
Написано: 22727


ародный Петербург конца ХVІІІ и начала ХІХ го веков в изображении живописцев и граверов.

Четверг, 15 Июля 2021 г. 17:54 + в цитатник
Цитата сообщения Bo4kaMeda Народный Петербург конца ХVІІІ и начала ХІХ го веков в изображении живописцев и граверов.

Bo4kaMeda


01




02


Петербург начала XIX века, даже в центральных частях, был растущим, обстраивавшимся городом. Только к концу 1820-х годов приобрелъ он более или менне законченный облик; в это время уже выстроены были все огромные здания дворцов и правительственных учреждений, которые до сих пор составляют украшение Петербурга.

Тем не менее это уже был город классической архитектуры, хотя нередко и в центре города ряд каменных дворцов с колоннами и барельефами нарушался пустырями или ветхими развалинами, уцелевшими со времен основания Петербурга.


Главные улицы были замощены и чисты. По ним были расставлены фонари, где по ночам горело конопляное масло.На этих улицах сосредоточивалась вся придворная и официальная
жизнь Петербурга. Даже магазины не нарушали аристократическаго облика центральных кварталов. Торговля была сосредоточена в немногих частях города, преимущественно в Гостином дворе. Казенные здания чередовались с частными домами, не уступая друг другу в великолепии.

Огромный строительный размах, привитый Петербургу Императрицей Екатериной II и поддержанный Александром I, сказался прежде всего в дворцовыхъ постройках. Затемъ в том же масштабе начали строиться правительственныя учреждения, — биржа, адмиралтейство,
Сенат и Синод, казармы, Императорские театры, здания министерств и т. д.



03


Весь гравюрный и рисуночный материал делится на два разряда. Есть изображения нового Петербурга, центральных частей города, украшенных созданиями Кваренги и Томона; словомъ изображение красоты города, его построек, а не его жизни.

Есть и противоположный материал, более рисуночный, чем гравюрный. Различные художники, в большинстве иностранцы, более остро чувствовавшие своеобразие народной жизни Петербурга, изображали захолустные площади и окраины города, улицы, окаймленные деревянными низкими домиками, иногда даже избами, народныя забавы, катанье на
шершавых клячах, грубое народное веселье. Они не только не прикрашивают, но и не сохраняют полного беспристрастия—в каждомъ рисунке есть черты несомненного шаржа, почти карикатуры. Однако эта карикатурность не только не ослабляет достоверность, но наоборот оттеняет ее.



04


Въ последнее десятилетие XVIII века в Петербурге работал отличный рисовальщик Кнапп. Он не отличался мастерством, свойственным аристократическим художникам XVIII века, но обладалъ большой наблюдательностью и пониманием местного колорита. Кнапп принадлежит всецело к карикатуристам быта; в его творчестве нет ничего прикрашенного, салонного: он видит подлинное лицо жизни и передает его с точностью венециановца или, еще ближе, с юмористической подчеркнутостью П. Федотова.

Онъ изображает уголки захолустного Петербурга, далекие от центральных кварталов. Его Петербургъ не знает мостовых, завален снежными сугробами и грязью. Здесь нет
правильной планировки; деревянные срубчатые дома лепятся неровными рядами. Кнапп показывает нам деревянный Петербург, имеющий вид стариннаго русскаго города, близкій
к Москве XVII века, какой она встает в картинах А. М. Васнецова. Из его рисунков мы узнаем, что в Петербурге, еще въ І790-х годах, существовали целые бревенчатые кварталы. Над воротами с дощатыми калитками высились иконы в пышных окладах с лампадками на изогнутом стержне. В узких и высоких бревенчатых домах обывателей были светелки и терема, деревянные крытые крыльца, дощатые крыши...



05


Еще более драгоценный материал по быту и типам старщго Петербурга дал X. Гейслер. В 1801-м году он выпустил большую серию раскрашенных гравюр, изображающих уличные типы Петербурга.

Фоном для них послужили целые картинки петербургской жизни, дающие неистощимый материал для выводов и наблюденій. Гейслер изображал преимущественно торговцев, разносчиков самых разнообразных специальностей.

Гравюры Гейслера исполнены точно и с большой наблюдательностью. Он объективнее Кнаппа, его подход серьезнее; только в изображении лиц он допускает сплошь и рядом карикатуру.



06


Разносчиков мы видим и на других гравюрах: Патерсена, Аткинсона и др.

Въ смысле типов интересен рисунок Патерсена, исполненный в 1806-м году и изображающій Каменный остров. Очень любопытно это изображеніе окрестностей Петербурга, тогда еще пустынных островов, украшенных отражающимися в вод дворцами и массой зелени. Другой
рисунок Патерсена, исполненный после 1810-го года, когда уже была закончена
постройка здания биржи Томона, представляет любопытнейший уголок старого Петербурга — Васильевский островъ у биржи.

Сюда подъезжали иностранные корабли, привозили заморские товары и тут же на берегу Невы шел торг. Петербуржцы, даже из высших кругов, весной спешили на конец Васильевсоаго острова, где выгружались только что привезенные заграничные товары, начиная от вин и кончая попугаями и пальмами.

Патерсен изобразил это гулянье светского Петербурга, лодочников, предлагающих господам прокатиться, и тихую Неву, отражающую корабли и колоннады побережных зданий.



07


Рисунок, изображающий любимую народную забаву в старину, теперь забытую игру в свайку. Всѣ фигуры типичны, сцена может быть взята с натуры. Особенно хорош щеголь в ямщицкомъ костюме, с цветами на круглой шляпе, с рукавицей, заткнутой за пояс. Но художник, привыкший к изображению атлетических классических фигур так же взглянул и на уличные типы, ухитрился даже сделать им костюмы, близкие к античным. Таков юноша, бросающий свайку, и особенно кучер или конюх, с лошади взирающій на игру...



08


Самым любимым развлечением было катание с гор. Горы эти, как показывает гравюра, представляли целые архитектурныя сооружения с башнями-террасами, с длинными раскатами. На верху в 6еседках играли музыканты.

Другим излюбленным развлечением были качели или карусели. Вся примитивность их устройства видна на гравюре; двигателем являлась пара мужиков, вращавших толстое бревно-ось. Карусели строились в огромном количестве, — тянулись в два ряда через всю площадь гулянья. Затемъ строились балаганы, зверинец, появлялся неизменный, вечноюный
Петрушка. Между всеми этими увеселительными учреждениями раскидывались лотки с лакомствами, расставляли свои столы сбитенщики...



09


Въ зимнее время было развито катание на коньках, причем катком служилъ ледъ Невы.
Здѣсь изображено катанье в 1820-х годах. Зто было преимущественно занятием молодых людей из общества, щеголей, приезжавших на своих выездах, съ лакеями, катавшихся с большими муфтами для согревания рук.

Однако, барское развлечение собирало большую толпу зевак из простонародья, привлекало сбитеньщиков, торговавших согревающим напитком...



10


Народный бытъ Петербурга привлекает внимание наблюдателей своими наиболее красочными, завещанными прошлым, чертами. К таковым нужно отнести совместныя бани, зарисованныя художником в виде какого то Дантовскаго ада, с массой обнаженных, классически сильных и правильных фигур.



11


Очень интересен рисунок, изображающие Пажеский корпус и разъезд пажей. Особенно хороши на нем фигурки инвалида-сторожа у ворот, и степенного дворянского семейства, пережидающего выезжающий экипаж.



12


Ночная жизнь Петербурга находила мало изобразителей. Однако есть гравюра, изображающая Мойку у Полицейскаго моста в лунную ночь. Покой спящей столицы прекрасно передан, дома и обелиски моста бросают темные густые тени. Освещенные луной улицы пустынны, только запоздалая карета переезжает мост, да проезжает на лошадях
патруль. На гранитном берегу прикорнул сторож. Но река еще живет, по ней разъезжают лодки с многочисленными гребцами...



13


Довольно заметную роль в жизни Петербурга играли театры.

Когда «на театре» давалось представление, к театральному зданию тянулся со всех концов Петербурга длинный черед экипажей. Экипажи останавливались под колоннадой, у самых дверей. Каждая семья приезжала в театр с лакеями, хранившими верхнее платье господ.
Всевозможные экипажи располагались на обширной площади, где устраивались зимой для кучеров «грелки» и разводились костры.

Люди малосостоятельные приезжали к театру на скромных городских санях, познатнее — в каретах, и, наконец, вельможи и богачи подкатывали цугом с двумя ливрейными лакеями на запятках. К театру собирались сбитенщики и разносчики, и бойко торговали среди кучеров
и лакеев.

При выезде из города были заставы с полосатыми шлагбаумами. Тут сторожа инвалиды опрашивали и записывали проезжих,—кто, куда едет и за какой надобностью.
Окрестности Петербурга были слабо заселены. Здесь были раскинуты загородные дачи, в своем устройстве подражавшие летним царским резиденциям — Петергофу, Ораниенбауму и Павловску. Летомъ каждый день, то здесь, то там устраивались празднества, собиравшие большое количество приглашенных, которых занимали музыкой, пением крепостного
хора, а по вечерам — иллюминацией. От этих дач теперь почти ничего не уцелело, все пожрал разросшийся город.

Таков гравюрный и рисуночный материал, позволяющий восстановить почти исчерпывающую картину уличного быта старого Петербурга!



14




15




16




17




18




19




20




21




22




23




24




25




26




27




28




29




30




31




32




33




34




35




36




37




38




39




40




41




42


rusneb
narod.ru

.
Рубрики:  СПБ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку