-Метки

android bluetooth facebook google microsoft new york times online playstation playstation 4 банк ввп вести видеоигра видеоигры владимир владимирович путин владимир путин владимирович война вооруженные гаджет геймер геймерство государства государство греция деньги европейский европейский союз ес закон игил игра игромания игры интерфакс исламское государство как киев компьютерная компьютерная игра компьютерные компьютерные игры конфликт мвд мвф мид минобороны москва на нато новороссия новости нтв обстрел общество онлайн оон передаёт политика порошенко последние президент президент россии президент рф происшествие прокуратура расследование риа россии российская российская федерация российской россия россияне рф санкции сепаратизм сепаратисты смартфон смартфоны сми сообщает сообщение спорт ссср ссылкой стратегии сша тасс телефон украина украинцы украины ученые фотки фото фотографии франция футбол экономика

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ла-почка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 7803


Воздушные конвои по авиатрассе Аляска — Сибирь

Среда, 15 Июля 2015 г. 02:17 + в цитатник

 

Задолго до встречи на Эльбе в глубоком сибирском тылу действовала проходившая через полюс холода воздушная линия «второго фронта», по которой перегоняли американские боевые самолеты, поставляемые по ленд-лизу.

В первые дни Великой Отечественной войны СССР потерял 1200 боевых самолетов. В небе господствовала немецкая авиация.

Первые поставки Советскому Союзу американских и английских вооружений, в том числе самолетов, через Северную Атлантику показали ненадежность этого маршрута. Немцы, базировавшиеся в Северной Норвегии, топили суда. В начале 1942 года из 35 судов морского каравана союзников РQ-17 было потоплено 23. Вместе с ними в морскую пучину ушли 210 самолетов, 130 танков, 3350 автомашин и 100 тысяч тонн грузов...

А транспортировка по южному маршруту — через Индийский океан до портов Ирана занимала больше двух месяцев.

Президент США Рузвельт писал Сталину: «Если бы было возможно осуществить поставки самолетов из Соединенных Штатов в Советский Союз через Аляску и Сибирь, было бы сэкономлено большое количество времени...»

1 октября 1941 года в Москве был подписан Первый Московский Протокол о снабжении СССР. Закон о ленд-лизе был распространен на СССР 28 октября 1941 года, в результате чего Советскому Союзу был предоставлен заем на 1 млрд. долларов. В течение войны было подписано еще три протокола: Вашингтонский, Лондонский и Оттавский, посредством которых поставки были продлены до конца войны. Официально поставки по ленд-лизу в СССР прекратились 12 мая 1945 года. Однако вплоть до августа 1945 г. поставки продолжались по «списку Молотова-Микояна».

По заданию Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО) специалисты ГВФ, ВВС и полярной авиации изучили различные варианты направления воздушной трассы с Аляски. Выбрали маршрут через Чукотку, Колыму и Якутию до Красноярска. Там были крупные узловые пункты и сравнительно устойчивая погода.

9 октября 1941 года ГКО своим постановлением № 739с поручил создание этой трассы Главному управлению Гражданского воздушного флота, вручив его начальнику генерал-майору авиации В.С. Молокову мандат своего уполномоченного. 13 октября была сформирована, а 16-го уже вылетела в Иркутск первая группа специалистов во главе с опытным строителем Д.Е. Чусовым. Он был назначен начальником строительства Красноярской воздушной трассы.

В ноябре 1941 года началась реконструкция уже имеющихся аэродромов. В Красноярске удлинили две бетонные взлётно-посадочные полосы, сделали рулёжные дорожки, оборудовали самолётные стоянки. Был реконструирован аэродром в Якутске. Строительство новых аэродромов началось в 1942 году. Вдоль трассы (рис.1) строились узлы связи, радионавигации, метеорологические станции, уточнялись полётные карты.

Постановлением ГКО № 1657 от 26 апреля 1942 года и приказом Наркома обороны № 126 от 27 апреля Гражданский воздушный флот (ГВФ) был подчинен командующему Военно-Воздушными силами Красной Армии, и В.С. Молоков по должности стал его заместителем.

В июле 1942 года по строящейся трассе пролетел на американском бомбардировщике Б-25 Герой Советского Союза Владимир Коккинаки. Он доставил в Москву американскую правительственную комиссию для согласования вопросов по началу перегонки самолетов. Попутно проверялась готовность аэродромов и оборудования. Тогда же уполномоченный ГКО генерал-майор В.С. Молоков в подробной записке правительству и лично И.В. Сталину докладывал, что трасса в основном готова, осенью можно начинать перегонку.

В.С. Молоков 20 июля 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление № 2070 о завершении строительства трассы и начале перегонки самолетов. 23 июля на трассу вылетела комиссия ГУ ГВФ по обследованию и приемке аэродромов, возглавляемая инженер-капитаном А. Яновским. Она возвратилась в Москву 7 ноября, налетав по трассе 200 часов и попутно перевезя 48,5 тонны строительных грузов, радиоаппаратуры и 309 рабочих и сотрудников трассы.
В отчете комиссии записано, что к началу октября 1942 года на трассе введено 10 аэродромов: ранее действовавшие Красноярск и Якутск и 8 новых. Базовые — Киренск, Сеймчан и Уэлькаль, промежуточные и запасные — Алдан, Олекминск, Оймякон, Берелех и Марково. А также строятся запасные аэродромы с грунтовыми взлётно-посадочными полосами (ВПП) — Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хандыга, Зырянка, Анадырь. Некоторые из них только зимнего действия. Вывод комиссии: аэродромы можно считать принятыми во временную эксплуатацию.

В начале августа 1942 года в городе Иваново на авиабазе 6-й запасной авиабригады началось формирование 1-й перегоночной авиационной дивизии ГВФ, управления и подразделений Красноярской воздушной трассы (по постановлению ГКО № 2070с от 20 июля 1942 года и директиве замнаркома обороны от 3 августа). Начальником трассы и командиром дивизии назначили полковника И.П. Мазурука, известного полярного летчика, Героя Советского Союза. В дивизию входило пять авиаполков. Осенью лётный состав был перевезён на трассу. Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске.

И.П. Мазурук Место, где советские лётчики принимали эстафету по перегонке самолётов от американских коллег, находилось в городе Фербенксе. Здесь советскими специалистами производилась приёмка самолётов, и далее их перегоняли уже лётчики из СССР. Фербенкс, находящийся в центре Аляски, был выбран в качестве места передачи самолётов из-за его лучшей защищённости по сравнению с Номом в случае нападения японцев, которые летом 1942 г. оккупировали часть штата Аляска.

7 октября 1942 года из Фербенкса в Уэлькаль вылетела первая группа из семи истребителей Р-40 "Киттихаук", пилотируемых летчиками 1-го полка. На первом этапе ее лидировал на своем бомбардировщике В-25 (рис.4) полковник И.П. Мазурук. По разным причинам путь до Красноярска занял 33 дня. 16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа перегоняемых с Аляски американских самолетов. За время этого длительного перелета было потеряно два самолета, погиб экипаж 1-го полка: летчик капитан А.Д. Новгородский и штурман капитан Н.А. Шведов. Одновременно с перегонкой шло освоение американских самолетов и трассы.

 

 

Бомбардировщик В-25

 

Первая трудность, с которой столкнулись наши летчики, — все инструкции, наставления и памятки, а также надписи на приборной доске самолетов были на английском языке. Приборы показывали мили, футы и галлоны. Пришлось над каждым тумблером и прибором рядом с английской табличкой наклеивать надписи-переводы. На миллиметровках вычертили переводные таблицы и наклеили на приборные доски. Позже, привыкнув, автоматически переводили мили в километры, футы в метры, галлоны в литры.

Пилотам пришлось основательно осваивать радиоаппаратуру, чему их прежде не учили. Надо было заново отрабатывать технику взлета и посадки: у всех отечественных самолетов было два основных колеса и опорное хвостовое, у американских третье колесо было переднее.

На АлСибе бомбардировщики и транспортные самолеты перегонялись по одному, или группами по два-три самолёта, истребители летали группами, которые вели лидеры — бомбардировщики. Из Красноярска бомбардировщики перегонялись на фронт своим ходом, а истребители — в разобранном виде по железной дороге.

 

 

Типовая перегоночная группа

 

10 января 1943 года 1-й перегоночный авиаполк, работавший на участке от Фэрбенкса до Уэлькаля, был переведён в подчинение военной приёмке ВВС на Аляске. В июне этого же года было образовано управление воздушной магистрали Москва — Уэлькаль под началом генерал-майора Александра Александровича Авсеевича, так же назначенного заместителем начальника главного управления Гражданского воздушного флота. И.П. Мазурук остался командиром дивизии. Красноярская воздушная трасса стала именоваться Воздушная трасса Красноярск — Уэлькаль. Руководить ею стал генерал-майор И.С. Семёнов. Соответственно, трасса и 1-я перегоночная авиадивизия подчинялись управлению воздушной магистрали Москва — Уэлькаль. 23 августа 1943 года ГВФ из подчинения ВВС КА был передан в подчинение командующему авиации дальнего действия (АДД). 5 июня 1944 года, на посту командира дивизии И.П. Мазурука сменил полковник А.Г. Мельников, а 1 октября место И.С. Семёнова занял Герой Советского Союза генерал-лейтенант М.И. Шевелёв.

В июле 1943 года начальником трассы был подписан приказ о формировании управления аэропортами 1 класса (Киренск, Якутск, Сеймчан, Уэлькаль). По штату им полагалось два легковых автомобиля, шесть грузовых, 12 специальных и четыре трактора; личный состав — 100 военнослужащих и 127 вольнонаёмных. В августе под управление трассы был передан Красноярский аэропорт 1 класса, до того находившийся в ведении ВВС. В аэропорту располагалась Харьковская военная авиационная школа. В мастерских школы самолёты ремонтировали, перекрашивали, готовили к отправке на фронт. Также самолёты ремонтировали и готовили в мастерских на острове Молокова, на территории судоремонтного завода, в авиаремонтном заводе.

Осенью 1943 года вступили в строй пять аэродромов: Нижнеилимск, Витим, Теплый Ключ (Хандыга), Омолон (Кегали) и Анадырь. В Киренске, Якутске и Сеймчане взлётные полосы покрыли гудроном, некоторые аэродромы застилали сборными металлическими листами, доставленными из США. В 1944 открыли аэродромы Танюрер и Чаплине на Чукотке, а также Учур и Экимчан — на трассе Якутск — Хабаровск. В том же году улучшилось оснащение трассы радиосредствами: были установлены закупленные в США 25 передатчиков, пять приёмных радиоцентров, 11 радиопеленгаторов и две мощные радиостанции в Якутске и Сеймчане. Материальное обеспечение трассы происходило через порты в Магадане, Тикси, Провидения, Амбарчике и Уэлькале. Откуда по рекам и дорогам грузы развозились в 25 пунктов приёма. В 1945 году на трассе имелось пять основных маршрутов. Главный — из Красноярска в Уэлькаль, а также: Якутск — Хабаровск, Анадырь — Магадан — Хабаровск, Магадан — Киренск — Красноярск и Якутск — Тикси. Использовалось до тридцати аэродромов.

Летом 1945 года по трассе перегонялись самолёты для Забайкальского, первого и второго Дальневосточных фронтов и Тихоокеанского флота в обеспечение боевых действий против Японской империи. В августе поставки авиатехники из США по трассе прекратились, и 1-й перегоночный авиаполк перебазировался из Фербенкса в Марково. Перегоночная авиадивизия была расформирована в октябре 1945 года.

Перегоночные авиаполки. Американские лётчики доставляли самолёты до города Фербенкса на Аляске. В Фербенксе советская военная миссия принимала самолёты (рис.6). В США самолёт перегонялся от начального до конечного пункта трассы одним и тем же лётчиком, в отличие от СССР, где самолёты передавались по эстафете. Трасса от Фербенкса до Красноярска была разделена на пять этапов. Были созданы пять перегоночных авиаполков (ПАП) первой перегоночной авиадивизии ГВФ.

1-й перегоночный авиационный полк перегонял самолёты из Фербенкса через Берингов пролив до Уэлькаля. 2-й ПАП базировался в Уэлькале и перегонял самолеты до Сеймчана. 3-й ПАП — из Сеймчана до Якутска, 4-й ПАП — из Якутска до Киренска, 5-й ПАП — из Киренска до Красноярска. Передав самолёты соседнему полку, лётчики возвращались на свою базу транспортными самолётами специальной эскадрильи, которую позже преобразовали в 8-й транспортный полк. Недолго существовал на трассе 7-й ПАП, в котором лётчики перегоняли самолёты от начала до конца трассы, по примеру американцев. В итоге этот метод был признан неудачным, а полк расформирован. На советском участке трассы произошло 279 лётных происшествий, из них: 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Крупнейшей стала произошедшая 17 ноября 1942 года в Красноярском аэропорту катастрофа Ли-2 5-го перегоночного полка, в которой погибли 30 (по другим данным — 20 человек).

Причины потерь: сложные метеоусловия, плохое метеорологическое обеспечение, конструктивные недостатки и производственные дефекты (по этой причине потеряно 8 машин), неполная подготовка к вылету материальной части (потеряно 7 машин), плохая техника пилотирования в сложных метеоусловиях (потеряно 18 самолетов), недисциплинированность лётного состава (потеряно 8 самолётов), плохая организация полётов (потеряно 9 самолётов).

 

 

Самолеты в Фербенксе

 

Количественные показатели работы трассы. Общая протяжённость трассы от Фербенкса до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР — 5000 км. С завода в США до фронта в СССР самолёту приходилось преодолевать до 14 000 км.

Согласно отчёту дивизии по трассе АлСиба было доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Бомбардировщиков: В-25 — 729 штук, В-20 — 1355. Истребителей: Р-40 — 47, Р-39 — 2616, Р-63 — 2396, Р-47 — 3 штуки. Транспортных С-47 — 707, С-46 — 1 и 54 учебно-тренировочных АТ-6.

По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозяйственные и канцелярские принадлежности, почту (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.

По трассе АлСиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М.М. Литвинов и А.А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес.

За время существования — с октября 1942 по октябрь 1945 года по авиатрассе было перевезено 128371 пассажира, из них 17322 платных, 18753 тонн грузов, в том числе 9125 т платных и 319 тонн почты.

Источник

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку