-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LadyNova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2012
Записей: 107
Комментариев: 8
Написано: 121


Этнографический музей. Осеннее равноденствие. Продолжение.

Среда, 06 Октября 2021 г. 01:15 + в цитатник

Итак, продолжаем нашу прогулку

Латгальский поселок находится в конце главной аллеи, небольшой отрезок пути ведет через рощу, словно мы действительно из Видземе направились деревенской дорогой к Латгале. Впереди идут три колоритные дамы в народных костюмах, та, что слева по ходу движения утепляется, накидывая на плечи красочный платок, а я развлекаюсь, ловя на видео этот красивый, почти подиумный проход. Забавно, прохожие даже не замечают, что периодически перегораживают кадр, настолько все привыкли к "селфям". 

Однако, играя с зумом, получается довольно вразумительно. Не очень разобралась, как тут добавлять видео, но часть вмонтировала в обзорный ролик про ярмарку.

https://youtu.be/MeZrhJxSCso

Вот уже и приметный забор крайнего хозяйства латгальского поселка.

Напротив плакат с информацией о происходящем действии

Латгалия - древняя латвийская земля, занимающая почти четверть Латвии. Около трети населения Латвии проживает в Латгалии. Исторически территория Латвии к востоку от Даугавы, от границы ливов до границ славян, называлась Латгалией. Древняя Латгалия (ныне Видземе и Латгалия), находившаяся под властью Польши в 16 веке, называлась «Пардаугавским княжеством». 150 городищ Латгалии до сих пор свидетельствуют об укрепленных уездных замках. В Латгалии привычно используется латгальский язык, и это немного больше, чем просто диалект в противопоставление литературному латышскому языку. Там бережно хранят свою культурную и языковую традицию, ремесла, быт, развивают туризм. И обо всем этом приехали сегодня рассказать и показать. 

Весело и оживленно около стенда с игрушками

А напротив вышла на "прогулку" целая компания симпатичных ежиков

Общая картина довольно оживленная, несмотря на довольно рассредоточенную экспозицию - стенды расположились по всей немаленькой территории экспозиции поселка. Люди с удовольствием и интересом рассматривают, пробуют, обсуждают увиденное. 

Впереди, где я весной заглядывала и осматривала тогда закрытые постройки подворья, теперь, словно в настоящем деревенском хозяйстве, на заборе разместилась целая коллекция ярких горшков и кувшинов, прямо сверкают на осеннем солнышке!

Заглядываю во двор, где на широком и высоком крыльце объединенной хозпостройки словно синее латгальское озеро в зеленых берегах вдруг прилетело и опустилось отдохнуть как в старой сказке.

Сам мастер стоит возле коллекции ярких керамических пташек - свистков

Напротив построенный в 1860-х гг жилой дом крестьянина  Краславской волости.

Характерное для латгальского быта строение совмещает под одной крышей несколько функций. В этом есть смысл, зимы там холодные и снежные даже теперь. Сильно не побегаешь между хозпостройками, удобно когда все нужное под одной крышей. Дом построен очень добротно и основательно, даже снаружи видно, что длинный сруб состоит из нескольких частей. Крыльцо крепкое и надежное. В сенях есть свое небольшое оконце, и даже оно украшено красивым резным наличником.

В сенях видно, как крепки и надежны внутренние стены дома - целая крепость!

Общее расположение жилой комнаты приблизительно такое как и в видземском доме. В центре дома располагалась печь, соответственно в комнате справа это островок, по периметру которого делались все работы. Слева от двери напротив печи - кровать, дальше по периметру - обеденная зона. отгороженная шкафом светелка с кроватью и колыбелькой, еще одна кровать за печью. 

Около печи все тот же набор - стойка для лучины, стул с прялкой. Правда, моталку не видно (потом рассмотрела ее в помещении кладовки).

Но детали, как тут все в мелочах добротно и уютно! В полумраке между кроватью и обеденным столом пытаюсь запечатлеть сундук для приданого - совершенно невероятного по-латгальски зеленого цвета (вспомнили керамику во дворе!) с кованой отделкой, обведенной несколькими рядами завитушек-узоров.

Взгляд дальше - просто ноги подкашиваются от восторга! За зеленым сундуком обеденный стол, около него на спинке стула чудо расчудесное, настоящая, подлинная Крустпилская "виллайне" - это большой наплечный платок-накидка, способный укрывать стан обладательницы словно пальто или пончо. 

Это настолько соответствует виденному в любимой толстенной книге, где подробно описаны эти большие платки. Неужели же это тот самый экземпляр, по которому отрисовывалась ставшая уже каноном хрестоматийная схема? Вот это да! Чтобы понять, о чем речь, покажу картинку книжного узора и как это должно на фигуре выглядеть.

Мда, и при чем тут Крустпилс? От Крустпилс до Краславы чуть более 100 км, это нам сейчас час на машине, а в позапрошлом веке так далеко просто так не ездили, скорее тут хозяйка была привезенной издалека невестой. Тут работают люди, серьезно относящиеся к своей науке, и в случайный географический ляп как-то совсем не верится. Короче, у меня появились вопросы к преподавателям своих курсов. flirt

Но это я отвлеклась, а дальше у нас обеденный стол, добротная дубовая скамья, вышитый домотканый льняной рушник на богатой резной вешалке на стене и еще один бесподобный шкаф.

На стене образы святых - Латгалия - земля преимущественно католическая.

И - браво работникам музея! - такой живой, настоящий, бесподобно точный штрих - милая композиция полевых цветов на окне за скамьей.

Еще деталь - уже выходя в сени - на печке уютно устроились горшки.

Заглядываю в соседнюю кухню. Слева другая, хозяйственная часть печки. Эти печи очень хитроумно устроены, я имела возможность в свое время сама убедиться в великолепии такой непростой конструкции. Да что там - такая печь - произведение мастера и сердце дома. Система заслонок позволяет настроить обогрев разного количества теплых стенок, можно топить как плиту или как хлебную печь, несколько полок - поверхностей, где можно сохранить в разной степени тепла или сушить все, что нужно. За печью слева второй выход из комнаты на кухню, то есть, те, кто обитал за шторкой в дальней половине, могли спокойной пройти, не побеспокоив весь дом. 

Скамья, стол у окна,  разная нужная утварь. Все такое жилое и по уму устроенное, хоть сейчас живи тут!

В кладовой тоже много всего разного. И тут есть свет от самого маленького окошка этого дома.

В сенях висят маленькие лапти и связка бересты. 

Выхожу из жилого дома и заглядываю в клеть. Тут не огорожено, в маленькое помещение можно прямо зайти.

Различные емкости для хранения всевозможных припасов, большие закрома. Детали, детали...

Нет, ну нельзя же так долго залипать на всех этих прекрасных и вечных ценностях, просто потому, что они тут никуда не денутся, а рынок только сегодня и до пяти часов, а уже почти три часа! Надо возвращаться к ярмарке! Но.. легко сказать, а вот как не полюбоваться видом добротного красивого дома с высокого крыльца клети?

Там можно было просто пройти обратно через ворота, но я, любуясь резной красотой, пробираюсь, в прямом смысле, огородами.

И тут еще один небольшой жилой домик

Ну, я не могу пройти мимо, конечно. Тут все ну очень скромно, особо изучать нечего.

Возвращаюсь в день сегодняшний
Выход из двора получается на площадь перед церковью, которую я в прошлый раз осмотрела только через забор - было закрыто. 
Видно, что дальше по аллее все происходит довольно оживленно, но и тут интересно посмотреть на стенд с красивой керамикой.
Береза насыпала свое золото, придав посуде несравнимое своеобразие.
Заинтересованной публике был показан даже процесс рождения чуда
Рядом снова керамика, но другой мастер - другой стиль, другой почерк, колористика и настроение
И еще один стол с керамикой. У каждого свое, отличающееся от других
Еще и украшения из керамики
И вот такой осенний натюрморт

Но смотрю в сторону капеллы - открыты не только ворота, но и вход вовнутрь. Хочется заглянуть

Во дворе неподалеку от входа те самые солнечные часы, которые я в прошлый раз, отчаянно жонглируя, пыталась сфотографировать через забор. А тут смотри сколько душе угодно! Ловлю разговор двух мужчин - молодого и постарше - мол, неправильно показывают.
Так нет же, просто время у нас "неправильное", летнее, на час вперед. Сколько там у нас, +/- полчетвертого? Значит, астрономически полтретьего и есть.
Строение капеллы очень необычное для деревянного зодчества, сруб восьмиугольной формы и, кажется такая крыша называется шатровой. 
Я плохо разбираюсь в назначении сакральных предметов, но табличка возле капеллы рассказывает, что "на возвышении перед входом располагался главный алтарь, с левой стороны боковой алтарь, а справа - исповедальня. 
Получается, тут главный алтарь
Ну и далее по описанию:
Над входом нависает деревянная галлерея, куда ведет узкая винтовая лестница сбоку от входа
Свод шатровой крыши разрисован золотыми звездами, на длинной цепи свисает люстра
Выхожу в ворота, впереди, за уже осмотренными прилавками, видно еще какое-то строение.
Ну вот, будто мастера со своей керамикой отсюда и вышли - написано, что жилой дом по совместительству был гончарной мастерской. Действительно, помимо свеженьких веников тут видим гончарный круг и еще разные предметы. Правда, огнетушитель - конечно же, дань современным требованиям безопасности.
Над этой частью дома не настелен потолок, как в комнате, тут видна внутренняя часть соломенной крыши
На большой печи много разной керамики. Это уже жилая часть дома
Дальше виден домик для гончарной печи
Перед домиком конструкция неизвестного назначения. На карте не обозначена, таблички с описанием нет.
Осматриваю со всех сторон, но понятнее не становится.
Печной домик закрыт, но в пространство над дверью можно просунуть обьектив и попытаться рассмотреть, что внутри.
Дальше - банька. 
От баньки тропинка ведет обратно к главной аллее, там дальше еще что-то интересное происходит.
Прохожу мимо еще одного двора - крепости
Почти напротив у стола корзина с клубками - наши люди!
На столах разное - и керамика, 
И, конечно же, вязание
И тут же брошюрки с информацией о Ливанской волости, откуда эта красота приехала. Фоном висят красивые тканые покрывала.
Дальше под задорную музыку торгуют квасом, пивом , фирменным "домашним" вином и знаменитой латгальской "Шмаковкой" - настоянным на разных разностях очень качественным самогоном.
Пока я рассматриваю живописные натюрморты, музыка по соседству смолкает, меняются исполнители, кто-то на полянке возле рядом стоящего дома заговаривает весело и задорно на латгальском языке. Тембр голоса, юморная речь привлекает внимание, подхожу поближе к забору, за которым находится импровизированная сцена. Ребята начинают выступление. И все, залипла, зависла, пропала - называйте как хотите, но магнетизм разудалой пятерки таков, что простояла, слушая, и заодно снимая этот концерт, все выступление, полчаса, наверное, пока объявили перерыв.

Пока перерыв, иду дальше осматривать экспозицию. Прямо напротив еще одна церквушка, по описанию - православная.

И на траве очень красивая осенняя композиция

Напротив, за участком, где во дворе выступала задорная капелла "Аугусти", маленькая часовенка. Этакая церковь в миниатюре.
И еще один двор с красивыми окошками и цветником перед домом
И здесь на заборчике греются на солнышке вальяжные горшки. Эти не продаются, часть экспозиции.
Тут общительная хозяюшка, посетовав, что сегодня от наплыва посетителей уже заговаривается, все же живо рассказывает, чем этот дом от других отличается - хозяева по происхождению русские, староверы, от гонений приехавшие и поселившиеся тут, в Латгалии, в деревне Екименки Резекненского уезда.
Колорит вещей, негеометрические орнаменты вышивки, какие - то детали отличаются от привычного нам уклада, обстановка очень добротная, основательная.
Видя мой интерес, хозяйка рассказала отдельно про ткацкий станок - что он очень древний, более 300 лет, не работающий - собран пока для общего представления, но не хватает некоторых деталей.
Так же хозяйка посоветовала, где найти дом, в котором действующая ткацкая мастерская, с настоящим мастером и возможностью увидеть процесс. Но, конечно, это уже не сегодня, рабочее время музея скоро закончится.
Выхожу, за домом знак, что здесь конец экспозиции, то есть, в сторону еще много неосмотренного, но вдоль по главной аллее это все.
Возвращаюсь назад, не по главной аллее, а в обход, по лесу.
Поэтому ко второй части концерта выхожу опять же, "огородами".
Публика весело подтанцовывает в такт задорной музыке, на фоне старой ветряной мельницы палатки выделяются как яркий ориентир, но торговля уже близится к концу.
Музыканты тоже прощаются с публикой, но хочу еще посмотреть "дом-крепость", мимо которого прошла по пути сюда. 
Жилой дом Лудзенского уезда
Тут получается как бы дом в доме - старейшая часть дома, когда-то бывшая жилой, потом использовалась как мастерская, а новая жилая часть была пристроена позже.
Здесь кстати, тоже большой ткацкий станок, этот в рабочем состоянии. И еще тут обитает еще один красивенный расписной сундук.
Вот этот комплект - все вместе, и гладильная доска, и утюг. Белье наматывали на круглую скалку - палку и катали зубчатой доской, пока белье становилось мягким и ровным.
В нежилой части настенный шкаф для припасов, квашня с теркой для капусты, красивый осенний натюрморт
Отсюда хорошо видно, что потолок только в жилой части дома
Разглядывая конструкцию потолка, замечаю в темноте за дверью красивый шкаф - снова выручает вспышка.
В хозяйственной части большая печь и разные нужные вещи. Кстати, на печи утюг более привычных нам очертаний - в эту штуку насыпался горячий уголь, таким образом нагревался чугунный низ, и можно было гладить. 
Стиральная доска. 
У дома-крепости и окна основательные, крепкие
За придорожным распятием прощаюсь с латгальской деревней и сворачиваю по дорожке через лес, к горе с большой ветряной мельницей - хочу посмотреть, где там дом-мастерская ткачей.
Вот она впереди, большая мельница на горе.
Ого, какая махина!
Правда, мельница огорожена сигнальной лентой - она еще не приведена в пригодное для осмотра состояние.
Забавный флюгер с трилистником
За мельницей вниз ведет деревянная лестница. 
Еще раз оглядываюсь на мельницу. Солнце уже низко и через полчаса закроют музей, нужно поторопиться.
Впереди еще один Видземский двор. Занятие для следующей прогулки, мне нужно левее.
Иду по дороге, любуясь, как солнце золотит верхушки деревьев.
Дом на пригорке такой красивый!
И хозпостройка добротная
Иду дальше
Вот и нужный мне дом ткачей. На воротах даже информация с именем мастерицы.
Еле успеваю к выходу, уже собираются закрыть ворота музея. На сегодня хватит впечатлений, да и ноги просят отдыха. В двухста метрах от территории музея воскресный вечер с деловито снующим транспортом. Еще предстоит обратная дорога - снова с пересадкой.
 
 
 
 
 

Серия сообщений "Этнографический музей":
Часть 1 - Этнографический музей.
Часть 2 - Этнографический музей. Часть 2.
Часть 3 - Этнографический музей. Часть 3.
Часть 4 - Этнографический музей. Осеннее равноденствие.
Часть 5 - Этнографический музей. Осеннее равноденствие. Продолжение.
Часть 6 - Этнографический музей. Дни Портных в поместье Бонавентура.
Часть 7 - Этнографический музей. Октябрь.
Часть 8 - Этнографический музей. Сундуки, шкафы...
Часть 9 - Этнографический музей. Октябрь. Закрытие сезона.
Часть 10 - Этнографический музей. Ярмарка 3.09.2022


Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку