-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в LadyNova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2012
Записей: 107
Комментариев: 8
Написано: 121


Этнографический музей. Сундуки, шкафы...

Суббота, 13 Ноября 2021 г. 00:36 + в цитатник

Ну вот, любуясь сине - золотым праздником красок вокруг, дошла до прекрасно отреставрированного портового склада. Обходя здание, немного притормаживаю, так как внутри уже есть посетители.

Склад был построен в городе Лиепая, в 1697 году. Прямоугольное сооружение с высокой крутой двускатной черепичной крышей и двумя более поздними пристройками. Первый этаж состоит из конструкции деревянных стоек - по углам и в средней части стен находятся столбы с пазами, промежутки между которыми заполнены отесанными бревнами, соединенными между собой дубовыми шипами. Вся конструкция опирается на высокий фундамент из валунов. По торцам и в центральной части, где выступ второго этажа, красиво вырисовываются фахверковые конструкции. Старый склад, представляющий типичную для портов Балтийских городов постройку, перевезен в Этнографический музей в 1940 году, и совсем недавно был очень качественно отреставрирован. Я подробно его рассмотрела весной ,но только снаружи, так как тогда все экспозиции были закрыты. Замки и задвижки на двери смотрелись так сурово и строго, а теперь дверь распахнута, и видно замочные механизмы.

Отреставрированное здание пришлось очень кстати для размещения одной очень своеобразной коллекции музея. Мы уже видели в убранстве различных жилищ, а так же в клетях, деревянные сундуки, долбленые колоды, а так же расписные старинные шкафы. Однако коллекция намного больше, нежели то, что можно разместить в помещениях крестьянских дворов, не потеряв исторической достоверности обстановки жилища. И вот, после восстановления склада решили разместить в нем постоянную экспозицию.

Деревянные сундуки - один из старейших предметов мебели в истории человечества, и долгое время они были чуть ли не единственной мебелью, в которой хранились предметы домашнего обихода. Большой сундук использовался не только для хранения вещей, но и как скамейка, кровать или стол. Но совсем отдельное место занимает сундук для приданого... Двайте же, зайдем и разберемся во всем! Тут такая сокровищница - весь первый этаж склада, а это 6 немаленьких помещений, отведен под коллекцию. Коллекция собиралась уже с 1924 года, и в изданной в 2020 году книге указано количество - это 260 сундуков и 240 шкафов. 

Тут самые разнообразные сундуки - и простенький сундучок школьника (ведь ребята уезжали учиться и жить надолго и далеко от дома, с собой брали все необходимое)

и весьма изящно отделанный кофр для путешествий

И не менее изящные шкафы

Но, без сомнения, главная изюминка в этой коллекции - это сундуки и шкафы кистевой росписи, которые являлись традиционным свадебным атрибутом.

С чего начинается история сундука для приданого невесты? В Италии 15 века были изготовлены первые сундуки специально для хранения приданого. Они были удивительно роскошны и украшены самыми известными художниками того времени. В 16-17 веках мода на роскошные свадебные сундуки была представлена ​​повсюду в Европе. Их украшали деревянные, расписные или кованые гербы аристократических родов и символы, связанные с любовью. В последующие века традиция использовать свадебные сундуки стала популярной не только среди аристократии, но и среди дочерей европейских фермеров.

В Латвии сундуки изготавливали  с конца 17 века до начала 20 века (это то, что известно и датировано). Поскольку скриня – «пура ладе» указала на социально-экономический статус семьи дочери,  роскошное и художественное убранство имело важное значение в свадебном ритуале, когда сундук привозили в дом ее мужа, часто на специально выделенной отдельной повозке или санях, с конями в парадной упряжи. Сундук должен был быть шикарным, как и подарки молодой жены.

Кстати, нашла несколько обложек женского журнала 1930-х годов, с картинками в народно-романтическом стиле, где именно такие сундуки вписываются в сюжет, как вполне естественная и обыденная деталь, характерный атрибут девушки на выданье. Вот, девушка в раздумьях - кому из женихов отдать предпочтенье

Вот девицы - мастерицы за рукодельем, тоже при сундучке

Вот переезд невесты с приданым в новую семью

И даже в сценке с приездом веселого рижского гостя в интерьере виден кусочек такого сундука

В 18-м и особенно в 19-м веке по всей Латвии вошла в моду именно роспись и украшение различными прорисованными мотивами, имеющими символическое значение, связанное с свадебным ритуалом. Раскрашенный аист и петух обозначали плодородие и трудолюбие, пара – курица и петух символизировали молодую жену и мужа, почти всегда был год брака, написанный в цвете. Иногда имя дочери - Made, Mare, Lies, Ewe, Anna, Kate, Maria, Trine - или инициалы, реже - имя жениха. Очень популярным рисунком была ваза с цветами, венками или цветочными гирляндами.

В основном их делали из сосновой древесины, но по размерам, оборудованию и декоративной росписи кистью такие сундуки были очень разнообразными - в зависимости от богатства и вкуса девушки (мастер рисовал мотивы по заказу девушки), а также от навыков мастеров, доступных в этом районе. Сундуки делали местные плотники и кузнецы, а расписывали плотники или странствующие мастера-евреи. Есть прелестная книга известного у нас писателя Эрнеста Бирзниека-Упита «Дневник Пастариня», автор описал свои детские, школьные и юношеские годы, и там как раз есть эпизод, как девушка обсуждает с мастером все детали предстоящей покраски и росписи, и хватит ли сбережений на все задуманное. "И чтобы айст обязательно был!"

Были случаи, когда дочь использовала сундук матери, только  дорисовав год своей свадьбы. Мы уже видели подобное со шкафом, только там по разнице лет было понятно, что наследство более старой родственницы.

Вот и расписной шкаф. Этот - особенно редкий, помимо года, подписан не только именем, но и фамилией невесты.

Рядышком еще один шкаф, с двумя птицами на богато цветущем стебле - древе. Симметрично расположенные в средней части рисунка восьмилепестковые цветы характерной двухцветной раскраски явно происходят из традиционного узора - солнышка. 

Более старый собрат, принадлежваший некой Марии, впечатляет лаконичным цветовым решением и прекрасно прорисованным сияющим древом-цветком.

Между расписными шкафами - два простеньких. В таких хранили все что угодно - посуду, припасы.

А вот - настоящее сокровище. Этот сундук скорее напоминает те, старинные, итальянские. Его только что привезли, и еще не выделено место в экспозиции и нет ярлычка - информации, откуда он. Но красота же! Богатая, очень мастерски выполненная, резьба и явно не простое, благородное дерево.

Еще один шкаф интересной отделки. Такие овальные медальоны, будто на них что-то было, возможно, какая-то утерянная роспись?

В следующем помещении целая коллекция расписных сундуков характерного для Латгалии и Верхней Видземе типа, "Skreine". Это скриня - сундук с изогнутой крышкой. Он отличается от других  сундуков особой раскраской  - светло-синим, темно-синим или зеленым основанием, покрытым полосами маленьких цветов или геометрических фигур по всей поверхности и черной краской по металлическим линиям. Дочери Восточного Видземе, Селии  и Южной Курземе также хранили свое приданое в таких сундуках.

При всей общности признаков сундуки очень индивидуальны, каждый особенный и отличается от других. Хотелось перефотографировать их все до единого. Хотя, конечно, посетители, пробегающие быстренько, "посмотреть для галочки", очень странно косились. Приходилось выходить в соседнее помещение и снова возвращаться - одновременно в одном помещении может быть только одна семья, а детям невтерпеж ждать, пока тут тетя с фотиком принимает странные позы (тут присесть на корточки, там встать на цыпочки, в поисках нужного ракурса).

А вот, в самом углу сокровище, свет совсем никакой, а со вспышкой - пересвечивает. 

Завидую ученым, они, когда обмеряют и описывают какой - либо предмет, могут выставить его во всей красе со студийным светом и высветить, раскрыть все мельчайшие, труднодоступные подробности. И никто, наверно, не торопит! Увы, мне сегодня такое недоступно. Летом у нас на курсах была интересная лекция про приданое и про традиционные расписные сундуки. Мастер много рассказывала про работу с музейными экспонатами, показывала фото, в том числе один сундук, рисунок с которого она перерисовала и делала по нему вышивку. 

На пути к следующей части экспозиции - большая прихожая, разделяющая склад на две половины. Тут разместилась небольшая коллекция якорей. Видны массивные потолочные балки и лестница на второй этаж. 

Информация о участии Этнографического музея в международном проекте по сохранению деревянных экспонатов - хранение, специальная обработка, климат-контроль.

Следующий зал посвящен Курземе. Точнее, тогдашняя Курляндия - это Курземе + часть Земгале.

Огромные, обтянутые кожей, с каким-то совершенно невероятным тиснением и тонкой как кружево, кованой отделкой, лари.

Самые старые в Латвии сундуки можно найти в Курземе в конце 17 века, и для них характерны конструкция соединения типа «ласточкин хвост», а также прямая крышка сундука. Чаще всего такие сундуки с прямыми или изогнутыми крышками были в Курземе и Земгале в 18-19 веках. Там сундуки делали немного зауженнымик низу, а позже к ним добавили декоративные ножки. Изысканно роскошная кованая отделка, покраска  (коричневый, синий, зеленый) и своеобразный стиль декоративной росписи отличают сундуки этих регионов от сундуков Видземе и Латгалии
1767!
Вот шкафчик для документов. Для ценных бумаг.
И снова сундуки
Еще интересная тонкость. Представим себе крестьянский дом позапрошлого века (вспомним увиденное в прогулке по музею). Даже в богатых домах вся семья жила в одной большой комнате. Вспомним, тут и работали, тут стол у окна, прялки, часто ткацкий станок, тут кровать хозяйки и колыбелька возле нее, за печкой обычно старшие члены семьи, где-то размещалась и кровать молодой девушки. И поблизости (а иногда и не поблизости, а в клети) сундук с готовящимся приданым. Часто внутренняя часть крышки сундука была единственным личным, сокровенным пространством девушки, которое она могла украшать полностью по своему усмотрению. Тут были и образцы вышивок, и разные, какие были доступны, печатные материалы - открытки, лики святых, иногда картинки из модных журналов. Все мечты хозяйки сундука, все ее представления о прекрасном. Довольно часто в литературе встречаются описания таких сундуков с секретом. Украшенных изнутри сундуков сохранилось не очень много, но вот тут один из них, снаружи украшенный коваными деталями.
Вот и роспись с характерной плоской крышкой.
А тут роспись с фигурами. В центре росписи - большое изображение вазы с цветами, дополненное геральдическими фигурками птиц, слева - мужчина с саблей в правой руке, справа - женщина в нарядной одежде и с веткой. Над ними - еще по птице. Этот сундук - из Земгале, Бауского уезда.
Вот еще своеобразный. Под кованые детали проложен оранжевый тонкий материал, похожий на цветной картон
А это - мое упущение. Справа от сундука с оранжевой отделкой стоит другой, где в центре изображены два вращающихся солнышка (на языке традиционной символики эти расходящиеся "усики" на концах лепестков-лучиков означают вращение). По верхнему краю сундука изображена роскошная охотничья сцена - с собаками, догоняющими зайцев, с фигурами охотников. Но я уже только дома разглядела наличие необычных картинок.
Хорошо, что в книге нашлось фото как раз этого рисунка.
Много рисунков разнообразнейших цветов в вазах.
Разнообразных росписей тут столько, что не понимаешь, как это все и рассмотреть. В нижнем ряду в центре сундук 1814 года, на фронтальной росписи видны две русалки, хвосты которых перерастают в цветочные плети, в которых расположились две роскошные жар-птицы.
А вот, смотрите, спереди яркие цветы в вазах, а крышка украшена ветками, направленными из углов к центру,  в центре крышки звезда, очень похожая на розу ветров.
А вот тут роспись поскромнее, но зато какова кованая отделка!
Еще один:
А вот сдержанно-элегантные
Тут роспись сильно побледнела со временем, можно только догадываться о былом великолепии
Еже одна накладка для замка в виде двуглавого орла.
А вот, некая Мария выходила замуж в 1889.году. Мы совсем ничего не знаем об этой девушке, но, зная, что рисунок делался по желаниям хозяйки, наверное, нужно было быть смелой мечтательницей, чтобы на хранилище ее приданого расцветали такие дивные бело-голубые цветы и скакал голубой в яблоках конь. Рисунок необычен некоторой несимметричностью - если присмотреться, традиционная пара птиц тут расположена по диагонали - в левом нижнем и правом верхнем углу, а скачущий конь не имеет пары. По логике композиции напрашивается фигура коня в правом нижнем углу, но он выглядит пустым - то ли неумолимое время стерло часть рисунка, то ли изначально там ничего не было, кто знает? Как жаль, что не известно, как сложилась жизнь загадочной Марии!
За каждым из этих предметов скрывается целая жизнь, своя удивительная история. Но они молчат, хранят свои тайны, позволяя лишь намеком что-то угадать в хитросплетениях рисунков. О мастерах, создававших их, собрано, кстати, намного больше, чем о хозяйках, историй, записанных еще в конце 19-го и в начале 20-го века, со слов пожилых людей - хранителей мудрости и преданий.
Обойдя круг по всем залам выставки, возвращаюсь с другой стороны в то помещение, откуда начинала осмотр. Это Видземе, где, по крайней мере, в 18 веке преобладали лари на угловых стойках. Эти лари в большинстве своем были неокрашенными, дополнялись только декоративными вырезами или профилями, а единственным железным элементом был замок, а петли с крышками и раковинами были деревянными.В XIX веке сундуки уже были разрисованы и декоративно окрашены, и петли крышки были железными.
И еще один экспонат. Предшественник всех увиденных здесь, более древний вид хранилища для вещей.Своеобразная бочка, выполнявшая роль сундука. Назывались такие емкости "тине", имели гениально простой запорный механизм - подходящая подогнанная рейка продевалась через отверстия выступающих "ушек", подогнанные прорези становились на место и крышка надежно блокировалась в закрытом состоянии.
Такой своеовразный "чемодан" можно было не только увезти в повозке, но и просто взвалить на спину и нести. Поэтому часто такой "мебелью" пользовались временнные рабочие, которые нанимались на сезон, перемещались чуть ли не каждый год от хозяйства к хозяйству.
Здесь украшенная резьбой передняя панель только иммитирует комод, на самом деле это тоже сундук.
Вот и последний экспонат
Время пролетело незаметно, очень много впечатлений, но хочется еще немного погулять по музею - на дворе такой красивый, солнечный день
Возвращаюсь к главной дороге. Продолжение следует...
 

 

 

Серия сообщений "Этнографический музей":
Часть 1 - Этнографический музей.
Часть 2 - Этнографический музей. Часть 2.
...
Часть 6 - Этнографический музей. Дни Портных в поместье Бонавентура.
Часть 7 - Этнографический музей. Октябрь.
Часть 8 - Этнографический музей. Сундуки, шкафы...
Часть 9 - Этнографический музей. Октябрь. Закрытие сезона.
Часть 10 - Этнографический музей. Ярмарка 3.09.2022


Понравилось: 2 пользователям

RedSwet   обратиться по имени Вторник, 16 Ноября 2021 г. 16:19 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку