Этнографический музей. Сундуки, шкафы... |
Ну вот, любуясь сине - золотым праздником красок вокруг, дошла до прекрасно отреставрированного портового склада. Обходя здание, немного притормаживаю, так как внутри уже есть посетители.
Склад был построен в городе Лиепая, в 1697 году. Прямоугольное сооружение с высокой крутой двускатной черепичной крышей и двумя более поздними пристройками. Первый этаж состоит из конструкции деревянных стоек - по углам и в средней части стен находятся столбы с пазами, промежутки между которыми заполнены отесанными бревнами, соединенными между собой дубовыми шипами. Вся конструкция опирается на высокий фундамент из валунов. По торцам и в центральной части, где выступ второго этажа, красиво вырисовываются фахверковые конструкции. Старый склад, представляющий типичную для портов Балтийских городов постройку, перевезен в Этнографический музей в 1940 году, и совсем недавно был очень качественно отреставрирован. Я подробно его рассмотрела весной ,но только снаружи, так как тогда все экспозиции были закрыты. Замки и задвижки на двери смотрелись так сурово и строго, а теперь дверь распахнута, и видно замочные механизмы.
Отреставрированное здание пришлось очень кстати для размещения одной очень своеобразной коллекции музея. Мы уже видели в убранстве различных жилищ, а так же в клетях, деревянные сундуки, долбленые колоды, а так же расписные старинные шкафы. Однако коллекция намного больше, нежели то, что можно разместить в помещениях крестьянских дворов, не потеряв исторической достоверности обстановки жилища. И вот, после восстановления склада решили разместить в нем постоянную экспозицию.
Деревянные сундуки - один из старейших предметов мебели в истории человечества, и долгое время они были чуть ли не единственной мебелью, в которой хранились предметы домашнего обихода. Большой сундук использовался не только для хранения вещей, но и как скамейка, кровать или стол. Но совсем отдельное место занимает сундук для приданого... Двайте же, зайдем и разберемся во всем! Тут такая сокровищница - весь первый этаж склада, а это 6 немаленьких помещений, отведен под коллекцию. Коллекция собиралась уже с 1924 года, и в изданной в 2020 году книге указано количество - это 260 сундуков и 240 шкафов.
Тут самые разнообразные сундуки - и простенький сундучок школьника (ведь ребята уезжали учиться и жить надолго и далеко от дома, с собой брали все необходимое)
и весьма изящно отделанный кофр для путешествий
И не менее изящные шкафы
Но, без сомнения, главная изюминка в этой коллекции - это сундуки и шкафы кистевой росписи, которые являлись традиционным свадебным атрибутом.
С чего начинается история сундука для приданого невесты? В Италии 15 века были изготовлены первые сундуки специально для хранения приданого. Они были удивительно роскошны и украшены самыми известными художниками того времени. В 16-17 веках мода на роскошные свадебные сундуки была представлена повсюду в Европе. Их украшали деревянные, расписные или кованые гербы аристократических родов и символы, связанные с любовью. В последующие века традиция использовать свадебные сундуки стала популярной не только среди аристократии, но и среди дочерей европейских фермеров.
В Латвии сундуки изготавливали с конца 17 века до начала 20 века (это то, что известно и датировано). Поскольку скриня – «пура ладе» указала на социально-экономический статус семьи дочери, роскошное и художественное убранство имело важное значение в свадебном ритуале, когда сундук привозили в дом ее мужа, часто на специально выделенной отдельной повозке или санях, с конями в парадной упряжи. Сундук должен был быть шикарным, как и подарки молодой жены.
Кстати, нашла несколько обложек женского журнала 1930-х годов, с картинками в народно-романтическом стиле, где именно такие сундуки вписываются в сюжет, как вполне естественная и обыденная деталь, характерный атрибут девушки на выданье. Вот, девушка в раздумьях - кому из женихов отдать предпочтенье
Вот девицы - мастерицы за рукодельем, тоже при сундучке
Вот переезд невесты с приданым в новую семью
И даже в сценке с приездом веселого рижского гостя в интерьере виден кусочек такого сундука
В 18-м и особенно в 19-м веке по всей Латвии вошла в моду именно роспись и украшение различными прорисованными мотивами, имеющими символическое значение, связанное с свадебным ритуалом. Раскрашенный аист и петух обозначали плодородие и трудолюбие, пара – курица и петух символизировали молодую жену и мужа, почти всегда был год брака, написанный в цвете. Иногда имя дочери - Made, Mare, Lies, Ewe, Anna, Kate, Maria, Trine - или инициалы, реже - имя жениха. Очень популярным рисунком была ваза с цветами, венками или цветочными гирляндами.
В основном их делали из сосновой древесины, но по размерам, оборудованию и декоративной росписи кистью такие сундуки были очень разнообразными - в зависимости от богатства и вкуса девушки (мастер рисовал мотивы по заказу девушки), а также от навыков мастеров, доступных в этом районе. Сундуки делали местные плотники и кузнецы, а расписывали плотники или странствующие мастера-евреи. Есть прелестная книга известного у нас писателя Эрнеста Бирзниека-Упита «Дневник Пастариня», автор описал свои детские, школьные и юношеские годы, и там как раз есть эпизод, как девушка обсуждает с мастером все детали предстоящей покраски и росписи, и хватит ли сбережений на все задуманное. "И чтобы айст обязательно был!"
Были случаи, когда дочь использовала сундук матери, только дорисовав год своей свадьбы. Мы уже видели подобное со шкафом, только там по разнице лет было понятно, что наследство более старой родственницы.
Вот и расписной шкаф. Этот - особенно редкий, помимо года, подписан не только именем, но и фамилией невесты.
Рядышком еще один шкаф, с двумя птицами на богато цветущем стебле - древе. Симметрично расположенные в средней части рисунка восьмилепестковые цветы характерной двухцветной раскраски явно происходят из традиционного узора - солнышка.
Более старый собрат, принадлежваший некой Марии, впечатляет лаконичным цветовым решением и прекрасно прорисованным сияющим древом-цветком.
Между расписными шкафами - два простеньких. В таких хранили все что угодно - посуду, припасы.
А вот - настоящее сокровище. Этот сундук скорее напоминает те, старинные, итальянские. Его только что привезли, и еще не выделено место в экспозиции и нет ярлычка - информации, откуда он. Но красота же! Богатая, очень мастерски выполненная, резьба и явно не простое, благородное дерево.
Еще один шкаф интересной отделки. Такие овальные медальоны, будто на них что-то было, возможно, какая-то утерянная роспись?
В следующем помещении целая коллекция расписных сундуков характерного для Латгалии и Верхней Видземе типа, "Skreine". Это скриня - сундук с изогнутой крышкой. Он отличается от других сундуков особой раскраской - светло-синим, темно-синим или зеленым основанием, покрытым полосами маленьких цветов или геометрических фигур по всей поверхности и черной краской по металлическим линиям. Дочери Восточного Видземе, Селии и Южной Курземе также хранили свое приданое в таких сундуках.
При всей общности признаков сундуки очень индивидуальны, каждый особенный и отличается от других. Хотелось перефотографировать их все до единого. Хотя, конечно, посетители, пробегающие быстренько, "посмотреть для галочки", очень странно косились. Приходилось выходить в соседнее помещение и снова возвращаться - одновременно в одном помещении может быть только одна семья, а детям невтерпеж ждать, пока тут тетя с фотиком принимает странные позы (тут присесть на корточки, там встать на цыпочки, в поисках нужного ракурса).
А вот, в самом углу сокровище, свет совсем никакой, а со вспышкой - пересвечивает.
Завидую ученым, они, когда обмеряют и описывают какой - либо предмет, могут выставить его во всей красе со студийным светом и высветить, раскрыть все мельчайшие, труднодоступные подробности. И никто, наверно, не торопит! Увы, мне сегодня такое недоступно. Летом у нас на курсах была интересная лекция про приданое и про традиционные расписные сундуки. Мастер много рассказывала про работу с музейными экспонатами, показывала фото, в том числе один сундук, рисунок с которого она перерисовала и делала по нему вышивку.
На пути к следующей части экспозиции - большая прихожая, разделяющая склад на две половины. Тут разместилась небольшая коллекция якорей. Видны массивные потолочные балки и лестница на второй этаж.
Информация о участии Этнографического музея в международном проекте по сохранению деревянных экспонатов - хранение, специальная обработка, климат-контроль.
Следующий зал посвящен Курземе. Точнее, тогдашняя Курляндия - это Курземе + часть Земгале.
Огромные, обтянутые кожей, с каким-то совершенно невероятным тиснением и тонкой как кружево, кованой отделкой, лари.
Серия сообщений "Этнографический музей":
Часть 1 - Этнографический музей.
Часть 2 - Этнографический музей. Часть 2.
...
Часть 6 - Этнографический музей. Дни Портных в поместье Бонавентура.
Часть 7 - Этнографический музей. Октябрь.
Часть 8 - Этнографический музей. Сундуки, шкафы...
Часть 9 - Этнографический музей. Октябрь. Закрытие сезона.
Часть 10 - Этнографический музей. Ярмарка 3.09.2022
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |