-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в La_belle_epoque

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 30.11.2007
Записей: 3037
Комментариев: 21282
Написано: 39987


Что отличает Модерн от всех других стилей

Среда, 09 Января 2008 г. 13:33 + в цитатник
 (578x699, 163Kb)



Декоративность — эстетическое осмысление формы, порой заставляющее забыть об утилитарном назначении объекта. С этим связан и принцип эстетизма — признание красоты в качестве высшей и самостоятельной ценности.

Мифологизация — создание собственной иконосферы. Например, в бесчисленном множестве «вещей» Модерна - в вазах, канделябрах, пепельницах, чернильницах, пресс-папье и календарях появляется фигурка соблазнительной женщины, та же, которая предстает в иллюстрациях О. Бердслея, в живописи Г. Климта, в скульптурах О. Родена.

Плакат работы Эжена Грассе (Eugene Grasset)
 (300x431, 40Kb)

По сути, Модерн в полном согласии с логикой символизма делал видимым невидимое, так, льющаяся вода, исток всего живого и все образы с ней связанные, были символом движения, изменчивости, текучести жизни, с образом женщины сопрягались эротические грезы, скрытые в глубинах подсознания, приобретающие в символизме метафизические или мистические обертоны.

Театрализация — взгляд на жизнь как бы сквозь рампу сцены, стремление создать вокруг себя декорации удивительного спектакля, от интерьера и мебели до архитектуры.

Интерьер особняка Тассель архитектора Виктора Орты (Victor Horta)
 (300x396, 24Kb)

Идея синестезии (хоть сам этот термин и приобрел хождение в более позднее время) была широко распространена в эпоху Модерна, особенно среди поэтов, музыкантов и живописцев. И поэты и живописцы стремились уподобить поэзию и живопись музыке. Музыка со своей стороны, шла навстречу живописи. Показательны дружественные отношения с композиторами мастеров группы Наби. Чрезвычайно характерен тот факт, что появляются такие профессионалы музыканты и живописцы, как Чюрленис, который стремился строить свои живописные композиции на принципах музыкальной формы. Вспомним тяготение к музыкальности Борисова-Мусатова, Кузнецова и других мастеров "Голубой розы". Борисов-Мусатов писал: "Бесконечная мелодия, которую нашел Вагнер в музыке, есть и в живописи... Во фресках этот лейтмотив должен соответствовать линии. Бесконечная, монотонная, бесстрастная, без углов". Французская и русская живопись дали наиболее интересные и плодотворные результаты на пути сближения с музыкой.

Плакат «Музыка» работы Альфонса Мухи (Alphonse Mucha)
 (300x470, 38Kb)

В искусстве Модерна часто осуществляются замыслы, объединяющие разные виды искусства — архитектуру, живопись, скульптуру, витраж, предметы прикладного творчества.

Стилизаторское понимание пространства проявляется в том, что, к примеру, мастера монументальной живописи Модерна чаще всего избегают пространственных решений, ими акцентируется линейный контур, который «привязывает» фигуру или предмет к плоскости. Перспектива скрадывается, а пространство подчас разворачивается не в глубину, а вдоль плоскости холста.

Плоскостность — упрощенность форм, цветовых пятен, отсутствие объема, теней, полутонов.

Орнаментальность в эстетике Модерна несет и декоративную и символическую (мифологическую) функции. Исследователи Модерна, как правило, придают орнаменту большое значение. Фриц Шмаленбах еще в 30-е годы предпринял попытку квалифицировать основные качества стиля через орнамент. А спустя 20 лет, в 1956 году, Дольф Штернбергер со всей прямотой заявил: «Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что модерн начинается с орнамента».

Орнамент в стиле модерн работы Густава Климта (Gustav Klimt)
 (300x670, 69Kb)

Ориентация на органическое начало — уподобление произведения искусства или какой-то его части органической форме или предмету.

Одним из наиболее красноречивых примеров этой тенденции является туалетный столик Антонио Гауди (1885—1889). Стремление мастера к парадоксальности сказалось в странной форме зеркала, поставленного на угол, вернее, прилепленного к цилиндрическим стойкам на различных уровнях справа и слева. В расположении деталей нет никакой симметрии, абсолютно разрушено равновесие частей. Но главная деталь, которая способствует этому разрушению, - «идущие» ножки стола с одной его стороны. Кривые, изогнутые, они имитируют походку крадущегося человека. Другие – «стоящие на месте» ножки столика, хотя и никуда не идут, но тоже подчиняются тому же закону подражания природным формам: они уподоблены ногам какого-то фантастического животного — с маленькими копытцами у оснований, суставами повыше и бахромой волос наверху, в том месте, где ножка уже соединяется с несомой плоскостью стола.

Туалетный столик работы Антонио Гауди (Antonio Gaudi)
 (300x482, 21Kb)

Кстати, Гауди в своих произведениях прикладного искусства часто применяет такой прием, создавая звероподобные ножки, колонки и другие детали.

Стихийность, «витализм», саморазвитие форм — предметы в стиле Модерн как бы рождены заключенной внутри них витальной силой. Невыраженность метрики, неадекватность повторяющихся в определенном порядке элементов, сложность структуры самих повторов, отсутствие очевидности в логике построения композиции компенсируются в Модерне своеобразной непрерывностью, текучестью форм, линий, поверхностей, орнаментов различных вещей.

Люстра-медуза и витраж в особняке С.П. Рябушинского, архитектор Ф.О. Шехтель (автор фото Маргарита Федина)
 (300x458, 52Kb)

Ритмичность — господствующий ритм основной формы в Модерне подхватывают, развивают, дополняют и варьируют все без исключения элементы. Неравномерность такого ритма- залог его неповторимости.

Линеарность — для Модерна характерна яркая линия в духе японских и китайских гравюр, явленная как в силуэте изделий, так и в орнаменте. Линия Модерна очерчивает четкие контуры на плоскости, которые заполняются цветом.

Принцип динамического равновесия — это качество непосредственно связано с ориентацией на органический мир: живая природа всегда творит динамическое равновесие, не прибегая к симметрии. Пластика формы в Модерне возникает в результате переноса растительного и животного мира в конструкцию предмета. При этом бионические элементы существуют не в качестве декора, а играют определенную функциональную роль, гнутые и переплетающиеся линии приводят к внутренней динамике форм.

Равноценность изображения и фона, формы и пустого пространства особо пояснять не нужно. Для Модерна нет ничего неважного, возьмем, например, орнамент. Один из историков Модерна, Райнер Грюнтер, пишет: «Орнамент Модерна не украшает, он сам украшение. Его аппликационная функция становится самоцелью. Он не украшает; украшение само оказывается автономным художественным образованием. Орнамент модерна – не орнамент на предметах, он орнаментализирует предметы».

Акцентировка пятна, силуэта связана с влиянием на художников Модерна японских и китайских гравюр. К примеру, Тулуз-Лотрек любит «класть» форму прямо на поверхность, оставляя для фона большие пустые пространства и в некоторых местах организовывая острые пятна, контрастирующие с одноцветным фоном. Это чувство остроты контраста делает плакаты Тулуз-Лотрека особенно выразительными.

Плакат «Японский диван» работы Анри Тулуз-Лотрека (Henri de Toulouse-Lautrec)
 (300x404, 36Kb)

А вся графика Обри Бердслея!

Двойное преображение (термин Д. Сарабьянова) — первое преображение связано с ориентацией именно на пластику, имеется в виду особое отношение к форме художественного произведения, которая становится необычайно активной сама по себе и, что особенно важно, содержательно активной. Второе преображение – создание особого поэтического мира, построенного по законам гармонии и красоты, улавливание за видимой реальностью натуры мелодического отражения её в чувстве художника, в его душе, нахождение в себе отзыва на самые обыденные моменты природы. Ведь природа – это первоначальная, родная стихия души. «Всюду узнавать внутреннее и выражать его во внешнем» - так можно охарактеризовать это второе преображение.

Утверждение глобальной роли искусства и художника идет в Модерне двумя путями – провозглашением исключительности творца и возведением всякой человеческой деятельности до уровня творчества, а всякого предмета, созданного руками или мыслью человека, - до уровня искусства.

Смешение традиций Востока (особенно Японии) и Запада (родина Модерна несомненно в Европе) в искусстве Модерна это отдельная огромная тема. Немалая роль в становлении модерна принадлежит Самюэлю Бингу, сознательно и целеустремленно пропагандировавшему японское искусство с точки зрения потребностей «нового стиля». Он считал своей главной задачей познакомить французских художников в первую очередь прикладных жанров с принципами построения формы и декора японских изделий, открыть новые пути творчества. Публикации его журнала были призваны помочь художникам и ремесленникам, работавшим в области промышленных искусств, уйти от модного в то время внешнего подражания восточным изделиям к подлинному их пониманию и использованию в собственном творчестве.

Значительным оказался и опыт Японии в реализации одной из главных проблем в системе стиля модерн – в проблеме синтеза искусств. Кроме того, обращение к японским мотивам имело одно из первостепенных значений в становлении собственно стилевых свойств модерна. Японская графика стала стимулом обращения модерна к образам загадочных, томных и грациозных женщин, а также к редким в европейском искусстве мотивам флоры и фауны, таким как водоросли, водяные лилии, насекомые, пресмыкающие и ракообразные. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики изображались на разнообразных предметах и во всех видах прикладного искусства.

Стрекозы работы Рене Лалика (Renе Lalique)
 (300x301, 99Kb)

Использованная литература:

Кириченко Е. И. Искусство ансамбля. Художественный предмет - интерьер- архитектура - среда. М., 1988.

Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М., 2001.

Фар-Беккер Г. Искусство модерна. Konemann, 2004.

Рекомендую:

(чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)



Путеводитель коллекционера. МодернМодерн. Лучшие произведенияМодерн в РоссииСтиль модерн (подарочное издание)

 


Путеводитель коллекционера. Модерн

Модерн. Лучшие произведения

Модерн в России

Стиль модерн (подарочное издание)







Орнамент стиля модернНа рубеже веков. Искусство эпохи модернаПутеводитель по стилю ар нувоArt Nouveau (+ CD-ROM)



Орнамент стиля модерн

На рубеже веков... Искусство эпохи модерна

Путеводитель по стилю ар нуво

Art Nouveau (+ CD-ROM)







Все рубрики блога "Прекрасная эпоха модерна"    La_belle_epoque


Рубрики:  Статьи, цитаты
Метки:  

Процитировано 15 раз

NADYNROM   обратиться по имени Среда, 09 Января 2008 г. 14:54 (ссылка)
А что понимается под синестезией?
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Среда, 09 Января 2008 г. 16:21 (ссылка)
NADYNROM, я ответила на Ваш вопрос. :)
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Среда, 09 Января 2008 г. 17:32 (ссылка)
La_belle_epoque, спасибо:) Поторопилась я его задать.
Очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Среда, 09 Января 2008 г. 17:52 (ссылка)
NADYNROM, рада, что Вам интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Тачанка   обратиться по имени Среда, 09 Января 2008 г. 20:02 (ссылка)
La_belle_epoque, полезнейшая, а главное, подробнейшая инфа. Спасибо. Тащу к себе в цитатник.:)
Ответить С цитатой В цитатник
Са-фи-ра   обратиться по имени Среда, 09 Января 2008 г. 22:12 (ссылка)
Спасибо за информацию)
Ответить С цитатой В цитатник
Сапер_профи   обратиться по имени Среда, 09 Января 2008 г. 23:26 (ссылка)
Возможно, не разглядела, но каковы годы расцвета модерна?
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Среда, 09 Января 2008 г. 23:52 (ссылка)
Сапер_профи, по годам история Модерна такова:

В 1860 - 1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.

В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приемы. Он оформился в Модерн, стремящийся стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе.

Наибольшую известность Модерн получил на всемирной выставке в Париже в 1900 году, затем его значение в Европе стало постепенно затухать.

В России после бурного, но непродолжительного подъема Модерн уже в 1910-х годах был поглощен ретростилем и стал на долгие десятилетия объектом поверхностной, нередко огульной критики, синонимом декаданса и дурного вкуса.

Отталкиваясь от предреволюционных дискуссий о развитии русского зодчества, в которых оценки произведений модерна были нередко полемически заострены, советские историки архитектуры вслед за критикой 1900 - 1910-х годов, увлеченные эпикой созидания нового стилистического искусства или возрождением высокой гармонии классики, способствовали тому, что в 1920 - 1950-х годах искусство эпохи модерна было единодушно оценено как упадочное.

В этот период сложился своеобразный идеологический штамп отрицания модерна — «буржуазного стиля», которому «инкриминировали» заимствование форм архитектурного языка с Запада.

Лишь в 1960 - 1970-е годы произошла его позитивная переоценка сопровождавшаяся подчас апологетическими интонациями.
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 10 Января 2008 г. 11:16 (ссылка)
La_belle_epoque, Просто вы с такой душой подошли к компиляции и оформлению материала, что невольно заинтересуешься.=)))
Я углубленно интересуюсь куда более ранними эпохами, а к модерну всегда отношение было достаточно спокойное, хотя не могу не любоваться им. А вот вашими записями хочется зачитываться, получая и интересную информацию, и удовольствие.
Может, вы и начали все это собирать в первую очередь для себя, но сделали огромнейший подарок многим=)))
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Четверг, 10 Января 2008 г. 11:23 (ссылка)
NADYNROM, ой, Ваши слова - бальзам на израненное сердце, а то меня муж всячески корит, что я столько времени трачу на никому не нужную чепуху. А оказывается, это хоть кому-то приятно и полезно!:pooh_birt
Ответить С цитатой В цитатник
Rufat_Abdulla   обратиться по имени Четверг, 10 Января 2008 г. 11:28 (ссылка)
К сожалению, от всей этой красоты так веет декаденством, искусством для искусства :-(
Ответить С цитатой В цитатник
La_belle_epoque   обратиться по имени Четверг, 10 Января 2008 г. 11:36 (ссылка)
Rufat_Abdulla, но как приятно обставлять свой дом таким искусством, мы искали антикварный буфет в стиле модерн и вот уже год он нас ежедневно радует своими безупречными формами, декором, качеством!
Ответить С цитатой В цитатник
NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 10 Января 2008 г. 17:40 (ссылка)
Так ведь большинство из представленных вещей когда-то использовалось по прямому назначению, хотя позволить себе иметь подобное могли и далеко не все. Поэтому, наверное, здесь не только искусство для искусства.

La_belle_epoque, это действительно нужно и интересно=)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку