-Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Дешевые авиабилеты Дешевые авиабилетыВыгодные цены, удобный поиск, без комиссии, 24 часа. Бронируй сейчас – плати потом!
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо

 -Я - фотограф

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kirovogradka

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Темы_дня СкАзОчНыЙ_мИр_КаРтИНоК kayros

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 35631


ЖЗЛ. Михаил Булгаков и его ЛЮБОВЬ

Воскресенье, 10 Апреля 2011 г. 03:26 + в цитатник
Цитата сообщения Ермоловская_Татьяна Мастер и его Маргарита



В отличие от романа, это была не первая встреча Михаила Афанасьевича Булгакова и Елены Сергеевны Шиловской, ставшей прототипом Маргариты. Впервые они встретились у общих знакомых полутора годами ранее, куда Елене Сергеевне и идти-то не хотелось. Они с подругой отправилась в гости, лишь узнав, что там будет знаменитый Булгаков и встреча носит сугубо литературный характер. Да и трудно представить, чтобы добропорядочная тридцатипятилетняя женщина, мать двоих детей бегала по всякого рода вечеринкам, к тому же еще без мужа, которым имела все основания гордиться: Евгений Александрович Шиловский был уважаемым в Москве человеком, крупным военачальником и профессором.


Но, где-то на небесах судьбы двух еще даже не знакомых друг другу людей уже слились в одну. По случайности их посадили рядом. У Елены развязались шнурочки на рукаве, и она попросила писателя завязать их. Булгаков потом уверял, что тут и скрывалось колдовство, так просто чужая жена привязала его на всю жизнь. «Я буквально смотрела ему в рот и ждала, – напишет позже в одном из писем Елена Сергеевна, – что он еще скажет смешного». Почувствовав такого благодарного слушателя, Михаил развернулся вовсю, вскакивал из-за стола, на рояле играл, пел, танцевал. Писатель совсем не был мрачным отшельником, он любил веселое общество, очаровательных женщин, шумные застолья и остроумные розыгрыши. Он остался в воспоминаниях современников гармонично созданным природой человеком, при всей душевной ранимости сохранявшим сдержанность и иронию.

Однако и Елена Сергеевна была натурой тонкой, увлекающейся, любившей жизнь во всех ее проявлениях. Задолго до этой роковой встречи она писала своей сестре Ольге Сергеевне Бокшанской, работавшей секретарем дирекции МХАТа: «Ты знаешь, как я люблю Женей моих, что для меня значит мой малыш, но все-таки я чувствую, что такая тихая семейная жизнь не совсем по мне. Или вернее так, иногда на меня находит такое настроение, что я не знаю, что со мной делается. Ничего меня дома не интересует, мне хочется жизни, я не знаю, куда мне бежать, но хочется очень. При этом ты не думай, что это является следствием каких-нибудь неладов дома. Нет, у нас их не было за все время нашей жизни. Просто, я думаю, во мне просыпается мое прежнее «я». С любовью к жизни, к шуму, к людям, к встречам … Больше всего на свете я хотела бы, чтобы моя личная жизнь, все осталось так же при мне, а у меня кроме того было бы еще что-нибудь в жизни, вот так, как у тебя театр».

Вдохновение ведьмы

Новые отношения закружились вихрем. Катание на лыжах, актерский клуб, театры – везде вместе, каждый день и вечер. Благо мужа в этот момент не было в Москве. Наконец Елена Сергеевна взмолилась: она устала, почти не видит своих мальчишек, в конце концов, хочет вечер провести дома. Булгаков пообещал. А в три часа ночи – телефонный звонок. «Оденьтесь и выходите», – голос, прозвучавший в трубке, она узнала мгновенно. И ослушаться не смогла. Михаил Афанасьевич, весь белый в лунном свете, молча, не говоря ни слова, повел ее на Патриаршие пруды. Потом поднялся с нею на третий этаж стоявшего поблизости дома и позвонил в какую-то квартиру. Дверь открылась, их пригласил войти «бородатый старик, высоченного роста, красивый, в белой поддевке и высоких сапогах». У пылающего камина гостей ждал изысканно накрытый стол. Сидели до утра. Прощаясь, живописный старик попросил разрешения поцеловать даму в щечку, а, целуя, вдруг прошептал: «Ведьма, ведьма! Приколдовала!». Именно после той ночи у начатого год назад книжного романа появилась любовная линия и героиня, названная, как в «Фаусте», Маргаритой: «За мной, читатель! Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?».

Нежные встречи меж тем продолжались. «И скоро, скоро стала эта женщина моею тайною женою». У главного героя, как впрочем, и у создателя романа, имелась вполне законная жена. Вторая супруга писателя – Любовь Евгеньевна – отличалась приветливым веселым нравом, ее любили окружающие. В этой истории любви вообще не было плохих людей, обо всех четверых можно сказать только хорошее. Но это же и делало неизбежный разрыв еще болезненней. Слова Маргариты: «Моя драма в том, что живу я с тем, кого не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным. Я от него ничего не видела, кроме добра», – отражали как нельзя лучше ситуацию, сложившуюся наяву.

Наступило лето. Елена Сергеевна с семьей уехала на курорт. Булгаков с гастролями театра – в Крым. Это была их первая разлука. Писали осторожные письма, скучали. Мастер изобрел способ преподнести возлюбленной свою карточку, чтобы не вызвать подозрений мужа. Он вклеил ее рядом с титульным листом в томик «Белой гвардии», изданной в Париже на русском языке. «Никто не знал о нашей связи, – а это уже из произведения, – хотя так никогда не бывает. Не знал ее муж, не знали знакомые». Но так не бывает на самом деле, все тайное когда-то все равно становится явным. В семействе Шиловских разразился жуткий скандал, поговаривали, что в дело чуть было не пошел пистолет. Жена поклялась, что никогда больше не увидит Булгакова.

Срочно! Секретно!

Полтора года она свято держала слово, не принимала писем, не подходила к телефону, не ходила одна по городу. А потом… нежданно-нечаянно они встретились в том самом переулке. «И первой фразой, которую он сказал, было: «Я не могу без тебя жить». И я ответила: «И я тоже». И мы решили соединиться, несмотря ни на что. Но тогда же он мне сказал то, что я не знаю почему, приняла со смехом. Он мне сказал: «Дай мне слово, что умирать я буду у тебя на руках»... И я, смеясь, сказала: «Конечно, конечно» … Он сказал: «Я говорю очень серьезно, поклянись». И в результате я поклялась».

Для Елены Сергеевны это был больше чем поступок. «Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену… Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах… могла купить все, что ей понравится. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу… не знала ужасов житья в совместной квартире. «Что же нужно было этой женщине?!» – вопрошает писатель, рисуя под вымышленным именем вполне реальный образ, и сам же отвечает на свой вопрос: «Ей нужен был он, мастер». Дама, принадлежавшая к высшему обществу, с обеспеченной и, в общем-то, счастливой жизнью, уходила к Михаилу Афанасьевичу, дела которого в тот момент обстояли далеко не блестяще. Пьесы в спектакли не воплощались, хотя многими его произведения принимались на «ура». Последний роман «Белая гвардия» все никак не мог выйти из печати. Денег не хватало, квартирный вопрос тоже висел в воздухе. В почти автобиографичном романе Маргарита сама сообщает мужу о решении уйти к любимому: «Прости меня и как можно скорее забудь». И это, пожалуй, единственное несоответствие реально происходившей драме. Тяжкую долю выяснения отношений с мужем взял на себя писатель. В архивах Булгакова сохранилось незаконченное письмо к Шиловскому: «Дорогой Евгений Александрович, я виделся с Еленой Сергеевной по ее вызову, и мы объяснились с нею. Мы любим друг друга так же, как любили раньше…». Закончить письмо помогает маленькая шутливая записка Михаила Афанасьевича. Она адресована тогдашнему режиссеру МХАТа В. Сахновскому и написана непосредственно на одном из театральных совещаний: «Срочно! Секретно! В 3 и 3/4 дня я венчаюсь в ЗАГСе. Отпустите меня через 10 минут». Надо отдать должное уважение бывшему мужу, который, поняв, что тут не мимолетное увлечение, нашел в себе силы достойно выдержать удар. Мало того, о сложившейся ситуации первым известил родителей жены: «Дорогие Александра Александровна и Сергей Маркович! Когда Вы получите это письмо, мы с Еленой Сергеевной уже не будем мужем и женой. Мне хочется, чтобы Вы правильно поняли то, что произошло. Я ни в чем не обвиняю Елену Сергеевну и считаю, что она поступила правильно и честно. Наш брак, столь счастливый в прошлом, пришел к своему естественному концу. Мы исчерпали друг друга… Раз у Люси родилось серьезное и глубокое чувство к другому человеку, она поступила правильно, что не пожертвовала им».

3 октября 1932 года брак с Шиловским был расторгнут, а уже 4 октября заключен брак с Булгаковым. Младшего сына она забрала с собой. Старший, названный в честь отца Женей, остался с папой. Но, часто бывая у мамы, он постепенно сдружился с ее новым мужем. Младшего же Сергея, Михаил Афанасьевич полюбил, как своего собственного…

Полет над временем

Елена Сергеевна навсегда запомнила и таинственную квартиру на Патриарших, и волшебную ночь у камина, где, собственно, и переплелись их судьбы с Маргаритой. Но так никогда и не узнала правды. На все ее расспросы следовал неизменный ответ, что и квартира, и роскошный старик, и та лунная весенняя ночь ей просто приснились. Тем не менее, однажды даря жене свою книгу (она называлась «Дьяволиада»), подписал ее такими словами: «Ты совершишь со мной мой последний полет». На всю жизнь Елена осталась для Мастера его вдохновением, его музой, ангелом-хранителем.

Булгаков отличался великолепным умением читать свои произведения, и многочисленные гости супругов бесконечно готовы были слушать главы «Мастера и Маргариты». И всегда рядом с ним тихонько сидела та, без которой, может быть, никогда и не родились бы эти вдохновенные строки: «Она сулила славу, она подгоняла его… и говорила, что в этом романе ее жизнь». Оказалось, и его тоже.

За несколько дней до смерти, когда Булгаков уже совсем потерявший зрение, с трудом выговаривающий слова, прошептал лишь одно: «Мастер...», – она дала клятву, что напечатает роман. Напечатает, чего бы это ей ни стоило. Клятву свою она, как известно, сдержала.

Елена Сергеевна Булгакова пережила мужа на целых 30 лет. Но их последний полет будет продолжаться бесконечно: «Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер… Подобно юноше-демону, мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой».

текст: Полина Антонова.
журнал «Аэропорт»




tatasoz-
Рубрики:  ЖЗЛ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку