-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kasiniya

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.05.2011
Записей: 6295
Комментариев: 562
Написано: 11124


Понятие «галантность», давшее наименование целой эпохе...

Пятница, 26 Июля 2024 г. 18:47 + в цитатник

4511 (573x700, 95Kb)
Элизабет-Луиз Виже-Лебрён – Портрет Марии-Антуанетты с розой.
1_640887 (270x67, 29Kb)
К нам, по булыжной мостовой,
В шелка и бархат разодет,
Не моветон, а комильфо,
Спешил на бал галантный век!

Понятие «галантность», давшее наименование целой эпохе, относилось, прежде всего,
к отношениям мужчины и женщины из аристократической среды.
Галантность в переводе с французского языка означает изысканную вежливость, чрезвычайную обходительность.

В XVII—XVIII веках под галантностью подразумевалась не только крайняя степень уважения к женщине, но и поклонение женской красоте, своеобразное «служение» даме, исполнение всех её желаний и капризов.
Однако между средневековой куртуазностью и галантностью придворного франта была существенная разница:
последний был не обязан совершать подвиги во имя Дамы. Рыцарские турниры тоже стали достоянием истории.
Вместе с тем, как и в Средние века, женщина оставалась фактически бесправной, а её благополучие полностью зависело от мужчины.

Проснись, любовь! Твое ли острие
Тупей, чем жало голода и жажды?
Как ни обильны яства и питье,
Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят,
Рожденным для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирают руки.
Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас!

Шекспир Уильям
1_640887 (270x67, 29Kb)

Образцом для подражания, разумеется, выступал правитель — король, курфюрст, герцог, непременно уподоблявшийся Богу. Считалось хорошим тоном содержать фаворитку, давать в её честь балы, концерты и маскарады.
Ряд исследователей видят в этой системе «выродившийся средневековый культ Прекрасной Дамы». Основа галантных отношений — изысканный флирт, зачастую не переходящий рамок приличий.
Для этих целей существовала особая коммуникативная система: «язык вееров», «язык мушек», «язык цветов».

Ты все молчишь! Как быстро отцвела
Твоя любовь, не выдержав дыханья
Разлуки, растоптав воспоминанья,
Отвергла долг и дар свой отняла.

Но в горький плен мой разум ты взяла,
Тебе служить - иного нет желанья!
И хоть сожгла ты прошлое дотла,
Душа, как нищий, просит подаянья.

Ответь! - Пусть сердце, пылкое тогда,
Когда мы страстным предавались негам,
Пустым, холодным стало навсегда, -

Гнездо в лесу, засыпанное снегом,
В глухом лесу, где замер каждый звук.
Ответь, молю, не дли жестоких мук!

Уильям Вордсворт.

На содержание дворов «галантные» европейские монархи тратили больше средств, чем даже на военные расходы
(и это в условиях частых войн XVII—XVIII веков). Редкое исключение составляли короли Пруссии.
Постепенно термин «галантность» распространился на стиль жизни в целом.
«Галантным» признавался человек, чьи манеры, речь и костюм были безукоризненны, чьи познания говорили об интересе к наукам и искусствам.

Следуя этому постулату, дети из аристократической среды получали разностороннее, но поверхностное образование. «Галантный кавалер» и «галантная дама» продумывали каждый свой жест, взгляд, слово до мелочей.
Впоследствии этот стиль жизни послужил основой для дендизма.
Единственный в Европе журнал, посвящённый моде и стилю, назывался «Галантный Меркурий», в живописи возник целый жанр — «галантная сцена», на подмостках ставились «галантные балеты».

Едва явилась ты - я был тобой пленен.
Знакомый взор искал я в незнакомом взоре.
Ты вспыхнула в ответ, - так, радуясь Авроре,
Вдруг загорается раскрывшийся бутон.

Едва запела ты - я был заворожен,
И ширилась душа, забыв земное горе,
Как будто ангел пел, и в голубом просторе
Спасенье возвещал нам маятник времен.

Не бойся, милая, открой мне сердце смело,
Коль сердцу моему ответило оно.
Пусть люди против нас, пусть небо так велело,

И тайно, без надежд, любить мне суждено,
Пускай другому жизнь отдаст тебя всецело,
Душа твоя - с моей обручена давно.

Мицкевич Адам - «К Лауре»

Начало XX века было отмечено ностальгическим «возвратом» к эстетике барокко и рококо,
к образам времён Людовика XIV, к навсегда ушедшей галантной эпохе.
Это было связано с естественным желанием человека найти в привлекательных картинах прошлого успокоение от всё ускоряющегося ритма жизни.

Синонимом понятия «рококо» становятся не только пышные наряды, но и манера поведения знати. Безделье, наслаждение, любовные утехи – именно так должны были проводить свое время аристократы.
В сравнении с эпохой Ренессанса, где культивировались тела, дышащие здоровьем и силой, в рококо, наоборот, женщина должна была выглядеть хрупкой статуэткой с неизменно бледной кожей. Чтобы достичь этого эффекта, дамы использовали невообразимое количество пудры и мушек на лице.

Веселые вчера простились мы с тобой:
Своей назвал тебя. И, словно окрыленный,
Я ныне шел к тебе, счастливый и влюбленный.
Услышать милый смех, увидеть взор живой.

Но отведенный взгляд, но вздох невольный твой
Укором отдались в моей груди стесненной,
И я не оскорбил невинности смущенной,
Я был почтителен к стыдливости немой.

Стыдливость и печаль для милой - украшенье,
Но если совести жестокое смятенье
Под ними кроется, твою терзая грудь, -

На что твоя печаль, твой стыд мне, дорогая,
Не огорчай меня, краснея и вздыхая,
Несовершенною, зато счастливой будь!

Мицкевич Адам.

Говоря об эпохе рококо, нельзя не упомянуть женские прически. У парикмахеров того времени не было недостатка в клиентах. «Чем выше, тем лучше», – именно так можно охарактеризовать моду на прически. Предпочтение отдавали парикам.
На головах у дам сооружали вазы с цветами, корабли, замки. Иногда высота такого «шедевра» могла достигать 60 см.

Истории даже известен случай о том, когда придворная дама появилась на балу с прической такой высоты, что она задела ей свечи на люстре, тем самым вызвав пожар не только на своей голове, но и в танцевальном зале.

Туфли с вогнутым вовнутрь каблуком – еще одна особенность эпохи рококо. Изящной дама должна была быть во всем, и ножки – не исключение. Чтобы зрительно уменьшить размер стопы, туфли делали с вогнутым каблуком. Такая модель получила название «голубиная лапка».

Эталоном женской красоты «Галантного века» считались тонкая талия, узкие плечи и округлое лицо. Дамы облачались в платья с пышными юбками, затягивая талии корсетами. Они походили на перевёрнутые бокалы на тонких ножках. В одежде преобладали пастельные тона – оттенки голубого, оливкового, розового, жёлтого. Эта тенденция также связывалась с нежеланием стареть.
Известно, что Женщина, для мужчин, всегда загадка! "Чего хочет женщина, того хочет Бог!".

© Copyright: Алексей Гончаров2, 2020
Свидетельство о публикации №120062804511
1_640887 (270x67, 29Kb)


Рубрики:  Живопись.Искусство всего мира.
живопись,стихи- галантный век
Метки:  

Процитировано 1 раз