Башня казни в Бухаре Вокруг света. 1897. № 17, с. 269.
Как известно, в состав Российской империи входило на правах вассала Бухарское ханство. Петербург предпочитал не вмешиваться в местные дела, поэтому вплоть до 1917 г. там сохранялись все прелести азиатского феодализма, включая экзотические виды смертной казни.
Одной и популярных казней было сбрасывание с самого высокого минарета Бухары:
Башня эта имеет более сорока саженей высоты и в былые времена играла немалую роль. С водворением русских в Туркестанском крае или вообще в Средней Азии бухарские нравы несколько смягчились, но и до сих пор не проходит года, чтобы с высоты сорока саженей не сбросили бы по приказанию хана какого-нибудь несчастного.
Хан имеет полное право казнить кого ему вздумается, и никто не смеет воспрепятствовать этому. Почти все властелины Средней Азии страдали жаждой уничтожения, и не одна сотня душ погибла совершенно безвинно.
По поводу этой башни казни, откуда сбрасывают осужденных, среди народа сохранилась следующая интересная легенда. «Тому назад много лет был у нас хан, - рассказывают бухарцы, - который лицом походил на ангела, а душою на черта. Не сосчитать даже, сколько невинных людей погубил этот хан и сколько сирот пустил он по миру. Но никто не в силах был остановить его. Все трепетали пред ним и немели, когда он появлялся. Однажды, на базаре встретил он старика оборванного и полуслепого, который не поклонился ему. Рассвирепел хан, приказал схватить беднягу и немедленно казнить. Всполошился народ: жаль стало ему старика, но сказать что-нибудь или остановить казнь никто не посмел. В полдень на место казни собралось столько народу, сколько звезд на небе, и даже мирабы (начальники участков) не могли разогнать его. На казнь приехал сам хан. Народ глухо роптал и недобрыми словами называл повелителя. Хан махнул рукой, и палач повел старика вверх на башню. Долго с тревогой ожидал народ, но вот они, наконец, появились на верхушке. Завязали старику глаза, помолился он на сторону святой Мекки великому Аллаху, и палач столкнул его. Народ так и ахнул, и что же? Непонятны дела твои, премудрый Аллах! Старик тихонько спустился на землю, словно сошел с лестницы, подошел к хану и приложился губами к его туфле. Побледнел хан, задрожал и вдруг спрыгнул с лошади, обнял старика и поклялся перед всем народом, что отныне он никого не тронет. «Пусть Аллах убьет меня, если я обижу хоть одного человека!» Сказал это и набожно прикоснулся к рубищу старика. Он скоро умер, и хан с почетом хоронил его, а мы считаем его святым. С тех пор прошло много лет, а такого доброго хана у нас никогда не бывало».
Немало таких легенд сохранила мрачная башня на базаре, напоминающая теперь бухарцам о тяжелых временах. Строго говоря, все среднеазиатские племена благословляют в душе приход русских, которые своим появлением укротили своеволие жестоких властелинов.
Фото С.М. Прокудина-Горского, 1907 г.
Русские либералы были в курсе всего этого и "писали кипятком" от ярости, предлагая упразднить заповедник Средневековья в Бухаре. Но царь и слушать ничего не хотел, потому что Эмир Бухарский был очень лояльным и обходительным человеком. Политик-с.
Откровенным протестом художника против дикого изуверства, возмущением против принижения человеческого достоинства является небольшой рисунок Каразина «Казнь преступников в Бухаре». Для бесправного, задавленного религиозным фанатизмом населения насильственная смерть человека была столь же обычным явлением, как ежедневная молитва. «Не проходит ни одного базарного дня, чтобы на площадях, преимущественно в местах, отведенных для убоя скота, кровь несчастных, провинившихся перед шариатом, не смешивалась бы с кровью волов и баранов», — писал Н. Н. Каразин. (В. Шумков. Жизнь, труды и странствия Николая Каразина, писателя, художника, путешественника // Звезда Востока, 1975, № 6).

Казнят преступников исключительно через повешение, причем виселицы ставятся всегда среди базара, и трупы казненных, в зависимости от совершенных ими преступлений, висят для общего назидания от трех дней и даже до месяца. В этом отношении Азия выработала свой особый способ вешать. Способ, в сущности, ужасный. Обыкновенно приговоренные к повешению выводятся на площадь и становятся на колени перед виселицей. Все они поражают своим замечательным спокойствием. Вокруг всегда теснится толпа, жадная до всякого зрелища. Палач вынимает особый нож и тут же перед глазами приговоренного начинает его точить, ведя в то же время спокойно беседу с окружающими о делах совершенно посторонних. Затем начинает задавать вопросы приговоренному, методично натачивая свой нож на оселке, который постепенно начинает приближать к глазам преступника… Вероятно, ритмическое движение ножа перед глазами действует на преступника, потому что он внимательно начинает следить за натачиваемым ножом и по мере его удаления начинает невольно вытягивать шею. Проделав несколько раз эти пассы и загипнотизировав свою жертву, палач, натачивая нож, начинает поднимать свои руки вверх; преступник поднимает при этом голову и открывает шею. Пользуясь этим моментом, палач вонзает ему нож в шею и распарывает горло поперек так, как режут баранов. Затем уже через несколько минут накидывает на шею трупа веревку и поднимает его на виселицу. Картина казни такая, что если раз увидишь, так потом будет долго мерещиться. Офицер у меня знакомый один, так тот чуть с ума не сошел потом, посмотрев на такую казнь. «Чуть, — говорит, — глаза закрою, как начинаю снова видеть, как режут этого несчастного как барана».
(Д. Н. Логофет. На границах Средней Азии. Путевые очерки в 3–х книгах. Книга 2. Русско–афганская граница. — СПб., 1909).