Витражи, витражи… |
Обожаю витражи! Жаль, что они в основном на религиозные темы, но встречаются и нейтральные.
Классический витраж появился впервые в Германии в Х веке. Широкое распространение декорирования оконного стекла началось со второй четверти XI в. С рисунка снимались шаблоны, по которым резалось стекло. Куски цветного стекла собирались по рисунку, наводилась окончательная тушевка и рисунок эмалью бурого цвета. Затем производился обжиг затонированных кусочков стекла в печах. После обжига куски стекла вновь собирались по рисунку и скреплялись путем спаивания специально приготовленными прутками из свинца.
В средневековье живопись на стекле достигает и в Европе своего пика - окна Страсбургского и Кельнского соборов в Германии, в Англии -- окна коллегии Мертона в Оксфорде (ХIII в.), окна Уэлльского, Йоркского и других соборов, религиозные витражи в Кракове. В ХVI в. и др.
Витражи, появившиеся как атрибут «готики», не исчезли вместе со снижением интереса к западному средневековью. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода.
Около середины ХVII в. витражное искусство приходит в упадок и вновь возрождается лишь в начале ХIХ в. В эпоху Просвещения буржуазия Запада, боровшаяся против устоев феодализма и церкви, уничтожила большинство готических витражей под лозунгом: «Больше света!»
В 1820-е гг. увлечение в России рыцарскими романами и подражание готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи. Их называли тогда «транспарантными картинами».
Хотя в России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. Из-за границы привозили старинные средневековые произведения. Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — С.-Петербурге. В Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.
Витражи в тот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль». Но стоимость «готических окон» их была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 г. «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова была оценена в 6 тысяч рублей (по тем временам очень много).
Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи, как это водится и по сей день.
В 1860-е гг. среди заграничных мастерских появилось конкурентоспособное ателье, организованное русским художником В. Д. Сверчковым (1822—1888). Его мастерская находилась в Шляйсхайме под Мюнхеном и была ориентирована на заказы российского императорского Дома, выполняла витражи для церквей и особняков Петербурга, Москвы, Берлина, Лондона, Мюнхена.
В 1880—1910-х гг. благодаря техническому прогрессу в области стеклоделия упростилось производство листового стекла, были разработаны новые технологии его окраски, обработки, декорирования.
Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла.
Многие древние витражи «погибли» во время мировых войн 1914 – 1918 гг., 1939 – 1945 гг.
В настоящее время выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления:
1.Классический витраж (технология Тиффани) — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика.
2.Накладной витраж — получается спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу.
3.Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.
4.Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
5.Комбинированный витраж — образуется сочетанием различных технологий создания витража.
В Японии также модно в последнее время украшать ими интерьер.
Рубрики: | Живопись/Графика Антиквариат Страны/Архитектура |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |