Цитата сообщения Donnarossa
Подстаканник
Есть предмет столового обихода, и он нам хорошо известен - подстаканник, - крупный заказчик которого тоже хорошо известен: это – российские железные дороги или ранее министерство путей сообщения. Фактически, подстаканники – один из атрибутов наших железных дорог. Считается, что подстаканники современной формы появились в российских пассажирских поездах в бытность С.Ю. Витте директором Департамента железнодорожных дел Министерства финансов (с 1889) и министром путей сообщения Российской империи (в 1892).
Подстаканник с мемориальной гравировкой "На Отъ 4Р Кастенко Фельд. Толчкову".
Серебро, литьё, гравировка. Россия, Санкт-Петербург, 1857.
Подстаканник как атрибут чайного стола появился в России в конце 18 века и связан с городским чаепитием. Сразу же подстаканник завоевал популярность у мужского населения: фарфор - это барышням, а сочетание стекла и металла - это для сильной половины человечества.
Подстаканник на стилизованных ножках в виде «куриных» лап на шариках - серебро, литьё, гравировка, золочение. Россия, Москва, мастерская Щетинина Илья Фомича, 1892-1900
Период до Великой Октябрьской Социалистической Революции характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские, техника исполнения – художественное литьё, ювелирные техники — гравирование, эмаль по сканому орнаменту, расписная эмаль, витражная эмаль . Упор делается на эксклюзивность изготовления и драгоценные материалы.
Подстаканник "Лебеди" в стилистике русского модерна. Серебро, литьё, чеканка, гравировка, золочение. Фирмы "Бр. Грачевы" под гербом. Россия, Санкт-Петербург, фирма поставщиков Двора Бр. Грачёвых, 1899-1908
Подстаканник - серебро, литьё, чеканка. Россия, Москва, мастерская Соколова М.Ф., 1899 – 1908
Широким полем для творческой фантазии мастеров была форма подстаканников. В середине 19 века в оформлении корпуса и ручки преобладали мотивы неоклассицизма и неорококо. С 1870-х годов подстаканники делались в виде сруба крестьянской избы, высокого бревенчатого забора, плетёного берестяного кузовка, кадушки, бочонка.
Подстаканник - серебро, литьё, гравировка, выпиловка. Россия, Москва, мастерская Андреева В.И., 1899-1908
Подстаканник - серебро, штамп. Фирма «Хлебниковъ». Россия, Москва, поставщик Императорского двора фирма «Хлебниковъ», 1908 – 1917
Подстаканник ажурный с серебряной крышкой и стаканом. Стекло с рубиновым нацветом, гранение, шлифовка, штамп, гравировка.
Россия, Москва, инициалы мастера "НГ", 1847
Очень был популярен подстаканник в среде русского офицерства. Благодаря этому он "застрял" на Кавказе - вспомните знаменитые "Кубачи". Уже с середины 19 века среди русских подстаканников встречаются изделия с восточными мотивами:
Подстаканник с арабской вязью. Серебро, штамп, гравировка, 1868
Подстаканник с массивной литой композицией "Тройка". Серебро, литьё, гравировка, монтировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Андреева Г.А., 1896
Для одних подстаканник - символ великой истории царской России, для других - один из реликтов советской эпохи. Ну а для кого-то все ещё просто предмет быта. В России практически каждый хотя бы раз в жизни держал в руках подстаканник, видел его в домашнем буфете или пользовался им в поезде. Однако дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Скорее всего, потому, что изначально он был просто утилитарным предметом быта.
Классический подстаканник «Пальма» («Новый Крым»)
Наиболее крупное производство подстаканников располагается в городе Кольчугино Владимирской области на заводе столовых приборов и посуды, основанным купцом А.Г. Кольчугиным в XIX веке как часть металлургической мануфактуры.
Парные подстаканники в стиле модерн. Серебро, штамп, выпиловка, золочение. С дарственной гравировкой " В честь женитьбы...". Россия, Москва, Пятая артель ювелиров, 1908-1917
Тулово (корпус) подстаканника украшалось литыми накладками, резными цветочными орнаментами и гравюрами с сельскими или городскими романтическими пейзажами. Штампованные и чеканные подстаканники конца XIX - начала ХХ веков украшались стремительными русскими тройками и сценами охоты. В это время подстаканники украшали былинные, сказочные и исторические сюжеты. В начале 20 века появились горельефные изображения лошадиной головы, охотничьих рожков и других атрибутов охоты и скачек.
Подстаканник в неоклассическом стиле, украшенный гирляндами, пальметтами и меандром. Серебро, литьё, ручная проработка, золочение. Россия, Москва, мастерская Крутикова Ивана Кирилловича и Петра Кирилловича, 1908-1913.
После 1917 производство подстаканников было прекращено вообще. Но это не повлияло на его место в быту. Изготовление подстаканников возобновилось только во время НЭПа частными артелями. Вместе с литьём теперь начали использовать гравировку и выдавливание рисунка. С 1930-х подстаканник становится всё более популярным и даже начинает нести функцию средства государственной пропаганды, а производство подстаканников в молодом советском государстве становится на промышленный уровень, применяется высокоточная штамповка.
Подстаканник «Рабочий и колхозница», «Сбор урожая в саду и на пашне». Серебро, штамп. СССР, Москва, Московская ювелирная фабрика, середина ХХ века. Продан за 32000 руб.
Выпускались различные тематические серии подстаканников, приуроченные к каким-либо важным событиям государственной и культурной жизни страны. С конца 1940-х - начала 1970-х подстаканники изготавливали из сплава медь-никель-цинк с глубоким серебрением, мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Тематические серии подстаканников советской эпохи включают памятные даты, партийные съезды, космонавтику, годовщины Победы 1945 года, города СССР, разнообразные узоры...
Ложка для подстаканника удлиненная с навершием в виде венчика и черневым орнаментом. Серебро, литьё, чернь, выпиловка. Мастерская "ГАГ",
Россия, Москва, 1891.
В настоящее время подстаканники выпускаются в большом количестве вариантов исполнения. Это и авторские, эксклюзивные работы и дешёвые штамповки. Подстаканники, рассчитанные на массового потребителя, производятся с украшениями в виде изображений охоты и дичи, либо это реплики образцов советского времени.
Шесть чайных ложек с гравировкой в неорусском стиле. Серебро, литьё, гравировка. Мастерская "ВА", Россия, Москва, 1881.
В России сложилась добрая традиция подавать чай в поездах неприменно со стаканом в подстаканнике. Именно в железнодорожном путешествии сейчас проще всего встретить этот замечательный предмет, как и в старые добрые времена. Включая даже очень редкие образцы. Так что, при случае, обязательно закажите горячего чайку во время поездки. А лучше, купите себе красивый подстаканник или закажите его у хорошего мастера. И хотя подстаканник сам по себе весьма харизматичный предмет обихода, его отлично дополнят стаканы и серебряные ложки с искусным узором, но это уже совершенно другая тема...
Источник
5 немецких подстаканников к. 19 века-н.20 века
Мастерская Fraget Варшава начало XX в.
Подстаканники, которые часто делались на заказ и отражали индивидуальные вкусы, могут многое рассказать о структуре русского общества, о социальной психологии его различных слоев.
Подобно русским средневековым чаркам и чашам, подстаканники зачастую имели традиционные надписи-пожелания. Самая распространённая из них, выполненная в технике резьбы или чеканки, – «Пейте на здоровье!» – размещалась в верхней части. Очень часто подстаканники украшались надписями с именем владельца или художественными монограммами из двух-трёх букв.
Подстаканник. Серебро 84*. Клеймо мастера "АФ", пробирного мастера с датой "ЛО 1896"
В нижней части выгравирована дарственная надпись: "На добрую память дорогому начальнику врачу Кирасирову отъ команды лазарета 3-го Св.Н. Зап. бат. 17 Апр. 1916 г. М. Стрельна".
Пробирное клеймо "ЛО" принадлежит Олексу Льву Федоровичу, (1890-1896 гг). Клеймо "АФ" - принадлежит Фульду Александру Иосифовичу, владельцу серебряных изделий, 1862-1917, некоторые вещи с таким клеймом находятся в коллекции Государственного Исторического музея (ГИМ).
В заметке использованы материалы из ЖЖ рассказа
Подстаканник в форме плетёного лукошка с ручкой, имитирующей веточку берёзы. Серебро, литьё, чеканка, гравировка, золочение. Россия, Санкт-Петербург, неизвестный мастер, 1890
Подстаканник в стиле растительного модерна с цветочным орнаментом и фигурной ручкой в виде бутона. Серебро, литьё, штамп, гравировка, выпиловка, золочение. Клейма 84 пробы с "женской головкой в кокошнике, повернутой вправо" мастера "НЗ". Россия, Москва, мастерская Николая Николаевича Зверева, 1908-1914. Продан за 150000 руб.
Подстаканник в неорусском стиле. Серебро, литьё, монтировка, гравировка. Клейма 84 пробы с инициалами пробирного мастера "АС" над датой "1893" и гербом города, мастера "МИ". Россия, Санкт-Петербург, мастерская Исакова М.Я., конец 19в. Продан за $ 8500
Подстаканник в стиле модерн. Серебро, литьё. Клейма 84 пробы, мастерской "ГК". Россия, Москва, предположительно фабрика Клингерта Густава Густавовича, 1899 - 1908 гг.
Подстаканник в русском стиле с изображением городских типажей "Горожанин и горожанка". Серебро, литьё, прочеканка, гравировка, выпиловка, золочение, монтировка. Клейма 84 пробы над инициалами пробирного мастера "А.Ш" и датой 1896, мастера "М.И". Россия, Санкт-Петербург, мастерская золотых и серебряных изделий Исакова М.Я., 1896 г. Продан за 153000 руб.
Подстаканник в неорусском стиле с крышкой, украшенной фигуркой ящерицы, ползущей к поленнице дров и серебряной ложкой с мишками на дереве. Бронза, литьё, штамп, чеканка, двуцветное золочение. Ложка-серебро, литьё, гравировка, золочение. Россия, конец XIX в. Продан за 35000 руб.
Подстаканник "Тройка в еловом лесу " на фигурном резном основании. Серебро, литьё, штамп, выпиловка, монтировка, гравировка. Клейма 84 пробы с "женской головкой в кокошнике, повернутой влево", мастера "ВБ". Россия, Москва, фабрика серебряных изделий Баладановой В.А., 1896-1908. Продан за 150000 руб.
Подстаканник, выполненный в редкой технике витражной эмали в сочетании с эмалью по скани. Серебро, литьё, оконная "витражная" эмаль, скань, полихромные эмали по скани. Клейма 84 пробы, герба города, пробирного мастера над датой 1894, мастера "ДЕ". Россия, Москва, мастерская Егорова Дмитрия Александровича, 1894
Ценность данного произведения в применении различных эмалевых техник, в том числе сложной оконной эмали (плик-ажур). Светящиеся ячейки заполенные эмалью жёлтого, оранжевого, светло-голубого, цвета морской волны, синего, светложёлтого, фиолетового. Этой техникой владели немногие мастера и предприятия. Техника витражной эмали сложна и трудоёмка, предметы получаются хрупкими. Продан за 420000руб.
А вот этот пока не продан:
Подстаканник в стиле историзм оригинальной формы с изящным цветочным орнаментом. Россия, Москва, мастерская Иванова Адриана Терентьевича, 1908-1917.
Подстаканник с позолотой. Фирма поставщика Императорского двора К. Фаберже. 1886-1985
Эмалевые подстаканники - эмальерное дело - здесь.