Сначала была "шуточная" песня, с этой фразой в припеве. Ох, как часто я ее вспоминал, да и не я один, конечно).
Потом появились стихи, где эта фраза укоротилась и заострилась, как нож..
" Мой черный человек в костюме сером!..
Он был министром, домуправом, офицером,
Как злобный клоун, он менял личины
И бил под дых внезапно, без причины."
Фильм должен был выйти на экраны 25 июля 2011 года. Фильм был готов в режиссерской версии в самом начале года, тогда уже начась раскрутка в СМИ. На ТВ выходили программы, где создатели и участники фильма рассказывают о том, как снимали кино. А там было что рассказать! Во-первых, уникальный грим, позволяющий добиться почти полного сходства с реальным человеком. Уникальные кинообъективы бывшего Ленинградского завода ЛОМО, который начал их выпускать впервые в мире еще тогда и сейчас делает только поштучно на заказ, для заграницы, конечно.
Несколько объективов были выданы съемочной группе напрокат, и операторы фильма сумели приладить их к современным кинокамерам. Цель - эти широкоформатные объективы при съемке не искажают цветопередачу (как это делается в современном "ярмарочном", нереально красочном кино), благодаря чему мы видим картину глазами зрителя 70х годов, видим краски такими, как их видят наши глаза в жизни. И это еще больше усиливает эффект реальности, когда смотришь фильм! Ну, о том, как художники через компьютер кропотливо, по кадрам, воссоздавали облик Москвы 70-х, "очищая" город от реклам, ларьков, новоделов и прочих примет нашего времени, наверно, уже слышали все.
Помню программу ТВ, где все это звучит в эфире. Кто играет Высоцкого - была тайна за 7 печатями. Безруков говорит: "Мы все играем Высоцкого, как короля играет окружение.." и рассказывает о своем персонаже, об актере, который вводится на замену периодически "исчезающего" Высоцкого в спектаклях театра на Таганке (в жизни это был Валерий Золотухин). Владимир Меньшов говорит о том, что он играет в фильме не Юрия Любимова, а просто режиссера театра, который вынужден экстренно вводить другого артиста на главную роль.. Потом отзывы различных кинодеятелей. Восторженные. Гусман говорит об "убийственном" сходстве, о закрученном сюжете, 12 милионном бюджете, о том, что фильму гарантирован успех.. Помню, как резанула фраза Леонида Ярмольника: "Высоцкого сыграть невозможно. Но если у них получится, я буду счастлив.". Были и другие передачи, интерес к фильму начал разогреваться.
Как по щелчку хлыста компания по раскрутке фильма прекратилась в апреле, все затихло.
"И, улыбаясь, мне ломали крылья,
Мой хрип порой похожим был на вой,
И я немел от боли и бессилья
И лишь шептал: "Спасибо, что живой".
(Сравните, 7-ю годами ранее)
"Я не люблю насилья и бессилья,
Вот только жаль распятого Христа"
Позже стало известно, что премьера перенесена на 1 декабря. Было жаль, конечно, но я тогда ничего не заподозрил.
Наступила осень. Рекламная компания фильма прошла по полной программе и 1 декабря фильм вышел на экраны.
Я боялся идти. Я помнил слова Ярмольника, с которым был полностью согласен. За свою жизнь я прослушал километры записей, знаю наизусть почти все песни, просмотрел всю хронику, что была снята при жизни, записи спектаклей, съемки на ТВ разных стран, включая утреннее шоу "60 минут" на американском ТВ, куда приглашают только самых звездных звезд. Его пригласили. Что он там говорил - пересказывать не буду. Да.. Мне было страшно и любопытно - как же таинственный актер в таком тяжелом силиконовом гриме будет играть его неповторимую мимику, его знаменитую усмешечку, без которой невозможно представить его живой образ?
Но сказано - "иди и смотри!", и я пошел.
Сразу скажу - фильм сильный. Я впервые видел, как после фильма, после всех титров (на титры остались многие, они шли под "Балладу об уходе в рай"- трудно было встать и уйти), люди оставались в креслах и тихо сидели..
Несколько женщин в пятом ряду остались, когда и я ушел. То ли платочки выжимали, то ли ждали, пока душа хоть немного обратно свернется.. Я шел молча, не мог выдавить ни слова, пока не пришел в себя.
В голове вертелись последние строки из этого стихотворения..
"И лопнула во мне терпенья жила -
И я со смертью перешел на "ты",
она давно возле меня кружила,
Побаивалась только хрипоты...
Но знаю я, что лживо, а что свято, -
Я это понял все-таки давно.
Мой путь один, всего один, ребята,-
Мне выбора, по счастью, не дано".(с)
Теперь разбор полетов.
Хорошая режиссура, несомненный, настоящий успех Петра Буслова, после всех его "Бумеров".
Крепкий сценарий, два часа практически без провисаний (никогда не поверю, что его написал один Никита, который в жизни ничего не писал, кроме писем. Его отец, сами знаете сколько всего написавший, писал сценарии только в соавторстве с профессиональными сценаристами.. а тут.. почему-то вспоминается О.Бендер с его "Шеей"). В сценарии использованы реальные эпизоды, имевшие место в разное время. Конечно, изменены все фамилии, названия и пр..
Отличная операторская работа Игоря Гринякина!
Невозможно не отметить тех, кто занимался компьютерной графикой.
Игра актеров. Акиньшина (женщина Поэта, прототип - Оксана Афанасьева_ - сыграла, как могла. Можно было найти актрису и посильнее, но налицо явное сходство с прототипом. Она меня не раздражала. Я постепенно увидел в ней настоящую Оксану и принял.
Ильин - как всегда убедительно. Смоляков, Астархан - отлично (в рамках этого сценария). Ургант, Леонидов - достойно.
Андрей Панин (личный врач) - просто великолепно. Не сыграл, прожил кусок жизни на экране. Звезда фильма.
Непонятно, куда делись обещанные сцены в театре с Меньшовым и Безруковым, сцены в квартире Высоцкого, которая специально для фильма была воссоздана на студии до мелочей? Безруков в кадре 15 сек, Меньшова я вовсе не разглядел, придется еще раз идти).
У меня полное впечатление, что за лето фильм сильно перекроили, изменили сценарий, и главными героями стали "сотрудники КГБ".
Да, чуть не забыл.
Высоцкого в фильме нет.
Ярмольник был прав.
Помните историю про баню, девочек и Генерального прокурора?
Так вот, в фильме есть человек, похожий на Высоцкого.
Ему прибавили 15 см. в росте и лишили какой бы то ни было мимики.
Я думал, что уж голос-то будет озвучивать Безруков, он имитатор номер 1 в стране.
Но есть версия, что озвучивал Никита, и я склонен ей верить, потому что голос не похож.
Безруков сделал бы лучше!
Спасибо, что песни оставили в оригинальном исполнении. Правда спасибо, у меня были и такие опасения.
Из фильма ясно, что Высоцкий - это уже не конкретная личность.
Это событие, которое случилось со страной. (с)
Теперь посмотрим на это все с высоты птичьего полета.
Фильм делался в расчете на аудиторию 14-25, и она пришла.
Многие ли слушали Высоцкого до фильма? Сомневаюсь.
Заинтересуются ли после него? - Безусловно, многие. Знаю по себе. Часто нужен просто толчок.
Повторю, фильм сильный, и по зрителю бьет не по-детски. Что и требовалось доказать.
Да, и последний нюанс. О главном герое.
Главный герой фильма - полковник КГБ. Попробуйте поспорить.
Для справки. Партия полковника КГБ 4 декабря выиграла "выборы" и он собирается баллотироваться в Президенты.
Становится понятной причина переноса премьеры на 1 декабря.
Так что.. фильм выполнил сразу две миссии.
Фильм о его черном человеке.
Постоянный адрес рецензии на КИНОПОИСКЕ.РУ
Серия сообщений "Память-снег":
Часть 1 - Хочу в море
Часть 2 - Сон под пятницу
...
Часть 18 - Полет
Часть 19 - Вставные зубы Москвы
Часть 20 - Полковнику пишут все.
Часть 21 - Озираюсь..
Часть 22 - "Жертва телевидения"
Часть 23 - Матан
Часть 24 - Перезимовали
Часть 25 - Семь уроков жизни Уилла Смита