Проселкова М.О. Особенности психического здоровья детей-сирот. НЦПЗ РАМН |
Проселкова Марина Овсеевна
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук (1996)
Научный Центр Психического Здоровья РАМН
ВЫВОДЫ
1- У детей-сирот установлены разнообразные нарушения психического развития психопатологические расстройства, которые складываются в синдром сиротства:
— среди нарушений развития преобладают расстройства в эмоциональной и интеллектуальной сфере, особенно недостаточность речевого, моторного, физического и коммуникативного развития:
— основными психопатологическим расстройствами являются депривационные депрессии, депривационный парааутизм, моторные стереотипии.
2. Синдром сиротства, обнаруживая определенное сходство с психическими нарушениями при раннем детском аутизме (РДА) и умственной отсталости (УО), имеет и существенные отличия при сопоставлении с соответствующими контрольными группами детей. К ним относятся, в первую очередь, явления парааутичности, заключающиеся в возможности относительно легкого преодоления аутического поведения в ходе индивидуального общения, отсутствие негативистических реакций при взаимодействии с ребенком, нехарактерности феномена «тождества». По сравнению с РДА у детей-сирот отсутствует диссоциативность в психическом развитии. От детей с УО их отличает обратимость задержки психического развития (в возрасте после 5-6 лет)- Общей особенностью детей-сирот является низкая работоспособность, нетренированность памяти, расстройства внимания, рентные установки.
3. Выраженность психических депривационных нарушений зависит от возраста начала сиротства:
для детей, осиротевших в раннем детском возрасте, характерен отчетливый синдром сиротства во всей полноте нарушений развития и психопатологических проявления;
— у детей, осиротевших в школьном и подростковом возрасте, имеет место меньшая выраженность и парциальность нарушений развития в виде недостаточности эмоционально-волевой сферы с формированием личности дефицитарного типа. Психические расстройства менее интенсивны.
4. Выявлены закономерности трансформации психопатологических расстройств в возрастной динамике онтогенеза детей, осиротевших в раннем возрасте:
— особенностью депривационных расстройств, выявляемых в раннем возрасте, является их обратимость, редукция к 5-7 годам, хотя изменения в эмоционально-волевой сфере личности обнаруживают более высокую стабильность:
— в школьном и подростковом возрасте у детей идет формирование личности дефицитарного типа, депривационные ранние синдромы дезактуализируются.
5. Наиболее эффективным мероприятием по абилитации детей-сирот является метод имитации семьи, который предполагает разукрупнение групп детей, постоянный состав групп и включает в себя расширение эмоционально-когнитивной и разновозрастной стимуляции с применением специальных программ, улучшающих развитие других психических функций.
6. Работа сиротских учреждений нуждаются в реорганизации с изменением их штатно-функциональной структуры. Необходимы следующие мероприятия:
— введение в штат «ЛЗМ» (лицо, заменяющее мать);
— замена сменного графика лиц, работающих с «семьей», на ежедневный;
— психологическое тестирование при отборе лиц для работы на этих должностях и контрактная система приема на работу сотрудников дома-младенца.
Рубрики: | ОБЩЕСТВО/Острые вопросы общественно-политической жизни ПСИХОЛОГИЯ/современная психология МЕДИЦИНА ДЕТСТВО СЕМЬЯ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |