...и ещё немножко о Соне:
"С Соней я познакомился два с половиной года назад. Ей было тогда еще 10 лет.
И это знакомство произвело на меня глубокое впечатление.

Девочка - аутист, имеет статус инвалида, и совершенно беспомощна в жизни.
На момент знакомства, например, она не была способна полить цветы из лейки, в которую уже налита вода. И не потому, что у нее что-то с руками, а потому, что она (по психологическим причинам) не могла совершать произвольные действия - действия, определяемые ее волей и сознанием.
Одна нейропсихолог, знавшая Соню уже не первый год, упорно не верила в возможности этой девочки, и характеризовала ее: девочка - имбицил.
Имбицил – это гораздо хуже, чем дебил. Это глубже деформация, ниже интеллект.
Я разговариваю с нею записками. Она не могла и до сих пор не может говорить.
Не может сама и писать. Но письмо доступно ей, если мать или педагог слегка касаются ее руки (психологическая, а не физическая поддержка).
И вот, мы «говорили» с нею через письмо, и меня поразил, богатый внутренний мир Сони, может быть, даже уникальный внутренний мир. Это особая тема, я никогда, наверно, не забуду это открытие. У девочки, поведение которой, действительно, могло казаться «имбицильным», отрешенной, неконтактной (когда вы обращались к ней, она вела себя так, будто вас не было вовсе), неадекватной - есть свой внутренний мир. Он не подделка со стороны близких, не чья-то фантазия, он существует на самом деле.
Соня с шести лет пишет стихи. С того возраста, когда родители впервые узнали, что девочка понимает человеческую речь (прежде думали, что не понимает ничего), и даже откуда-то умеет читать, хотя ее не учили.
В восемь была проблема научить ее пользоваться ложкой.
Девочка сидела перед полной тарелкой, и была голодна, и ложка лежала тут же.
Но она не может взять ложку и кушать. Она плакала от голода – и была абсолютно беспомощна. Она не могла сделать этих произвольных действий.
И мать должна была ей говорить: «Соня, возьми ложку». Тогда лишь Соня была способна ее взять. «Зачерпни». Зачерпнула. «Неси в рот». И так далее.
А вот некоторые ее высказывания возраста восьми лет.
Какой ответ можно ждать от девочки этого возраста, на вопрос: что такое, по ее мнению, «наука», да еще если ее интеллект некоторые врачи приравнивают уровню имбицила?
Соня дает определение недетскими словами:
«Наука – это система знаний, основанных на сомнении».
Кто знаком с науками изнутри, удивится точности слов.
Девочку спрашивают дальше - а что такое «мысль»? Как она определит свое понимание «мысли»?
Вновь она дает свой ответ (повторяю, ей было всего восемь лет):
«Мысль – есть самая великая, после любви, сила в мире».
А что такое стыд?
«Стыд это огонь, выжигающий грех из души».
Ну а что же такое сама «душа»?
Кто из нас, взрослых и умных, решится ответить на вопрос, что такое душа? Я не решусь. Едва ли придумаю что-нибудь, кроме тавтологии.
Соня пишет:
«Душа – это пустое место в человеке, которое человек может заполнить Богом, или сатаной».
Здесь возникает вопрос: как отличить, что перед нами - глубокая неполноценность ребенка или особый путь человека, определенный Богом, драгоценный путь, наше достояние и милость Божья к нам? За то, что у меня смог возникнуть такой вопрос, я благодарю всех детей-инвалидов, с которыми встретился в жизни".
(Сергей Сошинский, преподаватель РПУ св. ап. Иоанна Богослова, сотрудник Православного просветительского центра "Живоносный источник)
взято
отсюда