1513 – скончался Бернардино или Бетто ди Бьяджо (Пинтуриккио) /(Benedetto or Betto di Blagio (Pinturicchio, или Pintoricchio)/ (ок.1454, Перуджа -11.12.1513, Сиена) итальянский живописец, представитель умбрийской школы.
Пинтуриккио учился у Бенедетто Капорали (может быть, и искусству миниатюры - ему приписывается страница молитвенника с "Распятием" в Ватиканской библиотеке); работал в боттеге Фьоренцо ди Лоренцо; был помощником и сотрудником П. Перуджино в Сикстинской капелле в Ватикане (1481 - 1483), работал в Перудже (после 1494 г.), Риме (1493-1494 и 1508), Орвието (1492), Сполето (1497), Спелло (1500-1501), Сиене (с 1502 г.).
Сохранившиеся фрески: в Риме - в Сикстинской капелле и в апартаментах Борджа в Ватикане; в Сайта Мариа ин Арачели, Сайта Чечилиа и Сайта Мариа дель Пополо; остатки фресок в палаццо Колонна и Пенитенциери, в замке св. Ангела и в ватиканском Бельведере; в Орвието - остатки фресок в соборе, в Перудже - "Мадонна с ангелами" в люнете зала дель Консильо в здании муниципалитета; в Сполето - роспись в соборе (1497); в Спелло - в Сайта Мариа Маджоре; работы в Сиене: фрески в соборе (1504), в библиотеке Пикколомини (1503 - 1508) и остатки фресок из палаццо Петруччи (Маньифико) на темы из "Одиссеи" (теперь в Лондонской Национальной галерее - "Возвращение Одиссея").
Другие работы: "Св. Августин с донаторами" (1500) и полиптих с Мадонной (1495) - в пинакотеке Перуджи; "Успение" - в Национальном музее г. Неаполя; Мадонны - в Риме (Ватикан), Спелло (Сайта Мариа Маджоре), Сан Северино (собор), Валенсии (Академия), Бостоне (музей Гарднер), Кембридже (музей Фогта), Милане (Амброзиана), Оксфорде (Ашмолеанский музей), Париже (Лувр), Лондоне (Национальная галерея); портреты мальчиков и юношей - в галереях Дрездена, Оксфорда и Нью-Йорка; картон "Фортуна" для пола Сиенского собора. Последние работы: "Успение" (в музее г. Сан Джиминьяно) и "Христос, несущий крест" (в миланском собрании Борромео).
Искусству Пинтуриккио в целом присуща светлая оптимистическая образность. Недаром с его именем связывают один из самых поэтичных портретов XV в. - "Портрет мальчика" (ок. 1490). В этой работе Пинтуриккио выступил как своеобразный мастер, прежде всего в выборе модели: детские портреты - редкое явление в эпоху Ренессанса. Художник сумел почувствовать и психологически достоверно раскрыть детскую душу.
http://www.renesans.ru/renaissance/artist_06.shtml
http://mirizo.ru/7/333.html
http://www.krotov.info/acts/16/more/vazari_03.html
http://en.wikipedia.org/wiki/Pinturicchio
http://www.artcyclopedia.com/artists/pinturicchio.html
http://www.margaritelli.com/fondazione/pinturicchio/eng/